Презентация по русскому языку на тему Стилистические фигуры речи 
Стилистические фигуры речи
ГрадацияГрадация – стилистическая фигура, состоящая в таком расположении частей высказывания, при котором каждая последующая заключает в себе усиливающееся смысловое или эмоционально-экспрессивное значение, благодаря чему создается нарастание (реже ослабление) производимого ими впечатления.
Градация    Но чернеют пламенные дали —    Не уйти, не встать и не вздохнуть.                                                       (А.Блок)   Все грани чувств, все грани правды стерты:   В мирах, в годах, в часах.                                                      (А.Белый)
ГрадацияВ деревню, к тетке, в глушь, в Саратов.                   (Грибоедов)И где ж Мазепа? Где злодей? Куда бежал Иуда в страхе? (Пушкин) В заботе сладостно-туманной    Не час, не день, не год уйдет. (Боратынский) 
АнтитезаАнтите́за (от греч. antithesis – противоположение) -композиционный приём противопоставления образов, сюжетных ситуаций, стилей, тем в рамках целого произведения, слов или словесных конструкций со значением антонимов.
АнтитезаТы переводчик – я читатель,Ты усыпитель – я зеватель.(А. А. Дельвиг «Переводчику Вергилия»)
АнтитезаОни сошлись. Волна и камень,Стихи и проза, лед и пламеньНе столь различны меж собой.                                                   Пушкин А.С.Я — раб, я — царь; я — червь, я — бог.                                                  Державин Г. Р.Сегодня — трезво торжествую,завтра — плачу и пою.                                                  Блок А. А.
ПарцелляцияПарцелляция (восходит к франц. parcelle от лат. particula — частица) - такое членение предложения, при котором содержание высказывания реализуется не в одной, а в двух или нескольких интонационно-смысловых речевых единицах, следующих одна за другой после разделительной паузы. 
ПарцелляцияС девушкой он вскоре поссорился. И вот из-за чего (Гл. Успенский). У Елены беда тут стряслась. Большая (Панфёров). Флёров — все умеет. И дядя Гриша Дунаев. И доктор тоже (Горький).Митрофанов усмехнулся, помешал кофе. Сощурился (Н. Ильина).
ПарцелляцияБессонница. Гомер. Тугие паруса. Я список кораблей прочел до середины: Сей длинный выводок, сей поезд журавлиный, Что над Элладою когда-то поднялся.                                    О.Мандельштам
БессоюзиеБессоюзие  – стилистическая фигура, при применении которой в художественной речи опускаются союзы, что придает описываемому  событию  стремительность .Швед, русский - колет, рубит, режет.Бой барабанный, клики, скрежет,Гром пушек, топот, ржанье, стон,И смерть и ад со всех сторон.(А.Пушкин)
МногосоюзиеМногосоюзие – стилистическая фигура, состоящая в намеренном увеличении количества союзов, что ведет к подчеркиванию каждой отдельной детали, а потому замедляет художественную речь –И цветы, и шмели, и трава, и колосья, И лазурь, и полуденный зной... Срок настанет — Господь сына блудного спросит: «Был ли счастлив ты в жизни земной?» (И.Бунин)
Синтаксический параллелизмСинтаксический параллелизм. одинаковое или сходное синтаксическое строение соседних предложений или отрезков речи.Когда идешь по снежным гребням ты,    Когда по грудь ты входишь в облака,-    Умей глядеть на землю с высоты!    Не смей глядеть на землю свысока!                                                             (Островой)
АнафораАна́фора (греч. anaphora – вынесение; русский термин – единоначатие) - стилистическая фигура; скрепление речевых отрезков (частей фразы, стихов) с помощью повтора слова или словосочетания в начальной позиции. 
АнафораЭто – круто налившийся свист,Это – щёлканье сдавленных льдинок,Это – ночь, леденящая лист,Это – двух соловьёв поединок.(Б. Л. Пастернак «Определение поэзии»)
ЭпифораМилый друг, и в этом тихом доме    Лихорадка бьет меня.    Не найти мне места в тихом доме    Возле мирного огня!                                                         (А.А.Блок)
ИнверсияОпасна охота на медведя, страшен раненый зверь, да смела душа охотника, привычного к опасностям с детства. (Коптяева) Вышел месяц ночью темной, одиноко глядит из черного облака на поля пустынные, на деревни дальние, на деревни ближние. (Неверов)
ОксюморонОксюморон – стилистическая фигура, состоящая в соединении двух понятий, противоречащих друг другу, в результате которого возникает новое смысловое качество.
Оксюморонгорькая радостьчестный ворбесчувственная эмоциональностьдолгий мигубогая роскошьзвонкая тишина
Риторический вопросРиторический вопрос – предложение, содержащее утверждение или отрицание в форме вопроса, на который не ожидается ответа.Простят ли чистые герои? Мы их завет не сберегли. (З.Гиппиус)
Риторическое обращениеРиторическое обращение – стилистическая фигура, состоящая в том, что высказывание адресуется неодушевленному предмету, отвлеченному понятию, тем самым усиливается выразительность.Мечты, мечты! Где ваша сладость? (А.С.Пушкин)
УмолчаниеУмолчание – оборот речи, заключающийся в том, что автор не до конца выражает мысль, предоставляя читателю (или слушателю) самому догадаться, что именно осталось невысказанным.
ЭллипсисЭллипсис – пропуск во фразе какого-либо слова, легко подразумевающегося.Богаты мы, едва из колыбели,     Ошибками отцов и поздним их умом. (пропущено: вышли)                                            М.Ю.Лермонтов)