Проектно-исследовательская работа Мой любимый святой. Равноапостольный Кирилл, учитель Словенский


ОКРУЖНЫЕ ПРАВОСЛАВНЫЕ ЧТЕНИЯ
Тема работы: «Мой любимый святой. Равноапостольный Кирилл, учитель Словенский »
Автор:
Бойко Юлия,
учащаяся 3 класса
ГБОУ СОШ села Герасимовка

Руководитель:
Казначеева Галина Александровна,
учитель начальных классов
ГБОУ СОШ села Герасимовка

2016 год
Содержание
Введение
Основная часть. Жизнь и деятельность святого.
Детство святого
Учёба
Хазарская миссия
Главное дело
Смерть Кирилла
Народная память
Заключение
Литература
Введение
Он в поступках справедлив, и душою он красив,
Телом же, порой, болящий. Самый-самый настоящий
Он не в сказке, не в преданье, на земле он испытанье
Проходил и искушенья. Всё прошёл без пораженья!
Нимб за это золотой дал Господь. Ведь он святой!

Мой любимый святой равноапостольный Кирилл, учитель Словенский. Впервые это имя я услышала в школе на уроке литературного чтения. Наша учительница рассказала, что он был самым образованным человеком в своей стране. У меня возникла проблема: Как Кирилл стал самым образованным человеком? Почему его считают учителем Словенским? Чтобы решить возникшую проблему, я решила провести исследовательскую работу. Выбранная мною тема актуальна, потому что важно знать историю своего народа и родного языка.
Цель: исследование жизни и деятельности святого
Задачи:
Из разных источников найти информацию о жизни и деятельности святого Кирилла;
Исследовать кириллицу;
Проанализировать и обобщить собранный материал;
Предмет исследования: информация о святом из Православных календарей, Интернета, энциклопедий
Основная часть. Жизнь и деятельность святого.
Детство святого
Я исследовала информацию из разных источников: Православных календарей, Интернета, энциклопедий. Перед моими глазами развернулась увлекательная история жизни святого: спокойные годы учебы и полные приключений миссионерские путешествия в отдаленные страны Востока, свидетельство о напряженной научной работе, рассказ о монашеском уединении и повествование о просветительских трудах Кирилла у славян.
Я узнала, что давным-давно в небольшом византийском городе Салоники жила большая счастливая семья. И было в этой семье семь братьев. Все братья жили очень дружно. Их мать, Мария, помогала им в учении. А отец, знатный военачальник, заботился об их достатке. Самого младшего брата звали Константином. Он рос слабеньким ребёнком  и часто болел. Но зато учение давалось ему легко. Константин рано научился читать, и всегда был послушным ребёнком.
 Однажды ему приснился вещий сон. Он увидел во сне красивых девушек и выбрал себе в жёны Софию. О своём сне он рассказал родителям, и они поняли, что их сын станет учёным, потому что слово «София» означало мудрость
 Учёба
С тех пор родители стали больше учить Константина. Уже к пятнадцати годам он свободно читал философские и богословские трактаты не только на греческом, но и на латинском языках. Способный мальчик был взят ко двору. Вместе с сыном императора он стал учиться в высшей императорской школе. Здесь Константин изучил литературу, диалектику, астрономию, иностранные языки, музыку и другие науки. Его наставниками были лучшие учителя империи. Константин стал самым образованным человеком в своей стране. По окончании учения он принял сан иерея и был назначен хранителем библиотеки при храме святой Софии и преподавателем философии. За свою любовь к философии Константин получил прозвище «философ», которое осталось за ним на всю жизнь. Он был премудр не только в науках, а также и в жизни. Пренебрегая всеми выгодами своего положения, удалился в один из тихих монастырей, а затем перебрался на Олимп к старшему брату Мефодию, с которым проводил время в молитве или за книжным чтением.
Хазарская миссия
Уединение продолжалось недолгое время. Зная образованность Константина, преданность церкви и отечеству, император Михаил в 857 году посылает его вместе с Мефодием в Хазарию для налаживания дипломатических связей с соседним государством. Прибыв к хазарам, братья беседовали с ними о христианской вере. Убежденный проповедью Константина хазарский князь и с ним весь народ приняли христианство. Благодарный князь хотел наградить проповедников богатыми дарами, но они отказались от этого и просили князя отпустить с ними на родину всех греческих пленников. Братья вернулся в Константинополь с двумястами отпущенными пленниками.
  2.4. Главное дело
    В 862 году началось главное дело Константина. По просьбе князя Ростислава император послал его вместе с братом в Моравию для проповеди христианства на славянском языке.
«Философ, - обратился к Константину царь, - знаю, что ты утомлён, но подобает тебе идти, ибо дела этого никто совершить не может, как ты». Отвечал Философ: «Тело моё утомлено, и я болен, но пойду с радостью, если у них есть буквы для их языка… Учить без азбуки и без книг всё равно, что писать беседу на воде».
Братья по откровению Божию составили славянскую азбуку. Основную работу выполнял Константин, а Мефодий помогал ему в этом. В ней было 44 буквы. Часть их была взята из греческого алфавита, а некоторые были придуманы для передачи звуков славянской речи. Так славянские народы получили свою письменность – азбуку, которая называется кириллица. Каждая буква в древней славянской азбуке была особенной. Я внимательно исследовала эту азбуку и увидела, что названия букв напоминали   о словах, которые людям забывать нельзя: «добро», «живите», «земля», «люди».
Аз Буки Веди – Я Бога ведаю. Аз – основа, начало. Я – с меня начинается мой мир. Основа всему – знание Бога и предков своих, то есть родителей, корней своих.
Глаголь Добро – говори, делай добро. Глаголь – это и слово и дело одновременно. Говорю – значит делаю, и делаю добро.
Добро есть жизнь. Только добро создаёт жизнь.
Живите зело земля – живите землёю – она кормилица наша.
Како люди мыслите – наш он покой. Т.е. как вы, люди думаете, таков и ваш мир.
Рцы слово твёрдо – говори слово твёрдо. Сказал – сделал. (Кириллица просуществовала практически без изменения до времён Петра Великого. При нём были внесены изменения в начертания некоторых букв, а 11 букв были исключены из алфавита.
В 1918 году кириллица потеряла ещё четыре буквы: ять, и (i), ижицу и фиту).
В энциклопедии я нашла информацию о том, что первые слова, написанные братьями на славянском языке, были из Евангелия от Иоанна: «Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». Братья усердно трудились: перевели на славянский язык Евангелие, Апостол, Псалтырь и многие Богослужебные книги, вели Богослужение на славянском языке.
Смерть Кирилла
Святые братья по приглашению Римского папы были вызваны в Рим. Здесь болезненный и слабый, Константин занемог и, приняв монашеский постриг с именем Кирилл, скончался 14 февраля 869 года.
Перед смертью он завещал своему брату продолжить христианское просвещение славян. «Мы с тобой, как два вола; от тяжёлой ноши один упал, другой должен продолжать путь». Погребен святой Кирилл в римской церкви святого Климента.
Народная память
С тех пор славяне чтят имена великих братьев – Заступников святой Руси. Кириллу и Мефодию во многих славянских городах поставлены памятники. Народ не забудет их имена и будет навеки благодарен Святым братьям.

3. Заключение
Проведя исследовательскую работу, я решила поставленную проблему. Теперь я знаю, что благодаря своему усердию Кирилл стал самым образованным человеком в своей стране. А учителем Словенским его называют за создание славянской азбуки и христианское просвещение . Жизнь и деятельность Кирилла вызвали у меня восхищение, и он стал моим любимым святым.
Сегодня невозможно представить жизнь современного человека  без телевидения, интернета. Всё реже люди обращаются к книгам. Я же очень люблю читать книги. Наша азбука сейчас почти в таком же виде, как её составили братья. Значит, благодаря их труду я могу узнать много интересного и полезного. Я знаю, что книга была, есть и будет основным источником знаний, любимым и полезнейшим предметом для досуга, помогающим строить душу. Если у меня появляются трудности в учёбе, я вспоминаю о святом Кирилле, мне сразу становится легче, и я верю, что смогу преодолеть все препятствия. А когда я смотрю я на икону святого, то понимаю, что всегда нужно помнить о героических подвигах наших предков, любить свою Родину и свой народ.
4. Литература
Динеков П.Н. Дело Константина – Кирилла Философа и его брата Мефодия //Жития Кирилла и Мефодия – Москва, София, 1980
Календарь школьника на 1990 год – Политиздат, 1989
Караславов С.Х. «Кирилл и Мефодий. Москва. Издательство «Правда». 1987 г.
«Ладомир»: Книга для чтения по православной культуре/ Авторы-сост. А.Е.Шишкин, Н.П. Шишкин. – Самара: ООО «ИЦ «Книга», 2003
[Электронный ресурс]-Режим доступа: http://pravchelny.ru/all_publications/zhitie/?ID=7626[Электронный ресурс]- Режим доступа: Azbukivedi-istoria.ru/zagadki_istorii
[Электронный ресурс]- Режим доступа: www.redstar.ru