Сочинение ученицы 9 класса, удостоенное диплома второй степени регионального конкурса сочинений-2016
Всероссийский конкурс сочинений
Конкурсная работа
ученицы 9 класса МКОУ «Охочевская средняя общеобразовательная школа» Гречишниковой Елены Витальевны
Тематическое направление
Русская литература в отечественном кинематографе Тема сочинения
«Капля чистой росы»
Учитель русского языка и литературы Федосова Галина Ивановна«Капля чистой росы»
Каждому постановщику хочется перенести на экран
одно из самых дорогих ему бессмертных творений
русских писателей…
Иосиф Хейфиц
Тихо плещется море, омывая прибрежные камни. По набережной медленно прогуливается молодая женщина. Так неспешно развивается действие в фильме Иосифа Хейфица «Дама с собачкой», снятом к столетию со дня рождения А.П. Чехова. Режиссёр не изменил названия, смог передать чеховскую глубину и лиризм, тонкость переживаний. И вот зритель уже слышит звуки вальса. А Дмитрий Гуров, которого превосходно сыграл Алексей Баталов, видит даму, рядом с которой бежит белый шпиц. Женщина красива, изящна, у неё лучистые, но грустные глаза. В роли Анны Сергеевны снялась Ия Саввина, ставшая обладательницей Специального приза на XIII Международном кинофестивале в Каннах.
Фильм я посмотрела после прочтения произведения, потому что было интересно увидеть, как переживания героев, их внутренние монологи можно показать на экране, следуя за Чеховым во всех мелочах.
Знакомятся Гуров и Анна Сергеевна, а на руках блестят обручальные кольца, которые говорят зрителю о том, что герои вовсе не свободные люди. Они связаны узами брака. Открывает душу Анна Сергеевна, рассказывая о своей жизни Дмитрию Дмитриевичу. Она страдает от отсутствия любви и внимания. Сцена, когда нарядная толпа встречает пароход, в рассказе и в фильме выглядит по-разному. У Чехова Анна Сергеевна и Гуров гуляют вместе на пристани, вместе встречают пароход. В картине Хейфица дама уходит, стоит одна. Видимо, ждёт приезда мужа, в руках нервно сжимает цветы. Но муж не приехал. А она со слезами смотрит на целующуюся пару.
В комнате горит свеча. В её свете сверкает кольцо на пальце героини, а в глазах застыли слёзы. Она тяжело переживает измену мужу, просит прощения у Бога. А Гуров спокойно ест арбуз. Анна Сергеевна понимает, что по-настоящему полюбила, но в момент её исповеди Дмитрий Дмитриевич спокоен, его не трогают терзания женщины. И опять обручальные кольца. Режиссёр этой повторяющейся деталью показывает трагизм их отношений.
А волны всё сильнее и сильнее накатывают на скалы, оно бушует. Наверное , передаёт переживания, муки совести героини.
В фильме многие детали, жесты показаны крупным планом. И в этом проявилось мастерство замечательных операторов - Андрея Москвина и Дмитрия Месхиева. Перчатка, которую оставил Гуров после отъезда Анны Сергеевны, сообщает больше, чем слова. Этого эпизода в рассказе нет. Но как мне хотелось, чтобы он эту перчатку взял себе на память о чудесной женщине. Но нет, спокойно положил её на станционный забор. Эта сцена запоминается зрителю. Герой легко прощается с тем, что было. Перчатка символизирует незначительность для него этих чувств.
И вновь звучит музыка. Она хватает за сердце. Гуров вернулся в Москву, думает, что забудет о даме с собачкой, как забывал о других женщинах.
Дома для гостей он играет на фортепиано с особым чувством и волнением. Перед ним горит свеча, с которой он не сводит глаз, вспоминая ту свечу, в Ялте, Анну Сергеевну со слезами на глазах. Значит, там, на море, что-то изменилось в душе мужчины. Здесь свеча – символ памяти. Не может он забыть свой ялтинский роман, на улицах взглядом ищет в толпе женщин, похожих на неё. О своих чувствах Гурову некому рассказать, не с кем поделиться воспоминаниями. На свою исповедь о любви к необыкновенной женщине слышит слова приятеля: «А давеча вы были правы: осетрина-то с душком». Большинства московских сцен из жизни героя нет в рассказе Чехова. Но они рисуют пошлость жизни, в которой находится герой.
Скучная, серая жизнь и у Анны Сергеевны, что выражено самим серым цветом. Ведь она с неприязнью говорила о длинном сером заборе, на который она смотрит из окна своего саратовского дома. Около этого бесконечного забора ходил Дмитрий Дмитриевич, надеясь увидеть любимую женщину. Но встретился с ней в театре. Но раз в два-три месяца она всё же ездит в Москву, объясняя это визитом к врачу, и встречается с Гуровым. Оба страдают, потому что оба живут как бы двумя жизнями, им приходится прятать ото всех свою любовь. И в московской комнате тайно встречаются. И опять кольца. Герой объясняется в любви, говорит, что много было женщин, но любви – никогда. Анна Сергеевна сравнивает их с птицами, которых заставили жить в разных клетках, а умрут они от тоски. Она не хочет обманывать, прятаться, разлучаться, жить в разных городах. В последних кадрах фильма режиссёр использовал необычный ракурс съёмки, когда через окно мы видим беседующих героев, но не слышим, о чём они говорят. Тяжёлой походкой идёт от любимой женщины Гуров, та смотрит в окно, слёзы бегут по лицу, как капли чистой росы. Что будет с героями? Нам этого не дано узнать ни в рассказе Чехова, ни в одноимённом фильме. Любовь не всегда бывает счастливой. Главное, что она есть. И радует, что это не курортный роман, а настоящие чувства. Финал фильма открытый.
Эта картина уже давно является признанной классикой кинематографии, в том числе и за рубежом. Жюри в Каннах единогласно вручило приз с формулировкой «за высокое человеческое достоинство и исключительное качество». Режиссёр Иосиф Хейфиц удостоен Почётного диплома на Международном кинофестивале лучших фильмов в Лондоне. Фильм признан лучшим иностранным фильмом, показанным в Лондоне в 1962 году. Ингмар Бергман, впервые увидевший его в Каннах, назвал: «Капля чистой росы». Так великий шведский режиссёр театра и кино, сценарист, писатель высоко оценил достоинства фильма и игру актёров.