О профилактике речевых нарушений у детей дошкольного возраста
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Образовательный центр «ЭЛКО»
Статья по логопедии
на тему «О профилактике речевых нарушений у детей дошкольного возраста»
Выполнила:
логопед Ибраимова Гульнур
Алматы 2015 г
О профилактике речевых нарушений у детей дошкольного возраста
В последние годы по статистическим данным наблюдается увеличение количества детей с дефектами речи. В связи с этим возрастает необходимость совместной работы различных специалистов (воспитателей, психолога, музыкального работника и т.д.) и родителей при ведущей роли логопеда с целью создания эффективных условий для правильного развития речи детей.
Язык занимает чрезвычайно важное место в развитии ребенка. Только через родной язык дитя входит в жизнь окружающих его людей. Известный физиолог И.П. Павлов дал естественнонаучную основу учению о языке. Язык, по его словам, не только заменяет непосредственное действие на мозг всех внутренних и внешних раздражителей, но и абстрагирует, обобщает их, является таким образом орудием наиболее высокого уровня мышления, средством общения и служит «активным могучим средством всестороннего развития личности ребенка». (А.И. Сорокина)
Свои языковые и мыслительные навыки ребенок приобретает лишь в общении с другими людьми. Незыблемым остается тот факт, что процесс овладения речью совершается наиболее быстрыми темпами именно в возрасте от двух до пяти. В возрасте около года запас слов у ребенка исчисляется единицами; к концу второго года достигает двухсот пятидесяти - трёхсот слов, а к концу третьего года доходит до тысячи.
Всем памятны вещие строки, которые написал Лев Толстой о самых первых годах своей жизни:
«Разве не тогда я приобретал все то, чем я теперь живу, и приобретал так много, так быстро, что во всю остальную жизнь я не приобрел и одной сотой того? От пятилетнего ребенка до меня только шаг. А от новорожденного до пятилетнего страшное расстояние».
Многие авторы в области психолингвистики и логопедии стали говорить о дефицитарности языковой способности, что отрицательно сказывается на общем и речевом развитии детей.
Поэтому необходимо рано начинать работу по формированию «языкового чутья», что будет залогом успешного общего развития и компенсацией тех или иных недочётов в овладении речью.
Не у всех процесс овладения речью происходит одинаково. В ряде случаев он может задержаться, что нарушает нормальный ход речевого развития.
Речевые нарушения у детей можно разделить на три большие группы.
Первая группа - фонетические нарушения речи, которые выражаются в дефектах произношения звуков или их групп без других сопутствующих проявлений. Сущность данного нарушения заключается в том. что у ребенка под влиянием определенных причин (например, отклонения в строении артикуляционного аппарата - зубов, челюсти, языка, нёба; нарушения в иннервации мышц, участвующих в артикулировании, или подражания неправильной речи) складывается и закрепляется искаженное произношение отдельных звуков, которое влияет лишь на внятность речи и не мешает нормальному развитию других компонентов речи. Типичные примеры нарушений, относящихся к данной группе, - горловое, или одноударное, произношение звука р, мягкое произношение шипящих при нижнем положении языка, межзубное (когда звук произносится с просунутым между зубами языком) произношение свистящих и т.д.
Вторая группа - фонематические нарушения речи, при которых ребенок не только дефектно произносит те или иные звуки, но и недостаточно их различает, не улавливает акустической и артикуляционной разницы между оппозиционными звуками.
Третья группа - общее недоразвитие речи у детей имеет разное выражение - от полного отсутствия речи или лепетного ее состояния до легких форм нарушения речи с элементами фонетического и лексико-грамматического недоразвития.
Дети с глубоким недоразвитием речи в обычный сад попадают изредка. Чаще можно наблюдать детей, у которых общее недоразвитие речи является менее выраженным.
Анализ их речевой деятельности позволяет говорить о том, что словарь детей оказывается небольшим по объему и недостаточно точным по способу употребления.
В нем наблюдается в основном слова, обозначающие конкретные предметы и действия, и мало слов, обозначающих отвлеченные и обобщенные понятия. Это приводит к тому, что словарный запас характеризуется стереотипностью, частым употреблением одних и тех же слов.
Логопедическая работа в детском дошкольном учреждении неспециального типа включает в себя несколько направлений. Это преодоление имеющихся нарушений речи у детей, предупреждение возможных вторичных нарушений речи, профилактика (пропедевтика) речевых нарушений до их возникновения, совершенствование разных сторон речи при отсутствии нарушений, параллельная коррекция и доразвитие других психических функций: слухоречевого и зрительного внимания, зрительной и речедвигательной памяти, словеснологического мышления.
Каковы же причины возникновения речевых нарушений?
Среди них можно выделить следующие:
ухудшение экологической обстановки;
особенности региона по йодо- и фтор- дефицитности;
увеличение числа патологий беременности;
увеличение количества родовых травм;
ослабление здоровья детей и рост детской заболеваемости;
различные социальные причины.
Хотелось бы отдельно остановиться на социальных причинах появления речевых нарушений. Прежде всего, следует отметить снижение уровня языковой культуры общества в целом. Наши дети зачастую слышат вокруг себя не только неправильно оформленную речь, но и нелитературные выражения. В некоторых случаях оставляет желать лучшего содержание и речевое оформление программ телевидения и видеокассет.
Те или иные недостатки речи, возникшие в дошкольном возрасте, в дальнейшем могут повлечь за собой целый ряд вторичных нарушений речи: недостаточную сформированность фонематического слуха, задержку формирования навыков звукобуквенного и слогового анализа слов, ограниченность словарного запаса ребенка, нарушение грамматического строя речи.
Как отмечалось ранее, речь ребенка формируется в процессе общения с окружающими его взрослыми. В этом смысле большая роль в формировании правильной речи детей принадлежит воспитателям детских дошкольных учреждений. Если одной из задач логопеда является коррекция, исправление дефектов речи при неправильном речевом развитии ребенка, то задачей воспитателя является формирование речи детей при нормальном речевом развитии. Программа воспитания и обучения в детском саду предусматривает развитие всех сторон устной речи: словаря, грамматического строя, связной речи, звукопроизношения. Таким образом, воспитание звуковой культуры речи является составной частью системы работы по развитию речи.
Работа по формированию звуковой стороны речи включает в себя несколько этапов:
подготовительный;
этап появления звука;
этап усвоения и автоматизации звука.
На двух первых этапах речевой работы осуществляется:
развитие слухового внимания детей;
развитие мелкой моторики рук у детей;
развитие подвижности артикуляционного аппарата;
уточнение артикуляции и произношения звука или его вызывание по подражанию.
При обследовании детей, нуждающихся в специализированной логопедической помощи, выявляется моторная неловкость. Дети не могут точно воспроизвести заданную позу, удержать или сменить ее. По мнению японских специалистов, тренировка пальцев рук стимулирует умственное развитие. М.М. Кольцова в своих работах отмечает, что есть все основания рассматривать кисть рук, как орган речи - такой же, как артикуляционный аппарат.
С этой точки зрения проекция кисти руки есть еще одна речевая зона мозга. Движение пальцев рук в сочетании с ритмическим предъявлением звуковых раздражителей положительно сказывается на развитии речи и других психических функций.
«Ритмы, синхронизируя нервно-психические процессы, как бы «раскачивают» мозг и способствуют своеобразному функциональному резонансу, облегчают восприятие и все виды деятельности», (проф. А.Н. Шеповальников)
В связи с этим представляется целесообразным ежедневное проведение пальчиковой гимнастики с детьми, что сказывается положительно как на звукопроизношении. так и на развитии речи в целом.
Уточнение артикуляции произношения звуков позволяет привлечь внимание детей к положению органов артикуляции, усилить кинестетические и слуховые ощущения. Данный вид речевой работы проводится коллективно в виде заучивания и проговаривания стихотворений и чистоговорок, насыщенных соответствующим звуком. Такая форма действительно эффективна, если звук появился у ребенка спонтанно и уже достаточно автоматизирован в самостоятельной речи. Если же данный звук еще не сформирован или процесс автоматизации не завершен, то происходит фиксация дефектного звука в речи ребенка, что в дальнейшем потребует кропотливой коррекционной работы.
В связи с этим очень важно предварять ознакомление детей со звуками речи выполнением артикуляционных тренировочных упражнений, которые способствуют формированию и закреплению правильных произносительных умений и навыков. Для достижения желаемого результата необходимо выполнять соответствующий комплекс артикуляционной гимнастики в группе. Для формирования грамматического строя речи и его развития предусматривается тематическая работа.
По мнению многих специалистов начало целенаправленной работы по формированию правильного звукопроизношения. развитию слухового внимания, артикуляционной и мелкой моторики уже с трехлетнего возраста помогает предотвратить появление многих нарушений речи, а зачастую выявить у детей данного возраста другие более сложные речевые патологии.