Сценарий литературно-музыкальной композиции Дети войны
Литературно-музыкальная композиция
«Дети войны»
(слайд 1)
Звучит мажорная легкая мелодия. Место действия – детская площадка. Дети играют в чехарду, скачут на скакалках, подбрасывают мяч (слайд 2).
Настя (выкапывая что-то из песка): Ребята, смотрите, что я нашла!
Все: Что это? Ого! Где ты это взяла?
Лера: Да вот здесь. Честно. Мы ямку для сюрпризов копали, а тут тетрадь старая.
Поля: Написано «Мемуары».
Катя: Должно быть, кто-то когда-то ее сюда спрятал и забыл достать. А давайте откроем?
Все: Давайте, конечно. Дайте мне почитать.
Все разбирают пожелтевшие листы, вчитываются.
Зоя: Ребята, это воспоминания 16-летней девочки, Милы Аниной, пережившей блокаду Ленинграда.
Ксюша: Ого! Да здесь же целый сборник стихов. Слушайте!
Война обрушилась нежданно,
Все переполнила собой,
И все смешалось в этом мире,
И смерть носилась над землей.
Юля: Ну-ка, дай почитать.
С войной слепою и жестокой
Я бок о бок к Голгофе шла
Четыре очень долгих года
Свой крест недетский я несла
Женя: Нет, и детей война не пощадила,
И все невзгоды выдала сполна
Я стала малолетнею старухой –
Все видела, все знала, все могла
Маша: Ведь войны жалости не знают,
Война не ведает добро
Шел по земле жестокий молох –
Не разбирая никого
Голос Милы Аниной: Когда началась война, мне было неполных 5 лет
Все оборачиваются. На сцене за спинами ребят стоит Мила Анина (девочка 5 лет) в черной одежде с платком на голове. Играющие расступаются, садятся на стулья по обе стороны сцены. Каждый вчитывается в найденные страницы дневника. На сцене появляются призраки войны.
Голос Милы Аниной: 5 лет мне исполнилось 28 июля 1941 года. И в первый же месяц войны я была изувечена еще до дня рожденияКогда меня привезли домой после неудачной эвакуации, я долго болела и не могла выходить из дома. А когда стало можно выходить, город показался мне странным и чужим. Окна во всех домах были заклеены крест-накрест бумажными полосками. Всюду эти кресты, кресты, кресты (слайд 3)
4 девочки встают и выходят на авансцену. В их руках – небольшое окошко. В процессе чтения они заклеивают окно крест-накрест.
Таня: Как он тяжел, недетский Крест
И на Голгофу восхожденье
И кто поможет в горький час?
Надолго ль хватит жизни тленья?
Юля: В тщедушном теле чуть жива,
Но все же теплится душа.
За жизнь цепляюсь, как могу,
И перед всеми я в долгу
Маша: И обрету ли я покой?
Так много горя за спиной
В начале иль в конце пути?
И что еще там впереди?
Юля: И донесу ли я свой Крест
До тех благословенных мест,
Где повзрослевшая душа
По жизни поведет меня?..
Минуй, блокадная Голгофа
Мой Крест, меня не придави
Ведь я еще в начале жизни,
В начале долгого пути
Танец «Призраки войны»
Голос: Я из блокады и войны,
Я знаю то, что знать не надо
Я в ней жила, я помню все –
Какой была моя блокада.
Неправда, что не помнят дети
Все тяготы блокадных лет
Мы – Книга Памяти и Боли,
И детских маленьких побед
Песня «Дети войны» (слайды 4, 5, 6, 7, 8)
Выходят дети-солдаты (слайд 9)
Раздаются мощные аккорды песни «Священная война» (муз. А. Александрова), музыка внезапно обрывается. Раздается голос диктора:
«Внимание! Внимание! Вероломное нападение немецко-фашистских войск на нашу Родину отменяется! Войны не будет!!!»
Люди на сцене растеряны. Долгая пауза.
Леня: Войны не будет!?
Андрей: Войны не будет!
Вика (словно успокаивая себя и других): Ничего. Жизнь будет лучше... Жизнь будет веселей!
Андрей (радостно): Я не буду убит подо Ржевом?!
Юля: Я не умру в блокаду?..
Надя: Войны не будет?.. Войны не будет!!!
Вика: Но не будет и Победы?
Звучит нарастающий гул.
Андрей: Что это?
Юля: Это наше будущее... Оно словно хочет нам что-то сказать...
Надя: Наше будущее?
Юля: Да! Нашим будущим должна была стать война... (Прислушивается к гулу.) Её язык я понимаю.
Все поворачиваются к говорящему.
Андрей: Но ведь войны не было?!
Вика: Тогда почему я знаю всю свою жизнь? Всю, а не только ту, что уже прожил?
Андрей: (удивлённо). И я знаю о себе всё (Обращается к Юле) И ты тоже?
Юля: Да.
Отходят в сторону.
Песня «О той весне» (слайд 10)
Надя: (слайд 11) Этой песни уже никогда не будет... никогда...
Леня: Я думаю, мы знаем будущее той жизни, которую мы должны были прожить. Но теперь будет другое будущее!
Андрей: Как странно это звучит: другое будущее... Словно – чужое будущее...
Леня: Ребята, очнитесь! Почему «чужое»? Нам! Понимаете, нам дан шанс не умереть! Нам дан шанс жить! Понимаете, жить! (Жест на зрительный зал.) Сейчас они есть, а нас нет! А будет наоборот: мы есть, а их нет! Но на их месте будут другие! Это будут наши дети, наши внуки! И в их генах не будет этой проклятой войны! Кому нужна эта война? Кому нужна наша смерть? (Обращается ко всем стоящим на сцене.) Тебе нужна твоя смерть? А тебе? А тебе? Будет другое будущее! Другое! Ребята, давайте представим то, другое будущее! Ну? (Пауза.) Ну, хоть помечтать-то вы можете?
Андрей: Я не буду убит подо Ржевом?
Юля: Я не умру в блокаду...
Леня: Ну вот! Ну?.. Дальше?!
Андрей: Ну а дальше?! Их не будет? (Указывая в зал.) А ведь они и есть наше будущее!
Вика: Мы все мечтали, каким оно будет... там, после победы! Посмотрите вот оно какое... ясноглазое, улыбчивое, доброе... Я за них! (Уходит на задний план.)
Андрей: Это не страшно идти в бой, когда не знаешь, будешь ли ты убит или нет! А вот когда знаешь, что будешь убит... (Пауза.) По крайней мере, до Ржева я смогу уничтожить сколько-то фашистов! (Уходит на задний план.)
Юля: (решительно). Я буду бороться со смертью... Я буду отдавать ей свою жизнь по кусочкам. По крохотным кусочкам... крохотным, как пайка хлеба. (Уходит на задний план.)
Надя: А я из последних сил открою глаза на миг, только на миг, чтобы увидеть поверженный Рейхстаг и знамя... алое знамя Победы! (Уходит на задний план.)
Андрей: (слайд 12) Хоть на мгновение хочется увидеть маму. Мою добрую, ласковую маму я ведь даже не попрощался с ней – прямо со срочной службы промчался в воинском эшелоне мимо родного села. Только записку успел чиркануть да так и не вернулся домой (слайд 13) Было нас девять братьев. Девять братьев Володичкиных. Не дождалась нас мамка, всех забрала проклятая война, всех девятерых
Леня: (слайд 14) Меня мать на войну провожала
На груди моей слезы лила..
·«Не пущу!» - ее сердце стонало,
«Возвращайся!» - кричали глаза.
«Для того ли тебя я растила,
Чтобы нехристю в лапы отдать?!»
Нежно тающий профиль крестила,
И молилась, и плакала мать
Песня «Плач матери» (слайд 15)
На сцену выходят чтецы (слайд 16)
Лера: Дети войны и веет холодом,
Дети войны и пахнет голодом,
Дети войны и дыбом волосы:
На челках детских седые волосы.
Лена: Земля омыта слезами детскими,
Детьми советскими и не советскими.
Какая разница, где был под немцами,
В Дахау, Лидице или Освенциме?
Нина: Их кровь алеет на плацах маками,
Трава поникла, где дети плакали.
Дети войны - боль отчаяния!
И сколько надо им минут молчания!
Женя: Глядя в вечный огонь – тихой скорби сиянье –
Ты послушай святую минуту молчанья.
МИНУТА МОЛЧАНИЯ (презентация «Ветераны Игрима»)
Песня «Колыбельная пеплу» (видеоролик «Концлагерь», слайды 17, 18)
Даша: (слайд 19) Играют дети всей земли в войну,
Но разве о войне мечтают дети?
Пусть только смех взрывает тишину
На радостной безоблачной планете!
Над вьюгами и стужами седыми
Вновь торжествует юная весна
И как огонь с водой несовместимы,
Несовместимы дети и война!
Песня «Мы говорим войне НЕТ!» (слайд 20)
Андрей: В самые тяжелые минуты боя мы всегда вспоминали родной дом, жену, мать, детишек и молились молились за их жизнь, за свою жизнь и верили, что нас всех оберегает Ангел-хранитель.
Песня «Ангелом летал» (видеоролик «»Я – Ангел)
Вика: (слайд 21) Беда пришла на Землю нашу!!! Война это судьбы миллионов людей, которые слились воедино, чтобы отстоять свою Родину! Вставайте, у кого Душа болит за Землю-Матушку, за Род наш, за малых и старых!!! Вставай все! Все, кому небезразлично будущее детей, внуков, правнуков, как никогда, сейчас должны сплотиться и дать отпор Злу!!! Поднимайся, русский народ!!!
Песня «Сто Святых церквей» (слайды 21 – 25)
Выходят солдаты.
Леня: (слайд 26) В 3000-м,
В дебрях большого музейного здания,
Вы детям о нашем столетье
Рассказывать станете.
О мире, расколотом надвое, -
Сытом и нищем!
Об очень серьёзном молчанье
Столбов пограничных.
Надя: О наших ошибках,
О наших руках пропылённых,
Ни разу покоя не знавших.
О том, что мы жили не просто
И долг свой исполнили...
Послушайте, всё ли вы вспомните?
Андрей: Так ли вы вспомните?
Ведь если сегодняшний день
Вам увидеть охота, поймите, что значат
Четыре взорвавшихся года.
Юля: Четыре зимы
И четыре задымленных лета,
Где жмых – вместо хлеба,
Белёсый пожар – вместо света.
Надя: А как это так:
Закипает вода в пулемёте, –
Поймёте?
Андрей: А сумрачный голос по радио:
«Нами оставлен...» – представите?
Леня: Поймёте, что значит
Страна – круговой обороной?
Вика: А как это выглядит:
Тонкий листок похоронный.
Тяжёлый, как оторопь.
Вечным морозом по коже...
Мы разными были.
А вот умирали похоже
Надя: Дети войны – все герои того страшного времени, и об этих героях нужно говорить, об этом нельзя молчать.
Вика: Сколько бы лет ни прошло с того трагического дня, когда началась война, в памяти народной всегда будут живы безмерные страдания военных лет и огромное мужество народа.
Леня: Не ради славы воевали и погибали люди, погибали дети, ради жизни на земле. Ради мира без войны!!!
Песня «Мир без войны» (слайды 27 – 31)
Юля: Мы хотим, чтобы новые поколения детей знали о героизме своих ровесников, вдохновлялись их подвигами, чтобы те мальчишки и девчонки стали для них не только легендой, но и высоким образцом человеческой души, достойными восхищения и подражания.
Мы надеемся, что нашим детям никогда не придется испытать те ужасы, которые обрушивает на людей война. Самое большое, что мы можем сделать в благодарность,- это сохранить в памяти историю наших дедушек и бабушек, передавая её из поколения в поколение.
Настя: О героях читаем книги, смотрим фильмы и телепередачи. Но бывает так, что человек – легенда живёт рядом с нами. Человек обычный, на первый взгляд, ничем не отличающийся от нас, ото всех людей. И мы порой, живя рядом с ними, не знаем об их детстве, их юности. О событиях тех лет глазами детей мы узнаём из воспоминаний.
(Воспоминания детей войны) (слайды 32 - 34)
Выходят чтецы.
Катя: Может, не надо говорить о войне, бередить, тревожить раны, пусть будет всё тихо и спокойно.
Женя: Нет, этот разговор нужен нам, тем, кому ещё нет и 16. Ведь мы не знали, что такое война. Но мы должны понять и запомнить всё, о чем говорили сегодня.
Нина: А зачем?
Лена: Чтобы не допускать новой войны, сделать все, чтобы был мир, когда вырастем.
Лера: Наш долг – хранить память об этом подвиге, уважение к стойкости, мужеству, беззаветной любви к своему Отечеству и передать это следующим поколениям.
Катя: Во время II мировой войны погибло 13 миллионов детей. Сколько белорусских, сколько польских, сколько французских?.. Погибли дети – граждане мира.
Нина: На земле самый лучший народ – дети! Как уберечь их? «Я родом из детства» – говорил о себе Антуан де Сент Экзюпери. Так рожден вспоминать о себе каждый человек!
Лена: Нельзя, чтобы детство называлось войной, как нельзя быть черному солнцу над детской головой, так напоминающей наш маленький земной шар.
Женя: Я не хочу, чтоб голос орудийной канонады
Услышал мой ребенок. Мой и твой.
Лена: Я не хочу, чтоб голод Ленинграда
Коснулся их блокадною рукой.
Лера: Я не хочу, чтоб доты обнажились,
Как раковая опухоль земли.
Нина: Я не хочу, чтоб вновь они ожили
И чью-то жизнь с собою унесли.
Катя: Пусть вскинут люди миллион ладоней
И защитят прекрасный солнца лик
Женя: От гари, пепелищ и от хатынской боли.
Навечно! Навсегда! А не на миг!
На сцену выходят все участники литературно-музыкальной композиции.
Песня «9 мая» (слайд 35)
Во время исполнения песни младшие воспитанники детско-юношеского центра вручают детям войны и труженикам тыла поздравительные открытки, сделанные обучающимися объединений декоративно-прикладного направления.
15