Статья Конструктор урока нового формата
Министерство образования РК
КГУ «Общеобразовательная средняя школа №3 им. Ю. А. Гагарина»
ОО Шемонаихинского района»
Доклад на МО
«Конструктор урока нового формата»
Филиппова Ирина Николаевна
учитель начальных классов
2015-2016 уч. Год
Новые подходы в образовании требуют от учителя новых подходов к подготовке к уроку. В настоящее время существует множество разнообразных методов и технологий. Однако, все ли они действенны в современных условиях? Приносят ли те результаты, на которые рассчитывает учитель? Ведь иной раз приходится наблюдать, когда ученик с прекрасными способностями не проявляет интерес к изучаемому материалу на уроке. Вместо того чтобы являться активным участником учебной деятельности, он просто воспроизводит полученные знания. Кроме того, анализируя свою деятельность и отмечая положительные результаты в ходе реализации программы обучения, я столкнулась с рядом проблем, затрудняющих переход детей на следующую ступень образования:
- низкий уровень самостоятельности учащихся в учебном процессе;
- неумение следовать прочитанной инструкции, ярко выраженное в неспособности внимательно прочитать текст и выделить последовательность действий, а также выполнить работу от начала до конца в соответствии с заданием;
- разрыв между поисковой, исследовательской деятельностью учащихся и практическими упражнениями, в ходе которых отрабатываются навыки;
- отсутствие переноса знаний из одной образовательной области в другую, из учебной ситуации в жизненную.
Обдумывая эти и некоторые другие проблемы, я пришла к выводу, что необходимо дополнить урочную систему организации учебного процесса новой формой деятельности учащихся, где они были бы погружены в атмосферу, требующую думать, рассуждать, грамотно излагать свои мысли, то есть могли бы применить все имеющиеся у них знания на практике. И такая педагогическая технология в системе образования уже существует, которая направлена на выявление и развитие творческих способностей учащихся.
Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной самостоятельной деятельности учащихся, основанный на исследовательских методах ведения урока: рефлексивном целеполагании, выявлении проблемы урока, выдвижение гипотез.
С позиции ученика: развивает любознательность учащихся, их интеллектуальные умения в подходе к решению задач разных уровней, учит самооценке.
С позиции учителя: использование исследовательских методов деятельности на уроке: развитие оценочного мышления, рефлексивной постановке цели урока, выявление проблемы, выдвижение гипотез, прогнозирование последствий своих решений.
Технология формирует следующие навыки:
организация групповой работы в классе дает возможность соединить в образовательном процессе навыки различных видов интеллектуальной деятельности с навыками общения;
формирование нового стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, рефлексивность;
развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление,
рефлексивность, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.
формирование культуры продуктивного чтения;
стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности.
Формы урока в технологии критического мышления отличаются от уроков в традиционном обучении. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока. Они думают, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное. Тексту отводится приоритетная роль: его читают, пересказывают, анализируют, трансформируют, интерпретируют, дискутируют. Роль учителя — в основном координирующая.
Восприятие информации происходит в три этапа, что соответствует таким стадиям урока:
стадия вызова - мотивационный этап
стадия осмысления - операционный этап
стадия рефлексии- рефлексивный этап.
Каждому этапу присущи собственные методические приемы и техники, направленные на выполнение задач этапа. Комбинируя их, учитель может планировать уроки в соответствии с уровнем зрелости учеников, целями урока и объемом учебного материала. Возможность комбинирования техник имеет немаловажное значение и для самого педагога – он может свободно чувствовать себя, работая по данной технологии, адаптируя ее в соответствии со своими предпочтениями, целями и задачами. Комбинирование приемов помогает достичь и конечную цель применения технологии критического мышления – научить детей применять эту технологию самостоятельно, чтобы они могли стать независимыми и грамотными мыслителями и с удовольствием учились в течение всей жизни.
Работая с детьми младшего школьного возраста, я нахожусь в поиске таких методов и приемов работы на уроках литературного чтения, которые бы совершенствовали мыслительные способности учащихся и позволили бы мыслить более продуктивно. Именно благодаря способности человека мыслить решаются трудные задачи, делаются открытия.Использование в педагогической деятельности приёмов технологии «Развитие критического мышления» позволяет развивать познавательные способности и познавательные процессы личности – разные виды памяти, мышление, внимание – посредством специально созданных учебных и познавательных ситуаций. Познавательная деятельность строится таким образом, что каждый ученик, на каждом уроке имел возможность слушать, записывать, видеть и проговаривать учебный материал на разных уровнях.Данная технология направлена на развитие навыков работы с информацией (текстом), умений анализировать и применять данную информацию, увязывая новое ( на стадии осмысления) с уже имеющимися знаниями, представлениями, полученными на стадии вызова, умений интерпретировать, применять информацию на стадии рефлексии. Велика и коммуникативная роль данной технологии, которая заключается в умении вести диалог, дискутировать на уроке, работать в группах и парах.
Вот некоторые приемы, которые нашли своё отражение в технологии развития критического мышления и используются мною на уроках чтения и внеклассного чтения.1.Прием «Загадка»Тема урока зашифрована в виде загадки или загадки- описания.2.Прием «Да- нет» или «Верно –неверно»Учитель зачитывает утверждения, связанные с темой урока, учащиеся записывают ответы виде:«да» или «нет».3.Прием «Театрализация».Заранее подготовленные учащиеся показывают инсценировку, связанную напрямую с темой урока.4.Чтение с остановками.Наиболее эффективен при чтении публицистических и художественных текстов. Текст читается фронтально, учитель в момент остановок задает вопросы. Этот прием дает возможность удерживать внимание на протяжении всего чтения текста, сосредотачивает внимание на деталях, дает материал для обсуждения, организует процесс параллельного обсуждения и собственного восприятия, позволяет сделать процесс чтения увлекательным и интересным. Так же используются следующие упражнения:
Наведи порядок. Расположи текст так, чтобы получился связный текст.
Подбери заголовки к абзацам ( одновременно идет работа по составлению плана текста).
Прочитай текст. Выбери заглавие из данных или придумай своё.
Закончи текст.
Объясни название текста
Восстанови перепутанные логические цепочки.
5.Работа с вопросникомДанный прием применяю при введении нового материала на этапе самостоятельной работы с учебником. Учащимся предлагается ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы. Причем вопросы и ответы даются не только в прямой форме, но и в косвенной, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт. После самостоятельного поиска обязательно проводится фронтальная проверка точности и правильности, найденных ответов.
6.Работа с таблицей «Знаю, узнал, хочу узнать»К данному приему можно обращаться на стадии объяснения нового материала и на стадии закрепления. таблицы «Хочу узнать» дает повод к поиску новой информации, работе с дополнительной литературой. Например, при изучении творчества А.С.Пушкина дети самостоятельно составляют таблицу, что знали о А.С.Пушкине и его произведениях, что узнали нового, какие его стихи и что хотели бы узнать. Графа таблицы «Хочу узнать» дает повод к поиску новой информации, работе с дополнительной литературой.
7.Прием «Уголки»Класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства, используя текст и свой жизненный опыт, положительных качеств героя, а другая – об отрицательных, подкрепляя свой опыт выдержками из текста. Данный приём используется после чтения всего произведения. В конце урока делается совместный вывод. Такой прием учит школьников диалогу, культуре общения.
8.Прием «Тонкие и толстые вопросы»По ходу работы с таблицей в правую колонку записываются вопросы, требующие простого, односложного ответа, а в левой колонке –вопросы, требующие подробного и развернутого ответа.Примеры ключевых слов «толстых и тонких» вопросов
Толстые вопросы Тонкие вопросы
Дайте несколько объяснений, почему…?Почему Вы считаете…?В чем различие…?Предположите, что будет, если…?Что, если…? Кто…?Что…?Когда…?Может…?Будет…?Согласны ли Вы…?
Благодаря этому приему учащиеся учатся задавать вопросы, что пожалуй сложнее, чем на них отвечать.
9.Прием «Отсроченная догадка»Учащиеся высказывают предположения по заявленной теме урока. Но все же вопрос остается открытым почти до конца урока. А в конце урока на него дети должны самостоятельно дать ответ
10.Прием «синквейн»Данный прием помогает развивать способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи и представления в нескольких словах, развивает авторское восприятие прочитанного. Тренирует навыки работы со смысловыми конструкциями текста. Используется на стадии рефлексии. Синквейн в переводе с французского языка « пять строк» Это стихотворение, в котором:1строка-слово или словосочетание, опознающее предмет размышлений;2строка-два слова, описывающие этот предмет(прилагательные);3строка-три слова, выражающее смысл слова через действие;4строка-короткая фраза, выражающая отношение к теме;5строка-слово или словосочетание, выражающее авторский смысл понимания сути предмета.
Например, МузыкаВеселая, бодрящая.Веселит, успокаивает, отвлекает. Все любят разную музыку. Песня. Музыка Хорошая, разная. Под неё танцуют.Слушают люди и животные.Мелодия.
11. «Логические цепочки»Этот прием очень полезен при пересказе текстов. Учащимся после работы с текстом предлагается выстроить события в логической последовательности.Применение данных приемов на уроках литературного чтения позволяет получить очень хороший результат, поскольку используются разные источники информации. Данная технология критического мышления отвечает целям образования на современном этапе, способствует развитию читательской компетенции учащихся начальной школы, а так же развивает все виды универсальных учебных действий.Памятка рекомендаций на каждый урок
Ничего не сообщайте в готовом виде, новое ученик открывает в систематическом выполнении упражнений.
Держите паузу после постановки задания.
Не оставляйте без обсуждения ни одного ответа, даже неверного.
Не спешите с оценкой ответа, чтобы не прерывать ученика.
Приучайте обосновывать свои ответы без напоминания.
Приучайте слушать ответы учащихся, одноклассников.
Приучайте самостоятельно воспринимать задания на слух, без дополнительного объяснения.
Правильное выразительное чтение на любом уроке.
Продумывайте варианты ответов учеников и вашу реакцию на ответы.
Какую бы технологию мы не осваивали, мы должны понимать, что делаем это для того, чтобы помочь ребенку осознать свое место в многообразном мире, научить уважать свободу и права других людей, обеспечить наиболее полное развитие индивидуальности и способностей каждого.
Урок 19-20 Тема: Нарядные носовые платочки.
Цели урока:
1) назначение и применение ручных швов; отработка простейших технологических приёмов.2) Развитие глазомера, мелкой моторики рук, развитие определённых навыков и умений, которые пригодятся детям в практической деятельности, развитие эстетического вкуса,3) воспитание трудолюбия, творческого отношения к труду, усидчивости и аккуратности.
Оборудования:
образцы вышивок, нитки, мулине, игольницы, иголки для шитья, иллюстрации с орнаментом, салфетки, ножницы, пяльцы
I Организационный момент.
1. Организация рабочего места
2. Вводная часть
А) Эмоциональный настрой.
Учитель:
- «В человеке должно быть всё прекрасно: и одежда, и душа, и мысли». Нравятся вам эти слова?- Эти прекрасные, умные слова сказал великий писатель А.П. Чехов (портрет писателя)
3. Постановка целей и задач урока.
Учитель:
- И на сегодняшнем уроке вам предстоит окунуться в мир прекрасного, красивого, в мир творчества.Сегодня вы сами будете вышивать по переведенному рисунку и примените те знания и умения, чему уже научились.А работать вы будете под девизом: «Во имя истины, добра и красоты». (Слова напечатаны на плакате. Дети произносят эти слова хором)
Учитель:
- Ведь добро оно вечно, так же как и душа человека, в этом вы сами убедитесь сегодня.
4 Вводная беседа.
Учитель: А в начале вспомните историю развития вышивки.
Ученик:
- Вышивка – древний вид искусства. С давних времён русские люди славились своим мастерством, украшали одежду, жильё, предметы обихода. Женщины ткали, вышивали, плели кружева. Искусство вышивание зародилось ещё в Древней Руси. Археологи и до наших дней находят фрагменты одежды, предметы быта, украшенные узорами, выполненные золотыми нитями.Учитель:
- Какой цвет чаще использовали при вышивки узоров? Почему?
Ученик:
- Красный, потому что он служил оберегом, т.е., знаком от злого колдовства, от болезней.
Учитель:
- А ещё я просила вас заглянуть к бабушке в сундучок. И благодаря вам, вашим бабушкам, прабабушкам мы смогли оформить выставку «Бабушкин сундучок».Посмотрите сюда, какие здесь представлены чудесные вещи: рисунки и столешники, думочки, салфетки. Всё это сделано руками умелыми ваших бабушек. Каждая вещь вышита с любовью! И каждая вещь соответствует своему практическому назначению.А теперь взгляните на этот чудный, волшебный ковёр! Что можно сказать о человеке, который его вышивал?
Ученик:
- Это трудолюбивый человек, добрый, у него золотые руки, в эту работу он вложил свою душу, потому что очень красиво вышить крестиком, правильно подобраны нитки и цвет.
Учитель:
- Я очень рада, что чудный ковёр вам понравился. Этот ковёр своими руками вышивала женщина, которой нет с нами, но дума этой женщины жива, вечна и вы в этом убедились сами. А ведь среди вас есть тоже умельцы, которые выполняют работу красиво, аккуратно, с душой. Взгляните на эту выставку, которая называется «Ступеньки к мастерству».
(Учитель называет фамилии, имена ребят, их работы)
II Работа над темой.
Учитель: А сейчас повторим виды швов по таблице 1.
(Ученик выходит к доске, показывает шов, называет его, а рядом открывает табличку, которой закрыто название шва)
Учитель: Каких видов швов нет на таблице, назовите.
(Ученики называют: «гладь», «назад иголку», «стебельчатый».)
Учитель: А теперь вспомним виды орнаментов по таблице 2.
Дома вам нужно было подобрать орнамент. Какие орнаменты вы подобрали?
(Дети показывают.)
Итак, всё готово к вышивке. Повторим технику безопасности с инструментами.
Какие «уроки иголочки», вы должны помнить при работе ?
Назовите правила безопасности при работе с ножницами?
Всё что необходимо для работы у вас есть, а остальное вы сумеете сами выполнить. Возьмите в руки иголку-волшебницу и начинайте творить чудеса. Моими помощниками будут сегодня… (фамилии имена детей) За помощью можно обращаться к ним.
Самостоятельная работа.
(Звучит спокойная мелодия)
Дети в это время вышивают.
(Учитель его консультанты осуществляют индивидуальный подход.)
III. Физкультминутка.
(Время для проведения физкультминутки учитель определяет индивидуально по работоспособности класса.)
Вышиваем, вышиваемА потом все дружно всталиРучками похлопали 1, 2, 3Ножками потопали 1, 2, 3Сели, встали, встали, селиИ друг друга не заделиМы немножко отдохнёмИ работать все начнём.
IV Практическое использование работы
Использование вышивки в качестве подарка маме, сестре, бабушке.
V Итог урока.
Выставка работ учащихся.
Защита своей работы.
Оценивание работ учителем.