Рабочая программа по биологии 6 класс с региональным компонентом Удмуртия
-358141-263525
Пояснительная записка
В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относится экологическое воспитание школьников на основе изучения регионального компонента на уроках биологии.
Огромную важность в непрерывном образовании личности приобретают знания о том крае, области, где живет человек. Данная рабочая программа составлена на основе авторской программы В.В. Пасечника «Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс» в полном соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта из расчета 32 часа и с внесением в нее регионального компонента «Экология растений» из расчета 36 часа. Рабочая программа для 6-го класса предусматривает обучение биологии в объёме 2 часа в неделю (68 часов).
Программа направлена на широкое общение с живой природой, природой родного края и имеет целью развитие у школьников экологической культуры поведения в ней, воспитание ответственного отношения к природным объектам. Использование регионального компонента позволяет изучить местную флору и фауну, в том числе культурные и сельскохозяйственные растения. Особое внимание уделено влиянию на растительный покров хозяйственной деятельности человека, вопросам охраны и рационального использования растительного мира.
Изучение раздела Биологии «Бактерии. Грибы. Растения» направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении и жизнедеятельности растений; методах познания живой природы;
овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами; биологические эксперименты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за растительным миром, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, культуры поведения в природе;
иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде; для соблюдения правил поведения в окружающей среде.
Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной работе. В связи с этим при организации учебно-позновательной деятельности, предлагается работа с тетрадью с печатной основой: Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 кл. : рабочая тетрадь к учебнику В. В. Пасечника «Биология. 6 класс» / В. В. Пасечник, Т. А. Снисаренко. 2-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2012. - 94с.
Важнейшие особенности рабочей программы – расширение перечня экскурсий в природу, с ориентацией на активное и самостоятельное познание явлений природы и развивающих практические и творческие умения у учащихся.
В результате изучения предмета учащиеся должны приобрести определенные знания и умения.
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны знать:
- основные признаки живого (обмен веществ, питание, дыхание, размножение);
- химический состав клетки, значение основных органических и неорганических веществ;
- основные систематические категории, признаки вида, классов и семейств цветковых растений на примере растений Кемеровской области;
- характеристику природного и искусственного сообщества Кемеровской области;
- наиболее распространенные виды и сорта растений Кемеровской области.
Учащиеся должны уметь:
- распознавать органоиды клетки, организмы бактерий, грибов, лишайников, растений;
- распознавать наиболее распространенные виды растений своего региона, растения разных семейств, классов, отделов;
- распознавать съедобные и ядовитые грибы Кемеровской области;
- применять знания о строении и жизнедеятельности растений для обоснования приемов их выращивания, мер охраны;
- о строении и жизнедеятельности бактерий, грибов, о вирусах для обоснования приемов хранения продуктов питания, профилактики отравлений и заболеваний;
- соблюдать правила наблюдения за сезонными изменениями в жизни растений, изменениями среды обитания под влиянием деятельности человека.Содержание тем учебного курса
Введение (2 часа).
Биология – наука о живой природе. Многообразие живых организмов. Усложнение растений в процессе эволюции. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Влияние деятельности человека на природу, ее охрана. Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение.Тема 1. Клеточное строение организмов (4 часов)
Устройство увеличительных приборов (лупа, микроскоп).
Клетка — элементарная единица живого. Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и ее органоидов. Хромосомы, их значение.
Понятие «ткань». Клеточные элементы и межклеточное вещество. Типы тканей растений, их многообразие, значение, особенности строения.
Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ним. Рассматривание клеток с помощью лупы. Строение клеток живых организмов (на готовых микропрепаратах). Изготовление препарата кожицы лука Рассматривание пластид под микроскопом.
Ткани растений обитающих в Удмуртии.
Экскурсия «Осенние явления в жизни растений».
Тема2. Царство Бактерии и грибы (8 часов)
Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Разнообразие бактерий, их распространение в природе.
Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Дрожжи, плесневые грибы. Съедобные и ядовитые грибы Удмуртской республики. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Роль грибов в природе и жизни человека.
Рассмотреть бактериальные клубеньки на корнях Донника белого, Ольхи серой.
Рассматривание дрожжей и мукора под микроскопом. Изучение строения тел шляпочных грибов произрастающих в Удмуртской республике.
Грибковые заболевания: фруктовая гниль, мучнистая роса на плодах растений садов и огородов в республике.
Значение работ Р. Коха и Л. Пастера. Использование бактерий и грибов в биотехнологиях.
Проверочная работа №1 «Царство Бактерии и грибы»
Тема3. Царство Растения (10 часов)
Методы изучения растений. Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые).
Одноклеточные и многоклеточные водоросли, их многообразие. Среда обитания. Роль водорослей в природе и жизни человека.
Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека. Лишайники, произрастающие в Удмуртской республике
Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов. Роль мхов в природе и жизни человека. Мхи Удмуртии.
Экологическая группа растений по отношению к воде. Сфагновые болота в климатических условиях Удмуртской республики.
Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания и роль в природе и жизни человека, их охрана. Папоротники, хвощи, плауны Удмуртской республики.
Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Темнохвойные леса Удмуртии.
Цветковые растения. Их строение и многообразие. Дикорастущие цветковые растения Удмуртской республики. Использование дикорастущих растений Удмуртской республики: технические, ягодные и др.Проверочная работа №2 «Царство Растения»
Тема4.Строение покрытосеменных растений (19 часов).
Корень. Виды корней. Корневые системы. Видоизменение корней.
Строение и значение побега. Листорасположение. Почки и их строение. Рост и развитие побега. Строение побегов деревьев и кустарников Удмуртской республики. Видоизмененные побеги растений Удмуртской республики.
Лист. Строение и функции листа. Виды листьев. Жилкование.
Морфологическое строение и многообразие листьев растений Удмуртской республики.
Цветок. Его строение и значение. Цветковые растения Удмуртии. Соцветия. Плоды. Значение и разнообразие. Сухие и сочные плоды района. Строение семян однодольных и двудольных растений на примере растений Удмуртской республики.
Типы корневых систем (на примере растений Удмуртской республики). Рассматривание воздушных корней комнатных растений.
Определение расположения почек на стеблях побегов черемухи, березы, крапивы. Изучение строения почек тополя, цветочной почки березы.
Видоизмененные побеги на примере растений Удмуртской республики.
Морфологическое строение и многообразие листьев (малина, береза, карагач и др.)
Определение типов соцветий растений, растущих на территории школы.
Ознакомление с сухими и сочными плодами по предложенным гербарным и коллекционным материалам.
Проращивание семян гороха, кукурузы, бобов.
Экскурсия: «Сезонные явления в жизни растений».
Тема 5. Жизнедеятельность растений (14 часов).
Химический состав клеток растений. Минеральное питание растений. Содержание химических элементов в клетке. Почвенное питание. Роль корня. Вода и другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке. Фотосинтез. Дыхание растений. Газовый состав воздуха в жизни растений. Газовый состав воздуха в Удмуртии. Экологические группы растений Удмуртской республики, по отношению к разным свойствам почв. Улучшение почв человеком. Охрана почвы Вегетативное размножение покрытосеменных растений. Половое размножение растений. Образование плодов и семян. Сущность понятия «питание». Особенности питания растительного организма. Почвенное питание. Воздушное питание (фотосинтез).
Особенности питания растений. Растения-хищники.
Определение химического состава растений (подсолнечника, пшеницы твердой).
Передвижение воды и минеральных веществ по древесине (береза).
Изучение влияния условия воздушного и почвенного питания на комнатных растениях.
Изучение способов вегетативного размножения комнатных растений.
Способы размножения дикорастущих и культурных растений Удмуртской республики.
Проверочная работа №3 «Жизнедеятельность растений»
Тема 6. Классификация растений(5 часов)
Основные систематические группы растений: вид, род, семейство, порядок, класс, отдел, Царство.Основные признаки покрытосеменных растений, относящихся к различным семействам классов однодольных и двудольных.
Определение основных признаков растений и их систематическое положение.
Составлять морфологическое описание. Сравнивать растения разных систематических групп.
Находить сходства в их строении и на основе этого доказывать их родство.
Проверочная работа №4 «Классификация растений»
Тема 7. Природные сообщества (4 часов).
Основные экологические факторы. Характеристика основных экологических групп растений. Экологические группы растений Удмуртской республики. Взаимосвязь растений с другими организмами. Симбиоз. Паразитизм. Растительные сообщества и их типы. Основные растительные сообщества Удмуртской республики. Состав растительных сообществ. Структура и связи в сообществе. Изменение растительных сообществ. Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир. Охрана природных сообществ в Удмуртской республики. Красная книга Удмуртии.
Составление цепей питания на примере местного природного сообщества.
Экскурсия «Искусственные сообщества живых организмов в данной местности».
Тема 8. Развитие растительного мира(2 часа)
Основные этапы развития растительного мира. Доказательство исторического развития растений.
Как усложнялись растения в процессе исторического развития, и как деятельность человека влияет на растительный мир.
Научимся доказывать что многообразие растительного мира – это результат длительного исторического развития, а усложненное строение растений связано с изменяющимися условиями обитания
Проверочная работа общая №5 по курсу 6 класса
Учебно-тематический план:
№ п/пРаздел Всего часов Теоретических Практических Виды и формы контроля
Введение 2 2 0 Клеточное строение организмов 4 3 1 Вид: письменный индивидуальный
Формы: Экскурсия, рассказ
Царство Бактерии и грибы 8 7 1 Вид: письменный индивидуальный
Формы: Тест
Царство Растения 10 9 1 Вид: письменный индивидуальный
Формы: Тест
Строение и многообразие покрытосеменных растений 19 18 1 Вид: письменный индивидуальный
Формы: Экскурсия, рассказ
Жизнь растений 14 13 1 Вид: письменный индивидуальный
Формы: Тест
Классификация растений 5 4 1 Вид: письменный индивидуальный
Формы: Тест
Природные сообщества 4 3 1 Вид: письменный индивидуальный
Формы: Экскурсия, рассказ
Развитие растительного мира 2 1 1 Вид: письменный индивидуальный
Формы: Тест
Тематическое планирование
(68 часов, 2 часа в неделю), 6 класс
№ урока Наименование разделов и тем Элементы содержания урока Регион Общ Дом. зад.
Введение(2 часа) 1 2 1 Биология – наука о живой природе Признаки живого. Биология.
Биосфера.
с. 9-10
2 Что изучает экология растений. Влияние деятельности человека на экологическое состояние леса окружающего ст. Пижил Экология. Влияние деятельности человека на природу, ее охрана. 1 С. 10-13
Глава1. Клеточное строение организмов (4 часов) 2 4 3 Устройство увеличительных приборов Устройство увеличительных приборов Микроскоп. §1, вопросы
4 Строение растительной клетки. «Изготовление препарата кожицы лука: наблюдение и описание» Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и ее органоидов. Хромосомы, их значение. 1 §2, вопросы
5 Жизнедеятельность клетки, ее деление и рост. Деление клетки. Рост и развитие клетки §3, вопросы
6 Ткани растений обитающих в Удмуртской республике. Экскурсия «Осенние явления в жизни растений». Строение и функции тканей:
Покровная, проводящая запасающая
образовательная,
Всасывающая
механическая
1 §4, вопросы Написать рассказ: «Осенние явления в жизни растений».
Глава 2. Царство Бактерии и грибы(8 часов) 4 8 7 Строение и жизнедеятельность бактерий Многообразие прокариот, их происхождение свойства, особенности строения и жизнедеятельности
особенности строения и жизнедеятельности, значение бактерий в природе и жизни человека. §5, вопросы
8 Питание и размножение бактерий. 1 §5, вопросы
9 Роль бактерий в природе и жизни человека. 1 §6, вопросы
10 Общая характеристика грибов царства Грибы, отделы царства, особенности организации их основных представителей, роль грибов в природе и жизни человека. §7, вопросы
11 Шляпочные грибы ст. Пижил. Особенности шляпочных грибов. Съедобные и ядовитые. §8, вопросы, с. 40 - 43
12 Грибы республики: съедобные и ядовитые. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Роль грибов в природе и жизни человека. 1 §8, вопросы, с. 43 - 45
13 Плесневые грибы и дрожжи Мукор, пеницилл. дрожжи. Особенности их строения и значение. §9, вопросы
14 Грибы-паразиты обитающие в условиях района. Проверочная работа №1 Грибы паразиты: головня, спорынья. Трутовик, черная гниль. Значение в природе. 1 §10, вопросы
Глава 3. Царство Растения(10 часов) 7 10 15 Разнообразие, распространение и значение растений Удмуртской Республики. приспособленность к условиям жизни,
роль в природе, практическое значение;
высшие растения. Методы изучения растений. 1 §11, вопросы
16 Одноклеточные и многоклеточные водоросли распространенные в Сюмсинском районе Систематика растений, низшие растения (водоросли),
многообразие видов, приспособленность к условиям жизни,
роль в природе, практическое значение;
высшие растения (мхи, плауны, хвощи, папоротники, голосеменные, покрытосеменные)
– особенности организации, разнообразие, среды обитания, приспособленность к жизни в разных условиях,
роль в природе и практическое значение.
§12, вопросы
17 Лишайники. Значение в природе и жизни человека. Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека. Лишайники, произрастающие в Удмуртской республике §13, вопросы
18 Мхи в условиях района. Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов. Роль мхов в природе и жизни человека. Мхи Удмуртии. 1 §14, вопросы
19 Плауны. Хвощи. Папоротники. Их многообразие, среда обитания и охрана. Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания и роль в природе и жизни человека, их охрана. Папоротники, хвощи, плауны Удмуртской республики. 1 §15, вопросы
20 Голосеменные растения в условиях района. Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Темнохвойные леса Удмуртии. 1 §16, вопросы
21 Темнохвойные леса Удмуртии. Представители голосеменных: сосна сибирская, ель, лиственница. Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Темнохвойные леса Удмуртии.
1 §16, вопросы
22 Покрытосеменные растения.
Цветковые растения. Их строение и многообразие. §17, вопросы
23 Дикорастущие цветковые растения Удмуртской республики, их охрана. Дикорастущие цветковые растения Удмуртской республики и их охрана. 1 Доклад «Охрана дикорастущих растений»
24 Использование дикорастущих растений республики: технические, лекарственные, ягодные. Проверочная работа №2 Использование дикорастущих растений Удмуртской республики: технические, ягодные и др.1 §17, вопросы
Глава 4. Строение и многообразие покрытосеменных растений(20 часов) 10 19 25 Строение семян Строение семян однодольных и двудольных растений. §18, вопросы
26 Виды корней и типы корневых систем на примере растений Удмуртской республики Функции корня. Главный, боковые и придаточные корни. Стержневая и мочковатая корневые системы на примере растений Удмуртской республики. 1 §19, вопросы
27 Зоны корня. Участки (зоны) корня. Внешнее и внутреннее строение корня. §20, вопросы
28 Условия произрастания и видоизменения корней. Воздушные корни комнатных растений. Приспособления корней к условиям существования.
Видоизменения корней 1 §21, вопросы
29 Побег и почки. Строение почек. Побег. Листорасположение. Рост и развитие побега. §22, вопросы
30 Внешнее строение листа. Расположение почек на стеблях побегов растений Удмуртии: черемухи, крапивы. Расположение почек на стебле. Внешнее строение листа. Форма листа. Листья простые и сложные. Жилкование листьев. 1 §23, вопросы
31 Клеточное строение листа Строение кожицы листа, строение мякоти листа. §24, вопросы
32 Влияние факторов среды на строение листа. Видоизменения листьев в условиях района. Влияние факторов среды на строение листа. 1 §25, вопросы
33 Строение стебля Строение стебля. Многообразие стеблей. §26, вопросы, с. 123-125
34 Внутреннее строение стебля Изучают клеточное строение стебля. §26, вопросы, с. 125-129
35 Видоизменения побегов на примере растений Удмуртской республики Строение и функции видоизменённых побегов. 1 §27, вопросы
36 Цветок. Его строение и значение. Строение цветка. Венчик цветка. Чашечка цветка. Околоцветник. Строение тычинки и пестика. Растения однодомные и двудомные. Формула цветка. §28, вопросы
37 Цветковые растения Удмуртии. Растения однодомные и двудомные. Формула цветка. 1 §28, вопросы
38 Соцветия. Типы соцветий растений, растущих на территории школы. Виды соцветий. Значение соцветий. 1 §29, вопросы
39 Плоды. Строение плодов. Классификация плодов. Ознакомление с сухими и сочными плодами §30, вопросы
40 Плоды. Значение и разнообразие. Сухие и сочные плоды из гербарных материалов растений района Строение плодов. Классификация плодов. Ознакомление с сухими и сочными плодами 1 §30, вопросы
41 Распространение плодов и семян. Способы распространения плодов и семян. Приспособления, выработавшиеся у плодов и семян в связи с различными способами распространения §31, вопросы
42 Распространение плодов и семян. Способ проращивания семян растений Удмуртии: гороха, пшеницы, бобов. Приспособления, выработавшиеся у плодов и семян в связи с различными способами распространения 1 §31, вопросы
43 Экскурсия «Сезонные явления в жизни растений». Сезонные явления в жизни растений 1 Написать сочинение по экскурсии
Глава 5. Жизнь растений(14 часов). 5 14 44 Химический состав растений. Химический состав клеток растений. Содержание химических элементов в клетке. Почвенное питание. §32, вопросы
45 Минеральное питание растений. Минеральные и Органические Вещества. §33, вопросы
46 Почвенное питание. Роль корня в жизни растения. питание. Роль корня. Вода и другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. §33, вопросы
47 Фотосинтез. Процесс фотосинтеза на примере комнатного растения Герань Фотосинтез. Приспособленность растений к использованию энергии света, воды и углекислого газа. Хлоропласты, хлорофилл, их роль в фотосинтезе. Управление фотосинтезом растений: условия, влияющие на интенсивность фотосинтеза. Значение фотосинтеза. Роль растений в образовании и накоплении органических веществ и кислорода на Земле 1 §34, вопросы
48 Дыхание растений. Дыхание и его роль в жизни организмов. Дыхание растений, его сущность. Роль устьиц, чечевичек и межклетников в газообмене у растений. Взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза §35, вопросы
49 Газовый состав воздуха в Удмуртской республики, его роль в жизни растений. Газовый состав воздуха, его роль в жизни растений. 1 §35, вопросы
50 Испарение воды растениями. Листопад в условиях местности. Испарение воды растениями, его значение. Листопад, его значение. Осенняя окраска листьев §36, вопросы
51 Передвижение воды и питательных веществ в растении. Передвижение веществ в растении. Транспорт веществ как составная часть обмена веществ. Проводящая функция стебля. Передвижение воды, минеральных и органических веществ в растении. Запасание органических веществ в органах растений, их использование в процессах жизнедеятельности. Защита растений от повреждений. Лабораторные и практические работы Передвижение веществ по побегу растения §37, вопросы
52 Прорастание семян Строение семян и какие вещества входят в его состав. §38, вопросы
53 Растительный организм как единое целое Растительный организм как единое целое §39, вопросы
54 Способы размножения растений. Размножение споровых растений. Размножение организмов, его роль в преемственности поколений. Размножение как важнейшее свойство организмов. Способы размножения организмов. Размножение водорослей, мхов, папоротников. Половое и бесполое размножение у споровых. Чередование поколений §40, 41 вопросы
55 Размножение голосеменных растений, на примере видов растущих на территории Удмуртии Размножение голосеменных и покрытосеменных растений. Опыление. Способы опыления. Оплодотворение. Двойное оплодотворение. Образование плодов и семян 1 §42, вопросы
56 Вегетативное размножение покрытосеменных и комнатных растений республики Способы вегетативного размножения комнатных растений. 1 §43, вопросы
57 Способы полового размножения на примере растений Удмуртской республики. Проверочная работа №3 Способы полового размножения растений 1 §44, вопросы
Глава 6: Классификация растений(5 часов) 2 5 58 Основы систематики растений. Основные систематические группы растений: вид, род, семейство, порядок, класс, отдел, Царство.§45, вопросы
59 Деление покрытосеменных растений на классы и семейства. Класс Двудольные. Семейство Крестоцветные. Признаки, характерные для растений семейства Крестоцветные §46, 47 вопросы
60 Класс Двудольные. Семейство Розоцветные и Пасленовые данной местности.Признаки, характерные для растений семейства Розоцветные и Пасленовые. 1 §48, 49 вопросы
61 Растения Удмуртии относящиеся к Классу Двудольные. Семейство Мотыльковые и Сложноцветные. Признаки, характерные для растений семейства Сложноцветные и Мотыльковые §50, 51 вопросы
62 Класс Однодольные. Семейство Лилейные и Злаковые данной местности. Проверочная работа №4 Признаки, характерные для растений семейства Лилейные и Злаковые. 1 §52, 53 вопросы
Глава 7. Природные сообщества(4 часа) 4 4 63 Основные экологические факторы и их влияние на растения. Факторы живой и неживой природы. 1 §54, вопросы
64 Характеристика основных экологических групп растений. Взаимосвязь растений с другими организмами. Характеристика основных экологических групп растений. Экологические группы растений Удмуртской республики. 1 §55, вопросы
65 Растительные сообщества. Охрана природных сообществ республики. Типы растительных сообществ.
Охрана сообществ. 1 §56, вопросы
66 Взаимосвязи растений в сообществе. Экскурсия «Искусственные сообщества живых организмов в данной местности». Состав растительных сообществ. Структура и связи в сообществе. Изменение растительных сообществ. 1 Написать рассказ по экскурсии, §57, вопросы
Глава 8: Развитие растительного мира(2 часа) 1 2 67 Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира. Проверочная работа общая №5 Основные этапы развития растительного мира. Доказательство исторического развития растений.
Как усложнялись растения в процессе исторического развития, и как деятельность человека влияет на растительный мир.
§58, вопросы
68 Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир. Красная книга Удмуртии Научимся доказывать что многообразие растительного мира – это результат длительного исторического развития, а усложненное строение растений связано с изменяющимися условиями обитания
1 §59, вопросы
Общее количество часов 36 68
Перечень учебно-методического обеспечения
1. Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 кл. : учеб. для общеобразоват. Учреждений / 11-е изд., испр. – М. : Дрофа, 2008. – 304 с. : ил.
2. Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 кл. : рабочая тетрадь к учебнику В. В. Пасечника «Биология. 6 класс» / В. В. Пасечник, Т. А. Снисаренко. 2-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2012. -94с.
Биология. 6кл. Раб. тетрадь к уч. Пасечника В.В._2011 -80с.pdf(в электронном виде);
Контрольно-измерительные материалы. Биология: 6 класс / Сост. С. Н. Березина. – М.: ВАКО, 2012. – 112 с.
Диск: Видеоуроки «Биология», 6 класс.Создано ООО «открытый урок» по заказу ООО «Инфоурок», 2014 г.
Диск: Тесты по биологии 5-9 классы, 2012 год.
Адреса сайтов в ИНТЕРНЕТ:
ЦОРы Единой коллекции: http://school-collection.edu.ru/ФЦИОР: http://fcior.edu.ru/www.km.ru/education - Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»