Технологическая карта урока по русскому языку Проект Рассказ о слове
Урок 38Проект «Рассказ о слове»
Задача деятельности учителя: создать условия для организации и проведения проектной деятельности.
Тип урока: контроль и коррекция знаний.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: научатся подбирать из разных источников информацию о слове и его окружении, составлять словарную статью о слове, участвовать в ее презентации.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Познавательные: активно использовать речевые средства и средства для решения коммуникативных и познавательных задач; владеть логическими операциями анализа, синтеза, сравнения, обобщения; использовать знаково-символические средства представления информации, различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
Регулятивные: принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, осуществлять поиск ее достижения, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Коммуникативные: слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, излагать и аргументировать свою точку зрения на обсуждаемую проблему.
Личностные: владеют навыками конструктивного сотрудничества со взрослыми и сверстниками, проявляют познавательный интерес к изучению предметного курса.
Оборудование: доска, проектор, интерактивная доска (по возможности).
Образовательные ресурсы:
1. Учебник, рабочая тетрадь.
2. Словари: толковый, синонимов, антонимов, фразеологизмов, однокоренных слов.
3. Тексты художественных произведений (по выбору учащихся).
Сценарий урока
I. Сообщение темы урока.
– Сегодня на уроке проведем презентацию проектной деятельности о слове. Откройте в учебнике с. 72, прочитайте название проекта. («Рассказ о слове».)
II. Презентация проекта.
– Какое слово вы выбрали для работы? (Ответы учащихся.)
– Чем (какими источниками) пользовались при составлении рассказа о слове? (Справочной литературой: толковым словарем для определения лексического значения слова, словарями синонимов, антонимов для определения синонимического и антонимического ряда, словарями фразеологизмов, однокоренных слов; художественными книгами, учебником.)
– Что вы рассказали о слове? (Произношение и запись слова, орфограммы в слове, лексическое значение слова, ряд однокоренных слов, синонимический и антонимический ряды, сочетаемость слова, употребление данного слова во фразеологическом обороте, пословице, загадке, предложении.)
– Использовали ли вы в проекте иллюстративный материал? (Ответы учащихся.)
– Посмотрим, какую страничку о слове вы составили.
Учащиеся представляют презентации о слове.
Вариант
Что я могу рассказать о слове «изгородь»
Рис. 1. Забор глухой,деревянный(источник иллюстрации: www.nikakaya.wordpress.com) Рис. 2. Дощатый забор(источник иллюстрации:www.zabory.org) Рис. 3. Забор из дере-вянных панелей(источник иллюстрации: www.wood29.ru)
Рис. 4. Штакетник,прикрепленный веером(источник иллюстрации: www.delalsam.ru) Рис. 5. Легкая изгородь – плетень(источник иллюстрации:www.ideidetsploshad.info) Рис. 6. Изгородьиз жердей (источник иллюстрации: www.kon-ogon2009.narod.ru)
Рис. 7. Забор из заострен-ных кольев – частокол(источник иллюстрации: www.gen-zgerskij.ya.ru) Рис. 8.Забор из сетки-рабицы(источник иллюстрации: www.lider-ing.ru) Рис. 9. Кованый забор(источник иллюстрации: www.kmg-group.ru)
Рис. 10. Забориз профнастила(источник иллюстрации: www.zaborbudet.ru) Рис. 11.Железобетонный забор(источник иллюстрации: www.novbeton.ru) Рис. 12.Кирпичный забор(источник иллюстрации: www.poremontu.ru)
Рис. 13. Забор из камня(источник иллюстрации: www.stroy.ru) Рис. 14. Живая изгородь(источник иллюстрации: www.landshaft-stroyproekt.ru) • Слово «и́згородь» (демонстрирует иллюстрации с изображением разных видов изгородей) появилось в XV веке («изгород») от собственно русского «изгородить» – «перегораживать» (безаффиксный способ), сохранившегося в диалектах и являющегося префиксальным производным от «городити» «огораживать».
• Произнесем слово «изгородь» – [и́згарат’]. Написание слова отличается от произношения – «изгородь». В слове есть орфограммы «Безударная гласная в корне слова», «Парная согласная в корне слова»: . Проверяю первую безударную гласную в корне слова: . Проверяю вторую гласную в корне слова: . Проверяю парную согласную в корне слова: .
• Лексическое значение слова: ограда из жердей, прутьев и т. п.
• Однокоренные слова: городит, загородить, загородка.
• Сочетаемость слова: ветхая, высокая, живая (изгородь).
• Синонимы: забор, ограда, ограждение, плетень, околица.
Антонимы слова отсутствуют.
• Употребление слова во фразеологическом обороте: «плести (городить) плетень» – неодобр. – пустословить, говорить вздор. Первоначально сочетание «плести (городить) плетень» употреблялось в прямом значении – «соединяя, перевивая прутья, делать изгородь». Переносное значение сформулировалось на основе сходства однообразного процесса изготовления плетня из прутьев и монотонной, вялой речи.
• Употребление слова в пословице: «Худо полю без изгороди, а вдвое без обороны».
• Употребление слова в загадке:
Сто один брат,
Все в один ряд,
Вместе связаны стоят.
(Изгородь, забор.)
• Предложения с этим словом:
Дачный участок был огорожен живой изгородью.
Недалеко был виден берег реки, обнесенный низенькой изгородью, чьи-то следы.
• При подготовке презентации и составлении рассказа о слове мной были использованы следующие источники:
Ожегов, С. И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов. – 7-е изд., стереотип. – М. : Советская энциклопедия, 1968. – С. 235.
Федорова, Т. Л. Этимологический словарь русского языка / Т. Л. Федорова, О. А. Щеглова. – М. : Ладком, 2008. – С. 132.
Шаповалова, О. А. Этимологический словарь русского языка / О. А. Шаповалова. – Ростов н/Д. : Феникс, 2007. – С. 84.
Справочно-информационный портал «Gramota.ru» (справочник по фразеологии).
Выражаю благодарность за помощь в создании работы своим родителям.
После проведения презентации учащиеся осуществляют оценку выполненной работы.
III. Итог урока. Рефлексия деятельности.
– Над какой темой работали на уроке? (Проект «Рассказ о слове».)
– Что выполняли? (Проводили презентацию о слове.)
– Что вызвало у вас затруднения при выполнении работы?
– Как оцениваете свою деятельность на уроке?