Доклад на тему: Формирование гражданской позиции школьников

Патина Любовь Ивановна
учитель
МОУ «Медетская СОШ»
телефон: 5-94-62

















Формирование гражданской позиции школьников

















Черлак 2008

Формирование гражданской позиции школьника
«России не станет тогда,
когда не станет
последнего патриота»
Н.М.Карамзин


Актуальность:
Снижение общекультурного уровня населения;
Деформация семьи;
Растущий дефицит гуманности;
Заметное ухудшение здоровья детей;
Америконизация важнейших сфер жизни общества;
Внедрение обществу духовных ценностей с целью вытеснения и забвения отечественной истории, культуры, традиций

Гражданственность
Нравственный:
Гражданское самосознание;
Гражданский долг;
Гражданская ответственность
Правовой:
Правовая культура
Соблюдение законов государства;
Личная свобода
Социально-политический:
Гражданское достоинство;
Гражданская активность;
Политическая культура;
Патриотизм;
Интернационализм
Цель:
Воспитание граждан правого демократического государства,
способных к социализации, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью, проявляющих национальную терпимость,
уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов, связывающих свою судьбу с будущим родного края и страны, способных встать на защиту государственных интересов России.
Задачи:
Обновление и развитие содержания и методов воспитания гражданственности, патриотизма, культуры межнационального общения;
Повысить общественный статус патриотического воспитания в школе на основе отечественных традиций и современного опыта;
·Возрождение военно-патриотического воспитания школьников, приобщение ребят к изучению военной истории и патриотических традиций Вооруженных сил России;
Гражданская позиция школьников в сфере познания характеризуется познавательной самостоятельностью и проявляется в повышенном интересе школьников к социальным проблемам, умении по своему подойти к анализу сложных проблем жизни общества, способности высказать собственную точку зрения.
Показателем гражданской позиции школьников в познавательной сфере служит их отношение к основному познавательному процессу – учебе. Мотивационно-ориентировочный компонент характеризует направленность отношений человека к обществу, самому себе. Поведенческий компонент определяет реальное поведение индивида, его умения соблюдать нравственные и правовые нормы, выполнять социально-нравственные обязанности в соответствии со своей гражданской позицией. Для предметно-практической сферы гражданской деятельности школьников свойственны все виды активности, имеющие общественную направленность и являющиеся социально значимыми. Развитие всех трех компонентов гражданской позиции тесно связано между собой, поскольку в характеристике данного личностного образования они рассматриваются как единое целое. Процесс формирования гражданской позиции школьников приводит к превращению знаний о мире в устойчивые умения и навыки взаимодействия с ним, помогает им овладеть способами активной самореализации в обществе.
Современное качество образования в соответствии с Концепцией модернизации российского образования определяет целостная система универсальных знаний, умений и навыков, опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетентности личности. Однако современное образование более обращено к освоению теоретического материала, нежели к практической деятельности учащихся, способствующей их социализации. Поэтому особое значение приобретает региональный компонент государственного стандарта общего среднего образования, который осуществляет региональный компонент осуществляет вариативность образования, отражает региональное многообразие России и способствует демократизации системы образования.
Региональный компонент государственного стандарта общего среднего образования на этапе системных изменений в содержании образования становится тем необходимым элементом, который позволяет сохранить единство образовательного пространства страны и дает весьма широкий простор для гибкого развития вариативного образования.
Выявление особенностей регионального компонента государственного стандарта общего среднего образования и его роли в системе образования возможно, с нашей точки зрения, путем рассмотрения региона как пространственной целостности, где существует определенное органическое сочетание трех групп основополагающих факторов: экономического, социального, духовного. В этом плане регион выступает как промежуточная (между конкретным делом, предприятием, семьей и т.д. и страной в целом) пространственно-духовная единица, занимающая в ценностном сознании каждого проживающего на данной территории определенное место. Особенностью здесь является иное духовное отношение к окружающему пространству. В этом случае мы можем говорить о наличии особого регионального сознания, которое имеет свои механизмы формирования, каналы трансляции и специфику воспроизводства. Более того, на этой основе происходит складывание особой региональной духовной общности людей, жителей данного региона.
Регион как социально-экономическое и географическое пространство, в котором происходит социализация человека, формирование, сохранение и трансляция норм образа жизни. В современных условиях перехода от авторитарных к демократическим методам политического и социально-экономического управления, повышения роли органов местного самоуправления, деидеологизации и либерализации общественной жизни со всей очевидностью возрастает особый смысл образования. Ибо в конечном итоге только образование сейчас оказывается тем главным социальным институтом, посредством которого возможны трансляция и воплощение базовых ценностей и целей развития российского общества и общечеловеческих ценностей. А так как образовательный процесс осуществляется на территории всей страны по-разному, в зависимости от специфических региональных особенностей, то можно предположить, что образование в данном случае выполняет интегрирующую функцию. И, следовательно, региональный компонент государственного стандарта общего среднего образования становится важнейшим элементом региональной системы образования.
Региональный компонент образования предполагает, прежде всего, ориентацию на интересы ученика, на возможности развития личности, на постоянное взаимодействие школьника и конкретной культурно-образовательной среды.

Реализация программы зависит как от внутренних так и от внешних факторов, влияющих на результаты.

Риски
Меры для минимизации факторов влияния рисков

Выполнение требований программы «Я – гражданин России» противодействуют негативные явления в обществе (алкоголизм, наркомания, криминогенная обстановка), отрицательное влияние СМИ.
Реализация комплексно-целевой программы «Как сохранить здоровье». Работа социально психологической службы, организация внеклассной работы, сотрудничество школы и внешкольных учреждений
Противодействие попыткам дескредитации, девальвации гражданской, патриотической идеи в средствах массовой информации

Недостаточность семейного положительного влияния на подростка.
Работа университета педагогических знаний для родителей;
проведение классных и общешкольных родительских собраний;
деятельность родительских комитетов;
социально-психологическая поддержка.


Негативное отношение школьной допризывной молодежи к службе в армии, вызванное неуставными отношениями в ней

Развитие активных форм общественного воздействия на формирование гражданского, патриотического воспитания. Школьный клуб военно-патриотического воспитания, преподавание учебных дисциплин, организация внеклассной работы, деятельность школьного музея и клуба РОСТО.

Сложность формирования высоких нравственных качеств школьников в условиях бурного разделения общества на богатых и бедных.
Культ качества образования - основа успешности в самостоятельной жизни;
преподавание экономических дисциплин, основ православной культуры.



В процессе усвоения школьниками основных понятий и терминов общественных наук, развития навыков работы с источниками, противоречивой исторической, социальной, географической информацией, знаний о человеке, основных этапах в истории человечества, истории России, обществе, географической среде, основных областях общественной жизни, необходимо обеспечение личностно-эмоционального осмысления школьниками опыта взаимодействия людей в настоящем и прошлом, формирование у них ценностей демократического общества, толерантности, гражданской позиции, патриотизма, а также в обеспечении социальной адаптации учащихся, их социальной мобильности в быстро меняющихся жизненных условиях на примере широкого спектре проигрываемых ими и процессе обучения социальных ролей, в том числе во внеурочное время - в результате включения детей и подростков в деятельность органов школьного самоуправления, проигрывания моделей социально-экономического взаимодействия людей, предоставления им опыта политических дискуссий, реализации собственной гражданской позиции, личного участия в социально значимой деятельности школьных историко-краеведческих объединений, школьных музеев национальной культуры, взаимодействия с общественными объединениями гуманистической направленности, социальными институтами, государственными учреждениями
Следующим элементом формирования гражданской позиции является правовое воспитание, которое осуществляется через преподавание курса «Обществознание».
Правовое воспитание понимается нами, как процесс формирования личности с широким диапазоном осведомленности в области права, осознанным восприятием законов, способностью к правомерному поведению и сформированной активной правовой позицией. Правовое воспитание связано с постоянными изменениями личности ученика в самом процессе воспитания, оно рассматривается как процесс, направленный на достижение цели, приводящей к намеченному результату, преобразованию свойств и качеств личности школьника, к саморазвитию.
Идея компетентностного подхода позволяет определить правовую компетентность подростка как способность давать правовую оценку ситуации, принимать решение на основе актуализации правовых знаний и осваиваемого опыта правовых действий. Содержание понятия «правовая компетентность» подростков обусловлено возрастными особенностями школьников подросткового возраста: формирование главных функций самосознания – самореализации, саморегуляциии, самопростраивания, способствующих активизации гражданской позиции за счет привлечения к управлению общеобразовательным учреждением через самоуправление; участие в проектной деятельности и включение во внеучебную деятельность; расширение диапазона осведомленности в сфере права через включение правовой информации как в учебные предметы образовательной области «Обществознание», так и другие учебные дисциплины; понимание правовой ответственности и расширение круга правовых обязанностей.
Правовая компетентность выступает составной частью компетентности личности в ее взаимосвязи с социумом, предполагает способность личности к выявлению проблем, к анализу рассматриваемого объекта и к обобщенному мышлению в процессе решения проблемы. Регулятором правовых действий выступает степень развития правосознания, уровень включения правовых норм в систему ценностей. Правовая компетентность подростка рассматривается нами в связи с необходимостью овладения личностью достаточным объемом правовых знаний, нравственных ценностей и социально-правового опыта.
В исследовании структура правовой компетентности подростков представлена тремя компонентами. Когнитивный компонент правовой компетентности включает знание Конституции Российской Федерации, основных принципов Конвенции ООН о правах ребенка, основных документов о правах человека и правах ребенка, правовые понятия и термины, знание прав ребенка, декларированных Конвенцией ООН. Знания школьникам необходимы для регулирования ситуаций в школьной жизни и в социуме.
Мотивационный компонент включает отношения школьника к Закону, праву и правам ребенка, провозглашенным Конвенцией ООН, собственную правомерную позицию ученика школы к правовым поступкам сверстников, правонарушениям и преступлениям, к правонарушителям.
Компетентность школьника проявляется в овладении способами познавательной деятельности – это деятельностный компонент правовой компетентности. Он включает проявление участия в образовательном процессе, во внеучебной работе школы, в деятельности детских общественных организаций, в проведении правовых акций. Школьник получает опыт взаимоотношений со сверстниками, педагогами на основе правовых норм.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Формирование гражданской позиции формируется и на уроках и во внеурочной деятельности. Здесь особенно важна системность и следование школьным традициям. У нас они таковы: Сентябрь – День Знаний.

Октябрь – День учителя – День дублера.

Ноябрь – День единства.
Декабрь – Новогодний карнавал.

Февраль – месячник военно-патриотического воспитания. День защитника Отечества . Игра «Зарница»
Март – Праздник мам .
Май – День здоровья,День гражданской обороны. Неделя памяти героев Великой Отечественной войны. Праздник «Последний звонок». Выпускной бал.

Предметные недели.

Интеллектуальный марафон.


Регулярное сотрудничество с социально – реабилитационным центром, комитетом по делам молодежи администрации Черлакского муниципального района.








Используемая литература:
1. О. Анин Уроки по обществознанию. ПИШ,№ 7. 2007 г.

2.О. В. Волобуев. Особенности исторического развития России. ПИШ.№6.2006 г.
3.В. Н. Кокорев. Педагогические условия реализации конвенции ООН о правах ребенка в современной школе. Автореферат.
4. И. В.Молодцова . Содержание и технология регионального компонента как условие становления гражданской позиции школьников. КК ИПКРО.
5. Л.Г.Обухова. Элективный курс по обществознанию в старшей школе. ПИШ.№9.2007 г.
Деятельностный
Участие:
- во внеурочной работе школы;
- в деятельности детских общественных организаций;
- в правовых акциях, месячниках;
- имеют опыт взаимоотношений на основе правовых норм


Мотивационный
Проявление отноше-ния к:
- Закону;
-правам по Конвенции ООН о правах ребенка;
- праву;
- правонарушениям и преступлениям;
- правовым поступкам сверстников;
- правонарушителям


Когнитивный
Знание:
- Конституции РФ;
- Конвенции ООН;
- законов;
- прав человека;
- прав ребенка;
- правовых понятий и терминов


компоненты

Правовая компетентность школьников