Технологическая карта урока географии на тему Реки Африки. Озёра тектонического происхождения (6 класс)
Технологическая карта урока географии
Предмет
География
Класс
7 класс
Учитель
Матвеева Н.М.
Тема урока
Реки Африки. Озёра тектонического происхождения
Тип урока
Урок изучения нового материала (комбинированный урок)
Авторы УМК
Е.М.Домогацких, Н.И.Алексеевский
Цели деятельности учителя
Способствовать формированию представлений о внутренних водах Африки; формированию навыков и умений обобщения и закрепления тематического материала, комплексного применения знаний; создать условия для формирования умений работать с географическими картами и на контурной карте, обозначать географические объекты по данной теме.
Образовательные ресурсы
Видеофрагменты о реках и озёрах Африки, электронные приложения по данной теме
План урока
1.Гидрография Африки.
2.Факторы, влияющие на особенности внутренних вод Африки.
3. Зависимость внутренних вод от климата и рельефа материка.
4.Работа с номенклатурой внутренних вод Африки на карте и контурной карте.
Методы и формы обучения
Методы: наглядный, поисковый, практический, контроля.
Формы: групповые, индивидуальные
Технология построения урока
Системно-деятельностный подход
Основные понятия
Гидрографическая сеть, тектоническое (трещинное) озеро, водопад, порог, реки Нил, Конго, Нигер, Замбези, Оранжевая, Лимпопо, Шари, озёра Виктория, Танганьика, Ньяса, Чад, Ассаль, оазис, вади
Планируемые результаты
Предметные
Метапредметные УУД
Личностные УУД
Давать определения терминов и понятий по тематике урока; читать и анализировать тематические карты; объяснять факторы, влияющие на размещение внутренних вод; выявлять особенности внутренних вод отдельных территорий; составлять описание внутренних вод материка; классифицировать внутренние воды; устанавливать взаимосвязь и формулировать вывод между климатом и размещением внутренних вод материка; показывать и обозначать на карте географические объекты по тематике урока; использовать знания о внутренних водах для определения их значения; приводить примеры внутренних вод.
Познавательные УУД:
Находить достоверные сведения в источниках географической информации; анализировать и обобщать тематический материал; формулировать выводы; определять термины и понятия; строить логически обоснованные рассуждения, составлять описания на основе достоверных источников информации; классифицировать объекты и явления; трансформировать тематическую информацию из одного вида в другой; проводить математические расчёты
Регулятивные УУД: определять цель, проблему в учебной деятельности; выдвигать гипотезы; выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально; планировать учебную деятельность; оценивать степень и способы достижения цели в учебных ситуациях; самостоятельно исправлять ошибки
Коммуникативные УУД: излагать своё мнение, аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии; понимать позицию другого; различать в речи другого мнения, доказательства, факты, гипотезы, аксиомы, догматы, теории; корректировать своё мнение под воздействием контраргументов; осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей, разрешать конфликты
Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; учебно-познавательный интерес к новому материалу и к географии в целом; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно принимают результат учебной деятельности, причины её успешности или неуспешности.
Дидактические задачи этапов урока
Этапы урока
Дидактические задачи
Вызов
Установить тематическую рамку («могу»)
Организовать мотивирование ученика к учебной деятельности через актуализацию знаний («надо»)
Создать условия для включения в учебную деятельность («хочу»)
Осмысление
Мотивировать учащихся к пробному учебному действию и его самостоятельному выполнению
Создать условия для решения типовых заданий с применением алгоритма
Соотнесение своих действий с алгоритмом, ключом, понятиями
Научить фиксировать индивидуальные затруднения, определять способы устранения ошибки
Рефлексия
Создать условия для соотнесения полученного результата и эталона
Формировать адекватную оценку правильности результатов действия
Создать ситуацию успеха для мотивации познавательной деятельности
Структура урока
Этапы урока
Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формы контроля
1. Мотивация у учебной деятельности (2 мин)
Эмоциональная, психологическая, мотивационная подготовка обучающихся к усвоению нового материала
Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки
Включаются в работу, обсуждают тему и цели урока, вспоминают известный материал по теме урока
2.Актуализация знаний
Работа с климатическими картами материка
Организует работу учащихся
Вспоминают материал о климате материка, климатообразующих факторах, дают характеристику климатических поясов Африки
Устные ответы
3.Изучение нового материала
Работа с электронными приложениями, тематическими картами, видеофрагментами о реках и озёрах Африки
Организует работу с электронными приложениями, тематическими картами, видеофрагментами, комментирует новый материал (Приложение 1)
Знакомятся с новым учебным материалом, задают уточняющие вопросы, обсуждают новую информацию, работают с картой
Устные ответы
4.Первичное осмысление, закрепление изученного материала
Работа с картой, заданиями на контурной карте; заполнение таблицы «Реки Африки»
Организует работу с контурной картой и географическими картами с географической номенклатурой по данной теме, заполнение таблицы «Реки Африки» (Приложение 2)
В ходе работы 6° выполняют задания на контурной карте, обозначая объекты по данной теме, заполнение таблицы «Реки Африки»
Работа на контурной карте, заполнение таблицы «Реки Африки»
5.Итоги урока. Рефлексия
Проверка выполнения работы на контурной карте и её оценивание
Предлагает учащимся определить степень достижения поставленной цели и отрефлексировать свою деятельность
Выясняют степень достижения поставленных на уроке целей, рефлексируют свою деятельность, задают вопросы учителю по материалу урока.
(Приложение 3)
Оценивание работы учащихся с заданиями на контурной карте
6.Домашнее задание
§ 23, номенклатура по данной теме
Конкретизирует домашнее задание
Записывают домашнее задание, задают вопросы учителю по домашнему заданию
Приложение 1
На материке находится сравнительно небольшое количество поверхностных вод, связано это с ГП, климатом. Отличительной особенностью вод Африки является значительная площадь областей внутреннего стока (1/3 материка), это связано с размерами материка (второй по величине материк планеты). Гидрографическая сеть – это совокупность всех водоёмов материка.
На материке значительные запасы подземных вод, особенно в северной части материка. В местах, где земная поверхность приближается к уровню подземных вод, возникают оазисы – островки зелени, где есть вода, растения и животные, живут люди.
Отличительная черта африканских рек: сильные изменения количества воды в них в течение года, так как большая часть рек протекает или начинается в условиях субэкваториального климата, в котором есть сухой сезон и сезон дождей.
Характер течения рек тоже своеобразный, африканские реки – типичные равнинные реки, но они текут по плоскогорьям, поэтому хотя они полноводные, широкие, спокойные, на них много порогов и водопадов.
Реки Атлантического океана:
Нил – самая длинная река мира. Хотя река течёт через Сахару, она не пересыхает, так как берёт начало в условиях экваториального и субэкваториального климата (видеофрагмент о Ниле)
Конго – самая полноводная река Африки, полноводна круглый год, так как дважды пересекает экватор. Река медленно несёт свои воды через огромную заболоченную низменность, которую называют котловиной Конго. На реке водопады Ливингстона и Стенли, это не два водопада, а 70, носящие общее название.(видеофрагмент)
Нигер – туареги назвали её так в переводе «река, текущая вода». В верхнем и нижнем течении порожистая река, в среднем- равнинная. Полноводна летом-в сезон дождей (субэкваториальный климат). (видеофрагмент)
Оранжевая – начинается в Драконовых горах, названа в честь Оранской королевской династии Нидерландов.
Реки Индийского океана:
Замбези – названа в честь провинции Мозамбика (видеофрагмент). На этой реке находится водопад Виктория – самый красивый водопад планеты, открытый Д.Ливингстоном, высота 120 метров, ширина – 2 км, имеет вид подковы. (видеофрагмент).
Лимпопо – крокодиловая река, дважды пересекает южный тропик – не полноводна.
Реки внутреннего стока: Шари – река впадает в озеро Чад, пересыхающая река.
В Африке есть вади – сухие русла рек.
В Африке много озёр. Самые крупные тектонические (трещинные) озёра в районе Восточно-Африканского разлома – Танганьика и Ньяса (видеофрагменты), у них характерная форма, большая глубина (Танганьика – 1500 м.)
Виктория тоже тектоническое озеро, оно заполняет замкнутое понижение, а не трещину, поэтому оно большое, почти круглое, но не глубокое.
Озеро Чад – бессточное, но пресное, это связано с подземными водами.
Приложение 2
На контурную карту Африки нанести и подписать :
реки по бассейнам разными цветами: красным – реки Атлантического океана, синим – Индийского океана, чёрным – внутреннего стока;
синим цветом раскрасить и подписать озёра Африки;
крупные водопады материка.
Таблица «Реки Африки»
Название
Длина, км.
Площадь бассейна, тыс.км2
Исток
Устье
Бассейн океана
Направление течения
Время половодья
Крупные притоки
Нил
6671
2870
на экваторе
Средиземное море
Атлантический
с юга на север
лето
Белый и Голубой Нил, Кагера
Замбези
2660
1330
Восточно-Африканское плоскогорье
Мозамбикский пролив
Индийский
с запада на восток
зима
Квандо
Конго
4320
3691
Восточно-Африканское плоскогорье
Атлантический океан
Атлантический
с востока на запад
круглый год
Убани, Касаи
Шари
1400
650
Восточно-Африканское плоскогорье
озеро Чад
бассейн внутреннего стока
с юга на север
пересыхающая
Логон
Нигер
4160
2092
у западного побережья материка
Гвинейский залив
Атлантического океана
с запада на север и на юг
лето
Бани
Приложение 3
На этапе Рефлексии обучающимся предлагается устно или письменно( на листочках) продолжить фразу:
1) на уроке я работал активно / пассивно;
2) своей работой на уроке я доволен / не доволен;
3)за урок я не устал / устал;
4)мое настроение стало лучше / стало хуже;
5)материал урока мне был понятен / не понятен, полезен / бесполезен, интересен / скучен;
6)какую оценку я ставлю себе за работу на урок
Матвеева Н.М., учитель географии МБОУ «СОШ №7» г.Сафоново Смоленской области