Конспект внеклассного музыкального мероприятия «Песни, опаленные войной»
Музыкальное мероприятие «Песни, опаленные войной».
Для учащихся 5-7 классов
Цель мероприятия.
Содействие воспитанию и повышению уровня культуры подрастающего поколения.
Задачи.
Оказание помощи в патриотическом воспитании школьников. Пропаганда знаний о Великой Отечественной войне.
Эстетическое развитие учащихся. Знакомство с творчеством поэтов-фронтовиков, композиторов и исполнителей военных песен.
Содействие воспитанию любви к родному краю, интереса к культурной жизни Воронежской области.
Формирование потребности в пользовании библиотеками.
Воспитывать чувство патриотизма, любовь к своему Отечеству, народу на примерах героизма людей, биографии лучших военных полководцев.
Оборудование: мультимедиапроектор, экран, компьютер, книжная выставка, рисунки детей о ВОв, микрофоны, музыкальные колонки.
Участники: ведущие, исполнители военных песен, чтецы.
Ход мероприятия:
ЧТЕЦ 1 :
Помните!Через века,через года -Помните!
О тех,кто уже не придетникогда -Помните!
Памяти павших, будьте достойны!Вечно достойны!Люди!Покуда сердца стучатся, - помните!Какою ценой завоевано счастье, -Пожалуйста,Помните!
ЧТЕЦ 2:
Детям своим расскажите о них, чтобЗапомнили!Детям детей расскажите о них.Чтобы тоже помнили!Помните!
Через века, через года, -Помните!О тех, кто уже не придет никогда -Помните!
Памяти павших будьте достойны!Вечно достойны!Люди! Покуда сердца стучатся, -Помните!
Какою ценой завоевано счастье, -Пожалуйста,Помните!
Исполнение песни «Память»
ЧТЕЦ 3:
«Нам не дано спокойно гнить в могиле –Лежим на вытяжку и, приоткрыв гробы,Мы слышим гром предутренней пальбы,Призыв охрипшей полковой трубыС больших дорог? Которыми ходили.Мы все уставы знаем наизустьЧто гибель нам? Мы даже смерти выше,В могилах мы построились в отрядИ ждем приказа нового. И пусть не думают,Что мертвые не слышат,Когда о них потомки говорят».(Николай Майоров)
Исполнение музыкального отрывка из песни Б.Окуджавы «Мы за ценой не постоим»
В: Жить, выживать, находить силы для новых сражений помогала песня.
В: ИЗ ИСТОРИИ ПЕСЕН ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
Песни - лирическая летопись времени. В них отражаются все вехи истории страны, боль и радость отдельных людей и всего народа. Прошло 70 лет со дня Победы, но песни далеких и грозных лет звучат и сегодня, потрясая сердца.
В: Вот уже даль дневную окрасил вечерний свет...Что же меня волнуют песни военных лет?..Что-то для нас святое скрыто в их глубине,Строки, какие стоя хочется слушать мне.
Спустя много лет после войны напишет эти стихи поэт Михаил Матусовский.
В: Роль песни в годы войны была чрезвычайно высока. Они складывались обо всем, что происходило на фронте и в тылу, что согревало души, призывало к подвигу. В них говорилось о патриотизме, о солдатской дружбе, о любви. Песня поддерживала в трудные минуты, приносила утешение, она была необходима человеку как воздух, с ней человеческое сердце не черствело. Но не только солдат поддерживали и согревали эти мелодии. Их женам, матерям, детям они тоже помогали, очень помогали ждать все годы разлуки. У каждой песни своя история, свой путь, и своя судьба.
В: Через несколько дней после начала войны, по радио прозвучала, пожалуй, самая суровая и самая яркая из всех военных песен, когда-либо сложенных людьми. Это песня «Священная война».
Звучит отрывок песни «Священная война». (1 куплет громко, а потом тихо под слова)
В: Стихотворение Василия Ивановича Лебедева-Кумача было напечатано в газете на третий день войны. Газету передали руководителю прославленного Краснознаменного ансамбля песни и пляски Александру Васильевичу Александрову. Стихи потрясли композитора - в них было то, чем жил он сам все эти первые дни войны, его мысли и чувства... и, как бы сам собою, возник их музыкальный образ, услышалась мелодия.
В: Впервые эта песня была исполнена на Белорусском вокзале для уходящих на фронт бойцов. Весь вокзал словно замер. Все, и артисты, и слушатели, бойцы, и те, кто их провожал, испытали настоящее потрясение. В наступившей напряженной тишине все слушали стоя. Потом песню требовали повторить еще и еще, пытаясь подпевать, запомнить слова, чтоб увезти с собой на фронт. Эта песня была музыкальной эмблемой Вов.
В: Послушайте эту песню-марш, и вы сразу же ощутите прилив патриотических чувств.
Не только марши, но и суровые песни-вальсы были созданы на войне.
Звучит отрывок песни «Прощайте скалистые горы». . (громко, а потом тихо под слова)
В: «Прощайте скалистые горы». Эта песня посвящена североморцам, и родилась она на Северном флоте. В 42-м году рядовой пушечно-артиллерийского полка Николай Букин прислал свои стихи в редакцию газеты, их опубликовали в ближайшем номере. Листая подшивку газет, на эти стихи наткнулся композитор Евгений Жарковский, тоже служивший на Северном флоте. Потянулся к роялю. Снова и снова проигрывал мелодию, которая становилась все более певучей и стройной.
В: Прощайте, скалистые горыНа подвиг Отчизна зовет.Мы вышли в открытое море,В суровый и дальний поход.
А волны и стонут, и плачутИ плещут о борт корабля...Растаял в далеком тумане Рыбачий -Родимая наша земля.
Суровая героика. И вдруг - вальс... А почему бы и вальсу не быть героическим? Какое время, такой и вальс... Полюбили эту песню на всех флотах, и не только на флотах. Песня «Прощайте скалистые горы» не забыта и в наши дни, её всегда поют моряки-североморцы, она признана неофициальным гимном Северного флота.
Звучит отрывок песни «Заветный камень» (громко, а потом тихо под слова)
В: Песня-баллада «Заветный камень», которую Леонид Осипович Утесов называл в числе самых своих любимых песен, родилась в Севастополе. Поэт Александр Жаров и композитор Борис Мокроусов находились там, в трагические дни прощания с городом. По приказу командования Черноморский флот уходил к побережью Кавказа. Люди, покидая город, брали с собой кто горсть крымской земли, кто камень. Вместо талисмана... И эти заветные камни, эту священную землю, обильно политую кровью, матросы обещали вернуть на место, когда вышвырнут фашистов из Севастополя. Так у авторов родился герой песни - матрос, которого подобрали в море друзья.
В: Он камень сжимал посиневшей рукоюИ тихо сказал умирая:«Когда покидал я родимый утес,С собою кусочек гранита унес...Затем, чтоб вдалиОт крымской землиО ней мы забыть не могли.
Звучит отрывок песни «Вечер на рейде» (громко, а потом тихо под слова)
В: Во время Великой Отечественной войны родилось много прекрасных, незабываемых лирических песен. Одну из первых песен Великой Отечественной войны написал Василий Павлович Соловьев-Седой. Эта спокойная, тихая песня «Вечер на рейде», сразу полюбилась фронтовикам. Зимой 41-го года композитор выступал на Калиниградском фронте. После концерта в солдатской землянке бойцы попросили исполнить что-нибудь «для души», потеплее, посердечнее. Уже со второго куплета бойцы начали ему подпевать.
В: Прощай, любимый город!Уходим завтра в море.И ранней поройМелькнет за кормойЗнакомый платок голубой.
С этого дня песня стала опережать артистов, ее пели миллионы людей. Почему же мирная, тихая песня, в которой даже ни разу не упоминается слово «война», так полюбилась в суровую пору? Наверное, потому, что она создает возвышенное настроение, что есть в ней большая внутренняя сила. У рояля - словно всплески волн, а поющие обращаются друг к другу, ища сочувствия, поддержки и отклика:
В: Споемте, друзья, ведь завтра в походУйдем в предрассветный туман...
Завидная доля выпала этой песне! Не только моряки ее считали своей, «Уходим завтра в поле...» - пели пехотинцы, «Уходим завтра в горы...» - пели народные мстители Крыма. Десантники перед вылетом в тыл врага пели: «Прощай, земля Большая! Десант наш улетает...». И даже итальянские партизаны положили на эту мелодию рассказ о своей юной героине.
Звучит отрывок песни «Катюша». (громко, а потом тихо под слова)
В: Не менее популярная была всем известная песня «Катюша». Осенью 1938 года «Катюша» впервые была исполнена Государственным джаз-оркестром и его солистами. Поэт Михаил Исаковский написал стихи, а композитор Матвей Блантер сочинил музыку на эти стихи. Песня стала всенародно любимой, а в годы войны, когда тысячи других Катюш отправились на фронт, появились песни переиначенные, о сражающейся Катюше, о разведчице, медсестре, партизанке. В 1943 году народ дал ласковое прозвище «катюша» новому оружию - гвардейскому миномёту. А в 1944 году композитор Владимир Захаров и поэт Михаил Исаковский сочинили еще одну песню «Катюша» - уже об этом новом оружии. Никакую другую лирическую песню не знало, не пело, не полюбило столько людей в стольких странах, как эту боевую «Катюшу». На крутом, высоком берегу реки Угры в Смоленской области, где рос Михаил Исаковский, поставили памятник «Катюше». Памятник песне! Кажется, один из немногих в мире!
Звучит отрывок песни «В землянке». (громко, а потом тихо под слова
В: Песня «В землянке», сразу же безоговорочно была принята - и сердцем солдата, и сердцами тех, кто его ждал. А ведь стихотворение, из которого она родилась, даже в печать не предназначалось. Просто поэт Алексей Сурков написал жене с фронта это стихотворение. Так бы и остались эти стихи частью письма, если бы в феврале 42-го не пришел во фронтовую редакцию композитор Константин Листов и не стал просить «чего-нибудь, на что можно написать песню». И тут Алексей Сурков вспомнил о стихах, отправленных домой, переписав их, отдал Листову.
В: Через неделю новая песня пошла по всем фронтам - от Севастополя, до - Полярного. Конечно же, сугубо личные строки Алексея Суркова совсем не случайно стали популярнейшей песней войны, одной из наивысших лирических удач во всей фронтовой поэзии. Солдатское сердце искало не только лозунга и призыва, но и ласкового, тихого слова, чтобы разрядиться от перегрузки всем тем страшным, что на него обрушила жестокая действительность.
В: Не случайно рядом со строками «Идет война народная, священная война» - в солдатском сердце жила, в общем то не очень искусная песенка про синий платочек. Есть секрет исключительной душевной приязни миллионов бойцов к таким стихам, как «Жди меня» поэта Константина Симонова, и к таким песням как «Темная ночь» - Николая Богословского на слова Владимира Агатова, «Огонек» - на слова Михаила Исаковского, музыка народная, «Соловьи» - музыка Василия Соловьева-Седого на слова Алексея Фатьянова, «Случайный вальс» - музыка Евгения Долматовского на слова Марка Фрадкина. И много-много других песен было создано в годы Великой Отечественной войны, и после, в память о тех днях, событиях, друзьях, во славу победы и победителей.
В: По своему эмоционально-духовному наполнению, песни войны превзошли всё, что существовало на нашей эстраде прежде, и всё, что вышло на нашу эстраду после. В годы войны оказался нарушен обычный порядок проникновения песен в народ: если до войны песни сначала издавались на пластинках, а уж потом, становились популярны, то теперь они, исполняясь на фронтах, становились популярны и только потом попадали на пластинки. И с этими песнями критики и цензоры уже не могли ничего поделать - это были народные песни, заслужившие в боях право на существование!
В: Отдел литературы по искусству областной универсальной научной библиотеки предоставляет возможность всем прослушать песни о войне, победе и многие другие на грампластинках, аудиокассетах и электронных носителях. Предоставляется возможность перезаписать музыкальные произведения на аудиокассету. Также вы можете получить в пользование ноты для всех музыкальных инструментов и исполнить эти произведения сами.
В: не случайно песни военных лет, песни о войне звучат и спустя 70 лет. Мы должны помнить то непростое время. Нам не нужна война!
Исполнение песни «День победы»
Исполнение песни «Вальс победы»
В: спасибо за внимание. До свидания .
Тихо звучат песни военных лет.
Заголовок 215