Конспект интегрированного урока литературного чтения и кубановедения на тему Растения Красной книги
Тема
Интегрированный урок
литературного чтения и кубановедения
в 3 классе
учитель начальных классов
МОУ СОШ № 10
Тимашевского района
Краснодарского края
Тимонина Валентина Николаевна,
ст. Медведовская
Предмет: литературное чтение, кубановедение
Класс: 3.
Тема урока: «На свидание к лотосу».
Цели урока:
познакомить с новыми произведениями, обучить умению читать, анализировать, работать с текстом;
познакомить с Красной книгой Краснодарского края, растениями, занесенными в Красную книгу.
развивать навыки анализа поэтического и прозаического текстов; развивать речь;
воспитывать умение работать в коллективе, бережно относиться к природе, преумножать ее богатства.
Ход урока.
Организационный момент.
Слайд №1, №2
Сообщение темы и цели.
1). Разгадывание ребуса
Слайд №3
3). Объявление темы урока.
- Мы сейчас отправимся с вами в удивительное путешествие.
Слайд № 4
1). Работа с «Толковым словарем».
- Ребята, откройте свои словарики и найдите слово «лотос» и прочитайте его значение.
Слайд №5.
- Кто, ребята, из вас слышал о лотосе и может поделиться своими знаниями?
( Дети делятся своими знаниями).
Сообщение 1.
Лотос – это древнейшее растение. У народов Египта, Китая, Индии, Японии оно являлось объектом поклонения. Цветки лотоса удивительно красивы. Высокие ( до 10-15см) – поднимаются на тонких ножках выше листьев. Цветы возвышаются над крупными большими, достигающими 0,8 м в диаметре, листьями. Темно-зеленые листья покрыты налетом, который придает им своеобразный сизый оттенок и обладает влагоотталкивающим свойством.
(Слайд № 6)
Сообщение 2.
Лотос размножается корневищами и плодами. Цветок лотоса раскрывается в августе. Цветет лотос до тех пор, пока не переродится в симпатичную черную ( или коричневую) корзинку и не осыплется семенами в воду для новых поколений. Эти семена могут пробудиться даже через несколько сотен лет.
(Слайд № 7)
Сообщение 3.
Лотос орехоносный занесен в Красную книгу России и Краснодарского края. Его численность еще относительно высока, но сокращается катастрофически быстро, что в далеком будущем может поставить их под угрозу исчезновения.
Слайд № 8
- Сегодня мы познакомимся с творчеством И. Аникина, который побывал во многих уголках нашего края и свои наблюдения описал в своих произведениях. И сейчас мы отправимся на свидание к лотосу.
Слайд № 9.
- Но для начала выясним значение некоторых слов, которые вам встретятся в произведении, чтобы вы могли без труда осмыслить прочитанное.
4). Словарная работа.
- Я вам назову слова, вы подумайте, может вам это слово знакомо. Если нет, то я вам помогу.
Слайд № 10.
5). Чтение произведения учителем.
На свидание к лотосу.
И. Аникин.
К полудню собрались тучи и пошел мелки теплый дождь. Но откладывать экспедицию не будем. Когда еще представится возможность увидеть лотосы? Ведь не зря называют их чудом природы примыкающие к Азовскому морю лиманы, неглубоки. Они поросли водорослями, осокой, камышом. Пробираться на моторке по таким зарослям трудно.
Наконец лодка подплывает к обширному плёсу и останавливается. У камышей беспокойно гогочут гуси. Часа три петляем по причудливым закоулкам лимана, а лотоса всё нет.
Впервые на Кубань древний цветок был завезен из Астраханского заповедника и высажен в лимане неподалёку от станицы Гривенской. В 1961 году несколько плодов-орехов лотоса было посажено недалеко от хутора Садки. Через три года здесь появился первый бутон древнего растения.
Лотос сразу же признали «своим». Цветущую плантацию посещают молодожены, молодые родители с новорожденными. А про туристов и говорить нечего! Каждый стремится побывать, сфотографировать громадные экзотические цветы.
Лодка вынырнула из камыша. Перед нами предстала картина, которую без преувеличения можно назвать сказочной. На тихой воде лежало множество огромных темно-зеленых листьев. А над нами на прочных стеблях покоились цветы-великаны. В лучах летнего солнца лепестки лотоса горели розово-пурпурным или красным огнем. На листьях-зонтах, на разноцветных бутонах алмазами переливались капельки дождя.
Мы долго любовались цветами лотоса. Но пришло время собираться домой лодка набирает скорость. До свидания, лотосы!
6). Беседа по содержанию.
Слайд № 11. (Работа в группах)
- Где произрастают лотосы?
- Как они попали на Кубань?
- Когда появился первый бутон у кубанского лотоса?
- Как люди восприняли эти растения?
7). Составление «книжкиного паспорта».
- Запишите автора произведения, его название, определите жанр произведения и тему его.
( Дети выполняют самостоятельно. Жанр произведения – рассказ (обозначаем квадратиком), тема – о природе (раскрашиваем квадратик зеленым цветом).
Слайд № 12.
8). Чтение произведения по частям учащимися и составление плана ( коллективно).
- Как вы думаете, на сколько частей можно разделить этот рассказ?
-Мы сейчас прочитаем произведение по частям и составим план.
Слайд № 13.
-На сколько частей можно разделить рассказ?
Составляем план рассказа (по группам)
Физкультминутка.
Слайд № 14.
Работа над поэтическим произведением.
1). Вводное слово учителя.
- На этом наше свидание с лотосами не закончилось. Оно продолжается вместе с замечательной кубанской поэтессой Л.Мирошниковой.
Слайд № 15.
2). Чтение стихотворения «Кубанская сказка» учителем.
Кубанская сказка
Л. Мирошникова
В неприметной заводи Кубани,
Где темней вода и гуще ряска,
Где нырки снуют в туманной рани,
Каждым летом оживает сказка.
Будто в час зари фламинго стая
На хрусталь воды с небес слетает,
Опереньем розовым блистая,-
Это всюду лотос зацветает.
В капельке росы на самом донце
Их огромной бархатной листвы
Вам смеется радостное солнце,-
И ему в ответ смеетесь вы.
3). Беседа.
- Вам понравилось стихотворение?
- Какие чувства вы испытывали, когда слушали это произведение?
4). Словарная работа.
- Какие незнакомые слова вам встретились в произведении.
Слайд №16.
5) Составление «книжкиного паспорта»
- Запишите автора произведения, его название, определите жанр произведения и тему его.
( Дети выполняют самостоятельно. Жанр произведения – стихотворение (обозначаем треугольником), тема – о природе (раскрашиваем треугольник зеленым цветом).
Слайд № 17.
6). Составление партитуры произведения.
( Слова учителя сопровождаются показом слайда)
- Сейчас мы проанализируем это стихотворение по четверостишиям.
- Прочитайте первое четверостишие.
- О чем идет речь в этом отрывке?
- Как можно его озаглавить?
- Какие секреты писателя использовала Л. Мирошникова? ( Оживление, красочные слова – эпитеты)
- Читаем второе четверостишие.
- О чем говорится в этом отрывочке? ( О поре цветения лотоса)
- Какая картина предстала перед нами?
- С кем автор сравнивает лотосы?
- Какие секреты писателя здесь использованы? ( Сравнение, красочные слова – эпитеты).
- Прочитайте последний отрывок.
- О чем он?
- Какие секреты писателя помогли автору донести до нас это чудо?
Слайд №18
7) Релаксация
- Слушаем музыку и любуемся чудесной сказкой.
Слайд № 19
Беседа.
Слайд №20
Игра «Дружные слова»
- Ребята, кто больше подберет синонимов к слову «радостно»?
Слайд № 21
Работа с выставкой книг.
- Ребята, много нового можно узнать о лотосах их различных книг. Эти книги вы можете увидеть на нашей выставке.
- Скажите, пожалуйста, почему на полке есть Красная книга Краснодарского края? Кто догадался?
- Правильно. Дело в том что лотос занесен в Красную Книгу нашего края. Мы должны беречь это растение, чтобы его красотой могли любоваться ваши дети и внуки.
Создание пруда с лотосами.
- Ребята, я предлагаю вам создать свою заводь с лотосами, которые вы «сделали» на уроке трудового обучения.
( Дети под музыку подходят к нарисованному водоему и прикрепляют лотосы).
Слайд № 22.
Итог.
Слайд № 23.
- С чем познакомились на уроке?
- Что нового узнали?
- Почему лотосы занесены в Красную книгу?
- Что человек должен сделать для того, чтобы сохранить лотосы?
Слайды № 24, № 25
Домашнее задание.
Слайд № 26.
Нарисовать то, что больше всего запомнилось и понравилось?
Создайте свои правила охраны лотоса
Слайд № 27.
"На свидание к лотосу"Times New Roman