Методические рекомендации к написанию ЕГЭ по русскому языку ,части 3 (С).





Методические рекомендации к написанию ЕГЭ по русскому языку ,части 3 (С).




(АРАТОВА Г.Б.-УЧИТЕЛЬ МКОУ АНДРЕЕВСКОЙ СШ ИМ.Н.Н.БЛАГОВА)




















2016г.









Оглавление.
№п/п
Название
№ страницы


Введение.



Глава 1

Методические рекомендации к написанию ЕГЭ по русскому языку ,части 3 (С).
8

1.1.
Работа с текстом.
8

1.1.1.
Виды текста.
8

1.1.2.
Виды информации в тексте.
9

1.1.3.
Рассмотрение текста в 4-х аспектах.
10

1.1.4.
Работа над проблемой .
16

1.1.5.
Комментарий к проблеме.
16

1.1.6.
Авторская позиция.
17

1.1.7.
Аргументация собственного мнения.
18

Глава 2
Обобщение собственного опыта.
21

2.1.
Поэтапная подготовка к сочинению. Знакомство с критериями оценивания работ и с требованиями к сочинению.
21

2.2.
Работа над понятиями проблема и авторская позиция.
24

2.3.
Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста.
24

2.4.
Определяем авторскую позицию.
27

2.5.
Выражение собственного отношения к проблеме. Аргументация собственного мнения к проблеме.
27

2.6.
Работа над речевым оформлением работ.
31

3.
Заключение.
34

4.
Библиографический список.
35

5.
Приложение.





























Введение. Работа посвящена теме «Система работы по подготовке к ЕГЭ по русскому языку ,части 3 (С)». Одной из самых актуальных проблем современной школы является подготовка учащихся к ЕГЭ
Единый государственный экзамен (ЕГЭ) – одно из направлений модернизации структуры и содержания российского образования.
В современном образовательном пространстве оценка качества подготовки выпускников является одной из важнейших задач. По любому предмету, в том числе и русскому языку, она позволяет не только установить уровень успешности, но и выявить недостатки в знаниях, умениях и навыках и тем самым определить необходимость изменений, которые следует внести в методику работы.
С 2008 года ЕГЭ стал единственной формой итоговой аттестации учащихся по русскому языку, поэтому, на мой взгляд, актуальность данной темы очевидна.
В 2009 году запланирован перевод ЕГЭ в «штатный режим», то есть в повсеместное введение этой формы оценки качества знаний как государственного механизма контроля качества образования. Основным инструментом ЕГЭ является комплект контрольно-измерительных материалов (КИМов) по каждому предмету. По русскому языку комплект КИМов состоит из 3-х частей: А, В, С.
Часть I (А 1-А 30) содержит 30 заданий с выбором ответа из 4-х предложенных.
Часть 2 (В 1-В 8) содержит 8 заданий, требующих краткого ответа.
Часть 3 (С ) – это задание открытого типа с развёрнутым ответом (сочинение), проверяющее умение создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста.
Наибольшие трудности, как правило, связаны с заданием части 3( С), то есть с написанием сочинения по предложенному тексту.
По вопросу«Подготовка к ЕГЭ по русскому языку ,части 3 (С)» написано много литературы. Например, « ЕГЭ-выполнение задания части 3 (С)», Егораевой Г.Т. Книга содержит богатый учебно-тренировочный материал ,который поможет выпускникам самостоятельно подготовиться к созданию сочинения-рассуждения по исходному тексту. Здесь показаны разнообразие и многовариантность работы над сочинением- вступлением, формулировкой основной проблемы текста, способами определения авторской позиции, заключением. В книге дан теоретический и тренировочный материал, образцы выполнения части 3 (С) с комментариями.
«Качество монологического письменного высказывания выпускника зависит от[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], насколько сформированы его основные умения и навыки. Этой задаче - формированию ключевых умений и навыков – я посвящаю , данное пособие. Оно содержит большой теоретический и практический материал, помогающий понять, как помочь учащимся написать часть 3(C) в соответствии с требованиями, предъявляемыми к ней. Как научить выпускника вдумчиво, осмысленно читать? Как помочь ему увидеть основную проблему, исследуемую автором, и прокомментировать её? Как научить его правильно формулировать позицию автора и свою собственную? Как помочь [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] доказать изложенную точку зрения, посоветовать, какие аргументы выбрать? Как формировать его умение грамотно, логично выстраивать сочинение-рассуждение, чтобы избежать разного рода ошибок в экзаменационной работе?» В книге « ЕГЭ. Сочинение-рассуждение» В.Н. Александрова особый акцент сделан на отработку навыков анализа исходного текста. «Я предлагаю различные способы моделирования вступления, основной части, заключения ,способы выражения личностной позиции»
В пособии много учебно- тренировочных упражнений, которые помогут старшеклассникам овладеть этими действиями.
Пособие «Подготовка к выполнению части 3 (С),практикум» Г.Т. Егораевой содержит большой информационный материал, необходимый для выполнения самой сложной части Единого государственного экзамена-сочинения по прочитанному тексту. «Задания, языковые клише, справочные материалы помогут отработать навыки написания сочинения, отвечающего требованиям к части 3 (С)».
Книга «ЕГЭ, сборник заданий, репетитор» И.П. Цыбулько, С.И. Львовой включают информацию о структуре и содержании ЕГЭ по русскому языку, краткий теоретический материал по всем темам ЕГЭ, сведения о типах заданий разного уровня с подробными комментариями. « Книги помогут выпускникам в решении одной из главных задач при подготовке к единому государственному экзамену по русскому языку- совершенствовании практических умений, связанных с анализом различных языковых явлений».
Книга Сениной Н.А. « Русский язык. Тематические тесты: Подготовка к ЕГЭ.» Учебное пособие для 10-11 кл.  Предлагаемое учебное пособие содержит комплекты тренировочных тестов, сгруппированных по темам в соответствии с планом ЕГЭ по русскому языку (части А, В, С), и теоретическую главу «Готовимся к части С», позволяющую в минимальные сроки подготовиться к написанию сочинения-рассуждения. Кроме того, впервые в книгу включены ответы к части С модели сочинений к двадцати текстам. «Цель пособия, - говорит Сенина Н.А.,- эффективная поступенчатая подготовка к ЕГЭ по всем разделам курса русского языка. Каждая тема плана ЕГЭ представлена в пяти вариантах, задания которых в целом равноценны по уровню сложности. Комплексный анализ текста дан в двадцати вариантах. Всего в пособии более тысячи заданий». Книга « Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ:2014: Русский язык» авт.-сост. И. П. Цыбулько, А. Ю. Бисеров, И. П. Васильевых и др.  «3 основные причины, по которым удобно и выгодно готовиться к единому государственному экзамену по пособиям, созданным федеральным институтом педагогических измерений.1- Вам не придется покупать другие книги или искать дополнительные материалы, потому что это самые полные сборники экзаменационных вариантов заданий, включающие: - подробные инструкции для участников ЕГЭ, экзаменационные бланки и правила их заполнения, рекомендации по проведению экзамена по предметам; - типовые варианты экзаменационных работ, которые соответствуют всем требованиям ЕГЭ; - ответы на задания частей А и В и критерии оценивания заданий части С. 2- Эти сборники подготовлены специалистами ФИПИ, который является единственным официальным разработчиком заданий для ЕГЭ. 3- Эти сборники включают сразу двенадцать полноценных вариантов экзаменационных заданий, что дает возможность для отличной тренировки и выработки устойчивых навыков действий на экзамене».
Практическая значимость : применение на уроках , факультативах при подготовке к ЕГЭ.
Актуальность, теоретическая значимость и недостаточная практическая разработанность данной проблемы обусловили выбор темы.
Гипотеза: выбранный мною путь направлен на эффективное обучение написания сочинения –рассуждения при подготовке к ЕГЭ.

Целью данной работы является:
разработать систему методов и приемов подготовки учащихся к итоговой аттестации по русскому языку в форме ЕГЭ ,части 3 (С)
Чтобы достичь поставленной цели, следует решить ряд задач:
- раскрыть методику подготовки и проведения ЕГЭ по русскому языку, части 3 (С);
-обобщить собственный опыт работы по данной теме.
Объектом исследования данной работы является сам единый государственный экзамен как форма итогового контроля по русскому языку. Предметом исследования стала методика подготовки и проведения ЕГЭ по русскому языку, части 3 (С); обобщение собственного опыта работы по данной теме.

Краткая характеристика структуры работы:
Работа состоит из введения, 2 глав, заключения ; библиографического списка, включающего 10 источников; приложения, включающего 1 урок. Во введении обоснован выбор темы, раскрыта актуальность данной темы, практическая значимость, выдвинута гипотеза, цель и задачи .Основная часть состоит из двух глав: первая глава посвящена рассмотрению методических рекомендаций к написанию части 3(С) .во второй главе обобщение собственного опыта работы по данной теме. В заключении подведены итоги. .
Глава1.Методические рекомендации к написанию ЕГЭ по русскому языку ,части 3 (С)».

1.1.Работа с текстом.
Первая рекомендация- это внимательное чтение исходного текста.
Изучая экзаменационный текст, нужно выстроить такую схему и обдумать ее:

1 О чем? ( Ты увидишь тему).
2 Какие вопросы рассматривает автор?( Ты найдешь проблему).
3 Над каким вопросом автор рассуждает больше всего? (Ты найдешь основную проблему текста).
4 Зачем автор написал текст? (Ты определишь цель).
5 Как автору удалось помочь тебе определить цель?(Вот здесь ты увидишь роль языковых средств).
6 Почему были использованы именно эти языковые средства?
7 Как сам автор отвечает на поставленные вопросы(проблемы)?(Это поможет тебе понять авторскую позицию).

1.1.1.Виды текста.


Вид текста
Содержание
Стили речи,
в которых данный текст используется

Собственно-информационно-справочный
Описывает конкретные события, факты, ситуации
Официально-деловой стиль, научный стиль

Информационно-оценочный
Не только описывает факты, события, ситуации, но и содержит авторскую оценку
Публицистический ,разговорный стиль

Информационно-образно-оценочный

Описывает, содержит авторскую оценку, создает художественный образ
Художественный стиль


Кроме того, один из важнейших признаков текста- его информативность.

Текст содержит информацию:

1 О каком-либо факте, событии, человеке и т.д.
2 О цели его создания (кому предназначен ,чего хотел достичь автор, на какие вопросы хотел ответить?
3 О способах авторского воздействия на читательское восприятие
4 Об авторе ( отношение к поднятым проблемам).

1.1.2.Виды информации в тексте.

Виды информации в тексте
Что содержит информация?
Роль данной информации

Фактуальная
События, факты, герои, время и место действия, движение сюжета и т.д.
Позволяет увидеть внешнюю сторону текста (Автор отбирает эту информацию и использует, чтобы передать то, что его волнует, изложить свои мысли)

Концептуальная
Замысел автора, его позицию, систему взглядов, подход к фактам
Служит объединяющим началом текста, создает текст как единое целое.
( Без авторской мысли, замысла текст представлял бы ряд разрозненных фрагментов, фактов и событий)

Подтекстовая
Скрытая, дополнительная информация ,смысл которой содержится в отдельных словах, предложениях, фрагментах текста и становится понятным лишь в процессе переработки и анализа фактуальной и контекстуальной информации
Может основательно изменить истолкование текста, позволяет иначе, по-новому увидеть и понять его концептуальную информацию либо непосредственно, либо через фактуальную информацию.


Без « вычитывания» этих информаций вряд ли сумеешь понять
содержание текста.
1.1.3. Рассмотрение текста в 4-х аспектах:
Проблема, поставленная в исходном тексте.
Комментирование проблемы, поднятой автором текста.
Авторская позиция.
Собственное мнение, подкрепленное двумя развернутыми аргументами.
Рассмотрим каждый аспект подробнее.
Как обозначить проблему и с чего начать?
Важно начать с какого-либо вступления (1-2 предложения).
В рассказе, (тексте,статье) исследуется, (анализируется, поднимается, рассматривается) проблема (чего?)(Р.п) (нравственного выбора, экологии, добра и зла и т.д.)
Можно начать сочинение рядом вопросительных предложений, завершенных стандартной фразой: «Именно над этими вопросами размышляет в своей статье (произведении) автор»

Вступление может
Заключение

Вводить в тему текста
Должно быть органично связано с текстом, с его проблематикой, с предыдущим изложением

Сообщать об основной проблеме текста
Должно завершить сочинение, еще раз обратив внимание эксперта на самое главное

3)Быть основным тезисом ,
который ты будешь аргументировать

Должно быть логическим завершением твоих рассуждений по поводу темы, проблем, поставленных автором

4)Быть основанием для объяснения основной проблемы
Может содержать твое решение проблемы, поставленное автором

5)Быть формулировкой твоего понимания авторской позиции
Может отражать твое личное отношение к теме текста, его героям, проблеме

6)Содержать сведения о своеобразии художественного мира автора текста(если это своеобразие нашло отражение в теме, идее ,проблематике текста)
Может дополнять мысль автора

7)Определять круг проблем, затронутых автором
Может содержать рассуждение о злободневности рассматриваемых темы и проблем

8)Содержать твой взгляд на основные вопросы ,рассматриваемые автором
Может содержать этически корректное возражение автору

9)Содержать общую точку зрения по теме, поднятой автором
Может представлять собой развернутую или логически завершенную мысль, высказанную во вступлении.



Вступление может быть написано в форме:
Пример:

Лирического размышления
Как хороша наша Земля, сфотографированная космонавтами, в черной бездне Вселенной! Она сияет всеми оттенками от нежно - голубого до темно- фиолетового, и цвета эти не кажутся холодными: наша планета- теплый маячок, единственная гавань для тех, кто смотрит на нее из иллюминаторов космического корабля, восторженно замирая от невероятной красоты

Ряда риторических вопросов, созвучных теме (идее, проблеме текста)
Кто из живущих ныне людей может себе представить, что он позволит своим детям есть отравленную рыбу? Пить ядовитую воду? Кто обрадуется пыльной буре за окном?..

Рассуждение о заглавии, которое ты бы дал данному тексту
«Заклятые друзья природы»,-вот название, которое я дал бы предложенному тексту. Парадоксально, скажете вы? А разве то, о чем пишет в своей статье В.Солоухин, не является жутким парадоксом? Обратимся хотя бы вот к этому факту

Диалога с воображаемым собеседником о теме (идее, проблеме) текста
Давай возьмем с тобой Красную книгу и перелистаем ее. Удивляешься тому ,что она такая большая и тяжелая? Еще бы: ты посмотри, сколько представителей флоры и фауны стали ее постоянными, вечными жителями

Ряда назывных предложений, создающих образную картину, возникающую по ассоциации в связи с проблематикой текста
Черная, обугленная земля до самого горизонта
Запах смертиМертвая тишина

Может начинаться с цитаты, пословицы, поговорки, но выбранное высказывание должно либо содержать основную мысль текста, либо служить способом выхода на его проблематику.
« Судьба человечества -в руках человека. Вот в чем ужас».Эта фраза В. Гжешика, поразившего меня своей парадоксальностью, а потому и запомнившуюся, я вспомнил сразу же, как прочитал текст В. Солоухина о тех перспективах, которые ждут человечество в результате его безнравственного отношения к природе.

Может начинаться с ключевого слова текста.
Жадность. Один из отвратительных нравственных пороков

Иллюстрации каким –либо фактом основной мысли или основной проблематики
Довелось мне в прошлом году вместе с отцом пролетать на вертолете над нашей дальневосточной тайгой. Честно признаться ,было такое впечатление, что смотрю на экран, где идет фильм-катастрофа: гектарами вырубленный лес, причем лучшие экземпляры сосен, кедров, а остальное –покорежено, повалено, ободрано
Ради чего совершено это варварство? Ответ ясен каждому, но В.Солоухин горько напоминает нам о том, в кого мы превратились

Описательного утверждения
Когда мы запрокидываем голову, разглядывая ночное небо, то пытаемся представить, что в этой удивительной бездне есть жизнь, подобная нашей .Да, наверняка есть. Но едва ли найдется еще одна такая планета, которую бы так варварски, так дикарски уничтожали ее самые разумные обитателиЧто движет ими, что заставляет их совершать такие безумные поступки? Об этом с горечью и обидой рассуждает писатель В. Солоухин.


Заключение может быть написано в форме
Пример

1)Обзора всех положений ,которые ты осмыслил в основной части ,особенно если тема или проблема требовали разнообразного материала или цепочки доказательств
Итак, грязные реки и озера, ядовитые продукты, искореженная земля, леса, опустевшие без животных и птиц , воздух , который порой вызывает страшные заболевания , - вот ,тот мир ,в который приведет человечество его алчность, не знающая предела.

2)Этически корректного возражения автору исходного текста
Сложно не согласиться с В. Солоухиным, но есть факты ,которые дарят надежду на то, что человечество все-таки понемногу освобождается от власти денег, от жажды наживы: американцы свои леса, озера, реки считают высшей национальной ценностью; японцы активно занимаются восстановлением морских биоресурсов; европейские государства законодательно вводят высокие штрафные санкции против тех, кто нарушает экологию Радует и то, что многие виды растений ,птиц и животных, ранее занесенные в Красную книгу, уже не значатся как исчезающие. Конечно, еще пока рано рисовать оптимистичные картины, но человечество, кажется ,начало отличать истинные ценности от ложных.


Спора с воображаемыми критиками позиции автора
Не все, наверное, согласятся с позицией В.Солоухина. Наверное, найдутся те, кто скажет, что слишком уж пессимистична картина, нарисованная автором, в самом начале текста. Но разве не страшен тот факт ,что за последние десятилетия исчезли сотни маленьких речек? А это следствие беспощадной вырубки леса вдоль берегов, осушения болотКто-то скажет, что мало верит в такое загрязнение Мирового океана. А разве не убедительны случаи массовой гибели морских животных и птиц? Разве не убедительно и то, что у нее все меньше природных запасов чистой питьевой воды? И уж нужно быть совсем слепым упрямцем, отрицая тот факт, что многие природные катаклизмы – результат безнравственного отношения к природе.


Цитаты, если она является итоговым суждением, отражающим идею или проблематику текста, но она должна быть обязательно прокомментирована
Отношение к природе ,ко всему живому очень точно выразил Е. Евтушенко:
Берегите эти земли, эти воды, Даже малую былиночку любя. Берегите всех зверей внутри природы, Убивайте лишь зверей внутри себя. Без соблюдения этой нравственной заповеди ,без побед над своими пороками вряд ли каждый из нас может считать себя человеком разумным, бережно охраняющим свое жилище-Землю.


Яркого примера, обобщающего твои суждения
Когда- то я читал сказку о жадном человеке, страстно мечтавшем о том, чтобы все ,к чему он прикасается ,превращалось в золото. Бог решил осчастливить этого глупца и выполнить его просьбу. Итог страшен: человек умер от голода и жажды. Не повторяем ли его роковую ошибку ,стремясь к наживе? Думаю, что тот самый случай ,когда очень не хочется ,чтобы сказка стала былью.

6)Иллюстрации, облегчающей понимание высказанного положения
О человеке, который, плывя по морю, усердно ковыряет дырку в лодке, или о том ,кто рубит сук, на котором сидит ,каждый из нас скажет, что это безумцы. А чем разумнее их мы , « живущие на Земле люди.., мнящие себя друзьями природы» и бездумно обрывающие те ниточки , которые связывают нас с жизнью?

7)Выводы-впечатления
Одна из крайних сущностей денег- быть платой за убийство всего живого. Об этом невольно думаешь ,прочитав текст В. Солоухина. А что потом человечество будет делать с желтым металлом на планете? Неужели мои потомки будут знать многие растения, животных, рыб, птиц лишь по рисункам в токсичных пластиковых книжках? Даже страшно подумать о том, куда ведет нас путь наживы

8)Яркого сравнения, подводящего итог рассуждениям.
Мы давно уже твердим : природа наш дом. Следовательно , ее гибель можно сравнить с разрушением собственного жилища. Но если дом мы можем построить или отремонтировать, то нельзя построить или отремонтировать море или речку, животный или растительный мир. Да вряд ли совестливый хозяин станет жить в покосившем доме. А ведь бессовестных людей на Земле гораздо меньшеТак почему наш дом полуразрушен?

9)Развернутого рассуждения об идее текста, которая сформулирована в одном или нескольких предложениях
« Вселенские диверсантыне могли бы действовать более разумно и коварно, чем действуем мы , живущие на Земле люди»,перерезая своей «ненасытной жадностью» «нитки поколений». Наверное, наделяя человека умом , природа не думала ,что человек обратит эту награду против нее, сделав свое самое большое достояние не добрым, а коварным ,усилив его жадностью и жестокостью. Но вряд ли кто станет отрицать, что в природе все взаимосвязано, и, уничтожая связующие нити, мы когда-нибудь в азартной погоне за деньгами отрежем и ту, что связывает нас с жизнью.

1.1.4.Работа над проблемой .
Проблем в одном тексте может быть поднято несколько. Важно найти, выбрать и прокомментировать одну из них. Какую проблему выбрать для рассмотрения? Конечно, ту, над которой автор размышляет больше всего, по поводу которой отчётливо видна его позиция и есть что сказать вам. Желательно, чтобы слово «проблема» прозвучало в самом начале вашего сочинения. Проблема – это сложный теоретический или практический вопрос, требующий решения, исследования. Проблема (чего?): войны, мира, экономики, политики, идеологии, воспитания, образования, культуры, нравственности. Постановка, изучение, исследование, рассмотрение, обсуждение, значение, важность, сложностькакой-либо проблемы. Точка зрения на какую-либо проблему. Поставить, выдвинуть, рассмотреть, изложить, обсудить, пытаться разрешить какую-либо проблему. Коснуться какой-либо проблемы. Уделить внимание какой-либо проблеме. Думать, работать над какой-либо проблемой. Какая-либо проблема возникает, встает, представляет интерес, заслуживает внимания, ждет решения.
Как видим, сформулировать проблему текста можно двумя основными способами:
1) Проблема (чего?)
Автор затрагивает проблему отцов и детей.
В тексте поднимается проблема одиночества.

2) Формулировка в виде вопроса может быть рекомендована для тех случаев, когда кратко сформулировать проблему текста невозможно.
Возможно ли органичное сочетание в жизни человека «поэзии» и «прозы», духовного и материального начал? Этой сложной проблеме посвящен текст Юрия Нагибина.
1.1.5.Комментарий (рассуждения, пояснительные и критические замечания о чем-либо) от простого пересказа текста отличается тем, что в пересказе вы говорите, что делают герои, а в комментарии – что делает автор.
При комментировании можно ответить на следующие вопросы:
-Что заставило автора обратиться к поставленной проблеме?
-Как и на каком материале раскрывает проблему?
-Почему автор приводит те или иные примеры?
1.1.6.Авторская позиция.
Необходимо чётко сформулировать авторскую позицию. Она может быть заявлена прямо в каком-либо предложении данного текста, а может прочитываться благодаря подбору материала и выбору языковых средств, о чем следует сказать особо, подчеркнув, на каком основании вы делаете вывод об авторской позиции. Важно, чтобы освещение авторской позиции не прочитывалось как комментарий к тексту. Поэтому нужно акцентировать внимание на том, как вы поняли цель автора и его мнение о поднятой проблеме и путях ее решения.
Как выявить позицию автора?
Если проблема текста – это вопрос, то позиция автора – это ответ на вопрос, поставленный в тексте. Таким образом, формулируя проблему в виде вопроса, вы уже должны точно знать, как автор на него отвечает. Например: Рассказывая о судьбе А.Ф. Лосева, автор убеждает нас в том, что только сила духа и вера в добро могут помочь человеку преодолеть все жизненные невзгоды и воплотить свои заветные мечты в жизнь.
Если позиция автора публицистического текста выражена четко и ясно, то её выявление в художественном тексте может потребовать от вас больших усилий. Постарайтесь ответить на следующие вопросы:
- что хотел сказать своим читателям автор, создавая текст?
- Как автор оценивает описываемую конкретную ситуацию, поступки героев?
- Обратите внимание на слова, художественные приёмы, которые выражают авторское отношение (неодобрение, иронию, осуждение, сочувствие, восхищение), дают отрицательную или положительную оценку описываемым фактам.
Будьте внимательны. Помните, что от вас требуется не сформулировать позицию автора «вообще», а показать его мнение по выделенной и прокомментированной вами проблеме.
Варианты введения этого аспекта:
- Позиция автора особенно отчетливо проявляется в заявлении (высказывании) (можно процитировать), подборе фактов (языковых средств)
- Позиция автора становится очевидной, если мы обратим внимание на такую, например, деталь
1.1.7. Аргументация собственного мнения. Что касается собственного мнения, оно должно быть высказано корректно. Кроме того, ваши аргументы ни в коем случае не должны повторять то, что прозвучало в исходном тексте, даже простое развитие авторской мысли – еще не ваш собственный аргумент. Вспомните, что вы читали (слышали, знаете) об этой проблеме, какие литературные ассоциации она у вас вызывает. Аргументы должны быть достаточно развёрнутыми и убедительными. Но здесь особенно важно, чтобы ваши аргументы подтверждали, доказывали заявленную вами точку зрения, а не были бы простой иллюстрацией на ту же тему. Поэтому при каждом аргументе сформулируйте, что именно вы доказываете приведенным примером.
Как аргументировать свою позицию?
В этой части работы вы должны строго следовать правилам построения текста-рассуждения. Цель данного типа речи – убедить адресата в чем-либо, укрепить или изменить его мнение. Для этого используется логически стройная система доказательств.
Типичное (полное) рассуждение строится по схеме, в которой выделяются три части:
тезис (положение, которое надо доказать);
аргументация (доказательства, доводы);
вывод (общий итог).
Тезис – это главная мысль текста, выраженная словами, главное утверждение автора, которое он старается обосновать.
Тезис подчиняется следующим правилам:
формулируется четко и недвусмысленно;
на протяжении всего доказательства сохраняется одним и тем же;
его истинность должна быть доказана неопровержимо;
доказательства не могут исходить из тезиса (иначе образуется замкнутый круг в доказательстве).
В нашем случае тезис – это главная мысль автора текста, которую вы стараетесь обосновать, доказать или опровергнуть.
Аргументация – это приведение доказательств, объяснений, примеров для обоснования какой-либо мысли.
Аргументы – это доказательства, приводимые в поддержку тезиса: факты, примеры, утверждения, объяснения – словом, всё, что может подтвердить тезис.
От тезиса к аргументам можно поставить вопрос «Почему?», а аргументы отвечают: «потому что».
Прочитаем текст Д. Кабалевского.
Есть еще люди, которые относятся к искусству, особенно к музыке, как к развлечению. Какое это огромное заблуждение! «Я сожалел бы, если бы моя музыка только развлекала слушателей. Я стремился сделать их лучше», – писал замечательный немецкий композитор XVIII века Гендель. «Высекать огонь из сердец людей» – вот к чему стремился великий Бетховен. Гений русской музыки Чайковский мечтал том, чтобы «приносить людям утешение». Как перекликаются эти слова с удивительными по простоте и ясности словами Пушкина: «И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал!..» Как точно определил поэт высшее назначение искусства – пробуждать в людях чувства! И это относится ко всем видам искусства, в том числе и к музыке – самому эмоциональному искусству. Музыка – это большая и серьезная часть жизни, могучее средство духовного обогащения. 
Данный текст построен по следующей схеме:
Тезис. Относиться к музыке как к развлечению – это огромное заблуждение. Почему?
Аргументы (потому что):
музыка делает людей лучше;
музыка пробуждает эмоции;
музыка приносит людям утешение;
музыка рождает в человеке добрые чувства.
Вывод. Музыка – могучее средство духовного обогащения.
Варианты введения формулировки собственного мнения и его аргументирования:
- Я (не) разделяю точку зрения автора
- Позиция автора близка (понятна) мне, но
- В чем-то я согласен с автором, но кое с чем мне хотелось бы поспорить
- Проблема глубже, чем кажется на первый взгляд (собственные аргументы).
- Я разделяю негодование (неприятие, восторг) автора и думаю
- Мне приходит на ум история, услышанная (прочитанная, которая произошла со мной) (Далее рассказ со ссылкой на источник информации).
- Косвенно мое мнение подтверждает такой факт
Вывод: учтите, что каждый аргумент нужно начинать с нового абзаца, но обязательно продумывать связи между абзацами. Здесь уместно вспомнить о вводных словах (возможно, во-первых, во-вторыхследовательно и др.), указательных местоимениях, наречиях и союзах тоже, также, то же, так же и других скрепляющих текст средствах.
Необходимо помнить, что все части сочинения должны быть взаимосвязаны. Таким образом, неверно определив проблему текста, вы ставите под угрозу всю работу. Рассматривать надо только заявленную в самом начале сочинения проблему.
Перечитайте текст, проверьте, насколько логика вашего сочинения соотносится с рассуждениями автора. И, конечно же, постарайтесь исправить допущенные ошибки.

Глава 2.Обобщение собственного опыта.
2.1.Поэтапная подготовка к сочинению. Прежде всего знакомлю с критериями оценивания работ и с требованиями к сочинению. Я отвожу этому целое занятие . Ребята чётко должны знать, что от них требуется.

Критерии оценивания сочинения

Критерии оценивания сочинения
Баллы

I
СОДЕРЖАНИЕ СОЧИНЕНИЯ
 

К1
Формулировка проблем исходного текста
 

 
Экзаменуемый (в той или иной форме) верно сформулировал одну из проблем исходного текста.
Фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой проблемы, нет.
1

 
Экзаменуемый не смог верно сформулировать ни одну из проблем исходного текста.
0

К2
Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста
 

 
Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована. Фактических ошибок, связанных с пониманием исходного текста, в комментариях нет.
2

 
Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована,
НО
допущено не более 1 фактической ошибки в комментариях, связанной с пониманием исходного текста.
1

 
Сформулированная экзаменуемым проблема не прокомментирована,
ИЛИ
допущено более 1 фактической ошибки в комментариях, связанной с пониманием исходного текста,
ИЛИ
прокомментирована другая, не сформулированная экзаменуемым проблема,
ИЛИ
в качестве комментария дан простой пересказ текста или его фрагмента,
ИЛИ
в качестве комментариев цитируется большой фрагмент исходного текста.
0

К3
Отражение позиции автора исходного текста
 

 
Экзаменуемый верно сформулировал позицию автора (рассказчика) исходного текста по прокомментированной проблеме.
Фактических ошибок, связанных с пониманием позиции автора исходного текста, нет.
1

 
Позиция автора исходного текста экзаменуемым сформулирована неверно,
ИЛИ
позиция автора исходного текста не сформулирована.
0

К4
Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме
 

 
Экзаменуемый выразил свое мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привел не менее 2 аргументов, один из которых взят из художественной, публицистической или научной литературы).
3

 
Экзаменуемый выразил свое мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привел не менее 2 аргументов, опираясь на знания или жизненный опыт),
ИЛИ
провел только 1 аргумент из художественной, публицистической или научной литературы.
2

 
Экзаменуемый выразил свое мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привел 1 аргумент), опираясь на знания, жизненный или читательский опыт.
1

 
Экзаменуемый выразил свое мнение по проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), но не привел аргументы,  ИЛИ
мнение экзаменуемого лишь формально заявлено (например: «Я согласен / не согласен с автором»),
ИЛИ
вообще не отражено в работе.
0

II
РЕЧЕВОЕ ОФОРМЛЕНИЕ СОЧИНЕНИЯ
 

К5
Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения
 

 
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:
- логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;
- в работе нет нарушений абзацного членения текста.
2

 
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения,
НО
допущена 1 логическая ошибка,
И/ИЛИ
в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста.
1

 
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел,
НО
допущено более 1 логической ошибки,
И/ИЛИ
имеются 2 случая нарушения абзацного членения текста.
0

К6
Точность и выразительность речи
 

 
Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли, разнообразием грамматического строя речи.
2

 
Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли,
НО
прослеживается однообразие грамматического строя речи,
ИЛИ
работа экзаменуемого характеризуется разнообразием грамматического строя речи,
НО
есть нарушения точности выражения мысли.
1

 
Работа экзаменуемого отличается бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи.
0

III
ГРАМОТНОСТЬ
 

К7
Соблюдение орфографических норм
 

 
орфографических ошибок нет (или 1 негрубая ошибка)
2

 
допущена 1 ошибка
1

 
допущено более 1 ошибки
0

К8
Соблюдение пунктуационных норм
 

 
пунктуационных ошибок нет (или 1 негрубая ошибка)
2

 
допущены 1-2 ошибки
1

 
допущено более 2 ошибок
0

К9
Соблюдение языковых норм
 

 
грамматических ошибок нет
2

 
допущены 1-2 ошибки
1

 
допущено более 2 ошибок
0

К10
Соблюдение речевых норм
 

 
допущено не более 1 речевой ошибки
2

 
допущены 2-3 ошибки
1

 
допущено более 3 ошибок
0

К11
Соблюдение этических норм
 

 
этические ошибки в работе отсутствуют
1

 
допущены этические ошибки (1 и более)
0

К12
Соблюдение фактологической точности в фоновом материале
 

 
фактические ошибки в фоновом материале отсутствуют
1


·° 
допущены фактические ошибки (1 и более) в фоновом материале
0

 
 
 

 
Максимальное количество баллов за сочинение
23

При оценке грамотности (К7-К10) следует учитывать объем сочинения. Указанные в таблице нормативы оценки разработаны для сочинения объемом в 150-300 слов. (Если сочинение содержит частично или полностью переписанных экзаменуемым текст рецензии задания 37, то объем такой работы определяется без учета текста рецензии.)
Если в сочинении менее 70 слов, то такая работа не засчитывается (оценивается нулем баллов), задание считается невыполненным.
При оценке сочинения объем от 70 до 150 слов число допустимых ошибок четырех видов (К7-К10) уменьшается. 1 балл по этим критериям ставится в следующих случаях:
К7 – орфографических ошибок нет (или допущена 1 негрубая ошибка); К8 – пунктуационных ошибок нет (или 1 негрубая ошибка); К9 – грамматических ошибок нет;
К10 – допущено не более 1 речевой ошибки.
Высший балл по критериям К7-К12 за работу объемом от 70 до 150 слов не ставится.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанных исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа по всем аспектам проверки (К1-К12) оценивается нулем баллов.


2.2.Потом мы работаем над понятиями проблема и авторская позиция. Ребята должны понимать, что это такое, на практике научиться определять проблему и позицию автора по данной проблеме. Сначала находим предложения в тексте, где продемонстрирована авторская позиция (если, конечно, это текст публицистического стиля и позиция выражена словесно). Потом прошу "перевернуть" позицию в проблему (вопрос). Если проблема - вопрос, то авторская позиция - ответ на этот вопрос.

Что такое проблема?
К1 – формулировка проблем исходного текста. Определив тему, можно попытаться сформулировать проблему.
ПРОБЛЕМА (от греч . problema задача), в широком смысле сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения; в науке противоречивая ситуация, выступающая в виде противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требующая адекватной теории для ее разрешения.
Называть проблему нужно конкретно, избегать расплывчатости формулировки: сложная, трудная, важная, серьезная, глубокая, основная, главная, актуальная, злободневная, острая, назревшая, философская, политическая, идеологическая, социальная, национальная, международная... проблема.
Например: «В своих размышлениях автор обращается к проблеме» и т. д. Слово «проблема» должно присутствовать конкретно, автор сочинения не должен оставлять для экспертов возможности «догадки» названной им проблемы.
клише:
Проблема чего: войны, мира, экономики, политики, идеологии воспитания, образования.
Точка зрения на какую-л. проблему; поставить, выдвинуть, рассмотреть, изложить, обсудить, разрешить какую-либо проблему, коснуться какой-либо проблемы; уделить внимание какой-либо проблеме; над какой-либо проблемой думать, работать; какая-либо проблема возникает, встает, представляет интерес, заслуживает внимания, ждет решения.
Уделить внимание какой - либо проблеме. Какая- либо проблема возникает, встает, представляет интерес, заслуживает внимания, ждет решения.
Постановка, изучение, исследование, рассмотрение, обсуждение, значение, важность, сложность... какой-либо проблемы.
Проблема формулируется двумя способами: либо как вопрос, либо сочетанием слова «проблема» с существительным в родительном падеже.
1.Проблема чего; этот способ подходит для случаев, когда проблема может быть сформулирована одним словом или словосочетанием: Автор затрагивает проблему «отцов» и «детей»; В тексте поднимается проблема одиночества;
2.Формулировка в виде вопроса дает больше возможностей для случаев, когда сформулировать проблему текста невозможно: Возможно ли органичное сочетание в жизни человека «поэзии» и «прозы», духовного и материального начал? Этой сложной проблеме посвящен текст Юрия Нагибина.
Проблем в одном тексте может быть поднято несколько. Важно заметить и прокомментировать одну из них. И комментировать в дальнейшем не весь текст, а ту проблему, которую вы заявили вначале. Какой вопрос выбрать для рассмотрения? Тот, над которым автор размышляет больше всего и по поводу которого отчетливо заявлена авторская позиция. Перечитайте, как вы обозначили проблему. Если в форме вопроса, то позиция автора должна звучать как ответ на этот вопрос. Если по формуле «проблема + существительное в родительном падеже», то это существительное должно прозвучать в обозначении авторской позиции.
Клише:? Над ним (этим вопросом) задумывается автор текста. Автора интересует вопрос (:) о ? Над этой проблемой предлагает поразмышлять автор.

Следующий критерий, над которым мы работаем, - это комментарий, очень проблематичная часть сочинения на ЕГЭ. Мы должны пройти "вслед за автором". Автор поставил проблему (вопрос), который решает, приводя какие-то примеры, рассматривая какие-то аспекты проблемы. При этом учащийся должен писать по одной проблеме, не уходить от того вопроса, который он уже сформулировал. Здесь важно также не перепутать автора и героя (рассказчика), Автор пишет текст, использует какие-то языковые средства, приводит  примеры, а всё, что написано в тексте, происходит с героем. 


2.3.  Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста.
Комментируем проблему. Комментарий от простого пересказа текста отличается тем, что в пересказе вы говорите, что делают герои, а в комментарии, что делает автор. Это самое сложное. Важно поразмышлять над некоторыми вопросами, связанными с прочитанным текстом: кому адресован текст? Как автор текста подходит к решению этой проблемы? К какой категории относится эта проблема (нравственная, этическая, социальная, экологическая, общественно-политическая, философская, психологическая)? Насколько освещена эта проблема в литературе (публицистике), кто из авторов касался ее? Как автор подошел к своей задаче? (Как автор рассказывает о ситуации, на чем заостряет внимание?) (Здесь возможно обращение к средствам выразительности, при условии, если они помогают определить авторскую позицию). Какова точка видения писателя, если это художественный текст (автор рисует происходящее с позиции всеведения, показывает глазами рассказчика, говорит от имени героя прямо или неявно (несобственно-прямая речь)? Какой материал выбирает автор, чтобы заявить свою позицию? Если есть какие-либо критические замечания по поводу прочитанного, можно их высказать. С каким настроением пишет автор? Что автор подчеркивает? Что из этого следует? К каким выводам он подводит читателя? Комментируя, можно отметить:
1)Можно порассуждать о причинах, побудивших автора задуматься над ней. Насколько часто проблема «повторяется».
Можно вспомнить, как до него решалась эта проблема (например, в литературе, истории), отметить приверженность традиции или оригинальность автора.
2) комментируя проблему, необходимо выявить авторское отношение к ней.
Авторское отношение непосредственно выраженное.Поможет лексика! Глаголы в 1-м лице ед. ч., эпитеты, метафоры, образы подскажут, как относится автор (лирический герой) к тому, что происходит.
Выражено опосредованно. Например, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами передадут нежность лирического героя (автора). Некоторые суффиксы придают слову негативно-пренебрежительные оттенки.
Клише: о новизне (злободневности, «вечности») заявленной проблемы говорит сам автор. Именно сейчас, по мнению автора, Автор (Ф.И.О.) удивлён (возмущен)
Можно использовать ответы на вопросы: О чём рассуждает автор? Какие чувства в этот момент испытывает ,что его тревожит, заботит, радует, приводит в восторг? или Что заставило автора обратиться к данной проблеме? Как и на каком материале раскрывает проблему?Почему автор приводит те или иные примеры?
2.4. Определяем авторскую позицию (идею текста). К3 – отражение позиции автора. Между К2 и К3 очень нечеткая граница, поэтому присутствует опасность замены одного другим. Нужно научить учащихся ясно представлять, что К2 – это позиция ученика об актуальности проблемы, а К3 – позиция автора к поднятой проблеме: почему автор поднял такую проблему? Что он хотел сказать?
Как выявить позицию автора?
Если проблема текста - это вопрос, то позиция автора - это ответ на вопрос, поставленный в тексте. В сочинении необходимо показать мнение автора по проблеме.
Если позиция автора публицистического текста обычно выражена четко и ясно, то выявление авторской позиции в художественном тексте может вызвать затруднения. Для выявления позиции автора учащимся необходимо ответить на ряд вопросов: что хотел сказать своим читателям автор? Как автор оценивает описываемую конкретную ситуацию, поступки героев? Надо обратить внимание на слова, художественные приемы, которые выражают авторское отношение (неодобрение, иронию, осуждение - сочувствие, восхищение), дают отрицательную или положительную оценку описываемым фактам
Рассуждать нужно конкретно по данному тексту, выделяя позицию автора. Здесь возможно цитирование, но слишком увлекаться нельзя. Нужно цитировать обороты речи, словосочетания, вставлять часть предложения из текста в свои рассуждения. Они делают язык сочинения богаче, красочнее.
В данном пункте также должны быть определенные лексические средства. Например: «Автор считает, предупреждает», «Позиция автора такова» и др. Отвлекаться на рассуждения вне текста нельзя !
При этом необходимо сказать о том, как автор решает заявленную проблему, как аргументирует свою позицию («за»), какова, в итоге, цель написания этого текста. Если проблема текста это вопрос, то позиция автора это ответ на вопрос, поставленный в тексте. Таким образом, формулируя проблему в виде вопроса, вы уже должны точно знать, как автор на него отвечает. Будьте внимательны. Помните, что от вас требуется не сформулировать позицию автора «вообще», а показать его мнение по выделенной и прокомментированной вами проблеме. Авторская позиция в публицистическом тексте, скорее всего, будет обозначена прямо, и ее легко можно обнаружить. Лучше не цитировать целиком предложение, в котором отражена авторская точка зрения, а процитировать его частично или передать своими словами. Впрочем, если вы процитируете, балл не снизят. Если же текст художественный, позиция автора может быть не заявлена прямо. Здесь нужно обратить внимание на некоторые особенности художественного текста: как обозначена авторская позиция: прямо или косвенно; рекламность (прямая или косвенная); использование средств языковой выразительности; открытая оценочность; призывность; документальная точность; экспрессивность; доступность, простота и.т.д.
Клише: Автор недоумевает ; автор ужасается ; автор сомневается ; автор хвалит ; автор призывает и т. п.; автор текста стремится к предельной точности в описании событий (если перед тобой текст описание или в тексте присутствует описание) и достигает этого благодаря указанию на даты (использованию статистических сведений) ( Автор текста доказывает свою осведомлённость положением дел в (называй отрасль жизни: культуре, образовании, политике, археологии и т. п.), приводя высказывания (чьи?)(не забывай каждый раз приводить пример того, о чём пишешь, в скобках и кавычках); автор подводит читателей к мысли о том,идея текста такова: вот главная мысль (идея) текста; решая проблему, автор приходит к (такому) выводу:; цель автора текста убедить нас (читателя) в том, что

Возможно в тексте цитирование, прямая речь это точно воспроизведённое высказывание из какого-либо сочинения или выступления, которое обычно даётся со ссылкой на источник. В публицистическом тексте цитата чаще выполняет информативную функцию, то есть подтверждает слова автора текста мнением авторитетного лица или даёт возможность убедиться в компетентности автора в той области культуры, о которой он пишет. Думай, какую информацию она несёт. Прямая речь вносит в текст «живое слово» косвенных участников диалога, начатого этим текстом автором
Клише: При помощи цитирования («приводи пример») автор обогащает текст информацией о том, что
Прямая речь («приводи пример») вносит в текст «живое слово» косвенных участников диалога, начатого этим текстом автором слышится ещё одно мнение по поднимаемой проблеме, с которым можно согласиться (или: с которым трудно согласиться), потому что (аргументируй)
2.5.Выражение собственного отношения к проблеме. К4 – аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме.
Далее сложный момент - аргументация. Как вы знаете, надо привести 2 аргумента, один из которых должен быть литературным. Ребята, которые мало читают, у кого узкий кругозор, не могут привести примеры. Поэтому в 10-11 классах читаем литературные произведения и выделять проблемы: заполняем обобщающую таблицу: книга, проблемы, авторские позиции. Аргумент строим таким образом: микротезис + пример + микровывод. Всегда привожу простой пример. Доказываем тезис: важно читать книги. Какие аргументы (доказательства)? Первый микротезис (или довод): книги надо читать, чтобы больше знать. Второй довод: чтение книг развивает речь. Третий аргумент: чтение - это иногда и развлечение. Всё это примитивно и просто, но так многим понятнее. А вот уже каждый из этих аргументов (микротезисов, доводов, назовите, как хотите) дополняем и развиваем, приводим примеры из книг. После этого делаем микровывод. При этом каждый аргумент должен быть оформлен с красной строки.

Выражение собственного отношения к проблеме.  В данном пункте опять присутствует опасность уйти в рассуждения вне текста. Приводить необходимые аргументы нужно с «оглядкой» на текст, на названную проблему. Часто прибегать к вводным словам, словосочетаниям, предложениям. Например: «В тексте говорится, что подобное явление в жизни встречается часто. Трудно не согласиться с автором. Недавно в печати была статья, которая поднимает эту же проблему. В ней говорилось о Наверное,». Аргументов должно быть не менее двух-трех.
Доказывая, приводим 2-3 аргумента, обращаясь к примерам из читательского или (и) жизненного опыта. Что касается собственного мнения, оно должно быть высказано корректно. Кроме того, ваши аргументы ни в коем случае не должны повторять то, что прозвучало в исходном тексте, даже простое развитие авторской мысли еще не ваш собственный аргумент. Покопайтесь в памяти, вспомните, что вы читали (слышали, знаете) об этой проблеме, какие литературные ассоциации она у вас вызывает. Аргументы должны быть достаточно развернутыми и убедительными. Но здесь особенно важно, чтобы ваши аргументы подтверждали, доказывали заявленную вами точку зрения, а не были бы простой иллюстрацией на ту же тему. Поэтому при каждом аргументе сформулируйте, что именно вы доказываете приведенным примером.
Как аргумент может быть рассмотрена аналогичная ситуация, изображение подобного или, наоборот, отличного от авторского подхода к данной проблеме, а не тот факт, что другие авторы тоже развивали эту же тему.
Высказывая собственное мнение, недостаточно только выразить согласие или несогласие с автором, то есть недопустимо писать так: «Я согласен/не согласен с автором, потому что он пишет о (считает, что)». Вы ведь не о причине своего согласия/несогласия с автором пишете, а аргументы в защиту/против авторской позиции подбираете. А аргументы должны что-то доказывать. Формула должна быть примерно такая: «Я согласен/не согласен с автором, потому что и считаю» ; можно использовать вопросно-ответную форму повествования: задали себе вопрос и сами на него отвечаете.
В этой части работы вы должны строго следовать правилам построения текста-рассуждения. Цель данного типа речи убедить адресата в чем-либо, укрепить или изменить его мнение. Для этого используется логически стройная система доказательств.
Типичное (полное) рассуждение строится по схеме, в которой выделяются три части:
тезис (положение, которое надо доказать);
аргументация (доказательства, доводы);
вывод (общий итог).
Типы аргументов
Различают аргументы «за» (свой тезис) и аргументы «против» (чужого тезиса). Таким образом, если вы согласны с позицией автора, то его и ваш тезис совпадают. Обратите внимание на то, что вы должны постараться не повторять доводы автора, использованные в тексте, а привести свои.
Аргументы «за» должны быть:
правдивыми, опираться на авторитетные источники;
доступными, простыми, понятными;
отражающими объективную реальность, соответствующими здравому смыслу.
Аргументы «против» должны убедить в том, что аргументы, приводимые в поддержку критикуемого вами тезиса, слабые, не выдерживают критики. В случае несогласия с автором вам придется выстраивать опровергающую аргументацию, что требует от пишущего такта, подчеркнутой корректности (кстати, необходимость этической корректности в сочинении особо подчеркнута в критериях оценки части С).
Аргументы надо приводить в системе, то есть надо продумать, с каких аргументов начать и какими закончить.
Обычно рекомендуют располагать аргументы таким образом, чтобы их доказательная сила возрастала. Помните, что конечный аргумент фиксируется в памяти лучше, чем первый. Следовательно, конечный аргумент должен быть самым сильным.
К сильным аргументам относят: научные аксиомы; положения законов и официальных документов; законы природы, выводы, подтвержденные экспериментально; заключения экспертов; ссылки на признанные авторитеты; показания очевидцев; статистические данные; ссылки на мнения авторитетных людей, цитаты из их трудов, из художественных произведений; пословицы, поговорки, отражающие народную мудрость; опыт народа; факты, события; примеры из личной жизни и жизни окружающих; примеры из художественных произведений.
Учтите, что каждый аргумент нужно начинать с нового абзаца, но обязательно продумывать связи между абзацами. Здесь уместно вспомнить о вводных словах (возможно, во-первых, во-вторыхследовательно и др.), указательных местоимениях и наречиях и союзах тоже, также, то же, так же и других скрепляющих текст средствах.

При написании сочинений-рассуждений чаще всего используются следующие аргументы:
ссылки на авторитетных людей, цитаты из их трудов и произведений;
пословицы и поговорки, отражающие народную мудрость, опыт народа;
факты, события;
примеры из личной жизни и жизни окружающих;
примеры из художественной литературы.
Кстати, вам не случайно предлагают подобрать именно три аргумента, поскольку это оптимальное количество доводов для обоснования своей мысли.
Поскольку точного текста цитаты у вас не будет, лучше использовать косвенную речь: в таких конструкциях достаточно передать общий смысл высказывания. Так вы не поставите в затруднительное положение эксперта, который не может проверить точность приведенной фразы, и сможете избежать обвинения в искажении цитаты.
Клише: нельзя не согласиться с автором в том, что; нельзя не согласиться с автором в том, что; с автором можно поспорить; автор прав в том, что.; однако его мысль о вызывает сомнение; с автором трудно согласиться; я (не) разделяю точку зрения автора; позиция автора близка (понятна) мне, но; я согласен с автором, но кое с чем мне хотелось бы поспорить; проблема глубже, чем кажется на первый взгляд (собственные аргументы); я разделяю негодование (неприятие, восторг) автора и думаю; мне приходит на ум история, услышанная (прочитанная, которая произошла со мной); косвенно мое мнение подтверждает и такой факт
2.6.Следующий этап - работа над речевым оформлением работ. Сначала ребят надо познакомить с типами речевых, грамматических и логических ошибок, а потом предлагать их править, работать над редактированием работ.
Следующий этап - взаимопроверка работ. На отдельном занятии ребятам предлагается сначала проверить коллективно одну из работ, которую уже проверил учитель. Для этого можно подготовить раздаточный материал: само сочинение, текст, по которому оно писалось, критерии оценивания. Затем пройти все этапы по оцениванию, которые проходит эксперт. Вот примерный ход беседы:
Выделите проблемы и позиции автора по проблемам данного текста
Сформулирована ли в сочинении одна из проблем? Правильно ли она сформулирована, без фактических ошибок в понимании?
Может быть, автор сформулировал проблему, которую вы не сформулировали, но она есть в тексте?
Есть ли позиция автора? Она сформулирована по проблеме, то есть ответ на вопрос проблемы дан? Если позиция автора сформулирована по другой проблеме, не заявленной в сочинении, то мы ставим 0 баллов по авторской позиции (К3). И тогда вынуждены поставить по критерию К4 тоже 0.
Есть ли комментарий по проблеме? Не сбился ли автор сочинения в комментарии на пересказ? Нет ли излишнего цитирования? Есть ли фактические ошибки в понимании текста и проблемы? Не путает ли автор сочинения автора текста и рассказчика?
Есть ли в сочинении 2 аргумента, один из которых литературный? Соответствуют ли они тезису работы? Есть ли фактические ошибки в аргументации? Правильно ли оформлен аргумент?
Логично ли построена работа? Есть ли связь между абзацами? Есть ли в работе логические ошибки? (Опыт подсказывает, что мы сами, учителя, не всегда видим логические ошибки, поэтому над этим вопросом надо работать особенно кропотливо) Правильно разбит текст на абзацы?
Ищем орфографические, пунктуационные, грамматические и речевые ошибки. (Повторюсь, что разграничить грамматические и речевые ошибки трудно. Главная подсказка – речевая ошибка видна в контексте, а грамматическая - без текста)
Далее думаем, насколько выразительна речь работы. Если есть грамматические и речевые ошибки, то 2 балла по критерию К6 ставить нельзя. Если же сочинение разнообразно по синтаксическим конструкциям, образно, нет лексических ошибок, то можно ставить 2 балла. Вообще по этому критерию редко ставят высший балл.
Как правило, этических и фактических ошибок не бывает. Но за этическую ошибку можно считать высокомерное отношение к автору текста, отсутствие инициалов не только автора, но и писателей, упомянутых в работе.
На следующем занятии предлагаю проанализировать и оценить работу товарища самостоятельно. Надо не только выставить баллы по каждому критерию, но и обосновать свою оценку.
Заключение.
Работа посвящена теме «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку ,часть 3 (С)».
В заключение следует отметить, что использование данных методических рекомендаций по подготовке учащихся к итоговой аттестации по русскому в языку форме ЕГЭ позволяет реализовать требование государственной программы по формированию коммуникативной компетенции учащихся,
выявляется уровень сформированности ряда речевых умений ,навыков, составляющих основу коммуникативной компетенции учащихся: понимать читаемый текст (адекватно воспринимать информацию, содержащуюся в нём); определять тему текста, позицию автора; формулировать основное содержание своего высказывания; развивать высказанную мысль, аргументировать свою точку зрения; выстраивать композицию письменного высказывания, обеспечивая последовательность и связность изложения; выбирать нужный для данного случая стиль и тип речи; отбирать языковые средства, обеспечивающие точность и выразительность речи; соблюдать при письме нормы русского литературного языка, в том числе орфографические и пунктуационные.
О практической направленности этой работы свидетельствует динамика результативности ее применения : за последние три года наблюдается динамика качества образования по русскому языку с 52% до 67% . Повысился и уровень развития познавательного интереса к изучению предмета .При этом у учащихся формируются и развиваются социально значимые навыки и компетенции:
-языковая (умение определять, правильно ли написано слово, верно ли расставлены знаки препинания в предложении),
-лингвистическая (способность опознавать языковые единицы и классифицировать их) ,
коммуникативная (способность понимать высказывание, связно и логично строить текст).
- умение принимать решение, делать осознанный выбор и нести за него ответственность;
-умение эффективно организовывать деятельность, ориентируясь на конечный результат;
-умение работать в информационном пространстве;
-навык самообразования;
-навык рефлексии, способствующий успешному функционированию субъекта в любой деятельности.

Библиографический список.

1.Егораева, Г.Т. ЕГЭ - выполнение задания части 3(С) [Текст] / Г.Т. Егораева. - М. : 2014- 3с.

2.Александров, В.Н. ЕГЭ . Сочинение-рассуждение [Текст] / В.Н.Александров. -М. : 2014- 2с.

3.Егораева,Г.Т.Подготовка к выполнению части3(С),практикум[Текст]/Г.Т. Егораева .- М.:2014- 4с.

4. Цыбулько, И.П. ЕГЭ, сборник заданий, репетитор.Русский язык [Текст] / И.П.Цыбулько.- М .:2014-3с.

5.Сенина,Н.М.Русский язык. Тематические тесты: подготовка к ЕГЭ [Текст] /Н.М.Сенина.- Ростов-на-Дону:2014- 2с.

6. Цыбулько, И.П.Самое полное издание типовых вариантов и реальных заданий ЕГЭ:2014.Русский язык [Текст] / И.П.Цыбулько.- М .:2014-3с.

7. Бисеров , А.Ю . ЕГЭ-2014. Русский язык: Самое полное издание типовых вариантов заданий[Текст] / А.Ю . Бисеров . -М : 2014 – 203-204с.

8. Сенина, Н.А. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

9. Львов, В.В. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]10.Ожегов,С.И.Толковый словарь русского языка[Текст] / С.И.Ожегов.-М.:1992-349с.
Мастер-класс «Готовимся к сочинению»
Ведущий 1:
Сейчас мы пройдём всеми этапами написания сочинения, начиная с формулировки проблемы и заканчивая редактированием.
Первый этап – познакомьтесь с текстом:

КНИГИ
Однажды я услышал разговор двоих. Одному было семь лет, а другому лет на сорок больше.
Ты читал «Тома Сойера»?
Нет.
А «Вия»?
Нет.
Счастливый, - вздохнул с завистью старший.
И, правда, можно было позавидовать. Мальчишке только ещё предстояло наслаждение смеяться вместе с озорным Марком Твеном. Он только ещё будет глазами, расширенными от ужаса и восторга, впиваться в строчки гоголевских «Вечеров на хуторе близ Диканьки». Всё это впереди. Важно лишь не упустить минуты и вовремя прочесть все эти прекрасные книги.
По-моему, какой бы интересной ни была домашняя и школьная жизнь ребёнка, не прочти он этих драгоценных книг – он обворован. Такие утраты невосполнимы. Это взрослые могут прочесть книжку сегодня или через год – разница невелика. В детстве же счёт времени ведётся иначе, тут каждый день – открытия. И острота восприятия в дни детства такова, что ранние впечатления могут влиять потом на всю жизнь. Вот почему страшно потерять напрасно хоть час в пору этих золотых лет. Представьте себе, что годков через десять с бывшим первоклассником, с тем самым, которому мы позавидовали, состоялся бы такой разговор:
«Войну и мир» читал?
Смотрел в кино.
А «Белые ночи»?
Тоже. Не понравилось. «Дама с собачкой» лучше.
Тут уж никто бы не позавидовал девственной нетронутости ума и несомненной примитивности чувств своего собеседника. Мы бы, скорей всего, ужаснулись: «Неужели книги не научили его чувствовать, думать? Неужели он прошёл мимо них?!» Хорошая, вовремя прочитанная книга может иногда решить судьбу человека, стать его путеводной звездой, на всю жизнь определить его идеалы.
Как-то я побывал в тех местах, где дед Мазай спасал несчастных зайцев. Ребята, с которыми я разговорился в одной из деревень, рассуждали о космических кораблях, полётах на Луну, о событиях в мире. Но когда я заговорил с ними о Некрасове, напомнил строки, где поэт описывает их родные места, ребята замялись и никто, увы, не смог прочитать наизусть из «Деда Мазая» ни одного четверостишия. Я с горечью подумал: а не была бы богаче их душа, если бы наряду с тем, что они знают о науке, технике и политических событиях, они знали бы ещё и стихи – много стихов! – Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Фета, Тютчева, Блока и других замечательных русских поэтов. Без некоторых книг, не пережитых в детстве, в отрочестве, сущность человека со всей его психологией останется грубой и неотёсанной.
(По С. Михалкову)
Задание №1.
Сформулируйте проблему. Какой вопрос решает автор?

Задание №2.
Найдите предложение, в котором выражена авторская позиция – ответ на поставленный вопрос.

Задание №3.
Прокомментируйте устно эту проблему. Выскажитесь, каков тип проблемы, встречаемся ли мы сейчас с подобным?

Задание №4.
Сформулируйте собственную позицию по данной проблеме

Задание №5.
Подумайте, почему вы так считаете, какие факты могут быть доказательством вашей позиции. Проведём мозговой штурм. Предлагайте идеи. Кто больше? Кто быстрее? (все аргументы записываются на доске)

Задание №6.
После того, как вы написали черновик, его надо проверить и отредактировать. Каждой команде предлагается карточка. Найдите в отрывке из школьного сочинения ошибки и исправьте текст

Карточка №1.
Охарактеризуйте работу по критериям 7-10 (орфографические, пунктуационные, грамматические, речевые ошибки)
В тексте Соловейчика ставится проблема силы духа. Ведь духовность это не чтение книг, посещение театров и музеев, а именно то, что происходит с самим человеком.
Автор заставляет нас задуматься над тем, что в жизни нас окружает только прекрасное, и мы должны восхищаться им. Например, читая книгу, мы проникаем в её сюжет всем сердцем и душою, и понимаем для чего писатель написал её, что он хотел до нас донести.
Проникаясь в смысл написанного, можно представить, что всё это происходит не с каким-либо героем, а именно с тобой. Ты на какое-то время будто покидаешь свой естественный мир, и проникаешь в другой, непонятный.
Люди, которые не имеют образования, но имеют силу духа, способны понять всё то, что хотят донести до нас художники. Рассматривая картину с изображением природы, возникает чувство радости и гордости за нашу страну, наш край, где мы родились и выросли.
Но есть люди, которые не могут понять смысл жизни, но стремятся к этому. Они посещают всевозможные выставки, кино, музеи и театры, и стараются понять для чего всё это нужно. И со временем у них это получается.
Я согласна с точкой зрения автора, что духовность – это внутренний мир человека: душа, сердце, понимание, вера в добро, правду и красоту.
Если поставить перед собой цель, и идти к ней постепенно, то всегда можно добиться того, чего хочешь. А если не будет желания, то и жизнь будет стоять на одном месте.







Карточка №2.
Охарактеризуйте работу по критериям 7-10 (орфографические, пунктуационные, грамматические, речевые ошибки)
Что это значит – духовная жажда?
Нам выпала большая честь видеть и сохранить великолепные творения гениев прошлых лет: стихи А. Пушкина, картины П. Пикасо, книги Л. Толстого, но умеем ли всё это ценить, являемся ли мы настоящими ценителями искусства? Я думаю далеко не все
Как размышляет автор – духовным делают человека не умение вести себя, не уровень образованности, а стремление к добру, жажда правды, голод по красоте. Я часто слышу из новостей, как на очередном аукционе какой-то богатый человек за миллионы купил произведения Фоберже, но лишь один раз я услышала как обычный врач подарил портрет «Боткина» нарисованного знаменитым художником Третьяковской галереи. И сделал это лишь с той целью, чтобы тысячи людей могли увидеть этот шедевр. И кто из этих людей духовно развит?
Мне больно смотреть, когда искусство превращает в один из способов заработать деньги. Когда то, что должно излучать свет и дарить добро превращается в пустую вещь. К сожалению, людей промышляющих таким бизнесом много.
Но есть и другие люди – способные любить, надеяться, способные дарить миру тепло и освещать сердца. Такой человек постоянно испытывает духовную жажду, которая проявляется в его стремлении быть ближе к вечным ценностям. Ему дан дар видеть, слышать, понимать и чувствовать то, что не дано другим.
Как же хочется, что бы таких людей было среди нас как можно больше!

Карточка №3.
Охарактеризуйте работу по критериям 7-10 (орфографические, пунктуационные, грамматические, речевые ошибки)
Отрывок написанный в публицистическом стиле и типе речи рассуждении. Главная тема текста это значение духовности в жизни. Чтобы заинтирисовать читателя данной темой он использует самые разнообразные средства выразительности.
Риторические вопросы С. Соловейчик использует для воздействия на читателя, сформировать отношение к проблеме:
Риторические вопросы:
«Чего ждёт человек, когда у него духовное томление?»
«Чего это значит – духовная жажда?»
Цитаты:
Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился
Индивидуально-авторские слова:
«Священный сердца жар, к высокому стремленью» (А. С. Пушкин)
Авторские слова и цитаты раскрывают тему, поднятую автором.
Чтобы приукрасить текст он использует ряди однородных членов: высокие и низкие, добрые и дурные, конечные и бесконечные.
Пожалуй я соглашусь со С. Соловейчиком, с его проблемой и его доводами. Не все люди понимают или даже не знают сущность духовности и искусства.
Духовная жизнь – это собственное стремление к высокому.
Смысл жизни на мой взгляд является духовность, интеллигентность, уважение к своему народу и своей культуре.



 Егораева, Г.Т. ЕГЭ - выполнение задания части 3(С) [Текст] / Г.Т. Егораева. - М. : 2014- 3с.

 Александров, В.Н. ЕГЭ . Сочинение-рассуждение [Текст] / В.Н.Александров. -М. : 2014- 2с.

 Егораева,Г.Т.Подготовка к выполнению части3(С),практикум[Текст]/Г.Т. Егораева .- М.:2014- 4с.

 Цыбулько, И.П. ЕГЭ, сборник заданий, репетитор.Русский язык [Текст] / И.П.Цыбулько.- М .:2014-3с.

 Сенина,Н.М.Русский язык. Тематические тесты: подготовка к ЕГЭ [Текст] /Н.М.Сенина.- Ростов-на-Дону:2014- 2с
 . Цыбулько, И.П.Самое полное издание типовых вариантов и реальных заданий ЕГЭ:2014.Русский язык [Текст] / И.П.Цыбулько.- М .:2014-3с.

 Бисеров , А.Ю . ЕГЭ-2014. Русский язык: Самое полное издание типовых вариантов заданий[Текст] / А.Ю . Бисеров . -М : 2014 – 203-204с.

 Сенина, Н.А. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
 Львов, В.В. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
 Ожегов,С.И.Толковый словарь русского языка[Текст] / С.И.Ожегов.-М.:1992-349с









13PAGE 142815


13PAGE 14115


13 PAGE 1428151.Егораева, Г.Т. ЕГЭ - выполнение задания части 3(С) [Текст] / Г.Т. Егораева. - М. : 2014- 3с.

2.Александров, В.Н. ЕГЭ . Сочинение-рассуждение [Текст] / В.Н.Александров. -М. : 2014- 2с.

3.Егораева,Г.Т.Подготовка к выполнению части3(С),практикум[Текст]/Г.Т. Егораева .- М.:2014- 4с.

4. Цыбулько, И.П. ЕГЭ, сборник заданий, репетитор.Русский язык [Текст] / И.П.Цыбулько.- М .:2014-3с.










Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 415