Технологическая карта по математике на тему Умножение круглого числа на однозначное (2 класс)
Технологическая карта урока «Умножение круглого числа на однозначное».
Л.Ф.Гайнуллинаметодист МКУ «Управление образования
Буинского муниципального района», г. Буинск
Тип урока: ОНЗ (технология деятельностного метода)
Урок составлен к учебнику Г.В. Дорофеева «Математика» 2 класс, ч. II к УМК «Перспектива»
Тема урока Умножение круглого числа на однозначное
Цель урока Формирование знаний о способах умножения круглого числа на однозначное и умений умножать круглое число на однозначное
Планируемый результат Личностные умения: проявлять: — интерес к изучению темы; — позитивное отношение к расшифровке известного изречения и письма геометрических человечков;
— позитивное отношение к результатам обучения при освоении учебной темы; - способность к самооценке учебной деятельности с помощью учителя.
Предметные умения: знать способы умножения круглого числа на однозначное; уметь выполнять действие умножения круглого числа на однозначное двумя способами, применять эти умения при решении задач.
Метапредметные умения:
Познавательные: — исследовать способы умножения двузначного круглого числа на однозначное и обосновывать своё мнение;
— определять рациональный способ умножения двузначного круглого числа на однозначное и обосновывать своё мнение; определять модель задачи; использовать код для расшифровки заданий; - строить математические высказывания.
Регулятивные умения: — определять тему и формулировать цель урока с помощью учителя; — работать по коллективно составленному плану; — оценивать правильность выполнения действия; — планировать своё действие при выполнении учебного задания в соответствии с поставленной задачей;
Коммуникативные умения: — комментировать разные способы умножения круглых чисел; — комментировать в паре учебное задание с использованием математических терминов; — формулировать корректные высказывания в рамках учебного диалога.
Основные понятия Круглые числа, умножение, однозначные и двузначные числа, рациональный способ решения, множество, алгоритм.
Межпредметные связи Информатика, математика.
Ресурсы:
Т. Дорофеев «Математика – 2» ч.2
Т. Дорофеев Рабочая тетрадь к учебнику.
Таблица с ситуативным заданием.
Презентация к уроку
Раздаточный материал:
Карточки с индивидуальным заданием, карточки с заданием на этапе рефлексии, лист самооценки.
Организация образовательного пространства Межпредметные связи Ресурсы
Формы работы
Информатика, математика, окружающий мир Т. Дорофеев «Математика – 2» ч.2
Т. Дорофеев Рабочая тетрадь к учебнику.
Таблица с ситуативным заданием.
Презентация к уроку (Таблица с ситуативным заданием)
Раздаточный материал:
Листы заданий с планеты Геометрии для выполнения минипроекта на этапе
рефлексии, листы самооценки. Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в группе, работа в паре.
Программно-методическое обеспечение 1.Технологические карты - http//1-4.prosv.ru
2. Дорофеев Г.В, Миракова Т.Н. Методическое пособие к учебнику «Математика», М. «Просвещение», 2012 год.
I этап урока. Самоопределение к деятельности (Оргмомент)- 1 мин
Цель этапа Деятельность
учеников Деятельность
учителя Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов Формируемые
УУД
*Создание положительной эмоциональной направленности. *Включение учащихся в учебную деятельность на личностно-значимом уровне
*определение типа урока и актуализация требований к ученику со стороны учебной деятельности;
Приветствуют гостей, желают друг другу удачи, отвечают на вопрос учителя
Подхватывают девиз.
Определяют тип урока.
Называют вид следующей деятельности. Предлагает поприветствовать гостей, пожелать друг другу удачи
Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности.
Организует уточнение типа урока и называние шагов учебной деятельности. - Здравствуйте, ребята. Начинаем
урок математики.
- Я предлагаю поиграть в игру
«Доброе утро!»
Мне очень хочется пожелать доброго утра всем-всем, каждому из вас.
Доброе утро, ребята!
Доброе утро всем, кто присутствует на нашем уроке!
Я скажу слова «Доброе утро…» и
назову кого-то из нашего класса. Те,
кого я назову, помашут мне рукой –
значит, вы услышали меня и
отвечаете на приветствие.
Попробуем?
Доброе утро всем девочкам!
Доброе утро всем мальчикам!
Доброе утро всем, кому нравится
такая погода, как сейчас за окном!
Доброе утро всем, кто любит конфеты!
Доброе утро всем, кто сегодня будет
хорошо работать на уроке!
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
Доброе утро солнцу и птицам!
Доброе утро улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым,
И доброе утро длится до вечера.
- Давайте улыбнемся друг другу, ведь улыбка – это лучик добра.
Хочу, чтобы вы были добры друг к другу, и добро поможет вам.
А девизом сегодняшнего урока я бы предложила такие слова:
И вновь урок мы начинаем,К вершине знаний держим путь.Все знанья сами открываем,Поэтому – активным будь!
Значит, чему будет посвящён наш урок? (Открытию нового знания)
– Что нам нужно сделать, чтобы узнавать что-то новое? (Повторить то, что уже знаем). Личностные УУД
(Осмысление внутренней позиции ученика на уровне положительного отношения к уроку)
Регулятивные УУД
(Самоорганизация и организация своего рабочего места)
II этап урока. Актуализация знаний - 8 мин.
* Организовать актуализацию знаний, необходимых для открытия нового знания:
о конкретном смысле
действия умножения, о представлении круглого числа в виде десятка, умений умножать десятки на число, находить сумму круглых чисел.
1.2. Дети выполняют задания, комментируя свои действия.
(фронтальная работа)
Проговаривают, с помощью учителя знания, которые повторили.
Организует актуализацию знаний о конкретном смысле
действия умножения, о представлении круглого числа в виде десятка, умений умножать десятки на число, находить сумму круглых чисел.
Организует обобщение актуализированных знаний.
Задания: 1. Из данных цифр 0, 1, 2, 3 составить все возможные двузначные числа, используя одну из видов интеллект-карт обучающей структуры ФИНКИН МЭПС – карту-шар.???
(10, 11, 12, 13, 20, 21, 22, 23, 30, 31, 32, 33)
На какие две группы можно разделить эти числа? Используя еще один вид интеллект-карт обучающей структуры ФИНКИН МЭПС – карту-дерево распределите получившиеся двузначные числа на две группы. (круглые и не круглые)
3. Сравни. Объясни свое мнение. СОРТ КАРТС (В командах ученики сортируют карточки в зависимости от категорий и объясняют причины своего выбора).
30+50* 3д+6д 52* 5д1ед 9+9+9+9*9•5
6+6+6* 6•3 70*7д 4д•2* 80
- На какие 2 множества можно поделить эти записи?(равенства и неравенства)
Какие знания и умения повторили? (Сложение круглых чисел. Умножение – это сумма одинаковых слагаемых. Двузначное число состоит из десятков и единиц, круглое число можно представить в виде десятка.) Познавательные УУД
(анализировать математические выражения, сравнивать, определять закономерности, строить логическую цепь рассуждений, формулировать вывод, определять свои знания)
Коммуникативные УУД
( слушать товарища, строить высказывание)
Регулятивные
(принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия)
Личностные УУД
(устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом)
IIIэтап. Фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (создание проблемной ситуации) и постановка учебной задачи - 4 мин
*Организовать выполнение учащимися ситуативного задания и фиксирования учащимися индивидуального затруднения (создание проблемной ситуации), формулирование задачи урока.
* Мотивировать
к изучению темы.
Фиксируют индивидуальное затруднение (Я не знаю).
Проговаривают задачи урока с учителем.
Организует выполнение ситуативного задания, создает проблемную ситуацию. Организует выявление места затруднения, фиксирование во внешней речи причины затруднения.
Организует побуждающий от проблемной ситуации диалог, подводящий к формулированию задачи урока. 4. Ситуативное задание. Учёный совёнок зашифровал известное изречение и просит школьников его прочитать. Слайд1.
20 • 3 = … МА 10 • 7 = … НА 20 • 5 = … ЦА
4 • 5 = … ТИ 9 × 2 = … ВСЕХ 30 ×2 = … МА
40• 2 = … УК 20 • 2 = … КА 20:4=… ---
18 : 6 = … РИ 50 × 2 = … ЦА 30 × 3 = … ТЕ
60 90 60 20 40 5 100 3 100 18 70 80
(Математика — царица всех наук.)
Можете вы сейчас расшифровать и прочитать это изречение? Почему, что мы здесь умеем, а что еще нет? (мы не можем умножать круглые числа на однозначные)
Есть ли у вас желание этому научиться?
Сформулируйте задачи урока: 1. Найти способ умножения круглого числа на однозначное число.
2. Научиться применять его при умножении. Слайд «задачи урока» Регулятивные
Ориентироваться в системе своих знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя, ставить учебную задачу
Познавательные УУД
Определять и формулировать проблему.
Коммуникативные УУД
Уметь оформлять свои мысли в устной форме
IVэтап. Построение проекта выхода из затруднения (открытие нового знания) 8 мин
*Организовать поиск способов решения задач
*Организовать исследование разных способов умножения, предложенных в учебнике и сделать вывод о способах умножения круглого числа на однозначное.
*Научить комментировать разные способы умножения
круглых чисел; С помощью учителя предлагают возможные способы умножения.
(фронтальная работа)
Работая в парах исследуют способы умножения, предложенные в учебнике.
Комментируют способы умножения, записывая ихв тетрадь
Оценивают свою учебную деятельность на этапе открытия знаний. (Способ: диалог
Метод: подводящий к открытию знаний)
Строит диалог, подводящий к открытию знаний
Организует исследование по определению способов умножения, помогает делать выводы, комментировать объяснение. Итак, наша задача найти способ умножения круглого числа на однозначное число. Знания для этого у вас есть. Какие есть предложения, как например 30•3?
(Если нет предложений)
- Вспомните, что такое умножение? (это сумма одинаковых слагаемых)
- Кто уже догадался, как найти это произведение? (надо произведение заменить сложением: 30+30=60). Какие числа будем складывать, сколько слагаемых будет?
А складывать круглые числа мы умеем?(записываю на доске) - это 1 способ умножения.
-Но есть и другой способ умножения. Кто догадался?
(если нет предложений)
-Как можно представить круглое число? (в виде десятка)
А десятки умножать на число мы умеем? (записываю на доске: 3д•3=9д) - это 2 способ умножения.
Работа в учебнике по определению способов умножения.
-Давайте посмотрим, какие способы предлагает автор учебника. Сколько здесь способов? (2)
Исследуем эти способы. Предлагаю поработать по учебнику.
Рассмотрите рисунки, расскажите друг другу как вычислено умножение в парах. Работать будете с партнером по плечу. Поприветствуйте друг друга.
- Сделаем вывод о 1 способе, в чем он заключается: .1 способ: умножение заменяем ….(сложением одинаковых слагаемых)и (находим сумму).Это то, что предлагал нам….
2 способ: круглое число представляем в виде десятка и умножаем его на однозначное число. Это предлагал нам…. Способы совпадают, это говорит о том, что наши предположения… (были верны)
Всем понятны способы умножения? Оцените свою деятельность на этом этапе с помощью смайликов. (я активно обсуждал способы решения – зел., не очень – ж., я только слушал товарищей – кр.) Познавательные УУД
Анализ задачи, самостоятельный поиск способов решения задачи, исследование объекта с целью определения способов решения, сравнение со своими способами.
Коммуникативные УУД
Уметь оформлять свои мысли в устной форме
Регулятивные
(ориентироваться в учебнике, принимать и сохранять учебную задачу, оценивать свою учебную деятельность)
Vэтап. Первичное закрепление новых знаний.- 4 мин
* организовать усвоение учениками способов решения с проговариванием во внешней речи и определение рационального способа решения. Называет следующий этап деятельности
Определяют рациональный способ умножения Организует усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.
Организует определение рационального способа умножения Нашли способ умножения, а что дальше будем делать? (решать примеры на умножение, чтобы закрепить новые знания)
Задание3 (З): Запишите арифметическое выражение, вычислите и прокомментируйте его вычисление двумя способами.
1)Найти произведение чисел 20 и 4. Работа в тетрадях
2) Первый множитель 20, второй множитель 5. Найти произведение.
- Оба способа приводят к одинаковому результату?
Назовите способ, с помощью которого вычислять рациональнее (ответы детей) Почему?
Всем понятно, как решать такие примеры? Регулятивные:
(выполнять учебное задание в соответствии с целью,) Коммуникативные: (комментировать разные способы умножения)
Физкультминутка – 2 мин МИКС ФРИЗ ГРУП
VI этап. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону- 4 мин
*Организовать самоконтроль понимания способов умножения круглого числа на однозначное. (Каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет) Определяют в учебнике задание с образцом, которое дано автором для самостоятельной работы по формированию умений умножать
Выполняют задание самостоятельно в тетради.
Выполняют самопроверку по эталону.
Организует выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание.
Организует самопроверку по эталону. Организует выявление места и причины затруднений, работу над ошибками. Организует самооценку Задание 4 (У)
Проверьте себя, как вы научились использовать 2 способ умножения. Определите сами это задание в учебнике ( №4, т.к. там есть образец)
Выполняют задание. №4 (3,4столбики)
Слайд «Самопроверка»
Проверьте решение и оцените свои умения с помощью светофора. (у меня все правильно - зел; есть недочеты -ж; много ошибок, нужна помощь -кр) Регулятивные:
(ориентироваться в учебнике по определению задания, работать по образцу, в соответствии с целью, контролировать свои действия, оценивать усвоение знаний с помощью эталона)
VII этап. Включение нового знания в систему знаний и повторений - 8 мин (У)
*организовать работу по применению новых знаний для расшифровки изречения, решения задач. Определяют с помощью учителя план и форму работы.
Выполняют задания, работают на интерактивной доске по намеченному плану.
(индивидуальное выполнение своих заданий)
Называют область применения новых умений.
Составляют задачи по решению.
Выбирают себе задание и работают в группе.
Комментирую свои составленные задачи.
Организует работу по расшифровке изречения.
Организует понимание изречения.
Организует повторение единиц измерения длины, массы, объема, составление задач.
Задание5. Расшифровка изречения.
-А теперь можем расшифровать изречение? Как нам организовать работу, чтобы быстрее выполнить работу? (поделить задания между собой)
Участники под №1 берут конверт №3 и раздают всем участникам карточки с арифметическими выражениями. Решаете примеры самостоятельно, первые номера записывать результаты в общую карточку. Как только группа закончит работу, участник №1 поднимает руку. Слайд «Изречение: Математика – царица всех наук») - Совенок доволен вашей работой и спрашивает (на слайде появляется вопрос): Как вы понимаете это изречение? (математика очень важная наука, главная. Она везде нужна.)- Где еще потребуются умения умножать такие числа? (при решении примеров, задач, жизненных ситуаций)
Задание 6.Составление задач. Выберите решение задачи, где потребуются умения умножать такие числа. Обоснуйте свое мнение. Слайд «Решения задач» (или на доске )-Составьте задачи с жизненными ситуациями, которые соответствуют этим решениям на выбор. Дифференцированные задания.
20кг•4 =
20л•4=
20м•4=
Перед работой повторяем: что измеряют в кг? , в м?, в л?
Работа в группах.
Я вам даю несколько минут, вы подумаете и по моей команде начнете обсуждение задачи при помощи структуры РАУНД РОБИН
- Оцените свою деятельность на этом этапе с помощью смайликов.
(я очень активно участвовал в составлении задачи – зел., не очень – жел., совсем не сочинял, только слушал – кр.) Регулятивные:
выполнять учебное задание в соответствии с целью, контролировать свои действия, оценивать усвоение знаний
Познавательные УУД
Определять задачи в соответствии с решением, составлять к ней текст задачи в соответствии с целью, обосновывать свое мнение.
Коммуникативные
Планировать и осуществлять учебное сотрудничество в группе.
VIII этап. Итог урока. Рефлексия. -9 мин
* зафиксировать новое содержание урока;
- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности и ее результатов на основе выполнения диагностического задания. Вспоминают задачи урока, повторяют способы умножения, формулируют тему урока.
Фронтальная беседа
Читают послание.
Работа в группе
Совместно с учителем выдвигают гипотезу, составляют план работы по реализации проекта, работают по плану, делают вывод.
Делают самооценку своей деятельности и результатов своей деятельности.
Организует фиксирование нового содержания, определение темы урока.
Показывает послание с планеты Геометрии.
Организует работу в группе по выполнению минипроекта (диагностического задания):
формулирует проблему, помогает выдвинуть гипотезу, организует составление совместного плана действий, реализацию построенного проекта в соответствии с планом, помогает сформулировать вывод.
Организует рефлексию учебной деятельности и самооценку ее результатов. Подведем итоги нашей работы.
- Какие задачи ставили в начале урока?
- Удалось решить поставленную задачу?
- какие же способы умножения мы открыли? Слайд - способы
- Сформулируйте тему нашего урока. (Слайд - тема )Задание 7 - Диагностическое задание – минипроект для оценки усвоения нового материала. Слайд. «Послание с планеты Геометрии»
- По интернету для нас пришло письмо от школьников геометрической планеты. (на сладе появляются геометрические человечки), которые сегодня тоже изучали новый материал.
Они прислали свои тетради по математике и письмо (проявляется на слайде):
«Ребята! Привет! Расшифруйте наши примеры и узнайте тему урока математики! Удачи!»
-Как вы думаете, если мы расшифруем их примеры, можем ли мы определить тему урока? (проблема проекта)
(Наверное, можем). (гипотеза)
Работа в группе.
Группа получает зашифрованное послание с двумя заданиями. Дети в группе распределяют задания. После расшифровки формулируют вывод, делегируют представителя о выполнении проекта.
Код:
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9
О I
Задание1: Расшифруй пример. Определи по примеру а) Каким способом вычислено действие? б) На какую тему этот пример?
О • = дес. • = ( • )О
Задание 2е: Расшифруй пример. Определи по примеру а) Каким способом вычислено действие Б) На какую тему этот пример?
О• = О + О = О
(Вывод: расшифровав примеры, мы смогли определить тему урока «Умножение круглого числа на однозначное». Значит наша гипотеза верна)- Сравните способы умножения на планете Геометрии и наши способы. (они одинаковы) Вот видите, язык математики везде один. Математика – царица всех наук!
Знания математики очень нужны.
Итоговая самооценка. Оцените свою деятельность на уроке смайликами. Посмотрите, каких смайликов больше.
Д/з, Творческое задание: зашифровать любое известное изречение или пословицу о математике.
Математика полезна тем, что она трудна. (А. Александров)
Математика есть прообраз красоты мира. (И. Кеплер)
Математику учить — ум точить. (Пословица) Коммуникативные
(договариваться с товарищами при работе в группе, распределять роли, строить высказывания, обосновывать свое мнение)
Познавательные.
(раскодировать, анализировать объект, делать вывод)
Регулятивные
(намечать последовательность действий, способность оценивать активность и правильность выполнения заданий на основе критерий успешности учебной деятельности )Личностные УУД
(Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности)