Литературно-музыкальная композиция У войны не женское лицо

КОМИТЕТ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
ОБОУ СПО «Щигровский медицинский колледж»




Методическая разработка внеклассного мероприятия,

посвящённого 70 годовщине Победы советского народа в Великой Отечественной войне
«У войны не женское лицо»
(литературно-музыкальная композиция)




Подготовлена:
преподавателями
Сапроновой Н.В.,
Кузьминой Л.П.



Щигры, 2015
РАССМОТРЕНА И ОДОБРЕНА
На заседании ЦМК клинических дисциплин
Пред. ЦМК ________Н.В.Сапронова.
РАССМОТРЕНА
на Методическом Совете
Пред.
Методсовета ______А.А.Никишин.





СОГЛАСОВАНО
Зам. директора
по учебной работе ____________ Е.А.Заваруева.






























ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Наша память о Великой Отечественной войне с годами становится все более значимой: время, развитие человечества позволяет глубже и шире видеть результаты подвига советских людей в битве с силами империализма.
Великая Отечественная война явилась труднейшим испытанием для нашей страны. Испытанием всего: человека, техники, общества, его строя, экономики, науки, его Вооруженных Сил, на которое история отвела нам свыше 1400 дней и ночей. И не было среди них ни одного «легкого» дня, даже самый последний день в войне с фашистской Германией был бесконечно опасным, безмерно трудным.
Все меньше становится участников Великой Отечественной войны - прямых и непосредственных созидателей Победы, вынесших на своих плечах невероятно тяжкое бремя того сурового лихолетья: раны и возраст берут свое.
Однако со временем интерес людей разных возрастов к событиям той войны не ослабевает.
Великое не может быть забыто. Думается, что и наши далекие потомки будут вновь осмысливать эти поистине немеркнущие события.
Советский народ нашел в себе силы, чтобы не только выстоять против таранного удара, но и развеять в прах агрессивную мощь фашистского блока.
Именно в эти годы необычайно ярко проявились лучшие черты советского человека, лучшие качества его характера. Размышляя об истоках нашей победы, думаешь о том, что в истории Великой Отечественной войны нет ни одного боя, сражения, где бы не проявлялась животворная сила патриотизма нашего народа.
Разгром фашизма оказал могучее воздействие на весь ход всемирно-исторического процесса. В жизни многих народов произошли глубокие социальные и политические сдвиги, укрепились силы мира во всем мире. Впервые в истории была создана объективная возможность предотвращения новой мировой войны. Потомки должны помнить подвиг своего народа, не допускать новой агрессии, быть патриотами своей страны.
Методическая разработка создана для демонстрации подвига женщин в годы войны, для развития патриотизма, благодарности к старшему поколению, осознание принадлежности к своей стране.






Литературно-музыкальная композиция, посвящённая 70 годовщине Победы советского народа в Великой Отечественной войне
«У войны не женское лицо».


Уже семь десятилетий наша страна живет в условиях мира. Это историческое достижение стало возможным, прежде всего, благодаря единству народа и его настойчивой борьбе за утверждение принципов мира.

Цели:
- формирование гражданского самосознания студентов, воспитание чувства патриотизма;
- развитие у обучающихся умений творческой реализации своих знаний;
- сформировать патриотическое чувство причастности к великому событию Победы 1945 года.
Задачи:
- пробудить интерес к военной тематике и роли женщины на войне;
- пробудить эмоциональный и творческий интерес у студентов;
- вызвать эмоциональный отклик на историческую эпоху, связанную с Великой Отечественной войной
- сформировать представление о ВОВ через изучение различных источников (исторических, литературных, музыкальных произведений, фото- и видеоматериалов).
- развитие навыков работы с дополнительной литературой, развитие коммуникативной компетенции учащихся через работу в группах, развитие творческих способностей.
Методика:
погружение.
Оборудование:
мультимедийная презентация, записи сообщений на радио, музыкальные фрагменты (Аве Мария, Рио-Рита, Лунная соната, Священная война, Память, саундтрек к к/ф «Список Шиндлера», Е.Коновалов «Да если б не было войны», Era “Flowers of the sea”, инструментальная музыка – саундтреки к фильмам о войне), видеоролик на музыку из к/ф «Офицеры».
Предварительная подготовка:
поиск документальной информации о ВОВ, работа со стихотворениями о войне, подборка музыкального сопровождения, оформление презентации.

Вступительное слово преподавателя: (слайд 1)
«Великая Отечественная»- так называем мы ту войну, в которой наш народ победил фашизм. Это была война за право жить, за право дышать, за право называться человеком. Поэтому против фашизма поднялись все - не только солдаты, партизаны, но и старики, женщины, дети. На фронте и в тылу всем миром приближали Великую Победу.
Миллионы людей отдавали свои жизни за свое Отечество, за свой дом. Они умирали за то, чтобы мы жили, учились, любили, слушали музыку, смотрели кино, за то чтобы гордились своей историей, своим народом, своей страной. Это был великий духовный подвиг всего народа. И наш долг – хранить память об этом подвиге.
Сейчас в наши дни, так трудно представить себе взрывы, бомбежки, атаки, страшные битвы, в которых ковалась главная наша Победа. «Одна на всех, мы за ценой не постоим» - эта победа была действительно «одна на всех». Она объединила людей разных национальностей, религий, верований, старых и молодых, мужчин и женщин в один народ, который поднялся против фашизма и победил его. Цена этой Победы была очень высока – 27 миллионов человеческих жизней.

Звучит инструментальная музыка Era “Flowers of the sea”. Чтецы располагаются с двух сторон экрана.

Чтец: (слайд 2)
Женщина гордая, женщина русская,
С ярким румянцем, с челкою русою
С розовой кожей, с веснушками милыми,
Схожа с лебедушкой ты белокрылою,
С речкой бездонной, с русалкой таинственной
Сколько поэтов возвышенно, искренне
Сколько художников дерзко, талантливо
Воссоздавали твой лик неподатливый!
Очи – созвездия, смех заразительный –
Входишь в огонь,
В испытанья опасные,
Выйдя, становишься лучше, прекраснее
Если же ты до земли низко кланялась –
Не оттого, что кому-то так нравилось,
А у могил – жертвами смерти непрошенной,
Да на полях – семенам,
В землю брошенным.
Ты научилась смиряться с утратами
Но не теряла надежды крылатые –
Те, что по-русски светлы и живительны,
Те, что даруют полет и стремительность.
Женщина русская, сильная, нежная!
Кони уносят в степи безбрежные
Клавиши быстрых копыт все стремительней
Такт отбивают
И гимн поразительный –
Гимн русской женщине.

Чтец:
1-й: В мир приходит женщина, чтоб свечу зажечь.
2-й: В мир приходит женщина, чтоб очаг беречь.
3-й: В мир приходит женщина, чтоб любимой быть.
4-й: В мир приходит женщина, чтоб дитя родить.
5-й: В мир приходит женщина, чтоб цветам цвести.
6-й: В мир приходит женщина, чтобы мир спасти.

Ведущий:
Женщина и война... Оба эти слова женского рода, но как же они несовместимы... Женщина и война...
Женщинам грозных сороковых довелось спасать мир.
Испытанием на мужество, на выносливость для женщин была Великая Отечественная война.

Звучит в г/з фокстрот «Рио - Рита». На фоне музыки студенты читают стихи.
Чтец: (слайд 3)
Городок провинциальный, летняя жара,  На площадке танцевальной - музыка с утра.  Рио-Рита, Рио-Рита, вертится фокстрот,  На площадке танцевальной - сорок первый год.
Ничего, что немцы в Польше, но сильна страна.  Через месяц и не больше кончится война.  Рио-Рита, Рио-Рита, вертится фокстрот,  На площадке танцевальной - сорок первый год.
Городок провинциальный, летняя жара,  На площадке танцевальной - музыка с утра.  Рио-Рита, Рио-Рита, соло на трубе,  Шевелюра не обрита, ноги при себе.  Ничего, что немцы в Польше, но сильна страна.  Через месяц и не больше кончится война.  Рио-Рита, Рио-Рита, вертится фокстрот,  На площадке танцевальной - сорок первый год.

Внезапно музыка обрывается.
Звучит «Из сообщения о вероломном нападении Германии на СССР» Ю. Левитан. (слайд 4)
Звучит 1 куплет песни «Священная война». (слайд 5)

Чтец:
Разве погибнуть ты нам завещала,
Родина?
Жизнь обещала, любовь обещала,
Родина!
Разве для смерти рождаются дети,
Родина?
Разве хотела ты нашей смерти,
Родина?
Пламя ударило в небо –
Ты помнишь, Родина?
Тихо сказала:
«Вставайте на помощь» - Родина.
Славы никто у тебя не выпрашивал,
Родина.
Просто был выбор у каждого:
Я или Родина.
Самое лучшее и дорогое – Родина!
Горе твоё – это горе и наше, Родина!
Правда твоя – это правда и наша, Родина!
Слава твоя – это слава и наша, Родина!

Ведущий: (слайд 6)
Беззаботная мирная жизнь сменилась военными буднями. Путь к победе был труден и долог. 4 года войны. 1418 дней крови и смертей, боли и горечи утрат, гибели лучших сыновей и дочерей России.

Звучит инструментальная музыка
Чтец:
Баю-бай, ты мой единственный,
Баю-бай, родной.
На ребячьей шее
Завиток смешной.
Крепко спи, моя кровиночка,
До начала дня.
Рано утром Богородице
Отдаю тебя.
Рано утром, чуть засветится
Красным горизонт,
Ты уйдешь, мое сердеченько,
Ты уйдешь на фронт.
Как хотелось бы мне, Господи,
Птицей серой быть.
Я за сыном полетела бы,
чтоб его укрыть.
Отчего, беда кровавая,
Не уходишь вон?
Мати Божия Пречистая!
Приими мой стон.
Ты Владычица Небесная,
Различи мой зов.
Над сыночком моим миленьким
Свой раскрой покров.
Ты пройди с ним, Милосердная,
Сквозь огонь и дым.
Сохрани его, Пресветлая,
Сохрани живым.
Я ночами безысходными
Не сокрою глаз.
Дома спи, моя кровиночка,
Спи в последний раз.

От Бреста до Москвы – 1000 км, от Москвы до Берлина – 1800 км, итого – 2800 км. Поездом – 4 суток, самолётом – 4 часа, перебежками, по-пластунски – 4 долгих года.
Звучит инструментальная музыка
Чтец:
Ах, война, что ж ты сделала, подлая:
стали тихими наши дворы,
наши мальчики головы подняли
повзрослели они до поры,
на пороге едва помаячили
и ушли, за солдатом солдат...
До свидания, мальчики!
Мальчики,
постарайтесь вернуться назад.
Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,
не жалейте ни пуль, ни гранат
и себя не щадите,
и все-таки
постарайтесь вернуться назад.
Ах, война, что ж ты, подлая, сделала:
вместо свадеб разлуки и дым,
наши девочки платьица белые
раздарили сестренкам своим.
Сапоги ну куда от них денешься?
Да зеленые крылья погон...
Вы наплюйте на сплетников, девочки.
Мы сведем с ними счеты потом.
Пусть болтают, что верить вам не во что,
что идете войной наугад...
До свидания, девочки!
Девочки,
постарайтесь вернуться назад.
Ведущий: (слайд 7)
1418 дней беспримерного народного подвига. Ведь факт остаётся фактом: пока наши союзники медлили с открытием второго фронта в Европе, они, наши женщины в первый же день войны открыли его у себя дома. Открыли своим воистину героическим трудом на заводах и фабриках, на полях и на фермах, открыли на всю глубину воюющего тыла и фронта. Преодолевая величайшие трудности военных лет, не щадя сил, они делали всё, чтобы обеспечить фронт тем, что требовалось для победы над врагом.

Звучит музыкальная композиция «Память»
Чтец: (слайд 8)
... Шли женщины - и на плечах лопаты. Окопы рыть под городом Москвой. Страна смотрела на меня с плаката Седая, с непокрытой головой. Она звала меня глазами строгими, Сжав твердо губы, чтоб не закричать. И мне казалось, что похожа Родина На тетю Дашу из квартиры «пять». На тетю Дашу, рядом с нами жившую. Двух сыновей сражаться проводившую, Да, на нее, вдову красноармейскую. Усталую, упрямую, и резкую.

Чтец: (слайд 9)
Мне претит пресловутая «женская слабость», Мы не дамы, мы русские бабы с тобой. Мне обидным не кажется слово смачное «бабы» - В нём народная мудрость, в нём щемящая боль.
Как придёт похоронная на мужика Из окопных земель, из военного штаба, Став белей своего головного платка, На порожек опустится баба.
А на зорьке впряжётся, не мешкая, в плуг И потянет по-прежнему лямки. Что поделаешь? Десять соломинок-рук Каждый день просят хлеба у мамки...
Эта смирная баба двужильна, как Русь. Знаю, вынесет всё, за неё не боюсь. Надо - вспашет полмира, надо - выдюжит бой. Я горжусь, что и мы - тоже бабы с тобой!


Ведущий:
Великая Отечественная война явила миру пример массового участия советских женщин в защите Отечества. Женщине пришлось стать солдатом.

Чтец: (слайд 10)
Я ушла из детства в грязную теплушку,
В эшелон пехоты, в санитарный взвод.
Дальние разрывы слушал и не слушал
Ко всему привыкший сорок первый год.
Я пришла из школы в блиндажи сырые.
От Прекрасной Дамы в «мать» и «перемать».
Потому что имя ближе, чем «Россия»,
Не смогла сыскать.

Чтец: (слайд 11)
Качается рожь несжатая.
Шагают бойцы по ней.
Шагаем и мы девчата,
Похожие на парней.
Нет, это горят не хаты
То юность моя в огне...
Идут по войне девчата,
Похожие на парней.

Звучит инструментальная музыка
Чтец: (слайд 12)
Мы легли у разбитой ели,
Ждем, когда же начнет светлеть.
Под шинелью вдвоем теплее
На продрогшей, сырой земле.
- Знаешь, Юлька, я против грусти,
Но сегодня она не в счет.
Где-то в яблочном захолустье
Мама, мамка моя живет.
У тебя есть друзья, любимый,
У меня лишь она одна.
Пахнет в хате квашней и дымом,
За порогом бурлит весна.
Старой кажется: каждый кустик
Беспокойную дочку ждет.
Знаешь, Юлька, я против грусти,
Но сегодня она не в счет...
Отогрелись мы еле-еле,
Вдруг нежданный приказ: "Вперед!"
Снова рядом в сырой шинели
Светлокосый солдат идет.
С каждым днем становилось горше,
Шли без митингов и знамен.
В окруженье попал под Оршей
Наш потрепанный батальон.
Зинка нас повела в атаку,
Мы пробились по черной ржи,
По воронкам и буеракам,
Через смертные рубежи.
Мы не ждали посмертной славы,
Мы хотели со славой жить.
...Почему же в бинтах кровавых
Светлокосый солдат лежит?
Ее тело своей шинелью
Укрывала я, зубы сжав,
Белорусские ветры пели
О рязанских глухих садах. (слайд 13)
- Знаешь, Зинка, я против грусти,
Но сегодня она не в счет.
Где-то в яблочном захолустье
Мама, мамка твоя живет.
У меня есть друзья, любимый,
У нее ты была одна.
Пахнет в хате квашней и дымом,
За порогом бурлит весна.
И старушка в цветастом платье
У иконы свечу зажгла.
Я не знаю, как написать ей,
Чтоб тебя она не ждала...

Ведущий:
Женщины наравне с мужчинами сражались за свою Родину. Свой непосильный вклад в борьбу с общим врагом внесли женщины-медсёстры. Если они попадали в сложную ситуацию, где приходилось отстреливаться от врага, они бесстрашно брали в свои руки оружие и стреляли, пытаясь спасти раненых.
(слайд 14) В Великую Отечественную войну впервые в мире в Красной Армии на линию огня была выведена женщина - санинструктор, в обязанности которой входили вынос раненых и оказание им неотложной помощи. 23 августа 1941 года вышел приказ: "О порядке представления к правительственной награде санинструкторов и санитаров-носильщиков":
1. За вынос с поля 15 раненых с их винтовками и ручными пулеметами представлять к правительственной награде медалью "За боевые заслуги" или "За отвагу" .
2. За вынос с поля боя 25 раненых с их винтовками и ручными пулеметами - орденом "Красной Звезды".
3. За вынос 40 раненых с их винтовками и ручными пулеметами - орденом "Красного Знамени".
4. За вынос 80 раненых с их винтовками и ручными пулеметами - орденом Ленина.
(слайд 15) Вслушайтесь в слова - раненых с их винтовками и ручными пулеметами - и представьте 20-летнюю хрупкую девчонку-санинструктора... Юлия Друнина, известный поэт и общественный деятель, бывший батальонный санинструктор, кавалер боевых орденов - Отечественной войны 1 степени и Красной Звезды пишет: "Сколько раз со мной случалось - нужно вынести раненого из-под огня, а силенок не хватает. Хочу разжать пальцы бойца, чтобы высвободить винтовку - все-таки тащить будет легче. Но боец вцепился в неё мертвой хваткой. Почти без памяти, а руки помнят первую солдатскую заповедь – никогда, ни при каких обстоятельствах не бросать оружие."
А теперь сравните: фашисты в качестве санитаров и санинструкторов использовали только мужчин. За 7 вынесенных раненых (без личного оружия ) полагался Железный крест.

Звучит Лунная соната Бетховена
Чтецы: (слайд 16)
Глаза бойца слезами налиты,
Лежит он, напружиненный и белый,
А я должна приросшие бинты
С него сорвать одним движеньем смелым.
Одним движеньем - так учили нас.
Одним движеньем - только в этом жалость...
Но встретившись со взглядом страшных глаз,
Я на движенье это не решалась.
На бинт я щедро перекись лила,
Стараясь отмочить его без боли.
А фельдшерица становилась зла
И повторяла: "Горе мне с тобою!
Так с каждым церемониться - беда.
Да и ему лишь прибавляешь муки".
Но раненые метили всегда
Попасть в мои медлительные руки.

Не надо рвать приросшие бинты,
Когда их можно снять почти без боли.
Я это поняла, поймешь и ты...
Как жалко, что науке доброты
Нельзя по книжкам научиться в школе!

Ведущий:
Многие тысячи советских женщин и девушек отважно сражались за свою отчизну.
Ведущий:
Солдатская форма, тяжёлые физические нагрузки, армейская дисциплина, мужское окружение, кровь, смерть, ежеминутная опасность и вечно преследующий, но скрываемый страх – всё это является нелёгким испытанием для женщины. Но она не боялась самой тяжёлой работы и выполняла её, эту работу, самоотверженно...

Ведущий: (слайд 17)
Конечно, девчонки и на войне оставались девчонками, мечтающими о маминых пирогах и сочиняющими стихи о любви. Они заводили котят, танцевали, вышивали на портянках незабудки, распуская для этого трикотажные кальсоны.

Чтец:
Я только раз видала рукопашный,
Раз - наяву. И сотни раз - во сне...
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне.

Ведущий:
Великая Отечественная война превратила нашу страну в единый военный лагерь, где ярко проявлялось единство тыла и фронта.
(слайд 18) Но были и другие лагеря. Созданные фашистами. Концлагеря. Лагеря смерти. В них гибли сотни тысяч стариков, женщин, детей.

Звучит «Аве Мария»
Чтец:
Три долгих дня без хлеба и воды В «телятнике», забитом под завязку, Ждала решенья собственной судьбы, Надеясь на счастливую развязку. И хоть, не веря раньше никогда Ни в дьявола, ни в бога,
Все ж в надежде Молилась ты, припомнив без труда Слова молитвы, слышанные прежде На третий день, под вечер, эшелон Остановился у ворот железных, И в этот миг ты ясно поняла, Что все молитвы были бесполезны. Вокруг высокий  каменный забор. Прожектор, над воротами горящий. Над аркой входа, словно приговор: (слайд 19) «Оставь надежду всяк, сюда входящий».
Всего три шага и уже назад Не повернуть, не бросить взгляд прощальный За этой аркой начинался Ад Не вымышленный, а вполне реальный Ряды бараков, словно строй солдат. Огромный плац, утоптанный до звона, Куда согнали, будто на парад, Всех тех, кто выйти смог из эшелона.
Из тех, кто прибыл, больше сотни душ, Кто послабей, построили в колонну И, объявив, что поведут их «в душ», Как скот, погнали в дальний угол зоны. Оставшихся, еще раз сосчитав, Распределили по жилым баракам И с той минуты ты надолго стала Песчинкой малой в жутком море мрака

Ведущий: (слайд 20)
1418 дней шагала женщина по фронтовым дорогам, преодолевая все трудности и невзгоды военной жизни, восхищая своей выносливостью, воодушевляя молодых малоопытных солдат. Она не только спасала, перевязывала раненых, но и бомбила, подрывала мосты, уходила в разведку, брала «языка», стреляла из «снайперки». Были среди девушек – фронтовичек медики, саперы, летчицы, стрелки, снайперы, кавалеристы, матросы, танкисты и даже водители тяжелых танков, хотя в нашем языке у слов «танкист», « пехотинец», «автоматчик» нет женского рода, потому что эту работу еще никогда не делала женщина.
«Не женская это доля - убивать,»- скажет одна из участниц войны. Другая расписалась на стенах поверженного рейхстага: « Я, Софья Кунцевич, пришла в Берлин, чтобы убить войну»

Чтец: (слайд 21)
До сих пор не совсем понимаю,
Как же я, и худа, и мала,
Сквозь пожары к победному Маю
В кирзачах стопудовых дошла.

И откуда взялось столько силы
Даже в самых слабейших из нас?..
Что гадать!-- Был и есть у России
Вечной прочности вечный запас.

Ведущий:
Женщина на войне – уже подвиг. Как это ни странно, но ни один европейский язык не имеет слова хотя бы приблизительного значения. Если когда-нибудь в языки мира войдет русское слово «подвиг», в том будет доля и свершённого в годы войны советской женщиной, державшей на своих плечах тыл, сберёгшей детишек и защищавшей страну вместе с мужчинами.

Чтец: (слайд 22)
Звучит инструментальная музыка Е.Коновалова «Да если б не было войны»
Мы стояли у Москвы-реки,
Теплый ветер платьем шелестел.
Почему-то вдруг из-под руки
На меня ты странно посмотрел.
Так порою на чужих глядят.
Посмотрел и улыбнулся мне:
« Ну какой же из тебя солдат?
- Как была ты, право, на войне?
Неужель спала ты на снегу,
Автомат пристроив в головах?
Я тебя представить не могу
В стоптанных солдатских сапогах!» (слайд 23)
Я же вечер вспомнила другой:
Минометы били, падал снег.
И сказал мне тихо дорогой,
На тебя похожий человек:
«Вот лежим и мерзнем на снегу
Будто и не жили в городах...
Я тебя представить не могу
В туфлях на высоких каблуках...»

Ведущий:
Не забыть им светлый майский день, замер строй полка. Боевые награды на гимнастерках. Обветренные юные лица. Кое у кого выбиваются светлые прядки волос из-под пилоток и шлемов. А глаза то светятся радостью, то суровеют, потому что не все стоят в этом строю. Многие отдали за чистое небо, за победу свои жизни. И надо чтобы о них помнили.

Звучит саундтрек к к/ф «Список Шиндлера»
Чтец: (слайд 24)
Она сама пришла в военкомат И попросилась в армию сестрой. Но старый, покалеченный солдат Спросил: - Не рановато ль тебе в строй? Иди-ка, лучше, в куклы поиграй! Тебе, пичуга, сколько полных лет? Война не для тебя! Ты так и знай! Послушай, дочка, старика совет! Но тут её глаза он увидал, И маленькая, щуплая девчонка Вмиг стала взрослой. Медленно он встал И сжал в ладони детскую ручонку. - Куда пойдёшь? – спросил её солдат. - На фронт! – ему ответила она, – Я медсестрой поеду, в медсанбат, Мои погибли! Я теперь одна
Стучат колёса! Яростно стучат!
Искрят на стыках рельсов поезда:
Один из них – походный медсанбат,
Здесь стоны не стихают никогда.
И девочка в тяжёлых сапогах,
С ввалившимися, бледными щеками,
Весь день, как заводная, на ногах,
С опухшими от холода руками.
Она жалеет, моет, пишет письма,
Стирает гимнастёрки и бельё.
И всё бегом: старательно и быстро,
И жалоб не дождёшься от неё!
Но – скоро госпиталь.
И, значит, остановка.
И, значит, можно будет отдохнуть
Но вдруг упала девочка неловко
И крики полетели: - Взорван путь!
И снова: - Воздух!!! Нас бомбят, ребята!
Фашист проклятый раненых бомбит!
Сестрёнка из походного санбата
Помочь солдатам раненым спешит!
Подальше в поле, в снеговые дали,
Где волоком, где прямо на себе
Чтоб вражеские бомбы не достали
Выносит раненых, назло лихой судьбе. (слайд 25)
И снова возвращается сестрёнка!
Туда, где взрывы, суета и кровь!
Молоденькая тощая девчонка,
Ещё не повстречавшая любовь.
- Там кто-то есть! – она тихонько шепчет.
– Я видела! Молоденький такой!
И кулачки сжимаются покрепче
Под вой фашистских бомб над головой.
Дрожит земля, взметая тучи пепла,
Бушует пламя, яростно горит,
И время непростительно ослепло,
И дьявол свой обряд, смеясь, творит.
Она нашла его, едва живого.
Оттёрла грязным снегом кровь с лица,
И обняла как близкого, родного,
И целовала в губы без конца.
- Я здесь, родной! – она ему сказала
.На спину взгромоздила и пошла,
И всё шептала: - Я не опоздала!
Нашла тебя, хороший мой, нашла!
- Давай, родная! Быстро! – ей кричали,
– Ведь он последний! Слышишь, добеги!
А бомбы, как безумные визжали,
И выли в небе бесами враги.
Всего два шага им идти осталось,
Когда её накрыла туча боли,
И девочка вдруг тихо застонала,
И крики покатились эхом в поле:
- Давай, родная! Слышишь!
Нет! Не слышит!..
Но шаг за шагом медленно ступает,
Она не видит и почти не дышит,
И сердце – замирает замирает
Она упала на руки спасённым
С закрытыми навек войной глазами.
Слепило снегом в поле занесённом
И лица жгло солдатскими слезами
Её похоронили целым миром –
Солдатским санитарным батальоном
И выла вьюга горестным клавиром,
Рыдая похоронным перезвоном.
И сиротливый холмик в чистом поле,
Увенчанный осколком страшной мины,
Последним домом, не судившим доли,
Стал для сестрёнки – Тереховой Нины
Осталось только фото – как насмешка
О юности, ушедшей в никуда.
Спасённый лейтенант его поспешно
Сжал в кулаке. На память! Навсегда
Прошло четыре года. В День Победы
Домой вернулся раненный майор.
То было в сорок пятом. В мае. В среду.
Вошёл он, не спеша, в родимый двор.
И засияли окна в старой хате!
Ему на встречу выбежал отец.
- Ну, здравствуй же, сынок!
- Ну, здравствуй, батя!
Вот, свиделись с тобою, наконец!
А после за помин души ушедших
Сто грамм распили, славных боевых.
Лились потоком пламенные речи
Воспоминаньями о павших и живых.
И сын отцу поведал о сестрёнке,
Что похоронена одна во чистом поле,
Молоденькой, улыбчивой девчонке,
И о её, войной проклятой, доле.
И фотографию, хранимую все годы,
Он из кармана бережно достал.
Отец, лишь глянув на помятый снимок,
За грудь схватившись, громко застонал:
- Сыно-о-к! Родной! Ведь это я!
Ты слышишь! Её туда отправил умирать!
И горе, о котором не напишешь,
Сковало грудь: - Ах, если б мог я знать!
..Спустя три дня стояли у могилы
Отец и сын. И плакали вдвоём,
А после на колени став без силы,
Земле отец поведал о своём:
- Я не пускал её, просил
– «Постой, не надо»!
Советовал ей в куклы поиграть!
И вот теперь, на старости, награда:
Её, мне, добрым словом поминать.
Так вышло, что спасла она мне сына
А, значит, виноват я перед ней!
Спасибо, дочка! Маленькая Нина!
И нет тебя любимей и родней
Демонстрируется видеоролик на музыку из к/ф «Офицеры»
Минута молчания (метроном)

Чтец: (слайд 26)
О, женщины войны, - лихой годины!
Вы пережили столько, что не передать словами.
Победы знамя над Берлином
Водружено и вашими руками!
Вот почему сынов Отчизны воинскую славу
Вы разделили, женщины, по праву.



Ведущий: (слайд 27)
Женщины отгремевшей войны... Трудно найти слова, достойные того подвига, что они совершили. Судьбы их не измерить привычной мерой, и жить им вечно в благодарной памяти народной, в цветах, весеннем сиянии березок, в первых шагах детей по той земле, которую они отстояли.

Чтец: (слайд 28)
Помните!
Через века,
через года, -
помните!
О тех,
кто уже не придёт
никогда, -
помните!

Чтец:
Детям своим
расскажите о них,
чтоб
запомнили!
Детям
детей
расскажите о них,
чтобы тоже
запомнили!
Во все времена
бессмертной
Земли
помните!
К мерцающим звёздам
ведя корабли, -
о погибших
помните!

Встречайте
трепетную весну,
люди Земли.
Убейте
войну,
прокляните
войну,
люди Земли!


Чтец: (слайд 29)
Мечту пронесите
через года
и жизнью
наполните!..
Но о тех,
кто уже не придёт
никогда, -
заклинаю, -
помните!

Заключительное слово преподавателя:
Космонавты из космоса видели нашу Землю голубой. Они утверждают, что она великолепна. Пусть наша Земля будет голубой, розовой, зеленой, любой. Только не коричневой от фашизма, только не черной от военных пожарищ. Многие считают, что не нужно вспоминать войну. Но чтобы не повторился этот ужас, людям должна быть знакома боль тех, кого опалило пламя войны. У войны нет срока давности.
вђ Заголовок 215