Сценарий внеклассного мероприятия посвященного 70 – годовщине Великой Победы. «ВОЙНА. ШКОЛА. УЧИТЕЛЬ.»
Сценарий мероприятия в рамках проведения, методической недели посвященной 70 – годовщине Великой Победы
«ВОЙНА. ШКОЛА. УЧИТЕЛЬ.»
Цель: Создать условия
Задачи: Сформировать представления об учениках и учителях, работающих в годы Великой Отечественной войны в учреждениях образования.
Воссоздание обстановки тех лет на примере конкретных жизненных ситуаций.
Формирование патриотических чувств молодёжи.
Воспитание ответственности, значимости своей позиции в ситуации выбора поведения.
Повышение престижа профессии учителя.
Предварительная подготовка:
Создание творческой группы.
Изучение литературы по данной теме.
Сбор материалов.
Изучение истории села в контексте темы.
Встреча с учениками военных лет.
Руководство проектными группами.
Проведение репетиций.
Подготовка одежды для участников.
Подготовка материалов.
Оборудование:
Видеоролики.
Презентация.
Музыкальное оформление.
Класс оформлен в стиле военных лет.
Черные шторы для затемнения.
Для сценок:
Карта местности.
Повязки.
Каски.
Свечи.
125-граммовые блокадные кусочки хлеба.
Лампа керосиновая.
Свечи.
Фонарь.
Портрет Сталина.
Оружие (деревянные автоматы).
Сшитые из газет тетради.
Ручки перьевые.
Чернильницы.
Красный мел.
Одежда:
Пионерские галстуки.
Школьная форма с белыми передниками.
Для немца (черный костюм, кепка).
Для партизан (2 кителя и свитера).
Для учительницы (юбка плиссерованная).
«Учитель – мирный человек,
Но в сорок первом
Каждым нервом
Он защищал двадцатый век,
Чтоб жили школы в двадцать первом»
(Сценка) Фон выпускного бала, музыка 40-х годов, танец
Учитель1: Ой, мои ребятки! Вот и выпускной, совсем большие!
Разлетитесь кто куда О чем вы мечтаете?
Ученик: Я в селе останусь.
Ученик: А я в институт мечтаю поступить.
Ученик: А я еще думаю
Ученица: А я замуж хочу и детей много – много
Ученик: А я на завод пойду, как отец..
Ученица: А я хочу артисткой стать, как Любовь Орлова Всех приглашу на свой спектакль
Учитель1: Хорошие мечты у вас, ребята. Пусть они все сбудутся.
(вбегает ученик)
Ученик: Вы что еще тут сидите? Там внизу уже все собрались.
Пойдемте рассвет встречать!
Учитель1: Они мечтали. И мечты эти были красивые, светлые.
Они еще не знали, что им не суждено встретить этот мирный рассвет!
На фоне музыки «Прощание славянки»
Учитель2: Страна цвела. Но враг из-за угла.
Свершил налет, пошел на нас войною.
В тот грозный час,
Стальною став стеною,
Вся молодость оружие взяла,
Чтоб отстоять Отечество родное.
Учитель и война. Кажется, нет понятий более далеких друг от друга. Учитель - это самая мирная профессия.
Учитель1:Учитель. Когда произносят это слово, мы представляем школу, классы и любознательных учеников. Во все времена на учителя возлагается очень важная роль – учить и воспитывать детей. Это значит – формировать новые поколения.
Учитель2:Но что происходит, когда начинается война? Какой выбор есть у простого учителя? Взять в руки оружие и идти воевать, стрелять? Или продолжать делать свое дело? Продолжать делать то, что умеешь лучше всего – учить детей?
Учитель1:И сегодня мы откроем книгу непридуманных историй о том, как учили и учились в страшные годы Великой Отечественной войны. Как учителя, несмотря на всю опасность и трудности, старались пронести свои знания сквозь бомбёжки, страх и смерть.
Учитель2:Оружие учителя – указка и ручка. Но когда началась война, многие учителя покинули классы и ушли на фронт сражаться с немецкими захватчиками, спасать нашу Отчизну.
Учитель1:Многие из них проявили стойкость и героизм, защищая Отечество, многие погибли. Но мужество учителя проявляли не только на фронте. Многие оставались в тылу врага и продолжали работу с детьми. Ведь было очень важно, чтобы и в это тяжелое время дети не только получали знания, но и понимали, что происходит с их страной, с их народом. Учителя понимали, что война рано или поздно закончится и стране, нужны будут образованные люди.
Клип: (дети, учителя, школа во время войны (хроника)
Учитель2:На захваченных территориях фашисты уничтожили материальные ценности школ. Учебные здания превращали в казармы, полицейские участки, конюшни, гаражи. Много школьного оборудования они перевезли в Германию. Но даже в осаждённых фашистами городах школы продолжали работу.
(Сценка) Дети в пионерских галстуках.
Автор: Мне рассказывал смоленский паренек:
Уч.1(встает, показывает на доске указкой):
В нашей школе деревенской
Шел урок.
Проходили мы
Частицы НЕ и НИ.
Автор: А в селе стояли фрицы в эти дни.
Уч.2 (руками показывает):
Обобрали наши школы и дома.
Наша школа стала голой, Как тюрьма.
Уч.3(сидя, горестно):
Из ворот избы соседской
Угловой
К нам в окно глядел немецкий часовой.
Автор: И сказал учитель:
Учитель3: Фразу дайте мне
Чтобы в ней встречались сразу НИ и НЕ
Уч. 4(На доске написана фраза) (подходит к доске и подчеркивает ):
Мы взглянули на солдата у ворот
И сказали «От расплаты
НИ один фашист проклятый
НЕ уйдет!»
Учитель3: На оккупированной территории многие бывшие учителя участвовали в партизанской борьбе, немало их и погибло.
Писатель А. Астафьев пишет в своих воспоминаниях «А я таким вот и помню деревенского учителя с чуть виноватой улыбкой, вежливого, застенчивого, но всегда готового броситься вперёд и оборонить своих учеников, помочь им в беде, облегчить и улучшить людскую жизнь (А.Астафьев)
Повесть Василя Быкова “Обелиск” рассказывает о замечательном человеке, учителе – Морозе Алесе Ивановиче. Писатель рассказывает о тех временах, когда Белоруссия была захвачена немцами. Гитлеровский режим поддерживали полицаи - предатели из «своих». Среди белорусов были те, кто подчинялся им, но были и такие люди, которые всячески противостояли полицаям. Именно такими являются герои повести – школьный учитель Алесь Мороз и несколько его учеников: Павел Миклашевич, Коля Бородич, братья Кожаны, Николай и Андрей Смурные.
Сценка. Каждого высвечивает фонарь
Учитель Алесь (Николай): Я Мороз Алесь Иванович. Война в 41. Я при немцах остался работать в школе, детей учить. Я думал “Плохому я не научу. А школа необходима, не будем учить мы - будут оболванивать они. А я не затем два года очеловечивал этих ребят, чтобы их теперь расчеловечили. Я за них ещё поборюсь. Сколько смогу, разумеется”.
Ученик Бородич (Юра): Это был Учитель с большой буквы – он старался, чтобы мы, его ученики выросли, хорошими людьми. Алесь Иванович помогал каждому из нас,– спасал от голода, нищеты, жестокости родителей. И этим заслужил нашу любовь.
Полицай Каин (Балышев): Я «прославился» своей жестокостью и издевательствами по отношению к белорусам. Я преданно служил немцам и Гитлеру.
Ученик Смурной (Каткалев): Нас поймали, когда мы устроили покушение на полицая по кличке Каин. Каин был разъярен. Он требовал, чтобы к полицаям явился Мороз. Тогда он обещал отпустить всех нас.
Ученик Миклашевич (Алексей): Партизаны уговаривали Алеся не ходить к немцам. Говорили, что полицаи расстреляют всех. Но наш учитель Мороз попытался спасти наши жизни. Когда нас повели на расстрел, Мороз прошептал мне, что отвлечет немцев, а я должен бежать. И я сделал это. И остался жив. А вот Мороз погиб, как и остальные ребята. Всех их немцы на рассвете расстреляли.
Фрагмент из кинофильма «Обелиск»
Учитель3: Возможно, кто-нибудь спросит: а был ли подвиг? Ведь учитель Мороз за войну не убил ни одного фашиста. Я думаю, что подвиг в том, что борьбу с фашистами учитель Мороз вёл до самого последнего своего часа. Борьбу за своих учеников.
Учитель1: На третьем фронте вставая горою,на фронте учёбы, на фронте книг, -учитель равен солдату-герою - тот же армеец и фронтовик.
Сценка
Учитель3:Много лет учительствовала в селе Ксения Андреевна. Школа стояла немножко в стороне от села. Фронт проходил совсем недалеко. Части Красной Армии отошли за реку и укрепились там. А колхозники собрали партизанский отряд и ушли в ближний лес. Школьники носили им туда еду, рассказывали, где и когда были замечены немцы. Костя Рожков доставлял на тот берег красноармейцам донесения от командира лесных партизан. Шура Капустина однажды сама перевязала раны двум партизанам. Даже Сеня Пичугин, известный тихоня, высмотрел как-то за селом немецкий патруль и, разведав, куда он идет, успел предупредить отряд.
Ребята и учительница о чем- то говорят. С трех разных сторон подходят немцы.
Немец: Стой! Пионерен? (подталкивают автоматами к партам)
Шнеллер, шнеллер, бистро!
Кс.Анд. Что вы хотите? Что вам угодно? Зачем вы пугаете детей? Ребята рассаживаются. Они сидят молча, не спуская глаз с учительницы.
Входят немец и полицаи
Немец: В лесу скрываются красный партизанен. Наш солдатен видели как пионерен бегали туда-сюда в лес. Если вы скажет где прячутся партизанен, то все будет карашо, если не скажут- расстрел.
Кс.Анд. Ребята! Этот человек хочет, чтобы мы сказали ему, где
находятся наши партизаны. Я не знаю, где они находятся, я там никогда не была. И вы тоже не знаете. Правда?
Андрей: Не знаем, не знаем!
Юля: Кто их знает, где они!
Андрей: Ушли в лес – и все.
Немец: Я буду сам считать до трех. И если никто мне не сказать, что я просил, я буду стрелять вашу упрямую учительницу. А потом – всякий, кто не скажет. Я начинал считать! Раз!два.
Немец схватил учительницу и толкнул к стене. Навел на нее автомат.
Кс.Анд. Пусть все молчат, кому страшно, пусть отвернется. Не надо смотреть, ребята. Прощайте! Учитесь хорошенько. И этот наш урок запомните
Немец: Я сейчас буду говорить «три».
Вова: Она правда не знает!Немец:. А кто знай?Вова: Я знаю Я сам туда ходил и знаю. А она не была и не знает.Немец: Ну, показывай.
Кс.Анд. Зачем ты говоришь неправду?
Вова: Я правду говорю. Ксения Андреевна, я сам знаю
Костя и немцы склонились над картой. Пока немцы смотрят в карту, Костя убегает. За ним немцы, за ними учительница. Слышны выстрелы.
Учитель3: В это время, заслышав в селе стрельбу, подоспели из лесу партизаны. Не прошло и пяти минут, как они привели в класс обезоруженных немцев.
Входят партизаны, вводят немцев. Усаживают их. Входит учительница, немцы сидят.
Партизаны: Встать! У нас в классе полагается вставать, когда учительница входит.
Фашисты послушно поднимаются.
Учитель3:Как вы думаете, в чем подвиг учительницы?
Учитель1:Да, ребята, иногда труд учителя можно приравнять к подвигу. Так
было и в блокадном Ленинграде.
Проект (Ленинград)
Учитель1:Блокада Ленинграда – одна из важнейших и трагичных страниц в этой войне. Многое мы уже знаем о том, как люди выживали и боролись. Но когда задумываешься о тех событиях, всегда возникает множество вопросов, на которые пока нет ответа.
Ученица ( изображает О. Бергольц)
Я никогда героем не была,
не жаждала ни славы, ни награды.
Дыша одним дыханьем с Ленинградом,
я не геройствовала, а жила.
И не хвалюсь я тем, что в дни блокады
не изменяла радости земной,
что, как роса, сияла эта радость,
угрюмо озарённая войной.
И если чем-нибудь могу гордиться,
то, как и все друзья мои вокруг,
горжусь, что до сих пор могу трудиться,
не складывая ослабевших рук.
Горжусь, что в эти дни, как никогда,
мы знали вдохновение труда
Ученица 1:Мы заинтересовались темой «Школа в блокадном Ленинграде». Для этого мы нашли материалы и изучили его, отобрали самый интересный и сейчас хотим с вами поделиться.
Ученица 2:Цель данного проекта:
Изучить материалы, в которых есть информация о том, как учились дети и как работали учителя в блокадном Ленинграде.
В ходе изучения материалов, мы узнали, что в это сложное время школа жила, дышала и трудилась. Мы должны учить всех детей и учить хорошо, говорили учителя Ленинграда.
Ученик3:В первые месяцы войны сотни тысяч ленинградских детей были эвакуированы вглубь страны. Но с блокадой Ленинграда массовая эвакуация прекратилась, поэтому в осажденном городе осталось около 400 тысяч детей школьного и дошкольного возраста.
Ученица 2:Было принято решение продолжать обучение детей. В конце октября 1941 года 60 тысяч школьников приступили к учебным занятиям в бомбоубежищах школ.
Ученица 1:С 3 ноября в 103 школах Ленинграда за парты сели более 30 тысяч учащихся старших классов. Общее число детей, приступивших к занятиям в блокадном городе, составляло менее четверти довоенного количества ленинградских школьников.
Ученик3Занятия проходили в необычной обстановке. Часто во время урока раздавался вой сирены, предупреждая о бомбежке. Ученики быстро и организованно спускались в бомбоубежище, где занятия продолжались.
И зимой в ленинградских школах педагоги и ученики продолжали учебу. Это было равносильно подвигу. Страшный голод косил население города, не было электричества, встали трамваи, замерз водопровод. Учителя и ученики сами добывали топливо, возили на санках воду, следили за чистотой в классах. В школах стало необычно тихо, дети не бегали и не шумели на переменах, их бледные и изможденные лица говорили о тяжких страданиях.
Ученица 2: Учиться ребятам приходилось в тяжёлых условиях. Урок продолжался 20-25 минут – больше не выдерживали ни учителя, ни школьники. Записей не вели не хватало бумаги. Классы не отапливались, не только мерзли худые детские ручонки, но и замерзали чернила. Детей, продолжавших заниматься в суровую зиму, ленинградцы трогательно и с большим уважением называли «зимовщиками». Всё меньше становилась дневная норма хлеба. 125 блокадных граммов умещались на маленькой детской ладошке.
Ученица 1:Было очень интересно узнать, что в январе 1942 года в школах, где не прекращались занятия, были объявлены каникулы. И в эти дни, когда население города страшно голодало, в школах, театрах, концертных залах для детей были организованы новогодние елки с подарками и сытным обедом. Для маленьких ленинградцев это было сказочным, волшебным праздником. Одна из учениц писала: «6 января. Сегодня была елка, и какая великолепная! Правда, я почти не слушала пьесы: все думала об обеде. Обед был замечательный. Все жадно ели суп-лапшу, кашу, хлеб и желе и были очень довольны. Эта елка надолго останется в памяти».
Ученик 4:Несмотря на истощение, дети вносили свой посильный вклад в дело защиты любимого города. Они совмещали работу с учебными занятиями. Подросткам приходилось работать наравне со взрослыми. Они вставали к станкам на военных заводах, дежурили на крышах домов и тушили зажигательные бомбы на чердаках, ухаживали за ранеными и больными, помогали ловить шпионов и диверсантов. Дети старшего школьного возраста вместе с взрослыми трудились на фабриках и заводах, выступали с концертами перед раненными. Но трудности не страшили ребят: они знали - на фронте ещё труднее.
Ученица 2:Ленинградские учителя и их воспитанники вписали одну из самых героических и славных страниц в историю школы. В блокадные страшные дни они помогли отстоять Ленинград. Учителя помогали детям обрести веру в то, что выстоим, победим. За активное участие в обороне города свыше 5 тысяч школьников было награждено медалью «За оборону Ленинграда». Многие педагоги и работники школ были награждены орденами и медалями.
Чтец:
На фронте отец.
Далеких сражений доносится гул.Груз тяжкой работы лёг маме на плечи,А он бы и плечи мужчины пригнул.
Осенней порою я в школу пошёл.Я вечером с книгой садился за стол.А жизнь мне уроки свои задавала.То воду таскал, то дрова я колол.
Задачу решаю. За окнами - мгла.И мама - с шитьём у того же стола.И свечка горящая - нет керосина! - Сгоняет усталые тени с чела.
Фоновая музыка «Адажио»
Учитель2:Ребята, я хочу рассказать вам о польском учителе, Януше Корчаке. Имя этого человека связано с героизмом, мученичеством и огромной любовью к детям. Отказавшись от собственной семьи, этот известный польский педагог, автор многочисленных книг о детях и для детей, стал отцом сотен сирот. Януш работал в госпиталях, больницах, детских лагерях. Он очень любил всех детей! Он основывал «Дом сирот».
Польша оккупирована немцами. Корчак остро противился всему фашистскому.
Летом 1942 года поступил приказ о переводе «Дома сирот». Маленьких детей отправляли в концлагерь Треблинка, что находился на территории Польши и вошел в историю войны как один из самых жестоких лагерей смерти.
Несколько раз Янушу Корчаку, предлагали спастись. Сначала польские партизаны, а затем и немецкий офицер, который знал, сколько книг для детей написал Корчак. Однако учитель категорически отказался. «Предать детей и пустить их умирать одних, – сказал он, – Это невозможно!».
Шествие маленьких смертников и их учителя к вагонам, что должны были доставить их в Треблинку, очевидцы назвали маршем смерти. Весь детский дом шел ровной колонной, никто не голосил и не пытался убежать, во главе колонны – Старый доктор, держащий за руки двоих воспитанников. Весь «Дом сирот» и их директор погиб в газовой камере концентрационного лагеря Треблинка.
Фон музыка «Адажио»Заходят дети со свечами
Учитель1:
Концлагерь полночь и луна,
Прожектора и звезды блещут,
Здесь до рассвета тишина,
Барак: ни стула, ни стола,
На нарах спят вповалку дети,
Худые, бледные тела,
Ручонки тонкие, как плети.
С питомцами наедине
Лишь во дворе стоит охрана,
Он смотрит, как в последнем дне
Встает заря за узкой рамой.
«Служить врагам!» - он напрямик
Отверг такой призыв отказом,
Не мог детей пустить одних
Он в камеры со смертным газом.
И жизнь свою спасти не мог,
Начать с нацистами трудиться,
Известный в мире педагог,
Как он смотрел бы людям в лица.
Учитель2:
Раздался лязг, открыт запор,
Распахнутые настежь двери,
Детей выводят всех во двор
Последний раз перепроверить.
Солдаты строем подошли,
И в оцепленье встали сразу,
Уже виднеются вдали
Цистерны с ядовитым газом.
Не знают дети, что их ждет,
Он рядом, и сверкают глазки,
Звучит команда: «Все вперед!»,
А он рассказывает сказки.
Идет он посреди ребят,
Вокруг солдат немые позы,
И падают на автомат
Из глаз врагов скупые слезы.
Пришли, звучит последний сказ,
И голос задрожал немного,
Уже включен смертельный газ,
Открыта в небеса дорога
Учитель1:А сколько учителей приняли смерть, оставшись неизвестными миру?
Ученица 1: Учителей своих не позабуду.Учителям своим не изменю.Они меня напутствуют оттуда,Где нету смены вечеру и дню.
Ученица 2: Тихо, ребята, минутой молчанияПамять героев почтим, Их голоса тоже когда-то звучали, По утрам они солнце встречали, Сверстники наши почти.
Учитель1: Почтим память тех, кто отдал свои жизни за наши жизни!
Писатель Астафьев говорил, что войну выиграл русский учитель, потому что именно благодаря ему наши солдаты, командиры, рабочие оказались, по сравнению с немцами, лучше подготовленными к преодолению трудностей, к сопротивлению врагам. Для учителя важнее всего не багаж знаний, а то, какими станут его ученики.
Под музыку «День Победы»
Учитель1: Весна. Победа. Радость.
А школа по-прежнему трудилась, жила и готовилась к очередному выпускному балу
Фон музыка, выпускной
(Выходит группа выпускников. Ведут диалог)
Ученик 1:Ой, как представлю, лет пять пройдёт. Мы получим
Профессии, станем взрослыми!”
Ученик 2: Может, кто и замуж выскочит.
Ученица1: Ага, или женится.
Ученик 3: Не, это потом. Я охотником буду, в тайгу пойду. Романтика!
Ученик 4:А я хочу лётчиком быть, испытателем.
Ученица 2: А я мечтаю о любви
Песня “С чего начинается Родина” танцевальная пара исполняет вальс)
На фоне музыки звучат слова:
Учитель1: Всё! Мир!
Учитель2: Институт, работа!
Учитель3: Любовь!
Вместе: Но только не Война!
Учитель3: «Учитель – мирный человек,
Но в сорок первом
Каждым нервом
Он защищал двадцатый век,
Чтоб жили школы в двадцать первом»
ђЗаголовок 1ђЗаголовок 2ђЗаголовок 3ђЗаголовок 4ђЗаголовок 5ђЗаголовок 6ђЗаголовок 7ђЗаголовок 8ђЗаголовок 915