Урок литературы на тему Мир детства твоего ровесника (7 класс)
-Сегодня мы проводим урок по теме «Мир детства твоего ровесника». Но это не просто урок, построенный на материале произведений Е.И. Носова, В.Г. Короленко и В.Гюго, еще его можно назвать уроком-мастерской, где все мы – участники и будем познавать себя, добывать новые знания.
- Запишите в тетради тему урока. По мере знакомства с произведениями записывайте их автора и название.
Чтобы наш урок состоялся, оказался плодотворным, мы должны точно определить, что вынесем с урока, т.е. его цели:
знать:
- содержание рассказа Е. И. Носова «Кукла»;
- изобразительно-выразительные средства;
уметь:
- сопоставлять и сравнивать произведения разных авторов;
-находить средства изображения природы, предметов, использованные авторами;
- создавать небольшой текст на заданную тему.
Итак, начинаем работу в творческой мастерской. Просмотрите фрагмент м/ф, поставленного по мотивам П.И. Чайковского «Щелкунчик» и подумайте, какие ассоциации возникают, когда вы слышите эту музыку. Расскажите о них.
(Радость, марш, восторг, торжество, праздник, карнавал, танец, куклы, пышные наряды, бал кукол, радостные лица, волнение, счастье, красивое платье, яркие банты).
Учитель: Да, игрушки – приятные воспоминания раннего детства каждого из нас. Давайте сегодня погрузимся в мир детства, поговорим о наших любимых игрушках.
(Учащиеся показывают принесенные из дома игрушки и рассказывают о них).
Уч. Некоторым из вас было дано индивидуальное задание: найти информацию о куклах. Игрушки ярко и образно рассказывают об истории нашей страны, о прошлом народа, о его богатой национальной культуре. С помощью игрушек из рук в руки передавался младшему поколению жизненный и культурный опыт отцов и дедов.
Экскурсия в прошлое.
Первые куклы появились в глубокой древности. Самым старым египетским куклам около 4 тысяч лет. Их вырезали из тонких дощечек, украшали геометрическим узором, а головы – шариками из деревянных или глиняных бус. Такие куклы обнаружены в древних египетских гробницах. Интересно, что многие из них не имели ног: в ту пору люди боялись, что игрушка оживет и убежит от умершего хозяина.
В одном африканском племени мастерили кукол из священного дерева мбуру и дарили их детям на третьем году жизни. Это был своего рода талисман. Для мальчиков кукла была без украшений, только копье в руках, чтобы ее обладатель вырос отважным воином и охотником. Чем тверже кусок дерева, из которого вырезана кукла, тем отважнее будет то, кто с ней играет.
Куклы же для девочек были сложнее. Каждая их деталь имела свой символический смысл. Цвет, преобладающий в связке бус, показывал месяц рождения юной хозяйки. По числу ракушек можно было узнать, сколько овец и коз хотел бы получить отец от будущего зятя. Родители верили, что чем красивее кукла, тем привлекательнее вырастет ее владелица.
Французские куклы уже с XIV века стали законодательницами игрушечной моды и стоили безумно дорого. Для них, как и теперь для Барби, делали целые кукольные дома с полной обстановкой. И не из какой-то пластмассы, а из ценного красного дерева, посуду – из серебра и фарфора. Все это хранилась в доме и передавалась по наследству от матери к дочери.
4. В первые десятилетия XX века в каждой крестьянской семье
распространенной игрушкой была тряпичная кукла. Что удивительного – таких кукол дети начинали «вертеть» с пяти лет. Свертывали в «скалку» кусок ткани, белой тряпицей обтягивали лицо, перевязывали льняной ниткой – и вот готова простейшая кукла. Теперь ее можно «рядить». Обязательно пришивали кукле кудельную либо волосяную косу. Ребенок не только играл ими, но и стремился повторить, сделать их самостоятельно – это побуждало его к труду, к творчеству – вот одно из главных достоинств крестьянской игрушки. С пяти-шести лет дети создавали самодельные игрушки, которые поражали разнообразием. В народе замечали, что когда дети много и усердно играют в куклы – будет в семье прибыль. Если небрежно обращались с игрушками – быть в доме беде. Кукле отводили важную роль: она была символом продолжения рода, и игры в куклы поощрялись. Послушайте одно из воспоминаний: «Моя бабушка вышла замуж в четырнадцать » лет и привезла с собой в дом жениха целую корзину с куклами. Молодуха часто пряталась на чердак, чтобы поиграть с ними. И никто из домашних не смел доглядывать за ней – это был строгий наказ свекра».
В старину часто «бывала» кукла на свадьбе, украшала свадебное печенье «пряницу» и за шумным свадебным столом нарядно убранная, с алой лентой в кудельной косе, была сама «девья коса».
Уч. Мир меняется, но девочки играли, играют и будут играть в куклы, а мальчики – гонять мяч и пускать кораблики в ручейках. История куклы, мяча и кораблика еще не закончилась. Каким они будут завтра, зависит от нашей фантазии и нашего желания сотворить добро.
А сейчас обратимся к текстам, которые лежат у вас на столах. Они принадлежат перу двух одинаково великих писателей, но живших в разное время, в разных странах.
Владимир Галактионович Короленко, русский писатель, живший и писавший на рубеже 19-20 веков, почетный академик Петербургской академии наук, писатель-гражданин, писатель-гуманист. Однажды у Владимира Галактионовича спросили, какое из написанных им произведений он любит больше всего. Писатель назвал рассказ «В дурном обществе», с которым вы знакомы по сокращенному варианту «Дети подземелья», «Я очень люблю маленькую Марусю», - сказал знаменитый писатель.
А вот имя Виктора Гюго – французского писателя 19 века, вам знакомо по его историческому роману «Собор Парижской Богоматери». Сейчас перед вами фрагмент другого его романа «Отверженные», который называется «Козетта».
- А сейчас прочитайте описание кукол из повести В. Г. Короленко «Дети подземелья» и рассказа В. Гюго «Козетта».
В.Г. Короленко «Дети подземелья».
«У Сони была большая кукла, с ярко раскрашенным лицом и роскошными льняными волосами, подарок покойной матери Действие этой нарядной фаянсовой барышни на нашу больную превзошло все мои ожидания Маленькая кукла сделала почти чудо: Маруся, давно уже не сходившая с постели, стала ходить, водя за собою белокурую дочку, и по временам даже бегала, по-прежнему шлепая по полу босыми ногам Девочка улыбнулась, прижала к себе куклу и успокоилась. Я понял, что хотел лишить моего маленького друга первой и последней радости ее недолгой жизни».
В. Гюго «Козетта»
«В первом ряду витрины на самом видном месте, на фоне белых салфеток, торговец поместил огромную куклу, вышиной приблизительно в два фута, наряженную в розовое креповое платье, с золотыми колосьями на голове, с настоящими волосами и эмалированными глазами. Весь день это чудо красовалась на витрине, поражая прохожих не старше десяти лет Козетта не могла удержаться, чтобы не посмотреть на эту дивную куклу, на эту «даму», как она называла ее. Лавочка показалась ей дворцом, а кукла – сказочным видением. Это был восторг, великолепие, богатство, счастье, возникшее перед маленьким жалким существом Она говорила себе, что надо быть королевой или по меньшей мере принцессой, чтобы играть с такой «вещью». Она любовалась чудным розовым платьем, роскошными блестящими волосами и думала: «какая счастливая эта кукла!..» Ей казалась, что она видит рай. За большой куклой сидели куклы поменьше, и ей представилась, что это феи и ангелы Торговец казался ей чуть ли не самим Богом». «Счастье поиграть куклой было редким для нее – оно таило в себе неистовство желания».
Уч. Вы прослушали два фрагмента с описанием кукол. Сопоставьте их. Подумайте, какую роль куклы сыграли в жизни Маруси и Козетты. Была ли кукла необходима Марусе, ведь она все равно умерла?
Давайте подумаем и ответим на вопросы:
Посмотрите, что говорят авторы о размерах кукол?
Оба автора подчеркивают размеры кукол: «Огромная, вышиной приблизительно в фута два» (Гюго); «большая» (Короленко).
Как девочки называют своих кукол?
Козетта называла ее дамой, Маруся – барышней, дочкой.
Как описана внешность кукол? Что особенно выделено?
В описании внешности писатели выделяют глаза, лицо, волосы, платье: «эмалевые большие открытые глаза, роскошные блестящие волосы, с золотыми колосьями на голове, розовое креповое платье» (Гюго); «ярко раскрашенное лицо, роскошные льняные волосы», как у Маруси (Короленко).
4. А платье Короленко описывает?
Описание платья он не дает, но мы представляем, насколько оно роскошно, как соответствует волосам.
5. Проследите отношение девочек к куклам. Каково оно?
И Козетта, И Маруся спали, судорожно обнимая куклу, боясь, что ее отнимут. Трепетное отношение девочек к куклам показывает, что это первая настоящая кукла в их бедной, нищенской жизни. Козетта чувствовала себя самой счастливой на свете: сказочное видение стало явью, кукла подарила ей радость. У Маруси это была первая и последняя радость. Даже болезнь на время отступила, дала ребенку эту радость почувствовать. Для обеих девочек кукла казалась чудом.
6. Как же авторы изображают куклу?
Авторы изображают куклу как живое существо, как маленького ребенка, относятся к бедным детям с большой любовью, показывая их безрадостное детство.
Уч. Гюго сказал: «Как птицы из всего строят гнезда, так дети из всего мастерят себе куклу Кукла – одна из самых настоятельных потребностей и вместе с тем воплощение одного из самых очаровательных женских инстинктов у девочек. Лелеять, наряжать, украшать, одевать, раздевать, переодевать, учить, слегка журить, баюкать, ласкать, укачивать, воображать, что нечто есть некто, - в этом все будущее женщины. Мечтая и болтая, готовя игрушечное приданое и маленькие пеленки, нашивая платьица, лифчики и крошечные кофточки, дитя превращается в девочку, девочка – в девушку, девушка – в женщину. Первый ребенок – последняя кукла.
Маленькая девочка без куклы так же несчастна и точно так же немыслима, как женщина без детей.
Козетта сделала себе куклу из сабли».
Вопросы:
- Согласны ли вы с тем, что сказал писатель? А вы делали себе куклы из чего-нибудь?
(Рассказывают дети).
- Всегда ли мы бережно относимся к своим игрушкам, украсившим наше детство, научившим нас любить, ласкать, шить, мечтать?
А теперь обратимся к творчеству Евгения Ивановича Носова.
Вначале – биографическая справка. (Домашнее задание).
Евгений Иванович Носов родился в Толмачево, что находится недалеко от Курска. Детство его было нелегкое, особенно 1932-1933 годы, когда в стране были введены карточки. Приходилась питаться и едва завязавшимися яблоками, и цветами акации, и стручками вики. Когда началась Вторая мировая война, ушел на фронт, воевал противотанковым артиллеристом. Был ранен. После войны продолжил в школе прерванную учебу. Долгие годы работал в Казахстане, а затем в Курске в газете. Его писательское вдохновение питали корреспондентские поездки, давшие ему огромный жизненный материал для будущих произведений. Носов – заядлый рыбак, романтик, любитель ночевок у костра. Он знает почти на перечет все курские травы. Поэтому неудивительно, что в центре его творчества – жизнь простого деревенского человека, его нравственные истоки.
Прежде чем приступить к обсуждению рассказа, вспомните литературоведческие термины, необходимые при его анализе.
Пейзаж – картина природы в художественном произведении.
Средства художественной изобразительности - помогают нарисовать картину, событие или предмет ярко, конкретно, наглядно.
Эпитеты – образное определение предмета, выраженное преимущественно прилагательным.
Метафора – переносное значение слова, основанное на сходстве одного предмета или явления другому.
Сравнение - изображение одного явления с помощью сопоставления его с другим.
Олицетворение – перенесение человеческих черт на неодушевленные явления и предметы.
Градация – расположение слов и выражений по возрастающей или убывающей значимости.
Уч. Ну а богатством цветовой гаммы поэты и писатели создают необычное первое впечатление, точно воздействует на чувства и мысли читателя, вызывают у них определенные ассоциации.
И еще: на столах у вас лежат «Словарики». Мы не будем отвлекаться на определения неизвестных слов. При чтении вы сами им воспользуетесь.
Итак, работа в тетради: обратимся к рассказу Е.И.Носова «Кукла». (Раздаю учащимся карточки с вопросами, которые обсуждаются детьми в парах, а затем в классе).
1.В чем необычность начала рассказа?
Начало больше подходит для конца, потому что автор как бы подводит уже итог описанным событиям («теперь уже редко бываю в тех местах»). Нежелание рассказчика ездить туда усиливается использованием такого тропа, как градация («занесло, затянуло, заилило, забило пескомомута»). Мне кажется, что такая композиция произведения вызывает интерес: хочется быстрее узнать, о чем пойдет речь в рассказе.
2. Какую роль играет описание природы в начале рассказа?
Через несколько лет рассказчик приезжает в Липино и не узнает реки. В описании пейзажа автор использует градацию («русло сузилось, затравенело, пески затянуло дурнишником»); олицетворения («язевое приволье ощетинилось кугой и пиками стрелолиста», «свободно прет черная донная тина»); метафору («горбом выпер грязный сырой меляк»); сравнение («меляк, похожий на большую околевшую рыбину»); символику мрачных, темных цветов («черная донная», «грязный», «серый»), усиливающую безотрадность представившейся картины.
3.Прочитайте описание луговины. С какой целью автор дает его?
«В природе было солнечно, тепло и даже празднично шарят по запоздалым шапкам татарника черно-бархатные шмели», «воздух уже остер и крепок и дали ясны и открыты до беспредельности», «речная луговинапо-летнему зеленая, с белыми вкраплениями тысячелистника», «хмельная яблочная прель», «молодые яблони».
В этой пейзажной зарисовке, в отличие от первой, много тепла, уюта, светлых красок жизни.
4. Что еще создает ощущение праздничности и радости бытия?
Ощущение праздничности и бытия создавали также веселая игра на спортивной площадке, хлесткие шлепки по волейбольному мячу, торжествующие ребячьи вскрики. Здесь автор тоже использует много олицетворений и эпитетов; через мотивы зелени, солнца, радости он показывает гармонию в природе.
Уч. Вот так светлое, доброе начало в природе противопоставлено жестокости, бессердечию людей, описанному вслед за луговиной.
5.Прочтите описание куклы. Этот случай, рассказанный писателем, единичный, как вы думаете? Если да, как вы относитесь к этому?
«В грязном придорожном кювете валялась кукла. Она лежала навзничь, раскинув руки т ноги. Большая и все еще миловидная лицом, с легкой, едва обозначенной улыбкой на припухлых по-детски губах. Но светлые шелковистые волосы на голове были местами обожжены, глаза выдавлены, а на месте носа зияла дыра, прожженная, должно быть, сигаретой. Кто-то сорвал с нее платье, а голубенькие трусики сдернул до самых башмаков, и то место, которое прежде закрывалось ими, тоже было истыкано сигаретой». Акимыч говорит, «что с куклой это не первый случай». Он много ездит «и в район, и в область» видит, что «то тут, то там – под забором ли, в кустарной куче – выброшенные куклы валяются. Которые целиком, в платье, с бантом в волосах, а бывает, - без головы или без обеих ног».
Есть ли сходство описанной куклы с куклами Маруси и Козетты?
Да, она тоже большая, красивая, с шелковистыми светлыми волосами.
Как отнеслись к случившемуся люди? Что говорит о них Акимыч? Опишите его со стояние.
«А люди идут мимо – каждый по своим делам, - и ничего Проходят парочки, за руки держатся, про любовь говорят, о детках мечтают. Везут малышей в колясках – бровью не поведут. Детишки бегают – привыкают к такому святотатству. Вот и тут: сколько мимо прошло учеников! Утром – в школу, вечером – из школы. А главное – учителя: они ведь тоже мимо проходят Чему же ты их научишь, какой красоте, какому добру, если ты слеп, душа твоя глуха!.. » Акимыч потрясен цинизмом и жестокостью людей. Он не может равнодушно смотреть на такие бесчеловечные поступки. Бледность и окаменелость лица его «с мучительно одеревеневшими губами», которые «вытянулись трубочкой, будто в них застряло и застыло что-то невысказанное», сутулость и согбенность обнажают его страдание, израненную душу.
8. Как относится Акимыч к кукле? Почему автор постоянно вспоминает о военном времени и есть ли тут связь с событиями, возмутившими Акимыча?
Он относится к ней, как к живому существу, сравнивает ее с ребенком: «вроде и понимаешь: кукла. Да ведь облик-то человеческий. Иную так сделают, что и от живого дитя не отличишь. И плачет по-людски. И когда это подобие валяется растерзанное у дороги – не могу видеть. Колит меня всего. Может, со мной с войны такое. На всю жизнь нагляделся я человечины» Растерзанные куклы напоминали Акимычу об ужасах войны, о тяжело раненых, оставшихся без рук и без ног, об изуродованных телах погибших солдатах, не преданных земле.
9. «Ныне трудно на кого думать. Многие притерпелись к худу и не видят, как сами худое творят. А от них дети того набираются », - говорит Акимыч рассказчику. Как вы понимаете его слова?
Сейчас так много жестокости, что мы уже привыкаем к ней как к повседневности. Те, кто поступает плохо, сами не осознают, что делают плохое. Хуже всего – им подражают дети.
Учащиеся комментируют групповые работы.
А сейчас я предлагаю нарисовать в тетрадях вертикальную ось и расположить на ней всех героев рассказа, исходя из поступков – нравственного выбора.
На минусовой части вертикали первым дети обозначили неизвестного, потому что он совершил святотатство. За ним следуют учителя, профессия которых обязывает учить детей красоте и добру, показывать им пример своими поступками, но вместо этого они равнодушно проходят мимо куклы. Дальше идут мамы, главное назначение которых – воспитание своих детей. В их колясках маленькие дети, совсем как эта маленькая беззащитная кукла. Неужели кукла не напоминала им их собственных детей?! Как видим, нет. Ряд равнодушных людей продолжают влюбленные, будущие мамы, но они тоже глухи к добру. На нулевой отметке ребята поместили детей – от взрослых зависит, какими они будут.
На положительной части оси первой обозначили куклу: она приносит радость, счастье, но не может чувствовать. Вслед за куклой идет рассказчик, потому что он не равнодушен к случившемуся, у него есть душа. Выше других ребята ставят Акимыча, так как он не только близко к сердцу воспринял увиденное, но и страдал, как от собственной боли. Более того, он похоронил куклу, как человека.
Некоторые учащиеся предлагали куклу поместить после Акимычча, объясняя это тем, что она в отличие от человека, не может никому причинить зла. И люди должны стремиться к этой нравственной высоте.
Выразительно прочитайте стихотворение К. Случевского «Кукла» и сравните его с рассказом Е.И. Носова (групповая работа).
Куклу бросил ребенок. Кукла быстро
свалилась,
Стукнулась глухо о землю и навзничь упала
Бедная кукла! Ты так неподвижно лежала
Скорбной фигуркой своей, так покорно
сломилась,
Руки раскинула, ясные очи закрыла
На человека ты, кукла, вполне походила!
В чем связь между рассказом Носова «Кукла» и стихотворением Случевского?
1. В обоих произведениях говорится о том, что куклу бросили, она валялась.
2. Авторы описывают ее как живое существо: кукла упала навзничь, раскинув руки и ноги.
3. Случевский подчеркивает ее скорбную фигурку. Носов – улыбку на припухло-детских губах.
4. В стихотворении кукла «ясные очи закрыла», в рассказе глаза были выдавлены, что говорит о жестокости людей.
5. У Случевского куклу бросил ребенок, поэтому его действия можно считать еще не осознанными, у Носова надругательство над куклой совершено осознанно, взрослыми или детьми, мы этого точно не знаем.
Уч. Здесь важно одно: большое зло начинается с малого, поэтому родителям и нам, учителям, с малых лет важно учить вас бережному обращению с игрушками.
- Последнее предложение рассказа заканчивается многоточием: «Всего не закопать» Как вы понимаете его?
Напишите небольшую работу на темы: «Всего не закопать» или «Письмо людям от имени игрушки». (Дифференцированное задание).
Учащиеся читают свои творческие работы.
Итог урока:
- Было ли вам на уроке интересно?
- Почему?
- Что нового вы узнали? Чему научились?
- Как вы думаете, в жизни вам пригодятся знания и умения, полученные на сегодняшнем уроке?
Дом. задание:
Подготовить устный ответ на вопросы:
- А как вы воспринимаете красоту окружающего мира? Может ли вас взволновать цветок, насекомое, красота заснеженного леса, вечернего заката? Делаете ли вы что-либо, чтобы природа нашего города, вашей улицы стало краше? Что делаете вы для того, чтобы сохранить то, где живете и учитесь?
Надеюсь на откровенный, честный, открытый разговор на следующем уроке.
Оценки за урок.
Уч.: И как послесловие к нашему уроку для вас прозвучит «Песня куклы». Послушайте, пожалуйста.
Я за стеклом, я на витрине,
Смотрю в окно в дождливый час,
И день и ночь от той картины
Не отвожу стеклянных глаз.
Все проходят мимо, а одна девчушка
Говорит: «Какая грустная игрушка!
Папа, подари, папа, подари,
Папа, подари мне куклу ».
Всю ночь снаружи дождик капал,
Играли ветры на трубе.
Приснилось мне, что папа с дочкой
Решили взять меня к себе.
А наутро было чудо – так и вышло:
Вновь приходит папа с дочкою-малышкой.
«Папа, подари, папа, подари,
Папа, подари мне куклу»
Так, значит, я счастливой буду,
И наяву сбылись мечты.
Как хорошо, когда кому-то
Под этим небом нужен ты.
И смеется за окном девчонка звонко,
Есть теперь простая радость у ребенка:
Папа, подарил, папа, подарил,
Папа, подарил ей куклу.
15