Рефлексия по русскому языку на тему Корень слова


Средняя школа №28
Краткосрочный план
«Состав слова» (повторение)
Учитель русского языка и литературы: Жанбекеева А.Б.
2016 год
Рефлексия урока по русскому языку в 6 классе
на тему: «Состав слова» (повторение)

Тема урока: «Состав слова» (повторение).
Общие цели: углубление и формирование знаний о составе слова.
Результат урока: дети научатся различать морфемы. Правильно отличать состав слова.
Тип урока: урок обобщения и систематизации.
Формы работы: групповая (практическая работа, составление кластера, ЗХУ), индивидуальная (работа с текстом), диалог (учитель - ученик).На уроке я стремилась создать атмосферу доверия, стараясь активизировать весь класс, развивать навыки саморегуляции, показать ученикам как работать в группе, используя задания и по учебнику. Способствовать развитию критического мышления, побудить детей к рассуждению, высказыванию своего мнения, развивать у детей навык систематизации уже имеющихся знаний, вырабатывать умение у детей поиска информации самостоятельно, используя критерии оценивания развивать умение объективно оценивать себя и одноклассников, строить урок с учётом возрастных особенностей учащихся, выявлять таланты и способности учеников.
Использовала модуль «Новые подходы в преподавании и обучении». Я провела с учениками коллаборативную среду, тренинг «Мы уникальные», чтобы дети почувствовали, что каждый из них уникален не похож на других и это их взбодрило, действительно когда они складывали салфетки как я им сказала, то есть выполнив со мной эту работу, раскрывая ее, мы узнали , что у всех рисунки разные и ученики, показывая друг другу, удивлялись, ведь мы все вместе выполняли одинаково, почему же салфетки, рисунки разные. Так я настроила учеников на совместную работу, создать в классе атмосферу доверия, позволяющую ученикам чувствовать себя комфортно и безопасно.

В процессе диалога учитель-ученик, дети пришли к выводу о значимости изучения языка и правильного использования в своей речи точных слов. Когда я внедряла информационно – коммуникационные технологии, которые называются единством обеспечивания продуманного их использования, что будет способствовать улучшению процессов преподавания и обучения. При использовании на занятиях теоретических и практических знаний определяющим фактором является сформированность знаний, в области содержания образовательного процесса, методики, технологии. (Программа, стр.156). На всех своих уроках использовала информационно – коммуникационные технология в виде демонстрации слайда и задания для групп. Это было сделано для привлечения внимания всего класса и работа на интерактивной доске, где учащиеся делали работу разбор слова по составу.

На следующем этапе я использовала модуль «Новые подходы в преподавании и обучении». Для того чтобы активизировать детей, вовлечь в работу весь класс и для продолжения работы, чтобы дети сами смогли определить тему урока , при помощи пазла деление на группы и это у меня получилось, Учащиеся собрали пазлы и назвали тему урока.


Для того, чтобы ученики смогли, вспомнить ране полученные знания я применила «метод мозговой штурм», толстые и тонкие вопросы. Когда ученики определили тему урока, было следующее задание схематично сделать по стратегии "Паутина", состав слова вспомнить из курса пятого класса, ученики сразу взялись за работу.


«Обучение через диалог» является одним из новых подходов в преподавании и обучении. «Дети являются активными обучающимися, которые формируют своё мышление на основе личных размышлений и социального взаимодействия»(1, с.116)
Следующим этапом работы была работа в группах по четыре человека. Задания в группах были распределены таким образом, чтобы на уроке обобщить весь изученный материал по теме урока. Задания были подобраны с учётом возрастных особенностей детей. Более способным детям было дано задание более высокого уровня сложности. Каждая группа должна была обобщить материал, представить его на постере и выполнить упражнение. Учащиеся имели возможность пользоваться интернетом, словарями. Дети 21 века все знают и умеют пользоваться информационно – коммуникационными технологиями, только надо правильно направить их на верный путь. В каждой группе выявлялись ученики, которые руководили деятельностью группы. Я направляла деятельность учащихся.
Когда я сказала, что будем делиться на группы по пазлам, то четверо девочек хотели сидеть в одной группе и что я заметила, что они держали руки скрестив пальцы на удачу. Но, когда они были в разных группах, то они сразу подружились с другими и уже не хотели меняться. Я объяснила детям, чтобы вовлечь в работу группы всех детей, им нужно задавать друг другу вопросы, обмениваться мнениями, своими знаниями, пользоваться ресурсами, которые помогли бы им в устранении пробелов в их знаниях, чтобы одни ученики объясняли и помогали другим, что нужно работать сообща. Ещё одной трудностью было то, что ученики не могли правильно распределить время, не могли выделить важное, главное, еще не умели задавать друг другу вопросы более высокого порядка. Да почти много времени уходила на оформление постеров. Но работа кипела, ученики дружно работали.

Когда все учащиеся завершили работу, группа или представители группы выходили к доске и защищали свои постеры. Дети других групп внимательно слушали выступление, задавали вопросы, если им было что-то непонятно.
Работа группы оценивалась формативно, через взаимооценивание. Дети оценили работу каждой группы по критериям оценивания, которые лежали у них на столах. Критерии оценивания на данном уроке составила я и объяснила детям правила оценивания. На стикерах дети выставили оценку работы каждой группы по шкале и прикрепили их к постерам. Ученики аргументировали выбор своей отметки.
Дети объективно оценили работу группы, так как были нацелены на соответствие выставляемой ими оценки с критериями оценивания. Мне еще понравилось, что дети не стеснялись делать физминутку по видеоролику, там было, как животные изображали свои повадки, и им было весело, повторяя, это надо было видеть.

И еще было взаимооценивание, где ученики оценивали работу стикерами по постерам. Дети оценивали по оформлению работы, по содержанию раскрытия темы.
Что я узнала для себя при взаимооценивании? Вот оценивая работу других групп, учащиеся справедливо писали на стикерах, а остальные учащиеся смотрели на свои недостатки. Например, Диас, написал, что ему нравится постер другой группы, но не хватает яркости при оформлении. Это уже плюс, что ребенок заметил и высказал свое мнение вслух. Это моя изюминка класса, у него очень правильная речь, нет языкового барьера, но нет стимула к учебе и грамматика плохая, я хочу изменить ребенка в лучшую сторону, подтянуть этого мальчика с помощью факультативов, выявить у ребенка критически мыслить, он немного стеснительный в своих высказываниях.
При помощи составления диаграмму ВЕНН, учащиеся определяли различие и сходство приставки и суффикса. Это педагогическая стратегия, которая помогает учащимся без стеснения, то есть свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы.
На рефлексивном этапе учащиеся составили синквейн, к словосочетанию «талантливый ученик». Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях. Слово синквейн происходит от французского, которое означает «пять». Таким образом, синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк.
Объяснила правила написания синквейна, учащиеся отлично справились с этим заданием и написали это синквейн в таком порядке. Талантливый ученик; способный, одаренный, размышляет; исследует, находит. Ученик всегда талантлив. Одарен.
В конце я пришла к выводу что, учащийся могут выполнять то или иное задание самостоятельно, по мере возможности учиться решать свои проблемы выходя из любого положения. Учащимся позволяет эффективно взаимодействовать с информационной реальностью. Формируются взаимоотношения между учителем и учениками. Я глубоко убеждена в том, что главная цель любого урока – это воспитание личности, человека, умеющего анализировать прочитанное, самостоятельно оценивать факты, явления, события и на основе полученных знаний формировать свой взгляд на мир. Одним словом, личность в моем понимании – человек, не боящийся мыслить.
Проводя рефлексию изучения темы на уроке, используя модуль «Обучение критическому мышлению», я предложила группам написать синквейн по обобщённому ими материалу, предварительно ознакомив детей с его составлением.
В заключительной части урока, учащиеся провели рефлексию того что они знали, что узнали, что было непонятно, оценили свою деятельность на уроке. Дети делали свои пометки на специально подготовленных листах.

Это помогло детям ещё раз проанализировать весь урок, подумать над тем, что у них не получилось, что они не поняли и побудить их к углублению собственных знаний. На рефлексивном этапе не все дети могли сформулировать свою мысль из-за того, что у них не очень хорошо развита письменная речь. Сделанные детьми пометки я учла в планировании работы на следующем уроке. Это помогло мне на следующем уроке подобрать дифференцированные задания для более продуктивной работы.

На вопрос, обращенный к детям: «Понравилось ли им работать в группе?» - дети дали положительный ответ. Больше всего понравилось работать в группе детям с низким уровнем знаний, т.к. они получали знания в процессе общения со своими одноклассниками. То, что не знали одни, знали другие, в итоге произошел взаимообмен уже имеющимися знаниями и на уроке дети восполнили пробелы в своих знаниях. Когда я спросила: «Почему вам понравилось работать в группе?», одна девочка ответила: «Было множество вариантов ответа, на вопрос». Думаю, этим было всё сказано. Обучение через диалог является одним из эффективнейших способов получения информации. «Диалог в классе может способствовать интеллектуальному развитию учеников и их результативности в обучении» (Мерсер и Литлтон, 2007) [1, с.60]

. Используя на уроках семь модулей Программы, смогли мне активизировать класс, заинтересовать в работу всех учащихся, и благотворно и творчески подойти к урокам. Я знаю, что мне еще нужно много работать над собой и оттачивать свои педагогические умения, стать компетентным учителем, усовершенствовать, обучение детей по новым технологиям, и стараться не смотреть назад (на традиционные уроки). Мне нужно в дальнейшем проводить уроки нового подхода постепенно, для развития чувства коллективизма, способствовать развитию критического мышления детей, продумывать задания так, чтобы активизировать весь класс, учитывая одарённых детей, формировать умения самообучения, развивать у детей способность к саморегуляции, учить детей рационально использовать время урока. В своей дальнейшей работе я буду использовать все семь модулей Программы, чтобы улучшить качество знаний учеников, воспитать детей критически мыслящих, способных к самообучению, чтобы они могли легко адаптироваться и реализовать себя в современном обществе.

Чтобы достигнуть конкретной цели, нужно всегда создавать определенные условия для ученика, которые смогли бы помочь обрести уверенность в себе, в своих силах, позволили бы ему раскрыться, способствовали формированию его мировоззрения.
Все зависит от профессионализма учителя, который правильно направляет своих учащихся.