КОНСТРУИРОВАНИЕ МОДЕЛИ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ


КОНСТРУИРОВАНИЕ МОДЕЛИ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ
13.00.08 теория и методика профессионального образования
Бийск – 2017

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность и степень разработанности проблемы исследования
Реалии нашего века таковы, что Интернет и различные формы заочного обучения образовали новый вид педагогики, опирающийся на электронное обучение в современной телекоммуникационной среде и дистанционные образовательные технологии.
Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников.
(Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273-ФЗ)
Обратим внимание на не бесспорное, но вполне актуальное высказывание известного американского философа и социолога Элвина Тоффлера (Alvin Toffler), одного из авторов концепции постиндустриального общества: “The illiterate of the 21st Century are not those who cannot read and write but those who cannot learn, unlearn and relearn”. В переводе это звучит как «безграмотными в 21 веке будут не те, кто не умеет читать и писать, а те, кто не умеет учиться разучиваться и переучиваться».
Спрос на образование растёт. Также растёт спрос на гибкость и более удобные формы и методы передачи знаний. Этот спрос в сочетании с появившимися в последние десятилетия мощными сетевыми компьютерными и телекоммуникационными системами способствует внедрению дистанционных образовательных технологий и разработке электронных образовательных ресурсов.
Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников. (Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273-ФЗ)
Дистанционное образование и повышение квалификации даёт реальную возможность людям повышать уровень своего образования в течение всей жизни.
Современное информационное общество ставит перед учебными заведениями разного уровня задачу подготовки выпускников, способных:
• гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применяя их на практике для решения разнообразных возникающих проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место;
• самостоятельно критически мыслить, уметь увидеть возникающие в реальной действительности проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии; четко осознавать где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены в окружающей их действительности; быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить;
• грамотно работать с информацией.
В свою очередь модернизация системы образования, происходящая в последнее десятилетие, ставит перед педагогами, работающими в системе профессионального образования новые стратегические задачи. В Федеральной целевой программе развития образования на 2016 – 2020 гг. (утв. постановлением Правительства РФ от 23 мая 2015 г. N 497) отведена значительная роль развитию системы профессионального образования в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий.
Современные дистанционные образовательные технологии (ДОТ) открывают реальные перспективы для повышения качества знаний и оперативности образовательного процесса, для решения различных социальных проблем, связанных с функционированием института образования.
В образовательной программе высшего профессионального образования по направлению «Профессиональное обучение» профиль подготовки «Экономика и управление» отмечено, что в рамках учебных курсов должно быть предусмотрено применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Анализ работ отечественных и зарубежных авторов в области экономического профессионального образования, инновационных образовательных технологий, дистанционного образования свидетельствует об актуальности вопроса создания систем профессионального экономического образования на основе дистанционных технологий и востребованности таких систем различными категориями граждан.
Теоретическая основа исследования опирается на фундаментальные работы в области:
- системного и деятельностного подходов в образовании (Л.C. Выготский, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин и др.);
- профессионального образования (С.Л. Батышев, A.A. Вербицкий и др.);
- теории проблемного и модульного обучения (И.Я. Лернер, А.М. Матюшкин и др.).
Обобщая вышеизложенное, следует отметить, что к настоящему времени определены теоретические основы, методы, механизмы проектирования профессионального электронного обучения, однако отдельного исследования по конструированию модели электронного обучения и дистанционных образовательных технологий профессиональной подготовки (экономика и управление) ещё не проводилось.
Таким образом, актуальность исследования определяется противоречием между необходимостью расширения практики применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в профессиональном экономическом образовании и недостаточной исследованности данного вопроса в теории и практике высшей школы.
Проблема исследования: Главное изменение в обществе, влияющее на ситуацию в сфере образования,- ускорение темпов развития общества. В результате чего для обеспечения потребностей общества, диктуемых увеличением образовательного рынка, усложнением технологий и интеллектуализацией труда в производстве, требуется совершенствование системы дистанционного образования и электронного обучения, призванное удовлетворить потребности общества и страны в высококвалифицированных кадрах.
Проблема определила выбор темы исследования: «Конструирование модели электронного обучения и дистанционных образовательных технологий профессиональной подготовки (экономика и управление)».
Цель исследования – теоретическое обоснование эффективности модели электронного обучения и дистанционных образовательных технологий профессиональной подготовки (экономика и управление).
Объект исследования – профессиональное экономическое образование студентов.
Предмет исследования – процесс проектирования и реализации модели электронного обучения и дистанционных образовательных технологий профессиональной подготовки (экономика и управление).
В основу нашего исследования положена гипотеза о том, что модель электронного обучения и дистанционных образовательных технологий профессиональной подготовки будет более эффективной, если:
• выявлены особенности и принципы (целостности и непрерывности, опережения и развития способности самообучения и саморазвития) внедрения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в содержание профессиональной подготовки;
• спроектирована модель профессионального экономического образования;
• разработана технология поэтапной реализации предлагаемой модели (организационный комплекс мероприятий и предварительная методическая работа), направленная на решение проблем учебно-программного и методического сопровождения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были определены задачи исследования:
1. Изучить состояние исследуемой проблемы (в области педагогики, психологии, информатики) с целью выявления степени её значимости для профессиональной подготовки студентов.
2. Теоретически обосновать и спроектировать модель электронного обучения и дистанционных образовательных технологий профессиональной подготовки (экономика и управление).
3. Экспериментально проверить, апробировать и проанализировать эффективность предлагаемой модели электронного обучения и дистанционных образовательных технологий профессиональной подготовки (экономика и управление)
4. Подготовить методические рекомендации по использованию модели электронного обучения и дистанционных образовательных технологий профессиональной подготовки (экономика и управление).
В рамках первой задачи был сделан анализ теоретических исследований по проблеме исследования.
Решение второй задачи – проектирование модели запланировано на февраль-май.
Решение третьей и четвертой задач запланировано на сентябрь –декабрь этого года.
Следует отметить, что опытно-экспериментальная работа по изучению эффективности внедрения модели электронного обучения и дистанционных образовательных технологий профессиональной подготовки будет включать следующие этапы: диагностический, прогностический, организационный, практический и обобщающий.
Первый этап связан с изучением особенностей существующей практики профессиональной подготовки студентов факультета технологии и профессионально-педагогического образования Алтайского государственного гуманитарно-педагогического университета имени В.М. Шукшина по направлению «Профессиональное обучение», профиль подготовки «Экономика и управление».
На прогностическом этапе поставлены цели, выдвигаются задачи эксперимента; уточняется объект и предмет исследования; формулируется рабочая гипотеза; осуществляется выбор методов и методик формирующего эксперимента; происходит подбор контрольных и экспериментальных групп; определяются критерии оценки эффективности опытно-экспериментальной работы; прогнозируются положительные результаты и способы коррекции возможных негативных последствий.
Практический этап представляет собой формирующий эксперимент. На данном этапе будет осуществляться непосредственное внедрение в образовательный процесс системы профессионального экономического образования на примере электронного обучения и дистанционных образовательных технологий при параллельном отслеживании результатов.
Обобщающий этап включает в себя анализ и интерпретацию полученных данных, корректировку гипотезы, описание хода исследования и результатов эксперимента. Логическим завершением формирующего этапа эксперимента является контрольный эксперимент.
Положения, выносимые на защиту:
1. Модель электронного обучения и дистанционных образовательных технологий профессиональной подготовки, обеспечивающая положительную динамику развития компетентности в условиях профессионального образования с использованием дистанционных образовательных технологий, должна базироваться на модели, включающей:
1) целевой блок, отражающий цели, задачи, теоретико-методологическую и нормативно-правовую базу организации компетентностно-ориентированной подготовки;
2) проектный блок, описывающий технологию проектирования дистанционного курса;
3) организационный блок, раскрывающий начальные условия обучения и принципы его организации;
4) диагностический блок, определяющий принципы диагностики компетенций и критерии их оценивания.