Исследовательская работа История Саратовского края , рассказанная героями произведений Л.Кассиля.
Сайт музея Льва Кассиля www. museumkassila eng. ru Сайт музея Льва Кассиля www. museumkassila eng. ru Сайт музея Льва Кассиля www. museumkassila eng. ru
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2
городского округа ЗАТО Светлый
Саратовской области»
Исследовательская работа.
История Саратовского края , рассказанная героями произведений Л.Кассиля.
Выполнила:
ученица 6«А» класса
Трушина Дарья
Руководитель: учитель
русского языка и литературы
Сергеева Татьяна Витальевна
2017 год
Содержание:
Введение. Рассказ о том, что в этом году Саратову и области исполняется 80-лет, что история нашего родного края интересна ,что наш край богат людьми, которыми мы можем гордиться.
Основная часть.
а)Рассказ о жизни Кассиля и о том, где он жил.
б)Рассказ о проч.книге «КОНДУИТ И ШВАМБРАНИЯ»
-главные герои книги
- ЧТО Я УЗНАЛА ОБ Энгельсе и о жизни людей в то время, когда Кассиль жил в этом городе. (можно скачать книгу и свои мысли подтверждать цитатами из книги и фото(поискать в архивах).
в) Рассказ «Есть на Волге утес»
г)Очерк «Изустный период в г.Покровске».
д) Повесть «Дорогие мои мальчишки».
Нужен ли Л. Кассиль современным подросткам?
Введение.
Саратовская область раскинулась на стыке Европы и Азии, там, где лес встречается со степью, где течёт полноводная и могучая Волга. В XVII- XVIII веках наш город был пограничным сторожевым пунктом, соляной и хлебной столицей нашей страны. В XIX веке стал крупным промышленным центром, а в XX веке - космической пристанью: у нас не только приземлялись первые космонавты, но и создавались приборы для космических кораблей. В XX веке Саратов по праву считался столицей Поволжья. Многое, чем гордится наш народ, впервые появилось именно у нас в губернии: первый трактор и первый художественный музей, первая в провинции консерватория и первый русский цирк, первые аккумуляторы и первые электронные часы. А уроженцы земли саратовской прославились не только среди своих соотечественников, но и далеко за пределами страны. Сотни выдающихся сынов прославили наш край.
В1936году была образована Саратовская область с центром в г. Саратове. Область была образована по Конституции СССР, принятой 5 декабря 1936 г., путем преобразования Саратовского края с выделением АССР немцев Поволжья. 7 сентября 1941 г. в Саратовскую область были включены территории 15 кантонов бывшей АССР немцев Поволжья. 6 января 1954 г. из состава Саратовской области в состав новообразованной Балашовской области были переданы: города – Балашов, Ртищево; районы – Аркадакский, Балашовский, Казачкинский, Кистендейский, Красавский, Макаровский, Ново-Покровский, Родничковский, Романовский, Ртищевский, Салтыковский, Самойловский и Турковский. 19 ноября 1957 г. в связи с ликвидацией Балашовской области эти города и районы были возвращены в состав Саратовской области.
В этом году Саратовская область отмечает 80 - летие со дня образования.
На саратовской земле родились мастера живописи В. Борисов- Мусатов, К. Петров–Водкин, П. Кузнецов ученый-электротехник, изобретатель "русского света" П. Яблочков, создатели гусеничного и колесного тракторов Ф. Блинов и Я. Мамин, лауреат Нобелевской премии академик Н.Н. Семенов, композитор Альфред Шнитке, академик Гурий Марчук, писатель Лев Кассиль, конструктор космической радиотелефонной связи Юрий Быков, известные артисты театра и кино Б. Бабочкин, Б. Андреев. Е. Лебедев, С. Филиппов, О.Табаков, В. Конкин, Е. Миронов… С Саратовом тесно связаны судьбы автора всемирно известной песни "Калинка" Ивана Ларионова, выдающегося архитектора Федора Шехтеля, ученого-генетика Николая Вавилова, художника Михаила Врубеля, авиаконструктора Олега Антонова, химика Николая Зинина, , талантливого актера театра и кино Олега Янковского, писателя Михаила Булгакова, поэта Гавриила Державина.
Саратовский край-это родина известного писателя Льва Абрамовича Кассиля, автора интереснейших произведений для детского и юношеского возраста, которые основаны на местном материале. В этом проявилась его любовь к родному городу, жизнь которого писатель связал с жизнью всей советской страны. В одном из писем в Саратов Лев Кассиль писал: «Хочу еще раз заверить своих земляков-саратовцев, что на каких бы морях и реках я ни был, перед моими глазами всегда плывет полноводная, бескрайняя громада родной Волги, перед которой я чувствую себя еще должником»1.
Я родилась и выросла в п. Светлом Саратовской области, я люблю свой край, мне интересно все,что связано с историей моей малой Родины ,и поэтому я поставила перед собой задачу в своей работе познакомиться с творчеством нашего земляка-писателя Л.А.Кассиля: рассказать о нем самом, и, анализируя прочитанное, найти информацию, касающуюся истории нашего края. Проделанной работой я планирую поделиться со своими одноклассниками и заинтересовать их произведениями, которые я прочитала.
Проблема проекта.
В этом году многие жители нашей области связывают свою деятельность с празднованием 80-ой годовщины. Это и чествование людей, это и праздники, и концерты, и большие проектные работы, фестивали. Я думаю, что моя исследовательская работа тоже внесет маленькую капельку в тот поток информации, которой нам, будущему поколению, так важен .Творчество Л.А.Кассиля, его произведения сейчас не востребованы, привлечь внимание к его произведениям- это большая проблема, которую я и постараюсь решить с помощью своей работы.
Актуальность.
Л.А.Кассиль- один из интереснейших писателей –наших земляков, он много рассказывал в своих произведениях о нашем крае, о людях , которые создавали историю Саратовской губернии. Часть его произведений - это рассказ о моих сверстниках, о том, как они учились, чем жили и чем интересовались в то время, когда жил Л.А.Кассиль.
Цели проекта:
1.Найти информацию, рассказывающую о Л.А.Кассиле.
2.Прочитать повесть «Кондуит и Швамбрания».
3.Прочитать рассказ «Есть на Волге утес»
4.Прочитать очерк «Изустный период в городе Покровске».
5.Прочитать повесть «Дорогие мои мальчишки».
6.Просмотреть прочитанное, выбрать те строки, которые нам рисуют картины прошлого г.Энгельса и Саратова, рассказывают о том, чем жили ,как учились мои сверстники.
7..Найти фотографии тех лет, о которых повествуется в произведениях Л.А.Кассиля и фотографии нашего времени, сопоставить их с текстом.
8.Посетить библиотеки р.п.Татищево.
9.Представить результаты проекта своим одноклассникам.
10.Представить работу на школьной научно-исследовательской конференции.
Задачи:
1.Прочитать повесть «Кондуит и Швамбрания».
2.Прочитать рассказ «Есть на Волге утес»
3.Проанализировать прочитанное, найти фото ,подтверждающие материал книги.
4.Посетить детскую библиотеку р.п. Татищево.
5.Взять интервью у работников библиотеки.
6.Сравнить количество читателей произведений Л.А.Кассиля в советское и наше время.
7.Провести анкетирование среди взрослых читателей нескольких поколений и моих сверстников.
8.Подготовить и провести презентацию проекта в классе.
9.Просмотреть фильм «Кондуит» с классом. (с обсуждением).
Гипотеза.
Возможно, когда я прочитаю произведения Л.А.Кассиля и расскажу о героях его произведений одноклассникам, расскажу им историю родного края с помощью произведений Л.А.Кассиля, я сумею увлечь их, заинтересовать произведениями, которые совсем еще недавно были читаемы и востребованы. А также, очень хочется, чтобы моя работа подтолкнула и моих одноклассников к творчеству.
Новизна.
При сборе информации для проекта я сама читала произведения Л.А.Кассиля, анализировала их и выбирала нужный материал.
Методы исследования:
- поиск и обработка информации;
- наблюдение;
- интервью;
- консультация с руководителем.
Практическая значимость проекта.
Материалы проекта могут быть использованы учащимися для подготовки и проведения внеклассных мероприятий по литературе, классных часов, для пополнения фонда исследовательских работ краеведческого музея школы.
Этапы работы над проектом:
Знакомство с Л.А.Кассилем.
Прочтение повести «Кондуит и Швамбрания».
Прочтение рассказа «Есть на Волге утес».
Подбор фотографий.
Анализ информационных источников.
Посещение библиотек р.п.Татищево.
Беседа с библиотекарями. Сбор информации о читателях.
Анкетирование.
Презентация проекта перед одноклассниками.
Просмотр фильма «Синегория» с обсуждением.
Основная часть
а). Рассказ о жизни Кассиля и о том, где он жил.
Лев Абрамович Кассиль (1905 – 1970) – прозаик. Родился 27 июня (10 июля) 1905 года в Покровской слободе (ныне город Энгельс) Саратовской губернии. Он родился в семье врача Абрама Григорьевича Кассиля и учительницы музыки, затем зубного врача Анны Иосифовны Перельман. О родном городе Л. Кассиль писал: «В России мы жили в слободе Покровской (потом город Покровск), на Волге, против Саратова, на Базарной площади, в первом этаже».
Учился в гимназии, после революции преобразованной в Единую трудовую школу: «Дома меня уже ждал форменный костюм. Начиналась гимназическая пора. Прощай, двор и уличные друзья! Я чувствовал себя почти мобилизованным…».
Сотрудничал с Покровской детской библиотекой-читальней, при которой организовывались для детей рабочих различные кружки. При библиотеке издавался рукописный журнал, редактором и художником которого был Л. Кассиль.
По окончании школы за активную общественную работу Л. Кассиль получил направление в вуз.
В 1923 году поступает на математическое отделение физико-математического факультета Московского университета, специализируясь на аэродинамическом цикле. К третьему курсу начал всерьез думать о литературном труде. Через год написал свой первый рассказ, который был напечатан в 1925 году в газете «Новости радио». Все свободное время отдавал чтению русской классики.
В 1927 году был привлечен Маяковским к работе в журнале «Новый ЛЕФ» (здесь были напечатаны отрывки из первой книги «Кондуит»). В конце 1920 – 1930-х годов сотрудничал с журналом «Пионер», выступал в газете «Известия». Тогда же выходят в свет первые книги Л. Кассиля для детей: научно-популярные очерки «Вкусная фабрика» (1930), «Планетарий» (1931), «Лодка-вездеход» (1933), а также автобиографические повести «Кондуит» (1930) и «Швамбрания» (1933; в 1935 году объединены в одну книгу), принесшие Л. Кассилю быструю и долговременную читательскую любовь и славу.
В них изображены события Первой мировой войны , Февральской и Октябрьской революции 1917 года «глазами» детей из семьи среднего интеллигентного круга, еврейских мальчиков – братьев в семье и вне дома, изменений в старой гимназии в первые годы становления советской «единой трудовой» школы.
«Мне только хотелось бы, чтобы кто-нибудь понял и сказал громко, что «Швамбрания» не просто смешная книжка. В ней есть зерна серьезного философского замысла приключенческой и сатирической оправе. Ведь я и Оська в «Швамбрании» это – ироническая реминисценция Дон Кихота и Санчо Пансо (поймут ли это?)» - писал Л. Кассиль в журнале «Пионер» №1 1931 года.
Роман «Вратарь Республики» (1938) отразил, в числе прочего, не охладевающую у писателя на протяжении всей жизни страсть футбольного болельщика. Роман «Ход белой королевы» (1956) посвящен шахматному спорту. «Чаша гладиатора» (1960) - это книга о жизни циркового борца и судьбах русских людей, оказавшихся после 1917 года в эмиграции. Повести «Черемыш, брат героя» (1938), «Великое противостояние» (ч. 1-2, 1941 – 1947) передавали процесс духовного взросления его героев: «незаметной» девочки Симы Крупицыной, благодаря мудрому человеку и выдающемуся режиссеру неожиданно открывшей в себе талант не только и не столько актрисы, сколько незаурядной и сильной личности. Повесть «Дорогие мои мальчишки» (1944) – это книга о детях, в годы войны заменивших в тылу отцов. «Улица младшего сына» (1949) рассказывает о жизни и смерти юного партизана Володи Дубинина. Повесть «Ранний восход» (1952) - это документальное повествование, посвященное светлой и кроткой жизни начинающего художника Коли Дмитриева, трагически погибшего от рук религиозного фанатика в возрасте 15 лет. Повесть «Будьте готовы, Ваше высочество!» (1964) посвящена жизни в интернациональном и равноправном для всей советском пионерском лагере.
Л.Кассиль оставил также рассказы, многие из которых посвящены будням Великой Отечественной войны, хорошо знакомым Л.Кассилю по собственному опыту военного к орреспондента, и детям на фронте и в тылу (в том числе «Рассказ об отсутствующем», «Линия связи», «Зеленая веточка», «Все вернется», «У классной доски», «Отметки Риммы Лебедевой», «Держись, капитан!»). Он писал и публицистические книги, построенные как дружеский разговор с ребенком о насущном и важном («Твои защитники», 1942, - об армии и борьбе с фашизмом; «Про жизнь совсем хорошую», 1959, - о строительстве прекрасного коммунистического «завтра» в советской стране), книги о творчестве («Дело вкуса», 1958), о близких ему писателях («Маяковский – сам», 1940; «Сергей Михалков», 1954) и о других выдающихся современниках (К.Э.Циолковском, В.П.Чкалове), литературно – критические очерки о А.Гайдаре, М.Ильине, А.А лтаеве, автобиографические заметки («Вслух про себя»). В 1965 году Л. Кассиль был избран членом – корреспондентом Академии педагогических наук СССР. Многие годы преподавал в Литературном институте им. М.Горького.
Лев Абрамович Кассиль умер в Москве 21 июня 1970 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище.
В городе Энгельсе есть музей Льва Кассиля, открытый в 1995 году, в доме, где он жил с 1918 по 1923 годы.
Экспозиция музея разместилась в доме по улице Л. Кассиля, 42 (ранее улица Аткарская). Этот дом – последнее место жительства семьи Кассилей в городе Покровске. В нем они жили с 1918 года до середины 50-х годов, до смерти матери Льва Абрамовича – Анны Иосифовны. Сам Лев Кассиль жил в этом доме с 1918 по 1923 год, до отъезда в Москву по окончании школы.
Л. Кассиль был привязан к родному городу всю жизнь, начиная романтического детства. Одно из первых опубликованных им произведений – «Изустный период в городе Покровске» - было о родном городе. Городу детства, родителям писатель посвятил повесть «Кондуит и Швамбрания», которая принесла ему признание и мировую известность: «Не надо было никуда бежать, не надо было искать обетованную землю. Она здесь, около нас. Её надо было только выдумать. Я уже видел ее в темноте. Вон там, где дверь в уборную, - пальмы, корабли, дворцы, горы…
- Оська, земля! – воскликнул я задыхаясь. – Земля! Новая игра на всю жизнь!»3.
Здесь, в старом провинциальном городе, определяются многие творческие интересы будущего писателя. Еще в годы учебы в школе Л. Кассиль начинает посещать занятия В Саратовском Художественно – практическом институте, занимается с учителем – словесником А.Д. Суздалевым. Как впоследствии вспоминал Л.Кассиль, именно Суздалев первым увидел одаренность мальчика и предсказал ему славу на литературном пути: «…Прочтя мое домашнее сочинение о Лермонтове, прямо заявил матери, что мое призвание – литература».
В литературно – мемориальной экспозиции музея отражены важнейшие моменты жизненного и творческого пути Л. Кассиля. Здесь представлены краеведческие материалы, воссоздающие обстановку провинциального города Покровска, рукописи писателя, фотографии разных лет, книга с дарственными надписями, личные вещи писателя, переданные из архива Л. Кассиля его женой С.Л.Собиновой.
Музей интересен детям и взрослым, объединяет людей, любящих родной город и творчество Л. Кассиля . Посещение этого музея интересно как прикосновение к особому миру, миру литературы и искусства, представителем которого был Л. Кассиль. И еще это возвращение в детство, в мир детских книг, мир новых открытий, мир радости и счастья.
б). Рассказ о прочитанной книге «КОНДУИТ И ШВАМБРАНИЯ».
Первая прочитанная мною книга Льва Кассиля – это «Кондуит и Швамбрания», автобиографическая повесть, написанная в 1928 – 1931 годах. Она состоит из двух частей – «Кондуит» и «Швамбрания».
Двое детей из докторской семьи из Покровска Лёля и Оська (их прототипами стали соответственно сам Л. Кассиль и его брат Иосиф) придумывают воображаемую страну Швамбранию. Эта страна находится в Тихом океане и по размерам сравнима с Австралией. Швамбрания – настоящий рай для любителей приключений, отважных мореходов и исследователей, она воплощает все детские фантазии, навеянные книгами Жюля Верна и Фенимора Купера, а также реальностью России начала ХХ века. Дети дают своим героям имена из названий лекарств и других торговых марок (например, Бренабор), что порождает множество смешных ситуаций. К примеру, одну из знаменитых красавиц Швамбрании они назвали «Каскара Саграда» в честь пилюль от запора.
С поступлением Лели в гимназию «швамбраны» сталкиваются с суровой реальностью. В гимназии строгие нравы, за малейшее нарушение учеников наказывают, а имя провинившегося вписывают в страшную книгу директора – Кондуит: «Говорят: все дороги ведут в Рим. В гимназии все дороги вели в кондуит»4. Но и здесь Лёля находит хороших друзей, среди которых – Стёпка по прозвищу Атлантида, такой же мечтатель, как он сам.
Революция переворачивает маленький мирок Покровска. Отныне дети учатся в единой трудовой школе, куда переходят девочки и ученики из Высшего Начального Училища, прозываемые «внучками». Старые гимназисты под предводительством хулигана Биндюга охотятся на внучков и всех, кто им симпатизирует. Новый конфликт вспыхивает, когда учителем истории становится анархист Кириков. Он почти ничему не учит детей, и лодырям это нравится; когда же «доброго» учителя увольняют, на его защиту становится всё тот же Биндюг с шайкой. Стёпка Атлантида становится вожаком более прогрессивных учеников, и Лёля склоняется на их сторону.
В самой Швамбрании зеркально отражаются события реальности: капитан Арделяр Кейс, персонаж Лёли и Оськи, совершает революцию и свергает тиранию царя Бренабор. Швамбрания вслед за Россией становится свободной республикой.
Война, голод и разруха заставляют детей взрослеть быстрее. Лёля помогает комиссару Чубарькову налаживать жизнь в Покровске. Для игр в Швамбранию остается все меньше времени и места. Лёля и Оська выбирают для этого развалины старого дома, где ненароком обнаруживают Кирикова, варящего самогон. Подслушав их игры, бывший учитель называет свою бурду «эликсиром Швамбрания», опошлив святое для детей слово. Лёля и Оська решают торжественно похоронить Швамбранию, пока её не испортил внешний мир, и предлагают Чубарькову и товарищам разобрать «Швамбранию» - заброшенный дом – на дрова.
Так заканчивается история «Швамбрании», книги, которая, на мой взгляд, интересна всем детям, любящим выдумывать и фантазировать.
Прочитанная мною книга Л.А.Кассиля «рассказала» мне много интересного о жизни детей в 1914-1915 годах прошлого века (20века).Я узнала:
1.Что герои книги Леля и Оська «жили в России, в слободе Покровской
(потом город Покровск) на Волге, против Саратова на Базарной площади , в первом этаже. В открытые окна рвалась визгливая булга торговок. Пряная ветошь базара громоздилась на площади. Хрумкая жвачка сотрясала торбы распряженных лошаденок... Возы молитвенно простирали к небу оглобли. Снедь, рухлядь, бакалея, зелень, галантерея, рукоделье, обжорка... Тонкокорые арбузы лежали в пирамидках, как ядра на бастионах в картине "Севастопольская оборона".
2.Также рядом за углом находился кинематограф. Картина эта шла за углом в синематографическом электротеатре"Эльдорадо". Кинематограф - всегда окружали козы. У афиш, расклеенных на мучном клейстере, паслись целые стада.
3.От «Эльдорадо» до квартиры героев надо было пройти по улице «Брешка». От "Эльдорадо" до нашей квартиры шла так называемая Брешка, или
Брехаловка.
Вечерами на Брехаловке происходило гулянье. Вся Брешка - два квартала. Гуляющие часами толкались туда и назад, от угла до угла, как волночки в ванне от борта до борта. Девчата с хуторов двигались посередине. Они плыли медленно, колыхаясь. Так плывут арбузные корки у волжских пристаней. Сплошной треск разгрызаемых каленых семечек стелился над толпой. Вся Брешка была черна от шелухи подсолнухов. Семечки называли у нас "покровский разговор".
Вдоль Брешки рядом стояли парни в резиновых ботах, напяленных насапоги. Парни шикарно согнутым мизинцем снимали с губ гирлянды налипшей скорлупы. Парни изысканно обращались к девчатам.
4.Квартира Лели и Оськи находилась недалеко от реки Волги, так как нас доставали гудки волжских пароходов. Они тянулись из далекой глубины ночи, будто нити: одни тонюсенькие и дрожащие, как волосок вэлектролампочке, другие толстые и тугие, словно басовая струна в рояле. И на конце каждой нити висел где-то в сыром надволжье пароход. Мы наизусть знали азбуку пароходных высказываний. Мы читали гудки, как книгу. Вот бархатный, торжественный, высоко забирающий и медленно садящийся "подходный" гудок
парохода общества "Русь". Где-то выругал зазевавшуюся лодку сиплый буксир, запряженный в тяжелую баржу. Вот два кратких учтивых свистка: это
повстречались "Самолет" с "Кавказ – и- Меркурием". Мы даже знаем, что "Самолет" идет вверх, в Нижний, а "Кавказ и Меркурий" - вниз, в Астрахань, ибо "Меркурий", соблюдая речной этикет, поздоровался первым.5.В главе «У тихой пристани» мы узнаем, что собой представлял дом, в котором жили герои: «… наш дом - тоже большой пароход. Дом бросил якорь в тихой гавани. Покровской слободы. Папин врачебный кабинет - капитанский мостик. Вход пассажирам второго класса, то есть нам, запрещен. Гостиная - рубка первого класса. В столовой - кают-компания. Терраса - открытая палуба. Комната
Аннушки и кухня - третий класс, трюм, машинное отделение. Вход пассажирам второго класса сюда тоже запрещен. А жаль... Там настоящий дым. В Покровске перед рождеством, например, приходят сюда колядовать ребята. Они поют:
Маланья ходыла,
Васыльку просыла:
- Васылько, батько мий...
На Новый год является "поздравить" сам городовой».
6. Из главы «Домашний капитан»я узнала, что в Покровске была общественная больница, проходили волостные сходки. В те годы печаталась газета «Саратовский вестник». « А сход - богатеи-хуторяне - сыто бубнит: "Нэ треба..." Потом в газете "Саратовский вестник" обязательно описывается, как господин старшина призывал господина доктора к порядку, а господин доктор требовал занесения в протокол слов господина Гутника, а господин Гутник на это...»
В слободе ярко и красочно проходило празднование свадеб. « Отец знаком со всей слободой. Нарядные свадебные кортежи почти всегда считают долгом остановиться перед нашими окнами. Цветистая кутерьма окружает
тогда наш дом. Брешка засеяна конфетами: их швыряют пригоршнями с саней в толпу. Сотни бубенцов брякают на перевитых лентами хомутах. На передних санях рявкает среди ковров оркестр. И пляшут, пляшут прямо в широких санях, с лентами и бумажными цветами в руках багровые визжащие свахи.»7. Также я узнала, что в то время было тоже много хулиганов, но наказывали их сами жители. « В слободе прежде шибко хулиганили. "Фулиганы", как называли их покровчане, были пожилыми семейными людьми... От хулиганов этих в слободе не было житья. Полиция бездействовала.
Жители решили действовать сами. Был составлен список самых матерых разбойников. По этому списку адресов толпа шла из улицы в улицу. Толпа шла и убивала...»
8. В начале прошлого века в Покровске было много церквей. «Зимами по Покровску тоже ходит пурга. Степь снегами и вихрями вторгается в слободу. Всю ночь тогда покровские церкви мерно звонят. Колокол указывает дорогу заблудившимся в степи. Он берет путника за ухо и выводит на дорогу».По Покровску тоже ходит пурга. Степь снегами и вихрями вторгается в слободу. Всю ночь тогда 9.9. 9.Из книги мы Также я узнала, что в Покровске 9.Лев Кассиль помнит время, когда рухнул костемольный завод , который искалечил много людей. «Вместе со стеной костемольного завода рухнула и наша уверенность в благополучии могущественного племени взрослых. Хозяин костемольного, убивший и искалечивший полсотни людей, не подходящих для знакомства, остался ненаказанным.»10. Из главы «Небесная Швамбрания» я узнала, что по улицам Покровска до революции ходили бедные и просили помощи. «Оставалось еще какое- то царство небесное. Когда приходили нищие и Аннушка говорила им "не взыщите", она утешала их и себя, что все нищие, все бедняки и, очевидно, все люди не подходящего для нас знакомства попадут после похорон в царство небесное и будут там прохлаждаться в райском палисаднике.»11.А также Л.Кассиль рассказал об обряде венчания молодых. «В церкви было красиво, как в Швамбрании. Пахло довольно хорошо. Кругом были нарисованы ангелы и разные старики. Они были обложены взбитыми облаками. Хотя на улице был день, горело много свечей. А нищих, нищих было как в настоящем царстве небесном. И все крестились.
Потом вышел главный батюшка и стал изображать, будто он бог. Он был, как потом рассказывал всем Оська, в большой золотой распашонке, а через голову надел длинную слюнявку, тоже всю золотую.» 12. В те годы в Саратове и в Покровске все гимназии делились на женские и мужские, были похожи друг на друга и ничем не отличались. Преподавателям в гимназиях давали обидные прозвища: Директор - Рыбий глаз, Инспектор - цап – царапыч, учителю латинского языка Вениамину Витальевичу Пустынину гимназисты дали прозвище «Тараканиус».То есть жизнь гимназистов была такой же бурной ,как и в наше время.
В те годы Леля и Оська (герои повести) играли в «Швамбранию» , и в этой стране появилась девочка по имени Тая, а полное имя девочки будет звучать Таисия.
Самое интересное то, что под именем Лели скрывался сам Лев Абрамович Кассиль.Это о своем детстве он рассказал в своей повести «Кондуит и Швамбрания».
в) Рассказ «Есть на Волге утес» написан в 1940 году, тогда же напечатан в журнале «Пионер» и вышел отдельной книгой в серии «Книга за книгой» Детиздата в 1941 году. Особую известность этот рассказ получил у радиослушателей ,так как он несколько раз передавался по радио. В роли Леонтия Архипки пел народный артист СССР М.Д.Михайлов. Любопытную историю, связанную с этой передачей ,рассказывает писатель в автобиографии . «Великое это дело - доверие читателя! Перед самой войной передавали впервые по радио мой рассказ "Есть на Волге утес". Трагическую историю жизни безвестного волжского грузчика - певца Леонтия Архипкина, по прозвищу "Громобой", потерявшего когда-то свой могучий бас из-за того, что пьяные купцы спалили ему кислотой горло. И вот в рассказе говорилось о том, что пионеры, найдя уникальную грампластинку, однажды записанную с голоса Громобоя, вернули позабытую славу человеку. Пел за моего героя в радиопередаче народный ; артист СССР Максим Дормидонтович Михайлов. Через неделю после передачи меня вызвали в радио и вручили мне денежный перевод из города Грозного. На обороте перевода в графе "Для письменного сообщения" я прочел: "Дорогие радиодикторы. Мы слушали Льва Кассиля "Есть на Волге утес". И провели в Доме пионеров сбор в пользу Леонтия Архипкина, по прозвищу "Громобой", т. к. голос у него пропал и жить ему наверное не на что. Поэтому посылаем собранные 13 р. 65 к.".
Вот он каков, дорогой наш читатель. Мало того, что убежденно поверил в подлинное существование героя, но еще преисполнился сострадания к нему и счел своим прямым гражданским долгом помочь старому, обездоленному человеку в нужде! Не было для меня в жизни выше награды, чем этот перевод из города Грозного на 13 рублей 65 копеек (я ответил на него посылкой с книгами), и нет на свете лучше читателя, чем тот, которого я вижу перед собой, когда берусь за работу». (Слова известной песни «Есть на Волге утес» написаны поэтом А.А.Навроцким в 1864 году.)
В рассказе «Есть на Волге утес» Л.Кассиль рассказывает с большой любовью о людях, живущих на Волге, о людях неприметных, но очень богатых душою. Таков главный герой рассказа Леонтий Архипкин. «Голос у него был так огромен и широк, что когда забирался он ввысь, то люди невольно вставали на цыпочки, словно дотянуться до чего-то хотели, а когда уходил Громобой на самый нутряной басовый низ, то казалось, что не сам он поёт, а земля под ним загудела, и слушатели приседали, клонились, словно хотели припасть ухом к береговому песку. Ходил рассказ, как однажды на "Фельдмаршале Суворове" на подходе к Саратову разладился гудок, а двухтрубный "Суворов" знаменит был как самый голосистый пароход на Волге. Случилось плыть в тот раз на "Суворове" Громобою. Он уже спел все свои песни, прикорнул на корме под пожарной кошмой, на бухте каната. И будто бы капитан приказал разбудить его, позвал на мостик и стал просить: - Будь добрым, как к Саратову подваливать станем, погуди, сделай милость! Не пристало "Суворову" молчком подходить! И, говорят, Громобой потребовал ещё полбутылки, освежился немножко и, когда входил "Суворов" через прорану к саратовским пристаням, велел для виду пустить пар через свисток, а сам, опершись обеими руками о медные поручни мостика, дал подходный..»
Л.Кассиль заставляет переживать читателя ,который внимательно следит за судьбой певца, он так ярко рассказывает о «расследовании» ребят, что они становятся очень близкими не только читателям, но и самому Громобою.
Я думаю, что Л.А.Кассиль сумел в одном рассказе «Есть на Волге утес» столько рассказать о величии русской волжской души, что мы с уверенностью можем утверждать, что такие люди были и есть на нашей Родине.
г) Любовь к Покровску проходит через все творчество Льва Кассиля. В повести "Дорогие мои мальчишки" (1944) есть такие слова: "По-моему, кто не любит свой город, где сам родился и вырос, так города, где другие родились, он совсем уж не полюбит. Что же тогда, спрашивается, он любит на земле?" Я прочитала повесть «Дорогие мои мальчишки» - знаменитое произведение о жизни подростков в маленьком приволжском городке во время Великой Отечественной войны.
Это история трудностей, опасностей и приключений - выдуманных и самых что ни на есть реальных. Рассказ о дружбе, смелости и стойкости - о том, что можно преодолеть любые сложности и победить в самых тяжелых обстоятельствах.
.Знаменитую повесть Лев Кассиль посвятил памяти Аркадия Гайдара, чьё имя угадывается в имени одного из главных героев - Арсения Петровича Гая.
Произведения А.П.Гайдара раньше входили в программу по литературе, школьники с удовольствием читали повесть «Тимур и его команда», рассказы «Военная тайна», «Дым в лесу», «Поход», «Сказку про военную тайну, Мальчиша-Кибальчиша и его твердое слово», а потом играли в игры с такими же названиями.(Биография А.П.Гайдара в приложениях).
Действие повести «Дорогие мои мальчишки» разворачивается в маленьком приволжском городке Затонске. Именно здесь мальчишки-школьники, воодушевлённые своим учителем Арсением Гаем, создают свой сказочный мир - таинственную Синегорию, где живут преданные добрые и отважные люди. Но в сказку врывается тяжёлая реальность: война сначала уносит жизнь любимого учителя, а потом приходит и в крошечный Затонск. И вот уже мальчишкам приходится не в сказке, а в реальности отстаивать верность своему синегорскому девизу - «Отвага, Верность, Труд - Победа!»
В этой повести автор упоминает достоверное название приволжского городка,но по тому,с какой любовью он описывает его и людей, живущих в нем, можно догадаться ,что он пишет больше о Покровске.
Одновременно добрая и драматичная повесть стала классикой отечественной литературы.
д)Очерк «Изустный период в г.Покровске» тоже содержит много интересной информации о Саратове и Покровске(Энгельсе) и о самом авторе Льве Кассиле.
«Покровск на Волге - столица. Главный город Республики немцев Поволжья. Это из географии. К сведению.
Вывески двойные - немецко-русские.
Летом пыль - жуть. А это было зимой. В 1927 году. Снег был до окон, до крыш, до безобразия.
Клуб им. Ст. Халтурина - культурный центр города. Напротив маленькая электростанция. На дощечке написано, что переулок Театральный. А на самом деле это "Брешка" или "Брехаловка".
На Брешке два кино. Один "имени Карла Маркс" ("а" не уместилось). Вечерами по Брешке гуляние. Вся Брешка - два квартала. Клуб стоит против Брешки. Перед клубом снег опален светом электростанции. Электростанция маленькая, длинношеяя.
В клубе нет ничего от Брехаловки. Там, в клубе, библиотечка, журналы первой свежести, чистота, хоркружок и "просьба вытирать ноги.
В Саратов приезжал Маяковский. Весь кружок ездил на его лекции. Ночью возвращались. Многие пешком. Мороз. Семь верст замерзшей Волгой. Приехали туго набитые Маяковским и восторгом.
Я( Л.КАССИЛЬ) научил покровчан читать Маяковского. И я тоже очень горд. В покровском масштабе».
Заключение.
Нужен ли Л. Кассиль современным подросткам? Стоит ли изучать в школе творчество Л. Кассиля и знакомиться с его биографией? Я думаю, что в большом мире детской литературы у Л. Кассиля есть свое место, и изучение его творчества будет интересно и полезно современным школьникам. Возможно, знакомство с книгами Л. Кассиля должно проходить на уроках внеклассного чтения, посвященных творчеству писателей – земляков. Для детей и подростков, живущих в городе Энгельсе и Саратове, посещение музея Л. Кассиля может стать отправной точкой для развития интереса к чтению.
Сейчас, безусловно, много литературы для детей и подростков. И у современных школьников другие идеалы и примеры для подражания. Но, возможно, знакомство с героями Л. Кассиля позволит нам лучше понять наших родителей, выросших на его книгах.
Время стремительно движется вперед. Уже давно нет с нами Льва Абрамовича Кассиля, этого светлого и романтичного человека. В чем же состоит значимость его творчества, устарело ли оно? Но разве может устареть талантливая книга? Живо, точно, образно отражающая определенный исторический момент. Думаю, что нет! И сейчас современные ребята не перестали фантазировать? На мой взгляд, и сегодня очень интересно читать о фантастической стране «Швамбрания», которая была выдумана и в то же время так реальна и убедительна для читателя. Кассиль со своими книжками просто необходим нам как никогда. Повествуя о днях минувших, писатель заглянул в своих книгах в день сегодняшний. Автор всеми своими произведениями показывает нам, что не надо унывать в жизни: жизнь, какая бы она ни была, прекрасна, учить нас любить свою родину, людей живущих на ней.
Интернет-источники и архивные материалы(БИОГРАФИИ Л.Кассиля и А.Гайдара).
https://yandex.ru/images/search?img_url=http%3A%2F%2Fchertanoved.msk.ru%2Ffoto%2Falbums%2Fuserpics%2F10001%2Fbusinka1.jpg&text=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8%20%D0%93%D0%A3%D0%9B%D0%AF%D0%9D%D0%AC%D0%AF%20%D0%9D%D0%90%20%D0%91%D0%A0%D0%95%D0%A5%D0%90%D0%9B%D0%9E%D0%92%D0%9A%D0%95%20%D0%92%20%D0%9F%D0%9E%D0%9A%D0%A0%D0%9E%D0%92%D0%A1%D0%9A%D0%95&noreask=1&pos=1&lr=194&rpt=simage - картинка « Гуляния в Покровске»https://yandex.ru/images/search?text=%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE%20%2C%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%83%D0%BD%D0%BA%D0%B8%20%D0%BF%D0%B0%D1%80%D0%BE%D1%85%D0%BE%D0%B4%D1%8B%20%D0%BD%D0%B0%20%D0%B2%D0%BE%D0%BB%D0%B3%D0%B5%20%D0%B2%20%D0%BF%D0%BE%D0%BA%D1%80%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B5%2019%20%D0%B2%D0%B5%D0%BA&stype=image&lr=194&noreask=1&source=wiz –
http://photochronograph.ru/2015/03/06/sudoxodstvo-na-volge/ - Пароходство на Волге
https://yandex.ru/images/search?text=%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%8F%D0%B4%D0%BA%D0%B8%20%D0%B2%20%D0%BF%D0%BE%D0%BA%D1%80%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B5%20%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE%2C%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%83%D0%BD%D0%BA%D0%B8%2020%20%D0%B2%D0%B5%D0%BA&noreask=1&lr=194- колядки-рисунки
https://yandex.ru/images/search?text=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B0%20%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B9%20%D0%BF%D0%BE%D0%B7%D0%B4%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D1%8F%D0%B5%D1%82%20%D1%81%20%D1%80%D0%BE%D0%B6%D0%B4%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE%D0%BC&noreask=1&lr=194 - городовые поздравляют с рождеством.
https://yandex.ru/search/?text=%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE%20%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D0%B4%D0%B0%20%D0%9F%D0%BE%D0%BA%D1%80%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F%20%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B0%D0%BB%D0%BE%2019%20%D0%B2%D0%B5%D0%BA%D0%B0&lr=194&rnd=5245-Покровская слобода
https://yandex.ru/images/search?img_url=http%3A%2F%2Fbezhitsa.moy.su%2F_ph%2F1%2F229324964.jpg&p=1&text=%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE%20%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D0%B4%D0%B0%20%D0%9F%D0%BE%D0%BA%D1%80%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F%20%D0%91%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D1%80%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D0%BF%D0%BB%D0%BE%D1%89%D0%B0%D0%B4%D1%8C%20%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B0%D0%BB%D0%BE%2019%20%D0%B2%D0%B5%D0%BA%D0%B0&noreask=1&pos=39&rpt=simage&lr=194 -Базарная площадь
http://kid-book-museum.livejournal.com/666061.html - Фото к рассказу Л.Кассиля «Есть на Волге утес»
http://www.labirint.ru/screenshot/goods/489333/17/ - Иллюстрации к книге Л.Кассиля «Дорогие мои мальчишки».
Биография А.П.Гайдара.
Аркадий Гайдар родился 9 (22) января 1904 года в посёлке под г. Льговом в семье учителя. В 1911 году Голиковы переезжают в Арзамас, где Аркадий поступает учиться в реальное училище.
Жизнь для 13-летнего подростка, будущего известного писателя, - это игра, полная опасностей: он участвует в митингах, патрулирует улицы Арзамаса, становится связным большевиков. В 14 лет вступает в РКП(б), работает в местной газете «Молот».
В январе 1919 года, добровольцем, скрыв свой возраст, Аркадий вступает в Крас ную Армию, вскоре становится адъютантом, учится на курсах красных командиров, принимае т участие в боях, где получает ранение. Аркадий ушёл воевать, когда ему ещё не исполнилось пятнадцати лет. Он бредил военными подвигами с той поры, когда его отец, Петр Исидорович, сельский учитель, принимал участие в Первой мировой войне. Наверное, такая же судьба была у сотен российских мальчишек, родившихся в интеллигентных семьях, учившихся в гимназиях и реальных училищах, да так и не доучившихся.
Голиковы, 1914 г. Арзамас, 1918 г.
В 1920 году Аркадий Голиков - уже комиссар штаба. В 1921 г. – командир отделения Нижегородского полка. Воевал на Кавказском фронте, на Дону, под Сочи, участвовал в подавлении антоновского мятежа, в Хакасии участвовал в операциях против «императора тайги» И. Н. Соловьёва. Обвиненный в самочинном расстреле (по делу И. Н. Соловьёва), на полгода был исключен из партии и отправлен в продолжительный отпуск по нервной болезни, не оставлявшей его впоследствии на протяжении всей жизни.
«Юношеский максимализм, жажда подвигов, рано испытанное чувство власти и ответственности утвердили Голикова в мысли, что единственно возможное будущее для него – быть офицером Красной Армии. Он готовится к поступлению в военную академию, но после контузии его демобилизуют. О военном поприще надо забыть и жизненный опыт, накопившийся за годы гражданской войны, влечёт его к писательству».1
Первая публикация относится к 1925 году. В журнале «Звезда» была напечатана его повесть «В дни поражений и побед». Успеха она не принесла.
Псевдонимом «Гайдар» (тюркское слово – «всадник, скачущий впереди»), Голиков впервые подписал новеллу «Угловой дом», созданную в 1925 г. в Перми, где Аркадий Петрович жил в то время и работал над повестью о борьбе местных рабочих с самодержавием – «Жизнь ни во что» (другое название - «Лбовщина» (1926). В пермской газете «Звезда» и других изданиях писатель публикует фельетоны, стихи, записки о путешествии по Средней Азии, фантастический рассказ «Тайна горы», отрывок из повести «Рыцари неприступных гор" (другое название – «Всадники неприступных гор» (1927), поэму «Пулемётная пурга».«В этот период ещё не выявилась его "детская" писательская направленность, но уже в рассказе "Р.В.С." Гайдар заявил о себе как писатель, способный с тонким мастерством рассказать о сложном мире ребёнка, давая понять, что следование вековечным нравственным законам долга, чести, верности Родине даётся детям непросто. Гайдар был одним из первых, кто, следуя традициям классической русской и мировой прозы о детях, смог без "социологических преувеличений" показать ребёнка в невероятной реальности».
А.П. Гайдар, Л.Л. Соломянская, Тимур
Пермь, 1925 г.
В Перми Гайдар женится на Руве-Лии Лазаревне Соломянской (1908-1986), дочери большевика, уроженца Минской губернии Лазаря Григорьевича. Она была журналисткой, организатором пионерского движения в Перми. Была членом редколлегии пермской газеты «На смену», работала на радио. В кино - с 1935 года (сначала работала на «Мосфильме», затем – зав. сценарным отделом «Союздетфильма»). В годы Великой Отечественной войны – военный журналист газеты «Знамя». После войны она сотрудничала с различными газетами и журналами.
В 1926 году в Архангельске у Аркадия Гайдара и Лии Соломянской родился сын Тимур.
С 1927 года Гайдар жил в Свердловске, где в газете «Уральский рабочий» опубликовал повесть «Лесные братья» (другое название - «Давыдовщина» - продолжение повести «Жизнь ни во что»).
Летом 1927 года, будучи уже довольно известным писателем, переехал в Москву, где, в числе многих публицистических произведений и стихов, выпустил детективно-приключенческую повесть «На графских развалинах» (1928 г.). Повесть была экранизирована в 1957г. (реж. В. Н. Скуйбин). В 1931 году Соломянская и Гайдар расходятся. Аркадий Гайдар уезжает в Хабаровск корреспондентом газеты «Тихоокеанская звезда».
В 1930 году выходит в свет автобиографическая повесть «Школа». В 1932 году – повесть «Дальние страны», в 1935 году – «Военная тайна», а написанная ещё в 1933 году и вошедшая в повесть «Сказка о военной тайне» получает не просто реалистическое обрамление - она как бы продолжена драматичными событиями реальной жизни.
В 1935 году была напечатана повесть «Судьба барабанщика», в 1936 году вышел рассказ «Голубая чашка» - лирическая новелла, повествующая об одном дне одной семьи, о размолвке в семье. «Голубая чашка» – символ мира и взаимопонимания, хрупкого и крайне необходимого всем и каждому.
В середине 1938 году Гайдар поселяется в Клину в доме Чернышовых: глава семейства имел частную сапожную мастерскую в Клину и небольшую фабрику в Москве. Гайдар женится на дочери Чернышова – Доре Матвеевне, и удочеряет ребёнка супруги – девочку Женю, имя которой вместе с именем своего сына дает главным героям знаменитой повести «Тимур и его команда», написанной в Клину. Вскоре на экраны страны по киносценарию А. П. Гайдара выходит кинофильм«Тимур и его команда» (реж. А.Е. Разумного), рассказывающий о смелом и отзывчивом мальчике-пионере Тимуре Гараеве и его друзьях, помогавших семьям фронтовиков.Увлекательность сюжета, стремительная легкость повествования, прозрачная ясность языка при бесстрашном внесении в «детскую» жизнь значительных и трагических событий, поэтическая «атмосфера», доверительность и серьёзность тона, непререкаемость кодекса «рыцарской чести», товарищества и взаимопомощи – все это обеспечило искреннюю и долговременную любовь юных читателей к Гайдару – официальному классику советской детской литературы. Благородный почин героя повести - Тимура послужил стимулом для появления и широкого распространения по всей стране тимуровского движения, особенно актуального в 1940–1950-е годы.
В 1939 году опубликован рассказ «Чук и Гек», ставший классикой детской литературы. Как и в других произведениях Гайдара, ключевыми составляющими здесь являются приключение и путешествие.
В 1940 г. Гайдар пишет продолжение «Тимура…» – «Комендант снежной крепости», а в начале 1941 г. – киносценарий продолжения и сценарий фильма «Клятва Тимура» (постановка 1942 г., реж. Л.В. Кулешов). В июле 1941 г. писатель отправляется на фронт корреспондентом газеты «Комсомольская правда». В это время им написаны очерки «Мост», «У переправы» и др. В августе-сентябре 1941 г. в журнале «Мурзилка» опубликована философская сказка Гайдара для детей «Горячий камень» - о неповторимости жизни, о неизбежных трудностях и ошибках на пути постижения истины.
Разных по возрасту, характеру и типажу «детских» героев Гайдара (среди которых немало «отрицательных» лиц: Мальчиш-Плохиш, Мишка Квакин и др.) дополняют персонажи рассказов-миниатюр для дошкольников («Василий Крюков», «Поход», «Маруся», «Совесть»).Многие произведения Гайдара инсценированы и экранизированы: фильмы «Чук и Гек» (1953 г., реж. И. В. Лукинский); «Школа мужества» (1954 г., реж. В. П. Басов и М. В. Корчагин); «Судьба барабанщика»(1956 г., реж. В. В. Эйсымонт).
1940 г.
Может быть потому, что Гайдар сам был фактически лишён настоящего детства, почти все его произведения проникнуты эхом войны, предчувствием войны. Он романтизирует борьбу, сражения. Всю жизнь его тянуло ко всему военному, даже одевался он на военный лад. Он верил в то, что писал.
Аркадий Гайдар погиб в самом начале Великой Отечественной войны в бою
около деревни Леплява Каневского района Черкасской области 26 октября 1941 г.
Ему исполнилось к тому времени всего 37 лет.
Биография Л.А.Кассиля.
1905 год... Неудачи в войне с Японией, Кровавое воскресенье. В России одно крупное потрясение сменяет другое. Вести о событиях, будоражащих страну, доходят и до Покровской слободы, раскинувшейся на левом берегу Волги напротив Саратова.
В доме на Кобзаревой улице у доктора Абрама Григорьевича Кассиля собралась местная революционно настроенная интеллигенция. Разгорелся спор о будущем России. По улице медленно прогуливался городовой, искоса поглядывая на окна подозрительной квартиры. Хозяин, Абрам Григорьевич Кассиль, заметив это, усиленно пытается изобразить, что гости отмечают годовщину Полтавского боя. Он периодически высовывается в окно и декламирует стихи А.С. Пушкина.
Страсти тем временем распалялись. Эсеры начали ссориться с эсдеками. Жена доктора, Анна Иосифовна, принимавшая активное участие в споре, разволновалась и почувствовала себя плохо. Гости стали поспешно расходиться. К вечеру в семье Кассилей родился первенец. Назвали его громко - Лев, а дома звали просто Леля или Левушка.
Шло время. Леля рос, становился все более подвижным и любопытным.
Через три года на свет появился его брат Иосиф, которого задиристый Леля окрестил Оськой. Братья жили дружно. Вместе играли в игрушечные поезда, автомобили и пароходы. Изучали языки, музыку, рисование. Занимались в гимнастической комнате. Ими "было оборудовано классическое "золотое детство" - с идеалами, вычитанными из книжек "Золотой библиотеки". Они действительно были очень начитанны: знали наизусть сказки братьев Гримм, греческие мифы, русские былины.
И, конечно же, как и все дети, мальчики мечтали. Леля, например, как и многие его "пешие сверстники", мечтал стать извозчиком, так как "автомобили и самолеты в то время обретали еще пределы мечты". Хотел он быть также кораблестроителем, так как все детство братьев "доставали гудки волжских пароходов". "Они тянулись из далекой глубины ночи, будто нити: одни тонюсенькие и дрожащие, как волосок в электролампочке, другие толстые и тугие, словно басовая струна в рояле". Леля даже мастерил модели судов. А об одном из самодельных пароходов, типа "Самолет", названном им "Добрыня Никитич", написали в местной газете.
У Лели было много увлечений. Он собирал гербарий, коллекцию бабочек и жуков, которая ночью "бежала вместе с булавками". Кроме того, "музыканты утверждали", что у него "отличный слух и мягкое туше". Оська рано выучился читать, поэтому в голове у него возникла путаница. Он путал "помидоры" с "пирамидами", вместо "летописцы" говорил "пистолетцы" и недоуменно спрашивал покровского священника: "Тетя! А зачем на вас борода?"
С детства мальчики были окружены заботой и вниманием. Добрейшим человеком была их няня, - Мария Петровна Сычева. С двенадцати лет пошла она в услужение к Кассилям. Нянчила детей и помогала Анне Иосифовне на кухне. Взяли ее для маленького Лели, уже при ней родился и вырос Ося. Леля рано умел читать и учил грамоте няню. "Бывало, заставит что-нибудь выучить, а мне некогда", - с нежностью вспоминает Мария Петровна. Леля ей говорит: "А тогда, нянюшка, иди становись в угол". А Абрам Григорьевич - ему: "Раз Машенька наказана, то тебе, Леля, посуду мыть".
В семье Кассилей к прислуге относились уважительно. Ко всякому празднику обязательно преподносили Машеньке подарок. Однажды, на Рождество, приготовили всем подарки под елкой. Няню не забыли тоже. Леля, узнав об этом, доложил Машеньке: "Нянюшка, и тебе Дед Мороз что-то принес". А Ося, услышав это, пробежал к чуланчику, где стояло блюдо с пирожными, выбрал несколько самых красивых и подарил няне.
С кухаркой Аннушкой, которая позднее будет описана Львом Кассилем в повестях "Кондуит" и "Швамбрания", братья дружили. Разница в возрасте была небольшая: Леле - девять, Аннушке - шестнадцать лет. Они вместе ходили на каток. Леля учил Аннушку кататься на коньках. Когда родители уходили из дома, дети вместе с Аннушкой лезли в погреб "снимать сливки" с варенья.
Отца Лели и Оси, доктора А.Г. Кассиля, знала вся Покровская слобода. Свадебные кортежи останавливались у "докторского дома", чтобы засвидетельствовать свое почтение. В народе его называли просто - "бабий бог". Однако, когда он отстаивал койку для общественной больницы, сход богатых "сыто бубнил": "Нэ трэба". Нелегко молодому доктору было бороться с отсталостью покровчан. Мать, Анна Иосифовна, происходила из семьи саратовского купца 2-й гильдии И.М. Перельмана. Она получила блестящее образование, знала французский язык и давала уроки музыки на дому. Все детство мальчиков "было положено на музыку".
"У мамы тонкие длинные пальцы, - вспоминал Лев Кассиль. - Изнеженной барышней она храбро покинула большой город и уехала с папой в "земство", в деревню, к далекой и глухой Вятке. Там ей суждено было просидеть много бессонных ночей у черного разузоренного стужей окна в ожидании отца, который ездил в далекое село к больному".
Покровская слобода, куда в 1904 году переехала чета Кассилей, мало чем отличалась от Вятки. Зимами здесь тоже "ходит пурга". "Степь снегами и вихрями вторгается в слободу. Всю ночь тогда покровские церкви мерно звонят. Колокол указывает дорогу заблудившемуся в степи".
До 1914 года город Покровск был слободой. "Слобода Покровская. Слобода была богатая. На всю Россию торговала хлебом... Жили в слободе Покровской украинцы-хлеборобы, богатые хуторяне, немцы-колонисты, лодочники, грузчики, рабочие лесопилок, костемольного завода и немного русских крестьян", - пишет Лев Кассиль в "Кондуите и Швамбрании".
Быт покровчан, по воспоминаниям писателя, был незатейлив и весел: "Летом калились до синевы под степным солнцем, гоняли верблюдов. Ездили на займище, дрались на берегу. Гонялись на лодках с саратовцами. Зимой пили. Справляли свадьбы, танцуя по Брешке. Лузгали подсолнухи. Зажиточные хуторяне собирались в волостном правлении на сходку. И, если подымался вопрос о постройке новой школы, о замощении улиц и так далее, горланили обычную резолюцию: "Нэ трэба!"Болота и грязь затопляли слободские улицы. Так жили в слободе Покровской, в семи верстах от Саратова".
В 1913 году в газете "Саратовская копейка" появилось объявление, в котором сообщалось о том, что "врач А.Г. Кассиль переехал на Базарную площадь, дом Ухиных". Кассили заняли первый этаж дома. Кабинет Абрама Григорьевича, где он принимал больных, в представлении ребят был "капитанским мостиком", - вход посторонним туда был запрещен. Гостиная - "рубка первого класса", в столовой - "кают-компания", комната Аннушки и кухня - "третий класс, трюм, машинное отделение". А дом в целом представлялся большим пароходом, "бросившим якорь в тихой гавани Покровской слободы".
Из окон своей комнаты мальчики любили смотреть на Покровскую (в народе - Базарную) площадь. Зрелище было впечатляющим: "В открытые окна рвалась визгливая булга торговок. Пряная ветошь базара громоздилась на площади... Возы молитвенно простирали к небу оглобли. Снедь, рухлядь, бакалея, зелень, галантерея, рукоделие, обжорка".
За углом, на пересечении улицы Кобзаревой и Хорольского переулка (ныне ул. Коммунистической и Театральной) находился "синематографический электротеатр "Эльдорадо", куда Левушка Кассиль ходил вместе с мамой, папой и няней смотреть приключенческие киноленты. От "Эльдорадо" по мощеной части Базарной площади до дома Ухиных проходил неширокий бульвар, который покровчане называли "Брешка" и "Брехаловка" - от слова "брехать", то есть разговаривать. Это было место встречи и гуляния всех жителей слободы. Кассиль писал позднее: "Вся Брешка - два квартала. Гуляющие часами толкались туда и назад, от угла до угла, как волночки в ванне от борта до борта... Сплошной треск разгрызаемых каленых семечек стелился над толпой. Вся Брешка была черна от шелухи подсолнухов. Семечки назывались у нас "покровский разговор".
Мальчики не любили Брешку. Однажды им в голову "пришла ослепительная идея". Они решили открыть свою "страну обетованную", "где все по справедливости ", " кино каждый день" и "все дети от родителей свободные". Это случилось 8 февраля 1914 года, когда братья отбывали очередное наказание в углу, в темной "аптечке". Так называлась полутемная проходная комната, где находились пузырьки, бутылки с микстурами, коробочки с лекарственными порошками. Дело в том, что папа считал наказание "стоя" негигиеничным, а поэтому не ставил в угол, а сажал. "На 12-й минуте братишку, как младшего, помиловали, но он отказался покинуть меня, пока мой срок не истечет, и остался в углу. Несколько минут затем мы вдумчиво исследовали недра своих носов, когда носы были исчерпаны, мы открыли Швамбранию", - вспоминает Лев Кассиль. Швамбрания, "страна вулканического происхождения", была названа в честь писателя Шваба, написавшего любимую книгу ребят "Легенды и мифы Древней Греции".
Они наблюдали, как за окном медленно "плыла Брешка", а на подоконнике "воздвигались невидимые дворцы", воздушные замки, распускались пальмы. На подоконнике была Швамбрания!..
Пришло время Леле идти учиться. И вот "в первый день, торжественный и страшный, серьезный августовский день, я в новых ботинках (левый чуть жал) поднялся к дверям гимназии", - читаем мы в повести Льва Кассиля "Кондуит и Швамбрания". Покровская гимназия располагалась в большом казенном здании (ныне Технологический институт). И порядки здесь тоже были насквозь "казенные". Над всеми гимназистами довлел и безраздельно господствовал "Кондуит". Так назывался штрафной дисциплинарный журнал, в котором записывались все провинности гимназистов. В переводе с французского это слово обозначало "поведение". В гимназии "все дороги вели в "Кондуит". Гимназистам нельзя было гулять по Брешке, Базарной площади, надевать рубашку с вышитым воротником, шинель внакидку, иначе можешь попасть в "Кондуит" и остаться без обеда.
"Сизяки" - так звали гимназистов за их шинели сизого цвета, тоже в долгу не оставались. Они "воровали на базаре, дрались на всех улицах с парнями. Били городовых. Учителям, которых невзлюбили, наливали всякой гадости в чернила. На уроках тихонько играли на расщепленном пере, воткнутом в парту". Чтобы отомстить директору гимназии, городской думе и родительскому комитету за то, что те запрещают учащимся гимназии гулять по Народному саду, "сизяки" устроили широкую "звонко-резную кампанию".
Раньше в городе Покровске не было электрических звонков, поэтому покровчане гордились своим "электрическим звоном". "Моду" на звонки завел "новый доктор", приехавший в Покровск, "когда еще тот был слободой". Фамилия "любителя науки и техники" осталась неизвестной. Но он прославился тем, что провел у себя в квартире звонок с электрическими батарейками. Пациентам, приходившим к нему на прием, очень нравилось нажимать на кнопку и слушать, как звенит звонок. Благодаря своему нововведению доктор приобрел огромную практику. Жители города Покровска решили также обзавестись звонками.
"Через пять лет, - пишет Кассиль в "Кондуите и Швамбрании", - не осталось ни одного домика с крылечком, на котором не было бы кнопочек. Звонки звенели на разные голоса. Одни трещали, другие переливались, третьи шипели, четвертые просто звонили. Около некоторых кнопок висели вразумляющие объявления:"Прозба не дербанить в парадное, а сувать пальцем в пупку для звонка".
"Покровчане гордились своим культурным звоном. О звонках говорили с нежностью и увлечением. При встрече справлялись о здоровье звонка:- Петру Степановичу! Мое вам... Ну, як ваш, новенький? Справил мастер?- Спасибо, справил. О це ж гарний звоночек. Милости просим послушать. Чистый канарей.
Свахи, расхваливая невесту, хвастали:- Дом за ей дают флигерем, на парадном звонок электрический".
Гимназисты организовали "Комитет борьбы и мести" и, решив, что против них весь город, бросили призывный клич: "Режь звонки!" Список "Кондуита" после этого заметно пополнился.
После революции 1917 года гимназию упразднили. Леля перешел учиться в Единую трудовую школу, которая образовалась после слияния женской и мужской покровских гимназий. Он стал заниматься в библиотеке-читальне. Выпускал там рукописный литературный журнал "Смелая мысль", где был и редактором, и художником, руководил драмкружком. Со Швамбранией было покончено.
Много перемен произошло и в семье Кассилей. Уважаемого доктора Кассиля переселили в дом 42, на Аткарской улице. Из этого дома в 1923 году по окончании трудовой школы Лев Кассиль уехал учиться в Москву. Там он становится известным детским писателем. В своей первой повести "Кондуит" (1930) он описывает Покровскую гимназию, а в "Швамбрании" (1933) страну, которую они с Оськой придумали. Позднее эти две разные книги будут объединены в одну под общим названием "Кондуит и Швамбрания" (1935). Первая публикация, очерк "Изустный период в городе Покровске", появившаяся в журнале "Новый Леф" (№ 1, 1928), посвящена родному Покровску. Отголоски впечатлений детства есть и в романе "Вратарь республики" (1938), где он описывает свое раннее увлечение - футбол.
Брат Лели Иосиф закончил Саратовский университет и к середине тридцатых годов стал известным в Саратове литератором. Иосиф Кассиль возглавлял саратовскую писательскую организацию, участвовал в организации альманаха "Литературный Саратов", в котором и была опубликована его повесть "Крутая ступень", вышедшая в роковом для Иосифа 1937 году. Автора обвинили в антисоветизме, в желании "опорочить партийные органы", "оклеветать советских студентов и коммунистов" и "замазать вредительскую деятельность врагов". Иосиф Кассиль был оклеветан, изгнан из партии, осужден, уничтожен. Его поглотили бесконечные недра ГУЛАГа.
Лев Кассиль пытался спасти брата, "подавая прошение" во всевозможные инстанции. Все было бесполезно. Единственное, что смог сделать Кассиль, - это спасти свою "столько раз от осанны к анафеме низвергаемую", "опальную" "Швамбранию", в которой был описан Оська и которая постоянно претерпевала нападки цензуры. Когда книга вышла в издательстве "Золотая библиотека", Лев Кассиль писал в своем дневнике: "Вот и пойдет мой Оська в школы и библиотеки".
В городе детства писателя 9 ноября 1995 года открыт музей, посвященный его жизни и творчеству. Он находится в доме по улице Льва Кассиля - бывшая Аткарская, 42. Это последний адрес семьи Кассиля в городе Покровске, который в 1931 году был переименован в город Энгельс. В доме оставались жить родители. Дети разлетелись из гнезда, сохранив в душе память о Покровске, родном городе детства, улицами которого они "входили в жизнь".