Урок окружающего мира 1 класс Почему в лесу надо соблюдать тишину?
Окружающий мир 1 класс
Тема: Почему в лесу надо соблюдать тишину?
Цель: Ознакомить учащихся с правилами поведения в природе; дать учащимся представление о лесе, как особой природной единице; формировать опыт оценки поведения людей в природе; содействовать развитию познавательного интереса и творческого воображения.
Планируемые результаты
Предметные : объяснять (с опорой на рисунок учебника), почему в лесу нужно соблюдать тишину; формулировать правила поведения в природе.личностные : проявлять интерес к новому содержанию занятия; оценивать свое поведение в лесу и поведение других людей;Метапредметные:
регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; осуществлять самопроверку; отвечать на итоговые вопросы; оценивать свои достижения на уроке;
познавательные: определять лесных обитателей по звукам, которые они издают; передавать голосом звуки леса; устанавливать причинно-следственные связи; коммуникативные: работать в паре, осуществлять взаимопроверку выполненной работы.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
УМК: Учебник "Окружающий мир" (А.А.Плешаков), аудиозапись «Голоса птиц», дидактический материал(слова-карточки с отгадками, карточки для вывода, картины «Лесная поляна 1», «Лесная поляна 2», звукозаписи песен «Самая счастливая» (Автор К. Ибряев, композитор Ю. Чичков), «Берегите русский лес»)
Ход урока
1.Организационный момент
Проверка готовности к уроку.
2.Включение в учебную деятельность.
Звучит песня «Самая счастливая» (Автор К. Ибряев, композитор Ю. Чичков)Выглянуло солнышко и заглянуло в класс к нам на урок. Улыбнемся ему все вместе. Поприветствуем друг друга. Тихо садимся и начинаем наше занятие.3. Самоопределение к деятельности.
БеседаСолнышко не случайный наш гость. Где оно блещет? (На лугу)Кого оно согревает там своим теплом? (Цветы, насекомых...)
Отгадайте загадки. Детям нужно выбрать карточку - отгадку.(Карточки отгадки висят на доске-они закрывают тему урока. По мере отгадывания, карточки снимаются с доски – открывается тема урока)Стоят в поле сестрички:Желтый глазок, белые реснички.(ромашки)
Его пчелы навещаютСладкий пьют они нектар.И коровкам помогает,Молоко пьют стар и мал!(клевер)
Золотой и молодойЗа неделю стал седой,А денечка через дваОблысела голова,Спрячу-ка в карманчикБывший.(одуванчик)
Спал цветок и вдруг проснулся —Больше спать не захотел.Шевельнулся, встрепенулся,Взвился вверх и улетел.(Бабочка)
.Эх, звоночки, синий цвет,С язычком, а звону нет.(колокольчик)
(По мере отгадывания названий цветов открывается тема урока «Почему в лесу надо соблюдать тишину?»)
-Важны ли они друг для друга? Какими должны быть ваши действия по отношению к ним? (Мы не должны рвать цветов, ловить насекомых)Если я сорву цветок,Если ты сорвешь цветок...Если все: и я, и ты –Если мы сорвем цветы,То окажутся пустыИ деревья, и кусты,И не будет красоты.- Ребята, посмотрите, что за нашим лугом находится? (лес)
-Прежде, чем отправимся в лес, должны знать ответ на вопрос. Прочитайте вопрос.
( Почему в лесу нужно соблюдать тишину?)
-Какие действия будем выполнять?(Узнаем, какие звуки природы можно услышать в лесу. Научимся ещё одному правилу поведения в природе.)4.Работа по теме урока(музыка: звуки леса)
А) Открываю картину «Лесная поляна 1»
Каким вы представляете себе лес? Кто может сказать, что такое лес?(Дети высказывают свои предложения)Давайте обобщим ваши высказывания, выделим главные слова в этом стихотворении и скажем, что же такое лес?Всех богатств лесных не счесть.Назовем все те, что есть.Если мы в него пойдем,То припасов там найдем.Он излечит и накормит,Свежестью своей напоит,Жителей лесных покажет,Дом для них устроит даже.( На доске кластер, учащиеся рассматривают картину «Лесная поляна 1»)
- Что вам хочется сказать?- Какие чувства вызывает эта картина?
- По какому закону живут растения и животные в лесу?
-Какие увидели экологические связи (невидимые ниточки) в лесу? - Какие звуки мы можем услышать в лесу? звучит аудиозапись «Голоса птиц»
Ролевая игра «Лес»
А давайте и мы попробуем изобразить лесные звуки.
1 ученик переливает воду из лейки в банку, изображая ручей2 ученика жужжат, изображая шмелей1 изображает кукушкуОстальные шум листвыНе совсем так, а более красиво звучит настоящий лесной концерт.
-Что же такое лес ?Вывод: Лес – это не просто трава, деревья, это сообщество, дружное содружество – как наш класс. Все живут дружно, помогают друг другу.
- Давайте пойдем в этот лес на прогулку.- Что бы нам с собой взять, чтобы не было скучно!
Показываю магнитофон, мяч, бадминтон, скакалку.
Остановимся на этой полянке и отдохнем.
Физминутка- 1,2,3! Мы с вами в лес пришли (учащиеся изображают ходьбу у парт)- Поиграли мячом (ученики передают друг другу мяч, выкрикивая имена друг друга) - Послушали музыку (включаем магнитофон)- Покричали (дети кричат, прыгают, шумят)- Тише , ребята, успокойтесь. Пока мы так шумно отдыхали, посмотрите, что случилось на лесной поляне.
5.Работа по теме урока (продолжение)
Открываю картину «Лесная поляна 2»
(на картине : костер, звери разбегаются в разные стороны, сломанные ветки…..)
- Что стало с птицами,зверями, которые жили на этой поляне?
- Почему они убегают? ( Мы напугали их. Крики, грохот магнитофона перекрывают голоса леса. Птицы и звери теряют связь друг с другом. Потревоженная мать улетает из гнезда и потом может уже не вернуться в него.Птенцы останутся без мамы. Некоторые насекомые не могут летать из-за сильного шума и садятся на землю. От такого шума детеныш любого зверя может испугаться и убежать от мамы. И тогда он потеряется в лесу. А так, как он маленький, он не сможет найти себе пищу, или на него нападет хищник.)- Смогут ли после такого нашего посещения другие люди услышать звуки, которые мы слышали? Почему?
-Почему в лесу надо соблюдать тишину?
( Это дом растений и животных, а мы в нем гости).
- Ребята, мне хочется вспомнить слова Н.Сладкова из рассказа "Лесные тайнички":"Хочешь услышать – стань... (невидим)Хочешь услышать – стань...(неслышим)Хочешь узнать – ..." (затаись).– О каком правиле идет речь? (В лесу соблюдай тишину!)
Вывод: мы должны помнить и соблюдать главное правило в лесу.- Какое? (в лесу нужно соблюдать тишину)
6. Работа с учебникомСтраница 49. Работа в парах. Ребята читают, обсуждают, делают выводы. На столах карточки.Ребята записывают итоги прочитаного в карточку (можно рисовать).
(Три пары читают свои выводы по теме)
В лесу нужно соблюдать (что?) ……... .(тишину).
Ведь от шума звери убегают(от чего?) от своих …..(домов, нор), птицы улетают от своих……..(гнезд).
Из-за сильного шума некоторые насекомые не могут (что делать?)………….(летать.)
Мы запомнили правило (какое?)……………………………………(поведения в лесу).
Будем его выполнять : не будем (что делать?)…………………… (кричать, включать громко музыку,разорять птичьи гнезда,муравейники, ломать ветки деревьев…)
Зверюшки ,птицы, возвращайтесь (куда?)….. ….(назад,домой).
7.Закрепление изученного материала.
Снова вывешивается картина «Лесная поляна 1»
Ребята, я вижу вы поняли свою ошибку, выучили правила поведения в лесу . Поэтому и лес снова зажил прежней жизнью: птицы вернулись в свои гнезда, зверюшки в свои норы…..
Здравствуй, лес! Дремучий лес! Полный сказок и чудес! Ты о чём шумишь листвою ночью тёмной, грозовою? Что там шепчешь на заре, весь в росе, как в серебре? Кто в глуши твоей таится? Что за зверь? Какая птица? Всё открой. Не утаи, ты же видишь – мы свои!
- Ребята. Как вы понимаете последнее предложение? Что значит «мы свои»?
- Как нужно вести себя в лесу? Какие правила соблюдать?
8. Дополнение к теме. Защита проекта «Правила поведения в лесу»
– Ведь в лесу кроме этого правила, нужно соблюдать еще множество других правил. Над их изучением работала наша творческая группа учащихся .Сейчас они познакомят нас с результатами своей работы.Вы, ребята, послушайте и сделайте выводы, какие еще правила нужно соблюдать в лесу?
(Защита проекта.Показ правил: не ломай ветки деревьев, не разжигай в лесу костер, не разрушай птичьи гнезда,муравейник и т.д.)
9. Подведение итогов. Рефлексия.
- Ребята, давайте еще раз повторим правила поведения в лесу и всегда будем следовать им.
Игра «Хлопок» (если действие хорошее- хлопок, плохое- тишина)
Дети оставили костёр в лесу. -
Зимой дети пошли в лес и развесили кормушки. хлопок
Ребята пришли в лес поиграть: листьями побросаться, венки сплести, букеты нарвать. Подумаешь , зелени-то много – ещё вырастет. -
Девочки не стали рвать ландыши в лесу, а чтобы вдохнуть аромат, наклонились к земле. хлопок
Ребята наблюдают за муравейником. . хлопок
Мальчик увидел мухомор, пнул его ногой. Всё равно он никому не нужен – ядовитый. -
Дети нашли в лесу ежонка. Решили: возьмём домой , покормим и отпустим .-
Ребята шли в своё село через лес: шли тихо, не шумели, а смотрели по сторонам , чтобы узнать лесные тайны. . хлопок
В лесу надо быть гостем, а не хозяином. . хлопок
- В заключении мне хочется сказать вам.
Дерево, цветок, трава и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
– ПОМНИТЕ об этом, ребята!
Посмотрите внимательно на наше дерево и скажите, чего не хватает? (листвы)
- Да это не простое дерево, это дерево наших достижений, наших знаний. А достижения – это листочки дерева. У вас на столах лежат листочки зеленого, желтого и красного цветов.
Оцените свою работу на уроке: на уроке было всё понятно, со всеми заданиями справлялся уверенно то прикрепите зеленый листок, затруднялся при выполнении заданий, то – желтый листок, а если было трудно работать – красный листок.
Звучит песня «Берегите русский лес»
Приложение
В лесу нужно соблюдать (что?)………………………
Ведь от шума звери убегают (от чего?) от своих ……………………………….
Из-за сильного шума некоторые насекомые не могут (что сделать?)………………………….
Мы запомнили правило(какое?)……………………………………..
Будем его выполнять : не будем (что делать?)……………………
Зверюшки ,птицы, возвращайтесь (куда?)….. ……….
-