Методическая разработка на тему Рефлексия на занятиях в СПО


Рефлексия на занятиях в СПО
Рефлексия - размышление человека, направленное на анализ самого себя (самоанализ) – собственных состояний, своих поступков и прошедших событий.
В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.
Существует следующая классификация рефлексии:
рефлексия настроения и эмоционального состояниярефлексия деятельностирефлексия содержания учебного материала
рефлексия настроения и эмоционального состояния
Данная рефлексия способствует формированию благоприятного микроклимата на уроке. Здесь реализуется здоровьесберегающая функция рефлексии. Целесообразно проводить такую рефлексию в начале занятия с целью установления эмоционального контакта или в конце деятельности.
Что можно применять?
карточки с изображением лица ;
показ большого пальца вверх или вниз
рефлексия деятельности
Это вид приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ; а применение в конце урока покажет активность каждого обучающегося.
Здесь рефлексия выступает в качестве мотивации учения и определения степени достижения цели.
Какие варианты?
Рефлексия «солнышко» ; Рефлексия «лесенка успеха»;
Рефлексия «дерево успеха» ; Рефлексия "Благодарю…".
Рефлексия «Впечатление
Рефлексия « Твои знания«»
3. Рефлексия содержания учебного материала
Используется для выявления уровня осознания содержания пройденного Обучающиеся размышляют, не бояться выражать свое отношение к проблеме, сами ставят цели, осмысливают то, что поняли, усвоили.
Приемы:
Рефлексия незаконченное предложение, выбор афоризма, точка зрения, достижение цели, отношение к проблеме, умозаключение.
Рефлексия «Мой самоанализ» В конце занятия можно дать обучающимся небольшую анкету, которая позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку занятию.
Рефлексия «Светофор»
Обучающимся разбирают флажки с различными цветами: красный, желтый и зеленый. После чего преподаватель просит ощутить себя в ролях:
Красный – оптимисты (выделяют плюсы урока, что понравилось)
Желтый – пессимисты (выделяют, что не понравилось урока)
Зеленый – прогнозисты (выделяют что захотели еще узнать)
Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе.
Рефлексия способствует развитию трех важных качеств человека, таких как самостоятельность, предприимчивость, конкурентоспособность.
Задание для 1 группы:( рефлексия настроения)
Рефлексия настроения и эмоционального состояния в конце занятия
карточки с изображением лиц
«весёлый» - всё хорошо, «грустный» - плоховато
Пусть нарисуют весёлый или грустный смайлик
показ большого пальца вверх или вниз
«вверх» - всё хорошо, «вниз» - плоховато
148590130175


Задание для 2 группы: (рефлексия содержания учебного материала)
Закончите предложение: Рефлексия способствует развитию трех важных качеств человека, таких как ___________________________________
Задание для 3 группы: «впечатление» (рефлексия деятельности)
Закрасьте ту часть круга, которая соответствует вашему впечатлению от занятия.