Урок по окружающему миру на тему По страницам Красной книги
Разработала:
учитель начальных классов
Стагнуто Г. В.
МОУ СОШ № 5
Цели урока:
1) познакомить уч-ся с Красной книгой, растениями и животными, которые в неё внесены;
рассмотреть экологические правила, которые должны выполнять люди;
2) развивать внимание, память, речь учащихся, умение рассуждать, выражать свои мысли;
учиться находить нужную информацию в учебнике и дополнительной литературе;
3) воспитывать внимательное, сознательно бережное отношение к растительному, животному миру и окружающей среде.
Планируемые результаты: учащиеся осознают ответственность за сохранение природы; научатся выявлять причины исчезновения изучаемых растений и животных; читать текст учебника и использовать полученную информацию для сообщения.
Подготовительная работа: разучивание уч-ся стихотворений о природе;
подготовка выступлений- рассказов о растениях и
животных из Красной книги;
подготовка экологических знаков и правил
Друзей природы.
Оборудование: плакат «Смешанный лес» или (стенд «Как прекрасен этот
мир»);
фотографии, рисунки, картинки редких растений и животных;
растений луга, животных леса;
Красная книга;
экологические знаки;
ребусы;
письмо с жалобами;
кроссворд;
рисунок «пингвин»;
дерево, цветные листья (жёлтые, зелёные, красные);
тексты «Охрана растений», «Охрана животных».
ТСО: проектор, компьютер, диск с презентацией, магнитофон, диск с музыкой (тревожной).
Форма урока: урок-путешествие.
Тип урока: изучение нового материала
Ход урока.
I. Оргмомент.
II. Введение в тему.
Учитель:
- Ребята, сегодня эпиграфом для нашего урока, я взяла замечательные слова Пушкарёва.
- Послушайте их и посмотрите на доску.
Каждый по- своему чем-то хорош
Поганка и ёжик, лягушка и ёж!
Нет ни цветка, ни зверька, ни куста,
Где-бы не встретилась нам красота. (слайд)
Т. А. Пушкарёв
- Как прекрасен этот мир!
Не правда ли, прекрасны творения природы, представленные на этих фотографиях, рисунках и плакатах.
- Вам нравятся эти растения, животные?
- Назовите, кого вы видите?
-Какие растения вы узнали?
Действительно, ими б только восхищаться, поражаясь, сколь щедра на выдумки природа, если бы не одно тягостное обстоятельство: все они занесены в Красную книгу и всем им угрожает опасность исчезновения с лица Земли.
(Звучит тревожная музыка)
- Вдумайтесь, ребята, в строки из стихотворения С. Островского «Красная книга».
Ученик: Как это страшно - умиранье рода,
Всех поголовно, всех до одного,
Когда опусташённая природа
Уже не в силах сделать ничего.
И поползёт проказа запустенья.
И пересохнут ниточки воды.
И птицы вымрут. И падут растенья,
И зверь не обойдёт своей беды.
И сколько тут корысти ни ищи ты,
Какой ты отговоркой ни владей,
Земля защиты требует. Защиты!
Она спасенья просит у людей!
- Ребята, о чём говорится в этом стихотворении?
- Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на уроке?
III. Постановка темы и целей урока.
Тема нашего урока звучит так «По страницам Красной книги»(слайд)
- Какие вопросы у вас возникают?
( Что такое Красная книга? Какие растения и животные в неё занесены?
-Какие учебные задачи мы поставим перед собой?
-Что мы узнаем нового?
-Прочитайте задачи урока в учебнике с. 88.
Сегодня мы узнаем:
- что такое Красная книга;
- какие растения и животные в неё занесены;
- подумаем, почему они попали в Красную книгу, как их охранять;
-рассмотрим экологические правила, которые должны выполнять все люди;
-будем учиться находить нужную нам информацию в учебнике и дополнительной литературе;
-будем развивать умение рассуждать, выражать свои мысли, а также
- учиться сознательно бережному отношению к растительному и животному миру и окружающей природе;
-и, конечно же, совершим путешествие в Мир растений и животных.
А чтобы путешествие было интересным. Класс был заранее разделён на группы: ботаники, зоологи, экологи. Каждой группе были даны определённые задания. А вот как с ними справились ребята, мы узнаем в течение урока.
IY. Работа по теме.
(Лекция учителя)
- Ребята, что такое Красная книга?
(книга о животных и растениях, которым грозит опасность исчезновения)
Сегодня я хочу побольше рассказать вам о Красной книге. Много разных животных и птиц истребили люди. На одних слишком усердно охотились, другим не оставили клочка леса или степи, где они могли бы жить, третьих выловили хищники, привезённые людьми. Немало исчезло и растений. В конце концов, люди поняли: если не помочь природе, растения и животные будут гибнуть всё больше.
Начиная с 1600 года, на нашей планете вымерло около 150 видов животных (слайд)
Причём более половины из них – за последние 50 лет. За малым исключением, все эти животные вымерли по вине человека.
Люди думали, что природа неисчерпаема, сколько бы не брать у неё, всё само собой восстановится. И просчитались. Некоторых животных совсем истребили, а некоторые находятся под угрозой. Это значит, что их мало, они тоже могут погибнуть, если их не охранять, не помогать, не помогать им.
( Например: красивого амурского тигра, который живёт на Дальнем востоке, осталось = 200 животных.
Почти полностью были истреблены такие животные, как зубры) (слайд)
К началу 20-го века стало очевидно, что необходимо принимать специальные меры по спасению животных и растительного мира.
В 1948 году был основан Международный союз охраны природы – МСОП (слайд)
Его главной задачей было выявление видов животных, а позднее и растений, которые находились на грани исчезновения и требовали незамедлительной заботы человека.
Тогда же была создана специальная служба спасения, которая составила мировой список с пояснениями, в который входили животные и растения, находящиеся на грани исчезновения, и редкие виды. В этом списке нужно было указать причину такого состояния. И учёные решили назвать этот список Красной книгой. (слайд)
Хранится она в Швейцарии, в г. Морхе. Многие страны составляют сегодня собственные Красные книги. Подобная книга в России была создана в 1974 году.
(вы её видите на экране)
В её списках значились 52 вида зверей и 65 видов птиц.
В 1985 году был издан второй выпуск Красной книги России. Она уже состоит из
двух томов. В неё впервые вошли насекомые, ракообразные, моллюски дождевые черви.
Второй том посвящён растениям – мхам, водорослям, лишайникам, грибам (слайд)
Сейчас есть Красные книги во всех областях и регионах России. Существует также Красная книга Брянской области.
С одной стороны, это радует, потому что люди, наконец, обратили внимание на животный и растительный мир. С другой стороны, это настораживает: раз каждая территория создаёт свою книгу, значит, всё большему и большему количеству живых организмов угрожает опасность.
- Для чего же нужна Красная книга?
Она информирует, какие растения и животные в опасности. Она призывает изучать природу. Эта книга предупреждает, что то или иное животное, растение в беде. Его надо охранять.
- А как вы думаете, почему назвали её именно Красной книгой, а не жёлтой, синей?
( красный цвет – это значит внимание, стоп, не убивайте животных не губите растения).
Писатель Ник. Сладков, создавший немало книг о животных, так рассказывает об этой удивительной книге: « Красный цвет – запрещающий цвет: стоп, остановись! Дальше нельзя».
Красная книга – это сигнал опасности, тревоги. Это не закон об охране природы, это лишь факты, собранные учёными о животных и растениях.
В красную книгу мира уже записано 414 видов животных, 312 птиц и 474 вида растений (слайд)
Записать животное и растение в Красную книгу – ещё не значит их сохранить. Составление первого варианта Красной книги потребовало 14 лет. Позднее она ещё раз переиздавалась.
- А как вы думаете, почему Красная книга переиздавалась?
( Появились новые виды животных и растений, которые находятся на грани исчезновения).
1. Беседа об охране растений
Редкими стали: лотос, женьшень, ландыш, Венерин башмачок, купальница, медуница, сон- трава, водяной орех или чилим, шафран, кувшинка, подснежник и др.
Все эти растения нуждаются в охране.
- А почему они стали редкими?
( Люди рвут их ради красивых цветов, а такие растения не дадут плодов и семян, значит, нет потомства).
Работа с текстом.
- Ребята, перед вами лежит текст №1 «Охрана растений», прочитав его, докажите, что растения необходимо охранять?
( Чтение текста хорошо читающим учеником. После чтения статьи, дети дают ответ на поставленный вопрос)
Как хорошо, что на Земле есть растения! Сколько радости доставляет нам их красота! Они выделяют в воздух кислород, необходимый для дыхания живых существ. Для животных растения – это и дом, и пища.
К сожалению, хозяйственная деятельность людей изменяет условия жизни растений. К примеру, на месте леса люди строят завод или роют карьер. Много растений при этом погибает.
Некоторые растения становятся редкими из-за того, что люди рвут их ради красивых цветков. Такие растения не дадут плодов и семян, а значит, и потомства. Сорванные растения быстро вянут, а в природе они ещё долго могло бы радовать нас!
Бывает, что люди, даже не срывая растений, губят их. Причина этого – вытаптывание. Идёт человек по лесу и не замечает, как у него под ногами ломаются, втаптываются в землю хрупкие травы. К тому же под ногами людей уплотняется почва. В такой почве остаётся мало воздуха, воды, и растения на ней жить не могут, они погибают.
Богатство природы – лекарственные растения. Но собирать их нужно так, чтобы не нанести вреда природе. Лучше заготавливать те растения, которые часто встречаются.
Физкультминутка
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В сторону руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся, покажем–
Крылья сложили назад
- Итак, слово предоставляется ботаникам.
Они расскажут нам о некоторых видах растений, занесённых в Красную книгу.
(слайды: Венерин башмачок, лотос, женьшень, подснежник)
Венерин башмачок
Бежала- бежала красавица и обронила башмачок, золотой, с красновато-коричневыми ленточками, и превратился он в прекрасный цветок. Во многих странах мира это растение так и называют – дамская туфелька, девичий башмачокВенериным он назван в честь древнеримской богини красоты – Венеры.
Это растение довольно крупное, высотой до 50 см. На стебле 3-4 листа и
1-2 цветка. Башмачок начинает цвести в мае – июне. Цветёт 2-3 недели.
Лотос
Лотос – одно из самых прекрасных растений мира. Лотос – цветок богов. Люди издавна любовались красотой его нежно- розовых лепестков. Он кормил и лечил людей. Из его корней выделывали масло, сахар, муку, готовили лекарство для лечения нервных расстройств. Сегодня лотос занесён в Красную книгу, так как находится на грани исчезновения из-за осушения водоёмов, на которых он растёт.
Женьшень
Женьшень – ценнейшее лекарственное растение. Название его в переводе с китайского языка означает «человек-корень». И правда, корень женьшеня по форме напоминает человеческую фигуру. На востоке его называют « корнем жизни». Китайская легенда рассказывает, что женьшень зародился от удара молнии и вобрал в себя силу «небесного огня».
Подснежник
В переводе с древнегреческого означает «молочный цветок».
Легенда рассказывает о том, что как богиня Флора подарила Подснежнику для карнавала белое платье. Снег тоже захотел принять участие в этом празднике, но карнавальной одежды ему не полагалось. Он стал просить цветы поделиться с ним доставшимися им нарядами. Все цветы ненавидели холод и отказали ему в просьбе. Только Подснежник согласился. С тех пор он водит дружбу с холодом, и его цветки появляются прямо из-под снега.
2. Беседа об охране животных.
Редкими стали: белый медведь, морж, орёл, беркут, тигр, журавль, жук-красотел, выхухоль, лебедь, дровосек реликтовый, белый журавль(стерх), зубр
(последних вы можете видеть в учебнике на с. 89)
- Ребята, все эти и многие другие виды животных сейчас в опасности. Они занесены в Красную книгу России.
Работа с текстом.
А вот почему животных необходимо охранять, вы узнаете, прочитав текст №2 «Охрана животных», который лежит пред вами.
( Чтение текста хорошо читающим учеником. После чтения статьи, дети дают ответ на поставленный вопрос).
Животные играют огромную роль в природе. Без них многие растения не могли бы размножатся и расселяться.
Необходимы животные и людям. Не только потому, что дают продукты питания и ценные меха, но и потому, что почти все животные очень красивы и интересны.
Вырубая лес или загрязняя воду в реке, люди невольно губят многих диких животных, для которых лес или река – дом. Из-за хозяйственной деятельности людей и неумеренной охоты одни животные навсегда исчезли, а другие стали редкими.
3. По страницам Красной книги
- А теперь, ребята, мы с вами поговорим о страницах Красной книги.
Так вот страницы Красной книги разноцветные. Это сделано не для украшения. А по тому, на странице какого цвета содержится информация о данном животном, можно сразу определить, в каком положении оно находится.
(Зоологи подготовили сообщения о животных, которые нуждаются в охране. Слушайте внимательно друг друга в конце урока вас ждёт интересная самостоятельная работа).
Начнём путешествие по цветным страницам Красной книги.
Сначала идут чёрные страницы (слайд).
На них записаны те животные, которых мы больше никогда не увидим. Это: большерогий олень, саблезубый тигр, бескрылая гагарка, странствующий голубь и другие (слайд).
Расскажет нам о странствующем голубе .(слайд).
Странствующий голубь – очень красивая птица. У него изящное тело, строго обтекаемой формы, длинный, суживающийся к концу хвост и узкие крылья, приспособленные для быстрого полёта. Окрашены они очень интересно. Эти птицы обитали в старых лиственных лесах, где находили обильный корм: буковые орехи, каштаны, жёлуди, семена. Привычка держаться стаями, строить гнёзда и находиться в тесном соседстве превратила их в лёгкую добычу охотников. Вскоре дикие странствующие голуби с тали редкостью, да и неудивительно. Последний странствующий голубь умер в 1900 году.
( Журнал «Нач. школа №1 2007 г. С. 74 «По страницам Красной книги»)
- Сейчас речь пойдёт о красных страницах книги (слайд).
На них записаны особо редкие, исчезающие животные. Их мало, но ещё можно встретить. Они могут исчезнуть совсем. Это лошадь Пржевальского, синий кит, гепард, полосатая гиена и другие ( слайд).
4. Экологические правила.
- Закончилось наше путешествие по страницам Красной книги. Мы с вами говорили о животных, которых вы видели в зоопарке, на картинках или по телевизору.
О растениях, которых вы видели в парках, на картинках, на лугу.
Встреча с почтальоном.
Посмотрите, нам в класс поступили жалобы от животных.
Жалоба 1. (с.136 методички)
« Ох, не любят же меня люди. Голос, видите ли, мой не нравится, и глаза, говорят у меня некрасивые. Считают, что я беду приношу. А так ли это?
Если бы не я, пришлось бы некоторым сидеть без хлеба».
-Кто это? (Это сова) (слайд).
Сова находится под охраной государства. Одна сова уничтожает за лето 1000 мышей, которые способны уничтожить 1 тонну зерна. (слайд).
Жалоба 2. ( с. 136 методички)
« Сама знаю, что не красавица. А окажись я рядом, многие шарахаются в сторону, а то ещё и камнем бросят или ногой пнут. А за что? Польза от меня большая».
- Кто это? ( Это жаба.) (слайд).
Одна жаба сохраняет от гусениц и червей целый огород. Если в доме завелись тараканы, принеси жабу – и они исчезнут. (слайд).
- Помните!
Беречь нужно и те растения и животных, которые не внесены в Красную книгу. Посмотрите на доску. На ней изображены животные (волк, лиса, заяц, лось, кабан, белка, ёж, барсук, крот, косуля, куница и другие), растения (ромашка, одуванчик ), с которыми вы знакомы и которых не раз видели в лесу и на лугу. Их на земле ещё много, но они тоже нуждаются в нашем бережном к ним отношении. Их жизнь часто зависит от вас, от вашего поведения в природе.
- Давайте вспомним правила поведения в природе, которые вы уже знаете.(Ученики называют правила)
-А теперь откроем учебники на с. 92 и поработаем со схемой, которая там изображена. Расскажите с её помощью, почему многие растения и животные встречаются всё реже.
- А сейчас группа «Экологи» познакомит нас с новыми Правилами друзей природы и экологическими знаками.
1. Не будем срывать цветы. Пусть красивые растения остаются в природе!
2. Не будем ломать ветки деревьев и кустарников!
3. Не будем ловить бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых!
4. Не будем обижать лягушек и жаб!
5. Не будем ловить диких животных и уносить их домой!
Дома вы их хорошенько прочитаете (запомните), придумаете и нарисуете свои экологические знаки к правилам и познакомите своих родителей.
Y. Закрепление.
Многое делается по охране животных. В нашей стране принят закон об охране и использовании животного мира. Под особой охраной находятся животные в заповедниках (например, Ильменский) (слайд).
Помогают спасению редких животных и зоопарки. Но надо беречь не только редких животных, но и всех остальных, ведь все животные связаны между собой цепью питания.
( Например, оберегая лягушек, вы сохраните жизнь цапле, которая ими питается.)
Во всём мире и в нашей стране редкие растения запрещено собирать. Под особой защитой они находятся в заповедниках, национальных парках. Много растений со всего мира выращивают в ботанических садах (например, московский ботанический сад)
Важно оберегать зелёные насаждения в городах и посёлках, больше деревьев и кустарников сажать возле домов и школ, в скверах и парках.
Нельзя забывать и о том, что в природе всё взаимосвязано.
Так же надо беречь дом животных – это леса, водоёмы, луга и т. д.
Работа в парах.
- Вспомните, о каких растениях и животных мы сегодня говорили и разгадайте кроссворд..(у каждого на столе)
Прочитайте слово, которое получилось в выделенном столбце. ( Береги).
Берегите и охраняйте природу!
Как можно и как нельзя относиться к ней, вы уже знаете и умеете. Но ещё больше предстоит узнать и научиться. По тому, как вы будете относиться к природе, люди скажут, какой вы человек: добрый или злой, заботливый или равнодушный.
- А сейчас, прочитает отрывок из стихотворения
М. Дудина « Заклинание с полюса»
Берегите землю!
Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилике,
На тропинках солнечные блики,
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите,
Берегите землю!
Берегите!
YI. Итог урока.
Наш урок подошёл к своему завершению.
-О чём сегодня на уроке мы говорили?
-Для чего нужна Красная книга?
- Названия, каких растений и животных, которые находятся в опасности. Вы запомнили?
-Какие правила должны выполнять люди?
- Перечислите, какие из правил вы запомнили?
YII. Рефлексия
Оцените себя.
Выберите листочек того цвета, который больше всего подходит:
- если вам было легко работать, интересно, покажите жёлтый листочек;
-если вы испытывали затруднения, было не совсем интересно, возникли вопросы, покажите зелёный листочек;
- если вам было трудно работать, неинтересно, непонятно, покажите красный листочек.
- А теперь поместите свои листочки на «Чудо дерево».
YIII. Д/ З.
1. Прочитать в учебнике статью «Красная книга» с. 88-91.
2. Подготовить ответы на вопросы с. 91
3. Запомнить, придумать и нарисовать в рабочей тетради экологические знаки к правилам поведения в природе.
4.* Для самых любознательных узнать, какие растения и животные внесены в Красную книгу Брянской области.
Спасибо за урок!
Урок пос окружающем миромна тему:13" По страницам13Красной книги"15