Статья «ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ»
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ
Учитель математики Белорусова О.Н.
Домашняя учебная работа тесно связана с работой на уроке и рассчитана главным образом на развитие самостоятельности учащихся и их творческого мышления. Задание на дом органически вытекает из предыдущего урока, является его продолжением и готовит последующий урок. Оно минимально по объему, что обязывает планировать каждый пункт задания, знать его назначение. Необходимо осознать тот колоссальный вред, физический и моральный, который несет нашим детям состояние давящей необходимости выполнить домашнюю работу, которую подчас из-за поистине гигантского объема школьник чисто физически сделать не может. Кроме этого, необходимо учесть, что мы часто не показываем ученику самого важного: зачем ему это нужно. Зачастую задания на дом выпадают из системы уроков, и представляют собой случайные собрания задач, упражнений, параграфов. Продуманное, взвешенное, интересное домашнее задание способно творить чудеса. А диалектика здесь простая: интересно на уроке – и домашнее задание не в тягость, а интересное, с душой выполненное домашнее задание неоценимо помогает уроку. С первых уроков надо стремиться индивидуализировать домашнее задание в соответствии со способностями и возможностями конкретного ученика. Задание должно быть посильным для большинства, не очень простым для сильных учащихся. Чтобы удовлетворить этим требованиям, его надо составить из двух частей: 1) общей для всех учащихся; 2) творческого или трудного задания. Объём задания зависит и от времени года. Рассмотрим принципы и методы, которые лежат в основе продуктивности и эффективности работы учеников дома. Привычка к регулярной самостоятельно работе, выполнение заданий различной сложности – вот, что относится к целям, которые мы преследуем, давая задание на дом. Да и учебные планы невыполнимы без домашних заданий. Ученики тоже рассматривают домашнюю работу как необходимое условие своего успешного обучения в школе. Как же сделать, чтобы домашние задания более эффективно помогали школьникам овладевать основными знаниями и умениями? Постараюсь ответить на следующие вопросы: 1. Почему домашние задания необходимы? 2. Какую роль они играют при подготовке и планировании урока? 3. На что следует обращать внимание учащихся, давая задание на дом? 4. Как решить проблему контроля и оценки домашнего задания? 5. Что нужно сообщать родителям о подготовке детьми домашнего задания? 6. Варианты творческих домашних заданий.
1. Необходимость домашних заданий
Организуя учебную деятельность учащихся, учитель исходит из задачи оптимально развить личность каждого ребёнка, соблюдая единство научного обучения и морального воспитания, связи школы с жизнью, связи уроков с жизнью и прогрессом. Это обусловливает методику домашнего задания. Не следует задавать на дом то, что достигнуто на уроке. Существует, по меньшей мере, два обоснования необходимости домашнего задания, вытекающих из его педагогической функции. Первое следует из того, что важнейшей задачей нашего образования является приобретение всеми учащихся основополагающих знаний и умений, но существуют различия в скорости восприятия и, следовательно, во времени, требующемся для усвоения материала отдельными учениками. Второе следует из того значения, которое имеет домашнее задание для развития определенных качеств личности. Личные качества, не пробуждаемые в деятельности, т.е. оказавшиеся не востребованными, остаются неразвитыми. Иногда одаренный ученик терпит поражение в жизни, т.к. ему не хватает силы воли, самодисциплины, чувства долга и ответственности, необходимых для самостоятельной деятельности не менее, чем интеллектуальные предпосылки. На уроке развитие этих качеств может быть намечено, но не реализовано полностью, т.к. для этого необходимы постоянные осознанные действия ученика. Здесь кроется одна из причин того, почему даже самый лучший урок не позволяет отказаться от домашнего задания. Возникает и ситуация нравственного испытания. Приходится преодолевать внутренние конфликты, например, вместо футбола решать задачи. Процесс преодоления закаляет волю. Закаляют и трудности в ситуации, когда никак не удаётся что-то выполнить. Эти трудности естественны и необходимы для укрепления характера. И каждому школьнику нужны задания, время для выполнения которых не ограничено, задания, предполагающие поиск, пробы, эксперимент, развивающие творческие способности ученика, его потребность в самообразовании. Итак, домашнее задание – неизбежная составная часть и необходимое дополнение к хорошему уроку.
2. Роль домашнего задания при подготовке и планировании урока Домашнее задание – как все педагогические мероприятия – должно служить развитию личности учащихся. Чтобы обосновать необходимость домашнего задания с педагогической точки зрения, нужно выявить взаимосвязь между видами деятельности, предлагаемыми домашним заданием и теми личностными качествами, которые должны развиваться в этой деятельности. Если учитель математики задал детям задачу, то при решении ее требуются и развиваются не только математические навыки и способности, но и одновременно математическая и внематематическая эрудиция, общие интеллектуальные способности, навыки чтения и письма, определенное отношение к этой задаче, к математической науке, к обучению в школе как к общественному долгу. Короче говоря, любое домашнее задание – если школьник выполняет его сам - оказывает комплексное воздействие на развитие личности. Из вышесказанного следуют выводы: - при планировании урока не забывайте о домашнем задании. Имейте в виду, что домашнее задание, направленное на усвоение всеми школьниками основных знаний и умений, зависит от того уровня общего развития, на котором в данный момент находится класс или отдельные учащиеся; - перспективное планирование домашнего задания необходимо, если вы используете его с целью развития личностных качеств учащихся; - задавайте на дом только тогда, когда вы уверены, что сможете выделить на уроке время для проверки и оценки выполнения задания.
3. На что следует обращать внимание учащихся, давая задания на дом Планируемое воздействие домашнее задание оказывает только тогда, когда учащиеся должным образом его выполняют. Создать необходимые для этого условия, мотивировать отношение школьников к домашней работе – вот главная задача учителя, дающего задание на дом. Конечно, не всегда следует подробно обосновывать каждое предлагаемое домашнее задание. Особые меры для мотивации необходимы тогда, когда у школьников возникают сомнения в целесообразности этого задания; если отсутствует прилежание и тщательность выполнения домашней работы; если ставится новое и непривычное для школьников задание. Это относится так же к заданиям, рассчитанным на длительное время. Если речь идет о познавательных заданиях, необходима интересная постановка проблемы. Если речь идет о тренировочных заданиях, то здесь мотивирующим фактором может служить стремление учащихся к усовершенствованию навыков. Не считайте само собой разумеющимся, что все школьники обязательно выполнят поставленное вами задание. Мотивируйте задания, пробуждая в учащихся любознательность и радость открытия, развивая фантазию, апеллируя к их чувству долга, используя их стремление к признанию и хорошим отметкам, учитывая индивидуальные склонности и желания.
Поэтому используйте на уроке любую возможность для самостоятельной деятельности школьников, если при выполнении домашнего задания от них требуется применение знаний и умений в изменившихся условиях. Удостоверьтесь, все ли учащиеся поняли, в чем заключается их домашнее задание. Никогда не давайте задание по звонку или после звонка. Развитие индивидуальности каждого школьника – требование, в реализации которого домашнему заданию отводится особая роль. Домашние задания тоже можно по мере необходимости дифференцировать. Для школьников, которые овладели навыками выполнения определенных заданий, повторное выполнение таких же заданий – требование заниженное. Было бы лучше освободить этих ребят от обязательного домашнего задания и посоветовать им поработать над заданием повышенной сложности. Именно домашнее задание позволяет успешней использовать индивидуальные особенности и учитывать склонности учащихся. Дифференцированные домашние задания удовлетворяют потребность учащихся в тренировке, позволяют восполнить пробелы в знаниях. Индивидуальные домашние задания должны получать и хорошо успевающие и одаренные ученики, потому, что такие задания способствуют развитию их способностей, углублению их знаний. Особые задания должны ставить перед учащимися трудности, преодоление которых сделает более плодотворной работу на уроке. Оживить урок помогут задания, рассчитанные на длительное время. Такие задания можно использовать для изготовления учебных и наглядных пособий, это может быть подготовка доклада и защита его перед коллективом класса, проведение выставки, длительное оказание помощи группе слабоуспевающих одноклассников. Используйте дифференцированные домашние задания для закрепления материала, для развития индивидуальных способностей учащихся и их применения в интересах всего коллектива. Используйте индивидуальные домашние задания в воспитательных целях, а также для развития способностей особо одаренных детей. С точки зрения воспитания особенно полезны такие домашние задания, выполнить которые учащиеся берутся добровольно, принимая тем самым на себя определенные обязанности. Используйте добровольные домашние задания для повышения эффективности вашей преподавательской и воспитательной деятельности. Выбор оптимального объема поэтому является важной педагогической задачей и в то же время нелегкой проблемой. Необходимо тщательно продумывать объем и сроки выполнения домашнего задания. Сообщение задания оптимально включать в ход урока. Работа на уроке и сообщение домашнего задания способны взаимно обогащать друг друга, когда постановка домашнего задания оптимально вписывается в логику урока.
4. Как решать проблему контроля и оценки домашнего задания Педагогический опыт учит нас: убедитесь, что заданное вами на дом вы сможете потом проверить и оценить. Необходимо вести дело так, чтобы у учащихся никогда не возникало сомнение, обязательно ли они должны выполнять задание. Каждое невыполненное домашнее задание, с которым «удалось проскочить», работает на безответственность. Формы контроля домашнего задания могут быть самыми различными: - ежедневная проверка рабочих тетрадей с домашним заданием; - контроль письменных домашних заданий во время самостоятельной работы школьников; - контроль устных домашних заданий у отдельных учащихся в то время, как все остальные обсуждают и дополняют ответы товарищей; - внеурочная проверка учителем тетрадей; - непрямой контроль, основанный на наблюдении за работой ученика на уроке, если предпосылкой для активности школьника являлось выполнение домашнего задания; - взаимный контроль учащихся при обмене тетрадями; - самоконтроль учащихся: сверка выполненного ими дома с написанным на доске правильным вариантом; - контроль письменных работ, который проводится отлично успевающими ребятами; - к доске для подготовки к ответу вызываются одновременно несколько человек, класс в это время выполняет другую работу; - используется прием разбиения задачи на отдельные задания – умение выполнить чертеж, выделить условие и заключение и т.д. Каким бы способом вы ни проверяли выполнение работы, критерием остается мнение учащихся, можно ли на вашем уроке «забыть» приготовить домашнее задание, или нет. Нужно ли ставить отметку за домашнюю работу, и что должно учитываться? Как правило, исходить нужно из следующего: если ученик самостоятельно выполнил какую-либо работу, которую учитель проверил, за нее должна быть выставлена отметка, иногда – как часть отметки за урок, иногда – как самостоятельная. Решающим в любом случае является факт, тормозит или продвигает развитие школьника выставление отметки. Что и как должны оценить, зависит от конкретных условий и от того, какую цель преследуете, чтобы стимулировать развитие ученика. Есть еще один важный вопрос: как следует оценивать невыполненное домашнее задание? Во-первых, необходимо выяснить, проявляется ли в невыполненном задании типичное поведение ученика или это - единичный случай. Учитель должен выяснить причины, по которым ученик не выполнил домашнее задание, и лишь затем решать вопрос с отметкой.Во-вторых, необходимо потребовать, чтобы учащийся все-таки выполнил не сделанную в срок работу. Опытные учителя уделяют особое внимание контролю за «сдачей долгов». Если все школьные ученики знают, что каждое домашнее задание будет проверено, что невыполненное задание повлечет за собой последствия, и что в любом случае его все равно придется выполнить, тогда слова «забыл сделать домашнюю работу» вы будете слышать крайне редко. Так что определите, что и как вы будете оценивать, будете ли и за что выставлять отметку, исходя из конкретных условий, а так же учитывая воспитательное воздействие оценки и отметки. Я стараюсь ставить оценки только за сделанную работу, т.е. требовать безусловного ее выполнения.
5. Что нужно сообщать родителям о подготовке детьми домашнего задания Мера помощи родителей в выполнении домашнего задания, направление воспитательного воздействия, способ поддержки во многом зависят от уровня развития школьника, его возраста и степени его самостоятельности, его отношения к учебе, чувства ответственности и других факторов индивидуального развития. Не должно быть сомнений в том, что родители наряду с учителями несут ответственность за выполнение ребенком домашнего задания, и здесь возможна совместная работа. Так же однозначно следует принять и то, что домашнее задание открывает перед ребенком простор для самостоятельной деятельности, способствует развитию самостоятельности, препятствовать которому не должна родительская помощь. Интерес родителей, всей семьи к школьной жизни ребенка – предпосылка его успешного обучения. Если домашняя работа школьника воспринимается ими серьезно, тогда и ребенок так же серьезно и ответственно относится к выполнению своих заданий.
6. Варианты творческих домашних заданий 1. написание собственной сказки, увлекательной истории, киносценария научно-популярного фильма; 2. тип заданий «вопросы автору»: ребятам предлагается дома подготовить вопросы автору произведения, открытия и т.д., которые помогли бы лучше и глубже понять его смысл; 3. можно также предложить ученикам представить себя учителем и дома выбрать оптимальный, с их точки зрения, вариант объяснения того или иного учебного материала, доклад, семинар, диспут, презентация и т.д.; 4. игра «Докажи свою точку зрения»: спорят, отстаивают свои взгляды «изобретатель – оппонент»; 5. хорошо зарекомендовали себя в V-VI классах такие творческие задания, как создание карты. Например, карты путешествий на «Планету отрицательных чисел»; 6. Кроссворды. Многие ребята видят, как их взрослые члены семьи с увлечением и завидным упорством разгадывают эти ребусы. Особенно эффективны кроссворды при повторении и обобщении изученной темы или раздела; 7. задачи на составление вопросов по рисунку, уравнению и т.п.; 8. составление тестов по изученному параграфу с вариантами ответов.
9.создание словесного портрета в различных жанрах
10. придумать образ – рисуночный, двигательный, музыкальный.
11. Рисунки или аппликации к отдельным темам курса математики. При изуче-
нии темы «Конус. Цилиндр. Шар» (6 кл) даю детям задание нарисовать предметы, окру-
жающие их в повседневной жизни, имеющие формы изученных на уроке тел. После введения понятия функции в 7 классе, предлагаю учащимся проиллюстри-
ровать это понятие с помощью реальных объектов.
Такие задания позволяют установить связь математики с окружающим миром.
Изучая тему «Координатная плоскость» (6 кл) учащиеся выполняют творческое задание на составление какой-либо «красивой» фигуры и определение координат её узловых точек.
12.Создание информационных (ознакомительно-ориентированных) проектов предполагает: -сбор информации об ученых- математиках, их жизни и учениях («Пифагор. Его жизнь и учение»); - рассмотрение интересных задач практического содержания по геометрии: «Многогранники», «Геометрия в лесу, в дороге», «Практическая геометрия египтян и римлян» и др. Такие проекты могут быть оформлены на отдельных листах, а затем образовать монтаж, выставку, журнал. Они вызывают живой интерес у школьников. Хочу напомнить слова Ч. Дарвина: «Думаю, что все сколько-нибудь ценное, чему я научился, приобретено мною путем самообразования».
В заключение хотелось бы подчеркнуть, что кроме образовательного, чрезвычайно велик воспитательный потенциал творческих домашних заданий. Эта сторона не может не учитываться. Ведь учитель дает знания, прежде всего, для того, чтобы воспитать человека, личность творческую, неравнодушную. И в этом деле творческие задания – незаменимый помощник.
Советы, вытекающие из ответов на основные вопросы носят характер принципов, которыми следует руководствоваться при решении отдельных аспектов проблемы домашнего задания.
Совет 1. Стремитесь к тому, чтобы задания на усвоение основных знаний и умений одновременно развивали бы определенные качества личности. Заботьтесь о многообразии домашних заданий, так как однообразие деятельности повлечет за собой односторонность развития личности. Сознательно используйте домашнее задание в целях развития любознательности, интереса к учебе и творческих способностей.
Совет 2. При планировании урока не забывайте о домашнем задании. Перспективное планирование домашнего задания необходимо, если вы используете его с целью развития личностных качеств учащихся. Задавайте на дом только тогда, когда вы уверены, что сможете выделить на уроке время для проверки и оценки выполнения задания.
Совет 3. Не считайте само собой разумеющимся, что все школьники обязательно выполнят поставленное вами задание. Мотивируйте задания, пробуждая в учащихся любознательность и радость открытия, развивая фантазию, обращаясь к их чувству долга, используя их стремление к признанию и хорошим отметкам, учитывая индивидуальные склонности и желания.
Совет 4. На уроке используйте любую возможность для самостоятельной деятельности школьников, если при выполнении домашнего задания от них требуется применение знаний и умений в изменившихся условий. Удостоверьтесь, все ли учащиеся поняли, в чем заключается их домашнее задание. Никогда не давайте задание на дом по звонку или после звонка, сообщайте домашнее задание тогда, когда оно наиболее удачно вписывается в логику урока.
Совет 5. На уроках учите школьников методам и технике учения. На дом давайте задания, при выполнении которых учащиеся сознательно применяют эти методы.
Совет 6. Используйте дифференцированные домашние задания для закрепления материала, для развития индивидуальных способностей учащегося и их применения в интересах всего классного коллектива. Используйте индивидуальные домашние задания в воспитательных целях, а также для развития способностей особо одаренных детей.
Совет 7. С помощью постоянного контроля добивайтесь, чтобы у учеников не возникали сомнения, так ли обязательно выполнение домашнего задания. Используйте различные формы контроля в зависимости от содержания, вида и цели домашнего задания, а также отношения ваших учеников к выполнению домашнего задания. Добивайтесь, чтобы не сделанная в срок работа обязательно была выполнена позже.
Приложение
Памятка для учителя
Всегда говори детям правду, даже когда это тебе не выгодно.
Не добивайся успеха силой.
Будь доброжелателен. Не премини поздороваться первым с учеником.
Будь великодушен – умей прощать.
Не забывай похвалить.
Хвалить надо умеючи.
Замечай и отмечай малейший успех ученика.
Оценивать можно только поступки ребенка, а не его самого.
Найди ключ к каждому.
Не с букваря и формул начинай обучение, а с радости.
Когда говоришь с ребенком, всегда смотри ему в глаза.
Изъясняйся как можно яснее и четче.
Не убивай в детях сказку.
Думай о детском банке счастливых воспоминаний.
Лучшее воспитание – приглашение ученика к размышлению.
Только приблизив к себе ребенка, можно влиять на развитие его духовного мира.
Дети не должны уходить от учителя побежденными.
Признавай право ученика на ошибку.
До тех пор, пока у детей есть вера в добро, в человека, в идеал, есть и воспитание.
Ребенок относится к себе так, как к нему относятся взрослые.
Не говори «малоспособен», а – «способности не раскрыты».
Никогда не наказывай провинившегося сразу.
Не «заводись» с учениками.
Никаких нотаций.
Нельзя говорить детям только про их недостатки.
Не используй отметки как средство наказания.
Необдуманное наказание сильно вредит.
Бестактность, несправедливость учителя – криминогенны.
Завышенные требования к ученику – одна из причин конфликта.
Ученик, убежденный в невозможности что-то изменить, отказывается от поиска.
От постоянных неудач дети озлобляются.
«Трудные дети – это те, которых предали родители» (А. Макаренко).
«Никогда нельзя спешить с окончательным и категорическим выводом: у ребенка ничего не получится, такова уж его судьба. Год, два, три года у него что-нибудь может не получаться, но придет время – получится. Будем учить ребенка думать, откроем перед ним первоисточник мысли – окружающий мир. Дадим ему величайшую человеческую радость – радость познания» (В. А. Сухомлинский).
Литература по теме: 1. Совершенствование методики работы учителя математики. Л.И. Груденов. 2. Домашние задания. Х. Древелов и др. 3. Организация современного урока. Ю.Б. Зотов.