ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ.
ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ.
Вал Екатерина Степановна
Коммунальное государственное учреждение «Школа – лицей № 14 г. Темиртау»
г. Темиртау, Карагандинская область, Казахстан.
Формирование логического мышления – важная составная часть педагогического процесса. Одна из основных задач средней школы – помочь учащимся в полной мере проявить способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал.
Наверное, никто не будет спорить с тем, что каждый учитель должен развивать логическое мышление учеников. Об этом говорится в методической литературе, в объяснительных записках к учебным программам. Однако, как это делать? Нередко это приводит до того, что развитие логического мышления в значительной мере идет стихийно, потому большинство учеников 9–11 не овладевает начальными приемами логического мышления (анализ, сравнение, синтез, абстракция, классификация, обобщение). Поэтому учителя математики средних классов сталкиваемся с проблемой несформированности у учащихся способности анализировать, конкретизировать, обобщать, планировать.
На сегодняшний день актуальна проблема поиска средств развития мыслительных способностей, связанных с творческой деятельностью школьников, как в коллективной, так и в индивидуальной форме обучения.
Современная педагогика уже не сомневается в том, что учить творчеству возможно. Вопрос, по словам И. Я. Лернера, состоит лишь в том, чтобы найти оптимальные условия для такого обучения. Можно рассматривать творческие способности применительно к понятию общие интеллектуальные способности.
Под творческими (креативными) способностями учащихся понимают то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, а способность создавать, формулировать и разрабатывать необычные, оригинальные идеи, а также использовать нестандартные способы деятельности.
Основными показателями сформированности творческих способностей являются:
Определенный фонд знаний и умений, их качество и степень обобщенности.
Уровень развития: внимания, памяти, воображения.
Уровень развития мышления, который определяется степенью сложности умственных действий и операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, конкретизация).
Владение приемами поисковой и творческой деятельности.
Отследить показатели сформированности творческих способностей учащихся можно на уроках математики.
Для того чтобы учащийся мог воспользоваться своим критическим мышлением, ему важно развить в себе ряд качеств, среди которых Д. Халперн выделяет:
Готовность к планированию
Гибкость.
Настойчивость.
Готовность исправлять свои ошибки
Осознание
Поиск компромиссных решений
Д. Клустер выделяет пять аспектов, отличающих критическое мышление от других его типов.
Критическое мышление есть мышление самостоятельное.
Информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления.
Критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить.
Критическое мышление стремится к убедительной аргументации.
Критическое мышление есть мышление социальное.
Научные знания, состоящие из теоретического и фактического материала, быстро устаревают. Наиболее высоко в обществе сегодня ценятся умения и навыки, применяемые в самых разнообразных ситуациях практической деятельности. Такими мобильными умениями являются: умение предоставить информацию в оптимальной форме; правильно подойти к рассмотрению вопросов в логической и наглядной форме; грамотно раскрыть сущность и задачи проводимого исследования, видеть и соотносить с ней фактический материал [1].
Работая с детьми среднего школьного возраста, на уроках математики, находишься в поиске таких методов и приёмов работы, которые бы совершенствовали мыслительные способности учащихся и позволили бы мыслить более продуктивно. Именно благодаря способности человека мыслить решаются трудные задачи, делаются открытия, появляются изобретения. Но можно ли научиться мыслить более эффективно? Как и другие качества ума, мышление можно развивать. Развивать мышление – значит, развивать умение думать. Мыслительный процесс начинается тогда, когда возникает задача или проблема, у которой нет готового способа решения.
Развивая способность к критическому мышлению можно добиться улучшения мыслительной деятельности. Поэтому за основу построения этапов работы была взята технология развития критического мышления. Принципиально важно в этой технологии выделение трёх обязательных стадий работы: стадия вызова, осмысления, рефлексии. Такое построение этапов работы позволяет сделать развитие мышления школьников управляемым процессом. Те приёмы учебной работы, которые существуют в технологии, являются важным средством развития критического мышления. А ученик, мыслящий критически, вступает в активную деятельность, выполняя различные мыслительные операции – анализ, синтез, обобщение. Методы и приёмы технологии развития критического мышления формируют самостоятельность мышления [2].
Особенностью данной педагогической технологии является то, что учащийся в процессе обучения сам конструирует этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам отслеживает направления своего развития, сам определяет конечный результат. С другой стороны, использование этой стратегии ориентировано на развитие навыков вдумчивой работы с информацией, с текстом. Восприятие информации происходит в три этапа, что соответствует определённым стадиям урока.
I фаза
Вызов II фаза
Осмысление содержания III фаза
Рефлексия
пробуждение имеющихся знаний, интереса к получению новой информации Получение новой информации осмысление, рождение нового знания
Смысловая стадия или по-другому «фаза осмысления» занимает наибольшее время от урока. Сравнивая с традиционным уроком это похоже на знакомство с новой темой. На этой стадии происходит знакомство с новой информацией. Важным моментом является получение новой информации по теме.
Отслеживание своего понимания при работе с изучаемым материалом - одно из условий развития критического мышления. Эта задача является основной в процессе обучения на фазе осмысления содержания. Важным моментом является получение новой информации по теме. Если помнить о том, что на фазе вызова учащиеся определили направления своего познания, то учитель в процессе объяснения имеет возможность расставить акценты в соответствии с ожиданиями и заданными вопросами. Организация работы на текущем этапе может быть различной. Это может быть рассказ, лекция, индивидуальное, парное или групповое чтение или просмотр видеоматериала. В любом случае это будет индивидуальное принятие и отслеживание информации. Авторы педагогической технологии развития критического мышления отмечают, что в процессе реализации смысловой стадии главная задача состоит в том, чтобы поддерживать активность учащихся, их интерес и инерцию движения, созданную во время фазы вызова. В этом смысле особое значение имеет качество отобранного материала.
Функции учащихся:
Осуществляют контакт с новой информацией.
Пытаются сопоставить эту информацию с уже имеющимися знаниями и опытом.
Акцентируют свое внимание на поиске ответов на возникшие ранее вопросы и затруднения.
Обращают внимание на неясности, пытаясь поставить новые вопросы.
Стремятся отследить сам процесс знакомства с новой информацией, обратить внимание на то, что именно привлекает их внимание, какие аспекты менее интересны и почему.
Готовятся к анализу и обсуждению услышанного или прочитанного.
Функции учителя:
Может быть непосредственным источником новой информации. В этом случае его задача состоит в ее ясном и привлекательном изложении.
Если школьники работают с текстом, учитель отслеживает степень активности работы, внимательности при чтении.
Для организации работы с текстом учитель предлагает различные приемы для вдумчивого чтения и размышления о прочитанном.
Авторы педагогической технологии развития критического мышления отмечают, что необходимо выделить достаточное время для реализации смысловой стадии. Если учащиеся работают с текстом, было бы целесообразно выделить время для второго прочтения. Это достаточно важно, так как для того, чтобы прояснить некоторые вопросы, необходимо увидеть текстовую информацию в различном контексте.
Существует много приёмов, которые могут организовать работу с информаций на стадии осмысления [3].
№ Приём Содержание
1 Кластер Графический прием в систематизации материала. Он может быть использован на всех стадиях урока, в том числе и на стадии осмысления
2 «П»–«М»–«И»: таблица
«Плюс–минус–интересно» Заполнение таблицы помогает организовать работу с информацией на стадии осмысления. Новая информация заносится в таблицу; по ходу чтения параграфа или прослушивания лекции заполняются соответствующие графы.
Прием нацелен на актуализацию эмоциональных отношений в связи с текстом. При использовании этого приема информация не только более активно воспринимается (прослушивается, записывается), систематизируется, но и оценивается. Подобная форма организации материала позволяет провести обсуждение, дискуссию по спорным вопросам.
3 «Кубик» Суть данного приема. Из плотной бумаги склеивается кубик. На каждой стороне пишется одно из следующих заданий:
Опиши это... (Опиши цвет, форму, размеры или другие характеристики).
Сравни это... (На что это похоже? Чем отличается?)Проассоциируй это... (Что это напоминает?)
Проанализируй это... (Как это сделано? Из чего состоит?)Примени это... (Что с этим можно делать? Как это применяется?)Приведи «за» и «против» (Поддержи или опровергни это).
Ученики делятся на группы. Учитель бросает кубик над каждым столом и таким образом определяется, в каком ракурсе будет группа осмыслять ту или иную тему занятия. Учащиеся могут писать письменные эссе на свою тему, могут выступить с групповым сообщением и т.п.
Этот приём:
создает на уроке целостное (многогранное) представление об изучаемом материале;
создает условия для конструктивной интерпретации полученной информации.
4 «Сводная таблица» или сравнительная таблица Такие таблицы помогают учащимся увидеть не только отличительные признаки объектов, но и позволяют быстрее и прочнее запоминать информацию. Составление сравнительных таблиц можно использовать как на стадии вызова, так и на стадии осмысления. Проделанная работа развивает у ребят следующие умения:
выделять ключевые слова;
систематизировать необходимую информацию;
анализировать, сравнивать и обобщать информацию;
развивать монологическую речь.
5 Таблица
«Толстых» и «Тонких» вопросов
Способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания; при размышлении – демонстрация пройденного.
Толстый Тонкий
Объясните, почему…?
Почему вы думаете..?Предположите, что будет если…?
В чём различие…?
Почему вы считаете.?Кто..? Что..? Когда..?
Может…? Мог ли…?
Было ли…? Будет…?
Согласны ли вы…?
Верно ли…?
6 Таблица
«ИНСЕРТ» I – interactiveN – noting - самоактивизирующая «V» – уже знал
S – system - системная разметка «+» – новое
Е – effective для эффективного «-» - думал иначе
R – readingand – чтения и
Т – thinking - размышления – «?» не понял, есть вопросы.
Таблица «Инсерт», имеет вид:
«V» –
знаю «+» – новое «-» - думал иначе «?» – вопросы
Для заполнения таблицы ученикам понадобится вновь вернуться к тексту. Таким образом, обеспечивается вдумчивое, внимательное чтение. Этот прием делает зримым процесс накопления информации, путь от «старого» знания к «новому» – понятным и четким.
Литература
Бутенко А. В., Ходос Е. А. Критическое мышление: метод, теория, практика. Учеб.-метод. пособие. М.: Мирос, 2002.
Утёмов В. В., Зиновкина М. М. Структура креативного урока по развитию творческой личности учащихся в педагогической системе НФТМ-ТРИЗ // Концепт. – 2013. – Современные научные исследования. Выпуск 1. -ART 53572. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53572.htmЗагашев И. О., Заир-Бек С. И. Критическое мышление: технология развития. – СПб: Издательство «Альянс «Дельта», 2003.