Технология развития критического мышления как одна из инновационных технологий
Казахстан .ВКО
Глубоковский район .с Прапорщиково.
КГУ " Средняя школа Прапорщиково"
Каплунова Ирина Анатольевна
учитель математики
Технология развития критического мышления как одна из инновационных технологий.
«В педагогическом мастерстве учителей сердцевину образует их способность точно оценивать прогресс учеников» М.Барбер
Целью обучения в любой общеобразовательной школе , является качество преподавания и высокие результаты в знаниях наших учеников, но статистика показывает, что результаты ЕНТ желают оставлять лучшего. Большой процент учащихся не получают баллов ,которые они хотели бы иметь. Выпускники чувствуют себя не уверенно в различных жизненных ситуациях. Пройдя курсы третьего уровня я поняла, что нам необходимо изменить себя , свои методы преподавания и свое самосознание. Математика является одним из сложнейших предметов в курсе школьной программы и не секрет, что не всем ученикам она легко дается и усваивается. Изучив идеи 7 модулей в программе"Эффективное обучение" я поняла , что использование новых методов поможет нам сдвинуть процесс обучения с "мертвой" точки. Для проведения исследования в школе я решила , что буду работать с учащимися 6 класса, потому что дети в этом классе обладают высоким потенциалом(качество знаний 40%) и думаю они помогут мне в моих начинаниях, т.к являюсь еще и классным руководителем. Работа в данном классе строится на демократической основе, доверительных и доброжелательных отношениях. Работая второй год в этом классе ,я поняла ,что есть барьеры ,которые мы должны с детьми преодолеть: в первую очередь повысить мотивацию учащихся, развивать память и правильную грамотную математическую речь, учить детей рассуждать, делать выводы ,а самое главное развить в них навыки функциональной грамотности.
Успешность процесса обучения и преодоление барьеров во многом будет зависит от того насколько комфортно чувствуют себя учащиеся, работая друг с другом. Иначе говоря, создав коллаборативную среду , мы позволим личности чувствовать себя свободно и безопасно в процессе обучения . На всех уроках из серии последовательных ,мною были применены различные приемы психологического настроя на урок : это и "Все в твоих руках", " Падишах мне велел сегодня на уроке быть...!"," Я смогу, я сумею, у меня все получиться!", которые способствовал позитивному настрою при выполнению заданий на уроке.
В работе среднесрочного планирования я не могла остановиться только на применении идеи одного модуля "Эффективного преподавания", так как их взаимодействие неизбежно. Одним из интересных для меня является модуль "Критическое мышление",который заставляет осмыслить, оценить, анализировать и синтезировать информацию.
Критическое мышление предполагает развитие таких навыков , как приобретение доказательств посредством наблюдения и слушания, с учетом контекста , и применение соответствующих критериев для принятия решений. Включенные навыки критического мышления могут быть описаны как: наблюдение, анализ, вывод , интерпретация. [5,144].
Критическое мышление представлено в моем ССП следующими методами обучения: Блиц -опрос, стратегия "Минутка", " Горячий стул", исследовательская работа, парная, групповая работа, составление кластера.
Уроки из среднесрочного планирования являются важным в курсе математики ,так как в течении всего времени обучения в школе мы неоднократно возвращения к понятию "отношения","пропорция"," прямая и обратно пропорциональная зависимость". Детям нужно создать условия для осознанного осмысления понятия"отношения" и думаю мне в этом помогли новые стратегии. Думаю стратегии"Минутка"," Горячий стул"позволили учащимся вспомнить предыдущий материал, подобрать и сформулировать вопросы для одноклассников. Работа над вопросами высокого и низкого порядка позволила развить логическое мышление , познавательный интерес, любознательность , формировать умение анализировать, наблюдать и делать выводы. Закрепляя вопросы по решению задач на прямую и обратно пропорциональную зависимость ребята задумывались над условием задачи ,так как необходимо было выявлять среди данных величин пары, находящиеся в прямой или обратной пропорциональной зависимости. Моя цель как учителя, направить детей на составление не только "тонких" вопросов, но и "толстых", смотивировать учащихся можно тем , что лучший вопрос будет отмечен наградой. Составлением "тонких" и "толстых" вопросов ребята занимались после решения задач на прямую и обратно пропорциональную зависимость. Раздав карточки с началом вопроса, ребята придумывали толстые вопросы .Переход от темы "отношения"к ""пропорции" я организовала в процессе исследовательской работы, разделив детей на группы. Предварительно я познакомила учеников с правилами работы в группе и распределением ролей (дети получили памятки на каждый стол). Исследуя прямоугольники ,измеряя ширину и длину, вычисляя отношение сторон ,периметров и площадей и выполняя инструкции(подмостки) дети делились идеями , обсуждали ,консультировались друг с другом и четыре группы смогли найти равные отношения, сделать правильный вывод . Ребята из пятой группы не смогли прийти к единому решению проблемы, так как не сообразили, что числитель и знаменатель дроби можно сократить. Работа в группе способствовала осмыслению понятия " отношения",нахождения равных отношений и позволила учащимся сделать вывод, что равные отношения -это пропорция. Практическое задание позволило " пропустить через себя", т.е критически осмыслить весь материал. Одним из приемов изучения нового материала является составление кластера. Эту стратегию я применила при проведении первого урока по теме "Отношения" . Работая с учебником , ученики размышляли , делились идеями, аргументировали ,и итог своей работы представили на бумаге. Наблюдая за работой детей ,я отметила что ребята с высокой мотивацией выполняли большую часть работы в группе . На последовательных уроках я намеренно выбирала групповую и парную формы работы, для того, что бы проследить, как меняются дети, их навык в общении, способности презентовать свою работу, умение распределять обязанности в общей работе. Из урока в урок четко прослеживается не только собственное развитие в умении планировать урок, но и рост детей вместе со мной, развитие их когнитивных процессов. Работая над составлением кластера ребята приобрели навык работы с текстом, взаимодействия друг с другом , делая заметки, не просто читая , а обдумывая материал. Взаимодействуя в группе, учащиеся стали активнее включаться в обсуждение темы урока, в диалог ученик-ученик и ученик-учитель, поняв, что от работы каждого зависит результат. Внимательнее стали слушать ответы одноклассников, потому что от этого зависит темп и конечный результат работы. Обучая по новым стратегиям, мы не должны забыть о том, что любую работу нужно оценить . В ходе проведения уроков мною были применены различные приемы оценивания: критериальное оценивание, взаимооценка, самооценка. Поэтому на этапах изучения темы и её закрепления я организовывала оценивание работ с помощью стикеров и карт оценивания. На уроке решения задач на прямую и обратно пропорциональную зависимость ребята работали в парах и оценивали друг друга, используя лист самооценки, выставляя оценку себе и своему однокласснику ,применяя критерии самооценки, указанные в таблице. Не все ребята смогли правильно использовать таблицу и выставить баллы. Для себя определила, что на работу такого характера нужно выделять больше времени и научиться оценивать сначала один этап на уроке ,а затем уже все остальные. Необходима совместная с детьми проработка критериев и их четкое понимание.
Оценивание позволило мне установить обратную связь от учителя к ученику, оценить как каждый ребенок включается в процесс обучения. Надеюсь, что применение формативного оценивание поможет выработать у учащихся навыки самостоятельной работы , работы в группе, повысит интерес к математике. В процессе работы мои шестиклассники сформировали малые группы, которые менялись на каждом уроке. На первом уроке некоторые ребята не хотя расселись по определенным местам ,но постепенно к четвертому уроку деление на группы различными способами им стало даже очень нравится. Наблюдая за учениками, я заметила, что если в группе есть ученик с высокой мотивацией ,он и будет главным организатором всех дел. На четвертом уроке у меня образовалась группа ,состоящая из четырех низкомотивированных учеников, и они не успели за весь урок выполнить не одного задания самостоятельно, поддержка и подсказки им были очень нужны. Главной моей целью считаю, что совместно с учащимися нужно научиться разрабатывать критерии оценивания к каждому заданию. В своих уроках я запланировала проведение графических диктантов, исследовательскую работу по теме "Пропорция" . Для графического диктанта предложила детям выбрать всего 5 вопросов и оценить по следующим критериям : 5правильных ответов -оценка "5", четыре правильных ответа -"4" и т.д.Чтобы оценить работу по составлению кластера ребята выбрали четыре критерия ,которые определили сами после обсуждения в группах и закрепили их на доске,и это формативное оценивание позволило мне увидеть ,как дети оценивали друг друга и надеюсь ,и их оценка была объективна.
На этапе рефлексии проводила оценивание детьми своей деятельности на уроке и значимости полученной информации через стратегии «Солнышко», «Светофор», «Фруктовое дерево». Удачно прошло оценивание приемом незаконченных предложений. Анализ результатов, показал, что подобная форма работы вызывает у детей большую заинтересованность. Кроме того обнаружила и проблемы. Конечно, не все ребята отнеслись ответственно к подобной форме оценивания, и предпочли пойти по легкому пути, оставив свой стикер там, где приклеили большинство учеников, написав банально – «понравилось всё». Но с каждым уроком возрастало количество тех, кто проанализировал свою работу, дал адекватную оценку своей деятельности на уроке. Проанализировав свой урок хочется сказать ,что не все конечно получилось. Есть много вопросов и надо найти на них ответы в ходе кропотливой работы. Дети чувствуют себя еще не уверенно, не все хотят работать в группе, но большинство ребят могут и готовы работать самостоятельно, выполнять творческие задания, задавать и составлять вопросы. Проведя несколько подобных уроков дети будут чувствовать себя уже увереннее, научатся слышать и слушать учителя и друг друга, станут более самостоятельными, перестанут бояться совершить ошибку. Поэтому в дальнейшем необходимо работать над развитием самостоятельного, критического мышления в процессе групповой, диалоговой работы на уроках, применяя их в системе.
Я думаю, что спустя какое-то время методика моего преподавания изменится, а значит другими станут мои ученики. Критическое мышление должно стать основной движущей силой, которая будет менять наше образование, побуждать к стремлению узнать что-то новое, интересное и учитель должен способствовать закладыванию основ и развивать критическое мышление у учеников, стремление учиться в течении всей своей жизни. В своей дальнейшей практической деятельности я продолжу внедрять идеи "Новых подходов в преподавании и обучении", для этого планирую:
Использовать разные стратегии критического мышления.
Применять групповую и парную работу на своих уроках и в воспитательной работе.
Учить детей ставить перед собой цели и их добиваться.
Учить аргументировать свои высказывания, анализировать свою деятельность.
Применять положительное стимулирование учеников;
Формировать направленность на самореализацию, потребность в рефлексии, в самоутверждении.
Используемая литература:
1. Руководство для учителя. Третий (базовый)
уровень Издание третье. АОО «Назарбаев
Интеллектуальные школы», 2016.
2.Программа повышения квалификации
педагогических работников РК
" Эффективное обучение"
3. Учебник математики 6кл.Алдамуратова.
4.http://festival.1september.ru.