Программа гражданско-патриотического воспитания детей и молодёжи «ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОПРИЗЫВНОЙ МОЛОДЁЖИ В ГБПОУ РХ ЧМТТ»


Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Республики Хакасия
«Черногорский механико-технологический техникум»
«МЫ ЭТОЙ ПАМЯТИ ВЕРНЫ…»
программа гражданско-патриотического воспитания детей и молодёжи
«ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОПРИЗЫВНОЙ МОЛОДЁЖИ В ГБПОУ РХ ЧМТТ»
возраст студентов: 16 – 18 лет
Разработчик: преподаватель-организатор ОБЖ Н.В. Борисенок
Черногорск – 2016
Патриотическое воспитание всегда было и остается актуальной проблемой, имеющей непреходящее значение для теории и практики педагогики. В зависимости от социально-экономического развития общества, политических и идеологических установок государственного строя страны изменяются цели, задачи, а соответственно, содержание, формы и методы патриотического воспитания. Проблемы патриотизма и патриотического воспитания освещались в работах классиков педагогики и русских писателей В.Г. Белинского, H.A. Добролюбова, А.Н. Радищева, К.Д. Ушинского и др.
В недалеком прошлом в Советском Союзе за 70 лет была создана уникальная система патриотического воспитания советских граждан, охватившая все возрастные группы людей. Патриотическое воспитание рассматривалось как важнейшая составляющая нравственного воспитания детей и молодежи. Оно было проникнуто идеями воспитания в духе коммунистической морали, его разновидности (идейно-нравственное воспитание, идейно-патриотическое воспитание, военно-патриотическое воспитание и др.) находили широкое освещение в педагогических исследованиях. В комплексном рассмотрении проблем воспитания в советское время различные аспекты патриотического воспитания нашли отражение в работах Ю.К. Бабанского, Н.И. Болдырева, В.И. Журавлева, Т.А. Ильиной, Б.Т. Лихачева, И.С. Марьенко, В.А. Сластенина, Г.И. Щукиной и др.
Россия в конце 80-х - начале 90-х годов XX столетия вступила в этап кардинальных социально-экономических преобразований, широкомасштабного рыночного реформирования, которое затронуло все сферы общественной жизни России, в том числе воспитание, и патриотическое воспитание, в частности. В эти годы тема патриотического воспитания оказалась невостребованной как у руководства страны, так и в педагогических исследованиях. Но начиная с 90-х годов в поисках национальной идеи нашего государства, патриотическое воспитание становится одной из главных задач. Значительное внимание государства к проблемам патриотического воспитания в последние годы вызвало бурный рост научных исследований, что проявляется, в частности, в возросшем количестве научных исследований по данной тематике. За последнее время приняты важнейшие документы федерального, регионального и местного значения по патриотическому воспитанию граждан России.
Таким образом, патриотическое воспитание сегодня стало одним из самых востребованных по отношению к другим видам воспитания. Однако эффективность патриотического воспитания граждан зависит от того, насколько отработаны его содержание, формы и методы в различных государственных структурах, в том числе и в системе образования. Вопросы воспитания патриотизма (в большей степени военно-патриотического воспитания) получили широкое освещение в трудах таких видных отечественных ученых, как A.B. Абрамов, С.А. Алиева.
Патриотическое воспитание является важным средством формирования гражданского общества, укрепления единства и целостности Российской Федерации. Чувство патриотизма ни в коем случае нельзя смешивать с чувством враждебности к другим народам.
Патриоти́зм-нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя с другими членами народа, готовность подчинить свои интересы интересам страны, стремление защищать интересы Родины и своего народа.
Впервые слово «патриот» появилось в период Французской революции 1789- 1793гг. Патриотами тогда себя называли себя борцы за народное дело, защитники республики в противовес изменникам, предателям родины из лагеря монархистов. Более современные понятия «патриотизма» связывают сознание человека с эмоциями на проявления воздействий внешней среды в месте рождения данного индивида, его воспитания, детских и юношеских впечатлений, становления его как личности. Патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию в России единого гражданского общества. Патриотизм - это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите.
Патриотическое воспитание, являясь составной частью общего воспитательного процесса, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Патриотическое воспитание должно быть плановым, системным, постоянным и одним из приоритетных направлений в государственной политике в области воспитательной деятельности.
Под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формирование у людей любви к своей Родине. Смысл патриотического воспитания заключается в объяснении реальных понятий добра и зла, обращении сознания студентов к высоким идеалам отечественной истории и создании у них тем самым самостоятельных представлений о достойном общемировом значении и самоценности России.
Тема родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Родина — синоним слова Отечество, место, где родился человек, а также страна, в которой он родился и к судьбе которой ощущает свою сопричастность. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе.
И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Характеризуя создавшееся в стране положение, В.В. Путин говорит о том, что даже само слово "патриотизм" "подчас используется в ироническом или даже ругательном смысле. Однако для большинства россиян оно сохранило свое первоначальное, полностью позитивное значение. Это чувство гордости своим Отечеством, его историей, свершениями. Это стремление сделать свою страну краше, богаче, крепче, счастливее.
В Российском патриотизме должны найти сочетание идеи народов России с общенациональной, общероссийской идеей, которая воспринимается гражданами многонациональной страны как ценностный стержень, как смысл жизни. В российском патриотизме должно также сочетаться личное, присущее каждому гражданину (независимо от национальной и религиозной принадлежности) и общественное, связанное с развитием могущества страны, ее прогрессом, укреплением Федерации.
Патриа́рх Алекси́й II в одной из своих речей подчеркнул: «Патриотизм, несомненно, актуален. Это чувство, которое делает народ и каждого человека ответственным за жизнь страны. Без патриотизма нет такой ответственности. Если я не думаю о своём народе, то у меня нет дома, нет корней. Потому что дом — это не только комфорт, это ещё и ответственность за порядок в нем, это ответственность за детей, которые живут в этом доме. Человек без патриотизма, по сути, не имеет своей страны. А «человек мира» это то же самое, что бездомный человек».
В нашем техникуме патриотическое воспитание молодежи организовано, как мы считаем достаточно хорошо. Например, для нас стала уже традицией участвовать в военно-спортивных соревнованиях города и республики, которые проводятся с целью овладения допризывной молодежью гражданско-патриотического воспитания и военно-прикладными навыками. В них участвуют юноши допризывного возраста и в течении нескольких лет подряд наша команда занимает призовые места:
«Допризывная молодежь» - это военно-спортивные соревнования в городе;
Военно-спортивные соревнования «Тропа выживания»;
Встреча в участниками Великой отечественной войны и локальных войн; Соревнования, посвященные памяти воина-интернационалиста из г. Черногорска Евгения Ветрова, юноши состязаются в военно-прикладных видах спорта (подтягивание, частичная разборка и сборка АК, преодолевают полосу препятствий, стреляют из пневматической винтовки).
«День победы в Великой Отечественной войне», в основном это театрализованная постановка, о событиях военных лет, которая посвящается тем, кто сражался за наше будущее;
«День Защитника Отечества» - военно-спортивные соревнования, посвященные будущим Защитникам Отечества. В них участвуют и девушки, так, как в армию могут пойти служить и они. На соревнованиях лучшие девушки и юноши показывают свои умения и навыки, в неполной разборке и сборке АК с завязанными глазами, как правильно выполнять команду «Газы» и оказывать первую доврачебную помощь. На этих мероприятии присутствуют представители городского военкомата и воинской части, они помогают судить соревнования и награждают лучших.
Наш патриотический кружок «Призывник» всегда активно участвует на всех парадах 9 мая в городе Черногорск, оказывает помощь ветеранам войны и просто пожилым людям.
Воспитывая человека с большой буквы, мы не забываем и о Здоровом образе жизни, ежегодно у нас проводятся спортивные соревнования, посвященные Здоровому образу жизни, акции «Молодёжь против наркотиков».
Национальное достояние нашей республики мы тоже глубоко изучаем и проводим с большим интересом «День Хакаской культуры», студенты с удовольствием изучают культуру родного края и его фольклор.
Ежегодно в рамках городских акций мы принимаем активное участие в митингах посвященных участникам локальных войн.
Сегодня в Черногорске проживают 426 участников локальных войн и конфликтов, в мирное время выполнявших воинский и служебный долг в различных «горячих точках» на территории Афганистана, Югославии, Венгрии, Северной Кореи, о. Даманский, Чечни, Дагестана.
Городской конкурс –«Я живу в России» и «День России» тоже проходят в рамках патриотического воспитания, в эти дни студенты демонстрируют свои знания о Родине, Российской Федерации, Днях воинской славы.
Проблема формирования военно-патриотического воспитания молодежи в силу ее потенциальной значимости в социуме является одной из актуальных в современном обществе. Отсутствие целенаправленных и систематических военно–физических занятий молодежи негативно отразилось на подготовке призывников в Вооруженных Силах Российской Федерации, вызвало нежелание юношей служить в армии. Исходя из этого - мы усилили работу в нашем учебном заведении по патриотическому и физическому воспитанию студентов.
В настоящее время в ходе учебного и во внеаудиторного времени мы продолжаем поиски форм физической и патриотической подготовки студентов, при этом военно-патриотическое воспитание призвано обеспечить морально-политическую готовность учащихся к обороне Отчества и службе в Российской армии и Военно-Морском флоте. В соответствии с этим мы выполняем заказ современного общества – воспитание здорового, физически крепкого подрастающего поколениям в духе патриотизма и подготовки его к защите Родины и выполнения Воинской обязанности.
«Воинская обязанность – это установленный законом долг граждан нести службу в рядах Вооруженных Сил и выполнять другие обязанности, связанные с обороной страны» (Ожегов С. И. Словарь русского языка).
Содержание воинской обязанности граждан Российской Федерации определено Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе». И наши выпускники с честью выполняют свой воинский долг, и после окончания срочной службы остаются служить по контракту. Получив специальность по окончании техникума, каждый год два-три наших выпускника поступают в высшие военные учебные заведения.
Ведущее место в процессе становления патриотического и интернационального сознания студентов занимает содержание образования. Например, изучение истории знакомит с богатыми патриотическими и интернациональными традициями народов России, раскрывает им суть реформы политической системы, открывающей простор самоуправлению общества, создающей условия для полного развития инициативы граждан; уроки по основам военной подготовки, готовят из них настоящих защитников Отечества.
И чтобы не говорили о наших выпускниках, какими бы они не были во время учебного процесса - если Родина позовет все, как один встанут на её защиту.
План
военно-патриотического воспитания студентов на 2016 – 2017 учебный год
№ Мероприятия Дата проведения Ответственные
Изучение индивидуальных особенностей и проведение мероприятий по адаптации студентов нового набора. сентябрь Кл. руководители, преподаватели
Обзор журналов по патриотическому воспитанию студентов: «Патриот», «Военные занятия», «ОБЖ» МО РФ, «Гражданская защита» МЧС РФ. ежемесячно Преподаватель-организатор ОБЖ
Конкурс рефератов среди студентов I и II курсов «К защите Родины готов», посвященных Победе в ВОВ. май Преподаватели истории, литературы, ОБЖ
Уроки мужества с участием ветеранов ВОВ, воинов-афганцев, а также воинов, проходящих воинскую службу в Чечне, посвященных Дню «Защитника Отечества», Дню Победы в ВОВ. один раз в квартал Зам. дир. по ВР,
преподаватель-организатор ОБЖ
Просмотр видеофильмов, посвященных Победе в ВОВ: «Битва за Сталинград», «Туман», «День Победы», «Спецназ», «Блокада Ленинграда», «Они сражались за Родину» в течении года Зам. дир. по ВР,
преподаватель-организатор ОБЖ
Экскурсии в музей трудовой и боевой славы г. Черногорска с проведением встреч с ветеранами ВОВ, тыла, воинами-афганцами, а также с воинами, проходящими службу в Чечне. в течение года Кл. руководители, преподаватель-организатор ОБЖ
Тематических выставок, посвященных «Защитникам Отечества», «Дню Победы». в течение года Библиотекарь
Месячник, посвященный «Защитникам Отечества» и Дню Победы в ВОВ. февраль май Преподаватель-организатор ОБЖ
Конкурс среди юношей предвыпускных курсов по ОВС. февраль Преподаватель-организатор ОБЖ
Проводить со студентами политинформации на военно-патриотические темы. один раз в квартал Кл. руководители, преподаватель-организатор ОБЖ
Вести переписку со студентами, проходящими военную службу в Вооруженных Силах РФ. в течение учебного года Кл. руководители,
преподаватель-организатор ОБЖ
Военизированные игры «А ну-ка парни», «Сильные, смелые, ловкие», «Будущий защитник Отечества». февраль Преподаватель-организатор ОБЖ,
руководитель
физвоспитанияТематические выставки с выставлением книг и брошюр по допризывной подготовке, по боевым и трудовым традициям. один раз в квартал Библиотекарь
Круглый стол с приглашением ветеранов ВОВ и тыла, воинов Афганистана, Чечни. в течение года Зам. дир. по ВР,
преподаватель-организатор ОБЖ
Встреча с выпускниками техникума, отслужившими в рядах ВС РФ в течение учебного года Преподаватель-организатор ОБЖ
Тематические классные часы по воспитанию патриотизма и любви к Родине:
- «Государственные символы РФ»
- «Служба в армии России – священный долг граждан России». в течение года Кл. руководитель, преподаватель-организатор ОБЖ
Встречи в группах юношей с работниками Черногорского Горвоенкомата. в течение года Преподаватель-организатор ОБЖ
Участие в городских военно-патриотических соревнованиях «Допризывной молодежи». октябрь
Преподаватель-организатор ОБЖ
Участие в городских военно-патриотических соревнованиях «Памяти Е.Ветрова». декабрь Преподаватель-организатор ОБЖ
Работа кружка «Призывник». в течение года Преподаватель-организатор ОБЖ
Военно-спортивные сборы для юношей предвыпускных курсов. апрель-май Зам. дир. по ВР,
преподаватель-организатор ОБЖ
Участие в городских военно-спортивных соревнованиях «Тропа выживания». апрель-май Преподаватель-организатор ОБЖ,
руководитель
физвоспитанияОрганизация студентов на акции добра в течении года Зам. дир. по ВР,
преподаватель-организатор ОБЖ
Участие в республиканских Олимпиадах и военно-патриотических соревнованиях в течении года Преподаватель-организатор ОБЖ
Работа с выпускниками техникума по дальнейшему поступлению в высшие военные учебные заведения в течении года Преподаватель-организатор ОБЖ
Литература
Конституция Российской Федерации. М.: Известия. - 1999. - 59с.
Концепция военно-патриотического воспитания молодежи // ОБЖ. 1998.-№7.-С. 4-10.
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года //Вестник образования России. 2002. - № 6. - С. 11-41.
Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации. М., 2003. - 23 с.