Программа по психологии для детей 4-5 лет (субботняя творческая школа раннего развития УМКА)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3»
Программа по психологии
для детей 4 – 5 лет
в рамках воскресной школы
«Умка»
Куратор: Юдина О.Г.
2012 – 2013 учебный год
п. Яйва
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Пояснительная записка……………………………………………………………………..3
Содержание программы……………………………………………………………………4
Ресурсное обеспечение программы…………………………………………………5
Рабочий план реализации программы на 2012 – 2013 учебный год………………………………………………………………………………………………………6
Ожидаемые результаты………………………………………………………………......7
Перспективы дальнейшего развития программы……………………………7
Эффект программы в долгосрочной перспективе……………………………7
Список литературы……………………………………………………………………………8
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Необходимость программы по социально-эмоциональному развитию детей назрела уже давно. Многие годы дошкольное образование в России было ориентировано на обеспечение познавательного развития детей. Однако специфика дошкольного возраста заключается не столько в овладении ребёнком знаниями, сколько в становлении базовых свойств его личности: самооценки и образа «Я», эмоционально-потребностной сферы, нравственных ценностей, смыслов и установок, а также психологических особенностей в системе отношений с другими людьми.
Каждое из обозначенных направлений развития нашло своё отражение в детской и социальной психологии в работах таких выдающихся учёных, как Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и другие. К сожалению, результаты их научных исследований многие годы не были востребованы педагогической практикой в полной мере.
Радикальные преобразования последних лет, происходящих в современной России, ставят особые задачи перед системой дошкольного образования. Основным приоритетом сегодня выступает личносто-ориентированное взаимодействие педагога с ребёнком – принятие и поддержка его индивидуальности. Интересов и потребностей. Развитие творческих способностей и забота о его эмоциональном благополучии.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ – обучение детей элементам техники выразительных движений, использование их в воспитании эмоций и высших чувств, приобретение навыков расслабления, помощь в преодолении ребёнком барьера в общении, в познании себя и других, возможности самовыражения.
Реализация программы будет способствовать решению следующих ЗАДАЧ:
Обеспечение полноценного адаптированного развития.
Расширение представлений о социальном мире и реального опыта взаимодействия с ним.
Формирование социальной уверенности, творческого, активного отношения к окружающему миру.
Для проведения динамических пауз между занятиями используются физкультурные минутки для опорно-двигательного аппарата созданные самим педагогом, а также физминутки для глаз, созданные коллегами из сети.
СОДЕЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Занятия проводятся 2 раза в месяц, длятся 20 – 25 минут.
В структуру занятия входят:
Разминка
Гимнастика
Эмоции
Поведение
Рефлексия
«Разминка»
Задачи: сбросить интенсивность физического и психологического напряжения, нормализовать мышечный тонус, привлечь внимание и интерес ребёнка к совместному занятию, настроить детей на активную работу и контакт друг с другом.
Содержание: упражнения-игры на внимание, подвижные игры.
Время: 2-3 минут.
«Гимнастика»
Задачи: дать возможность испытать ребёнку разнообразные мышечные нагрузки путём подражательного повторения движений и действий педагога; тренировать ребёнка в направлении и задержании внимания на своих ощущениях, научить различать и сравнивать их, тренировать ребёнка в определении характера физических движений, сопровождаемых различными мышечными ощущениями; тренировать ребёнка в изменении характера своих движений, опираясь на контроль мышечных ощущений и работу воображения и чувств. Содержание: ролевые игры.
Время: 5-6 минут.
«Эмоции»
Цель: овладение навыками управления своей эмоциональной сферой: развитие у детей способности понимать, осознавать свои и чужие эмоции, правильно их выражать и полноценно переживать.
Содержание: пантомимические загадки, игры, представления, задания.
Время: 2-3 минут.
«Общение»
Цель: тренировка общих способностей несловесного воздействия детей друг на друга.
Содержание: упражнения, ролевые игры, тренинги.
Время: 3-4 минут.
«Поведение»
Задачи: тренировка умения детей регулировать свои поведенческие реакции.
Содержание: упражнения, психологические ситуации, мультфильмы.
Время: 4-5 минут.
«Рефлексия»
Задачи: закрепление положительного эффекта, стимулирующего и упорядочивающего психическую и физическую активность детей. Приведение в равновесие их эмоционального состояния, улучшение самочувствия и настроения.
Содержание: весёлые стихи с движениями, хоровое прочтение.
Время: 2-3 минут.
РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Для реализации данной программы необходимо следующее помещение:
Кабинет № 40.
Для работы с базой данных, раздаточным материалом и документацией необходима оргтехника: компьютер, принтер, мультимедийный проектор.
Для проведения занятий необходимы: альбом, цветные карандаши.
Для проведения мероприятий необходимы: развивающие игры, призы для участников.
РАБОЧИЙ ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
НА 2012 – 2013 УЧЕБНЫЙ ГОД
№ занятия Тема занятия Дата проведения
«В кукольном театре» (эмоции злости, проявление доброты, хитрости, мудрости) «Встреча с Дюймовочкой» (эмоции отвращения, призрения; приятия и неприятия личности другого человека) «Котята отправляются в путешествие» (эмоции горя и печали, счастья и радости, упрямства и сочувствия) «Волшебные цветы» (эмоции гнева, эмоции удовольствия) «Кот Леопольд и Мыши» (эмоции зависти, страха, радости) «Волк и семеро козлят» (эмоции удовлетворения, довольства, эмоции страха, испуга, отвращения) «Дождевые червячки» (эмоции гнева, обиды, радости; смелость, справедливость) «Путешествие в джунглях» (эмоции удивления, интереса; взаимопомощь) «Теремок» (эмоции страха, испуга, радости, эмоции вины, стыда) «Игры Гномиков» (когда всем весело, а одному грустно )«Магазин игрушек» (эмоции удивления, страдания, боли, проявления сочувствия, сострадания) «Встреча с Бабой Ягой» (эмоции злости, ненависти; отражение внутреннего негативного эмоционального напряжения) ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Выработка навыков общения и поведения в коллективе.
Повышение уровня речевого развития.
Воспитание у детей организованности, сплочённости в группе, уважения к старшим.
ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ ПРОГРАММЫ «УМКА»
После реализации данной программы планируется продолжить эту работу по всем направлениям в воскресной школе «Умка» в 2013 – 2014 учебном году.
Так как одним из конечных результатов программы является первоначальное формирование желания учиться в школе, и в частности познавательной мотивации, педагоги планируют развитие и дальнейшую разработку программных задач по этим направлениям.
ЭФФЕКТ ПРОГРАММЫ В ДОЛГОСРОЧНОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ
Реализация данной программы поможет решать проблемы общения и развития эмоциональной сферы детей 4 – 5 лет, будет способствовать организации содержательного досуга детей, развитию творческого потенциала ребёнка, мотивации детей к самообразованию.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду: методические материалы в помощь психологом и педагогам. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 88 с.
Веранса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. – М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 201. – 304 с.
Князева О.Л. Я, ты, мы: Социал.-эмоцион. развитие детей от 3 до 6 лет: Учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. Учреждений/О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина.- М.: Просвещение, 2004. – 96 с.
Щахманова А.Ш. Социальное развитие детей старшего дошкольного возраста в условиях дефицита общения с родителями. Программа. Тематическое планирование и конспекты занятий. – М.: Школьная Пресса, 2008. – 96 с. («Дошкольное воспитание и обучение. – приложение к журналу «Воспитание щкольников». Вып. 195)