Пример практической модели — жанр эссе (Из опыта методики написания творческих работ)


Полное наименование учебного заведения:
ГБОУ гимназия № 631 Приморского района Санкт-Петербурга

Название работы: «Мой Казанский собор»

Фамилия и имя автора: Юшкова Регина

Номинация: литературное творчество

Возрастная категория: 1 группа (15 лет)

Фамилия, имя, отчество руководителя:
Грекова Любовь Васильевна

Основная идея (цель) работы:
Вспомнить страницы русской истории, посвященные Отечественной войне 1812 года, увидеть связь веков, запечатленную в Казанском соборе, а также обратить внимание на разные точки зрения поэтов 19-20 веков на Казанский собор и его значение в жизни народа и города.

Год выполнения работы: 2012













Мой Казанский собор
(эссе)
Казанский собор. Прошло более двухсот лет с момента его основания. Внешне спокойный, строгий, величественный, внутри – несущий в себе скрытую могучую вековую силу.
Его колонны, некогда зеленоватые, со временем ставшие серыми, хранят славу русского оружия и согреты чувством горячей любви и преданности воинов 1812 года народу и стране.
Мое сердце замирает при виде святой иконы Казанской Божией матери! Я тоже становлюсь сопричастной событиям войны 1812 года. Как представлю, что 11 августа перед отъездом в Смоленск главнокомандующий армией М.И. Кутузов горячо молился перед чудотворной иконой, а накануне Бородинского сражения он с этим же чувством обращался к выстроенным перед ним полкам. Все воины ответили ему тем же движением сердца, осознавая сакральность и единство общего чувства родства всех людей. Русские воины ценили полководца и защищали интересы страны как глубоко личные. Вера в Бога и ближнего объединяли и объединяют людей сейчас.
А 13 июня 1813 года те же колонны из пудостского камня стали молчаливыми свидетелями торжественного погребения полководца, над могилой которого установили не только икону Смоленской Божией матери, укрепили герб Светлейшего князя Смоленского, 5 штандартов и одно знамя, а также позднее добавили картину художника Алексеева «Чудо от Казанской иконы Божией матери в Москве». Последняя посвящена освобождению Москвы ополчением под руководством К. Минина и князя Д. Пожарского в октябре 1612 года с Казанской иконой Божией матери. Так два великих исторических события увековечены вместе в одном храме.
Гордость и скорбь. Вечность и тленность. Изящество и простота. Эти чувства наполняют душу человека, задумывающегося над вышеназванными событиями и событиями Польского восстания 1830 года, которые А.С. Пушкин воспринимал как возможное начало новой Отечественной войны:

Перед гробницею святой Стою с поникшею главой Все спит кругом; одни лампады Во мраке храма золотят Столпов гранитные громады И их знамен нависший ряд.

·Под ними спит сей властелин, Сей идол северных дружин, Маститый страж страны державной, Смиритель всех ее врагов, Сей остальной из стаи славной Екатерининских орлов.
В твоем гробу восторг живет! Он русский глас нам издает; Он нам твердит о той године, Когда народной веры глас Воззвал к святой твоей седине: «Иди, спасай!» Ты встал – и спас
(1831)








[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]



Казанский собор предстает, с одной стороны, как бы образом Гроба Господня, местом возможного воскресения великого полководца для последующего спасения русского народа. С другой стороны, храм становится образом Вселенной. За внешним покоем скрывается великая могучая сила.
Казанский собор. Внешне спокойный, строгий и величественный. Идут века
В 20 веке Казанский собор не уходит от восприятия поэтов. И внешняя красота, и внутренняя духовная сила становятся мерилами эстетических и нравственных ценностей для О. Мандельштама и Н.Гумилева, к сожалению, не для нового кровавого века.
Осип Мандельштам об изяществе и силе, сложности и простоте восприятия как храмовой архитектуры, так и его духа:

На площадь выбежав, свободен
Стал колоннады полукруг -
И распластался храм Господень,
Как легкий крестовик-паук.

А зодчий не был итальянец,
Но русский в Риме; ну так что ж!
Ты каждый раз как иностранец
Сквозь рощу портиков идешь;

И храма маленькое тело
Одушевленнее стократ
Гиганта, что скалою целой
К земле беспомощно прижат!

1914
Предчувствием очистительной бури проникнуто стихотворение Н.С. Гумилева «Мужик» (1917) , в котором центром духовной стойкости и мерилом нравственности является собор:

Путь этот  светы и мраки, Посвист разбойный в полях, Ссоры, кровавые драки В страшных, как сны, кабаках. В гордую нашу столицу Входит он  Боже, спаси! Обворожает царицу Необозримой Руси Взглядом, улыбкою детской, Речью такой озорной, И на груди молодецкой Крест просиял золотой. Как не погнулись  о, горе! Как не покинули мест Крест на Казанском соборе И на Исакии крест? Над потрясенной столицей Выстрелы, крики, набат; Город ощерился львицей, Обороняющей львят.

Казанский собор. Внешне спокойный, могучий, строгий, величественный. Наступил следующий 21 век. Какие события запомнятся?
Наше поколение пытается разобраться в прошлом, научиться жить в настоящем так, чтобы через века, сталкиваясь с «чужими мирами», осознавать себя наследниками великих дел русских людей, строивших храмы, поднимавших людей на защиту Родины, переживавших за ее настоящее и желавших ее процветания в будущем.



























Могила М.И.Голенищева-Кутузова в Казанском соборе Заголовок 1 Заголовок 215