Урок по истории Культура периода застоя 9 класс
Разработка урока по истории России: "Я не люблю…(Культура и духовный климат в эпоху "застоя") 9 класс
Цели:
Показать учащимся, что культура и духовный климат во второй половине 60-х - начале 80-х гг. отмечен ростом критических настроений в среде интеллигенции; что, несмотря на значительное влияние государства на все стороны жизни советского человека, общество развивалось не только в рамках партийных директив;
Раскрыть содержание литературы и искусства в 60-х-80-х гг., суть диссидентского движения;
формировать эмоционально-ценностное отношение к памятникам культуры, расширение культурного кругозора учащихся.
Предварительная работа – опережающие задания по творческим группам: стихи поэтов, исполнение на гитаре авторских песен
Оборудование:
Мультимедийный проектор.
Раздаточный материал - технологическая карта
Презентация.
Понятия: «развитой социализм», диссидент, правозащитник, «деревенщики», интеллектуальное (авторское) кино, авторская песня, художники - неформалы, московский концептуализм, соц-артХод урока (презентация)
I. Организационный момент
Цель: готовность к уроку, раскрытие общей цели урока и плана его проведения.
Деятельность учителя Деятельность учащихся
Постановка целей урока. Ознакомление с алгоритмом работы Ознакомление с раздаточным материалом – таблицы для заполнения по ходу изучения нового материала
II. Подготовка учащихся к основному этапу работы
Цель: Создать условия для мотивации учения и для понимания цели учебного занятия
Деятельность учителя Деятельность учащихся
Знакомит с направлениями культурного развития во второй половине 60-х - начале 80-х гг. Выдвигают предположение об изменениях в духовной сфере советского общества со второй половины 1960-х г.
III. Этап усвоения новых знаний и способов действий
Цель: создать содержательные и организационные условия для восприятия, осмысления и первичного запоминания учащимися изучаемого материала через работу творческих групп.
Основной вопрос Деятельность учителя Деятельность учащихся
Культура и духовный климат во второй половине 1960-х – начале 1980-х гг. Проблемные вопросы: 1) Можно ли культуру советского общества периода «застоя» считать застойной культурой?
2) Что из достижений культуры СССР 1960 – 1980 гг. и сегодня оказывает влияние на нашу духовную жизнь?
Доказать, что несмотря на то, что данный период в истории называют «эпохой застоя», культура развивается, появляются новые художественные средства выразительности, с помощью которых мастера различных направлений в искусстве изображали свое видение картины мира
Организация работы по изучению основных вопросов темы:
Диссидентское, правозащитное движение
Мини-лекция Поиск фактов с целью ответа на поставленный вопрос через работу творческих групп
Учащиеся заполняют технологическую карту по ходу изложения «Основные черты»
Авторская песня
Творческие группы – читают стихотворения И.Бродского, В.Высоцкого, Б.Окуджавы.
Исполняют песни В.Высоцкого.
IV. Этап проверки понимания изученного
Цели:
установить правильность и осознанность изученного материала;
выявить возможные пробелы осмысления изученного через опрос.
Деятельность учителя Деятельность учащихся
Организация работы по определению степени усвоения учащимися во время изучения нового материала Учащиеся отвечает на вопросы:
Какие темы преобладали в литературных произведениях?
С чьим именем связано движение в защиту памятников истории и культуры.
Какое название получило движение в СССР в защиту прав и свобод граждан?
Почему в 1965-1968 гг. в СССР зародилось диссидентское движение?
Кто из известных деятелей культуры в 70-е начале 80-х гг. оказался за границей? Как вы думаете почему?
Каковы ваши личные впечатления от музыки, кино, живописи, литературы, театра, смеховой культуры 1960-х - начале 1980-х гг.?
V. Этап обобщения знаний
Цель: создать условия для формирования целостной системы ведущих знаний учащихся, формирования у них обобщенных понятий.
Деятельность учителя Деятельность учащихся
Обобщение основных идей по каждому направлению культурного и духовного развития Заполнение технологической карты
Таблица для заполнения по ходу урока:
Основные черты Основные идеи
Литература Размышления о духовном мире современника и ответственности человека за свой моральный выбор. Раскрытие былых ценностей крестьянского мира.
Театральное искусство Компенсировал отсутствовавшую публичную политическую дискуссию.
Киноискусство Новые художественные средства и новые подходы к осмыслению прошлого через прошлое и современность.
Изобразительное искусство Воспроизведение на плоскости холста и в концептуальных инсталляциях мир идей, а не мир вещей, и главной идеей была свобода.
Музыкальное искусство Творческое самовыражение. В песнях поднимались философские и социальные проблемы.
Смеховая культура Социальный подтекст. Менялись тональность показа советской действительности.
Диссидентское, правозащитное движение Свобода человека рассматривалась как высшая ценность. Неприятие строя подавлявшего такую свободу
Вывод: Духовный климат конца 1960-х - начала 1980-х гг. отмечен ростом критических настроений в среде интеллигенции, которые усугублялись серьезными сбоями в работе экономических механизмов и трудностями в социальной сфере.
Весь «послеоттепельный» период развития культуры насыщен яркими событиями. Интенсивно протекала духовная жизнь, сформировалось общее культурное поле заинтересованного интеллектуального взаимодействия. Культурная жизнь сама по себе была общественным явлением, в творческой среде вырабатывались общественно значимые идеи и ценности, становившиеся достоянием самой широкой аудитории.
VI. Этап информации о домашнем задании
Цель: создать условия для понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.
Деятельность учителя Деятельность учащихся
Инструктаж по выполнению домашнего задания. Задания:1) Параграф 45 читать, пересказывать,
2) Знать и уметь определять новые термины и понятия.
3) Поинтересуйтесь у своих родителей, учителей, взрослых о любимых композиторах, певцах, артистах, режиссерах их молодости.
Проведение соцопроса:
Какие важные события в жизни вашей семьи связаны с периодом правления Л.Брежнева?
Каким было материальное положение вашей семьи в период 1964-1982 гг.?
Ощущала ли ваша семья рост благосостояния народа в этот период? В чем конкретно для вас он проявлялся?
VII. Этап подведения итогов и рефлексия
Цель: дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся, обеспечить усвоение учащимися принципов самореализации.
Деятельность учителя Деятельность учащихся
Подведение итогов учебного занятия.
Характеристика работы класса. Оценивают активность своей работы на уроке