Урок математики во 2 классе по теме Уравнение. Решение уравнений методом подбора.


Урок математики во 2 классе
(составила и провела Горбунова Т. Н.., учитель начальных классов высшей квалификационной категории МКОУ СОШ №3 г. Киренска).
Тема: Уравнение. Решение уравнений методом подбора.
Задачи:
Образовательные:
Познакомить с понятием уравнения
Формировать умение решать уравнение подбором подходящего значения переменной.
Способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.
Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.
Формировать УУД:
Предметные:
Знать, что такое уравнение. Уметь читать примеры используя математическую речь. Уметь различать условие задачи, вопрос. Уметь правильно оформлять решение задачи.
Личностные:Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).
Деятельность учителя Содержание Деятельность учеников Планируемые результаты
Организационный момент (психологический настрой)
Чтение стихотворения Встало солнышко давно.Заглянуло к нам в окно.Нас оно торопит в класс.Математика у нас!
Проверьте, готовы ли вы начать урок?Все ль на месте, все ль в порядке?Учебник, ручка и тетрадь?Проверили? Садитесь! С усердием трудитесь.
- проверяют готовность к уроку.
Садятся за парты. Личностные: самоопределение -внутренняя позиция школьника.
2.Актуализация знаний.
- Ребята, а чтобы назвать тему нашего сегодняшнего урока, предлагаю вам выполнить задания.
1)24+3 =
Как называется данное выражение?
а) Числовое б) Буквенное
2)53 – 3 > 20 Как называется данное выражение?
а) Равенство
б) Неравенство
3)Как называется данное выражение? а + 5, где а = 7
а) Числовое б) Буквенное
4)Как называется данная запись и как решить её? х + 4 = 12.
а) Числовое
б) Неравенство
б) Буквенное
Обсуждают, отвечают, что решить не могут). Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД).
3.Постановка проблемы.
- Правильно, ребята, вы и не сможете решить данное задание, потому что еще не знаете, как называется такая запись, и как она решается.
- А хотите узнать, как называется такое выражение?
Для этого я предлагаю вам выполнить следующие задания.
На каждое следующее, правильно выполненное задание, вы получите букву. Затем из этих букв постараетесь составить слово, обозначающее название данного выражения и попробуете назвать тему нашего урока. Согласны? (Ответы детей).
Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели ,формулирование проблемы.
Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
4. Устный счёт
1. Я задумала число, прибавила к нему 8 и получила 10. Какое число я задумала? (2 - буква у)
2. Какое число нужно прибавить к 2, чтобы получилось 9? (7 – буква р)
3. Уменьшаемое 17, вычитаемое 9. Чему равна разность.(буква а)
4. Найти неизвестное слагаемое, если сумма равна 16, а известное слагаемое 4 (12 – буква н)
5. У Саши 6 марок, у Кати 5 марок. А у Марата столько, сколько у Саши и Кати вместе. Сколько марок у Марата? (11 – буква в)
6. Чему равна сумма 20 и 8(– буква е)
7. На сколько 10 больше, чем 3? (7 – буква н)
8. У Юры 3 яблока, 2 апельсина, 4 банана. Сколько яблок у Юры. (3 – буква и)
9. Чему равно уменьшаемое, если вычитаемое 15, а разность равна 25(- буква е)
(Выставляются буквы: у, р, а, н, в, е, н, и, е)
-2
-7
-8
5.Определение темы и задач урока
Предлагает составить слово, называющее неизвестное выражение.
Предлагает сформулировать тему урока и основные задачи..
Организует гимнастику с озвученным выдохом. - Вот и отгадали все буквы, а теперь из них постарайтесь составить слово, называющее наше неизвестное выражение?
- Значит, какова же тема нашего сегодняшнего урока?
- Молодцы, ребята, тему вы определили. Что же такое уравнение? Попробуйте решить уравнение. Не получается?
- Тогда сейчас я предлагаю вам стать юными учеными - исследователями
Что мы будем исследовать на уроке? Чему будем учиться сегодня?
В ходе урока постараемся ответить на вопросы: что же такое уравнение и что значит решить уравнение. Потом проверим, совпадет ли ваш вывод с правилом в учебнике.
- Но сначала перед исследованиями - зарядимся энергией.
Дыхательная гимнастика
Готовы? Тогда смело – за работу! (Уравнение).
(Уравнение).
(Дети пытаются ответить, но у них не получается).
(Будем исследовать уравнения)
(Будем учиться их решать) Коммуникативные: :планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
Регулятивные: .целеполагание- как постановка учебной задачи на основе соотнесение того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно;
Планирование - определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата.
Личностные: смыслообразование - установление учащимися связи между целью учебной деятельностью и её мотивом
6. Знакомство с новым материалом.
Организует работу по знакомству с новым материалом.
Подводит ребят к выводу.
- Итак, начнем наши исследования?
- Посмотрите, пожалуйста, еще раз на наши выражения и скажите, на какое из них похоже наше уравнение?
1) А что говорят нам знаки “ = ” во всех этих выражениях?
Значит, наше выражение чем является?
2) Но все ли числа в этом равенстве известны? (х + 4 = 12)
3) Что неизвестно?
4) Чем оно обозначено? (буквой)
5) Кто знает, как называется эта буква?
Правильно, это латинская буква Х.
6) Если нам неизвестно число, то, что же нам надо сделать?
7) А как вы думаете, какое число можно вставить вместо Х, чтобы равенство стало верным?
Как вы нашли число 8?
- Молодцы! Ребята, а знаете ли вы, что сейчас сделали? Сами решили уравнение! Да-да, как настоящие ученые-математики!
- Давайте, попробуем теперь сделать вывод:
А) Уравнение – это что? (учитель показывает на знак =, а дети дополняют) - это равенство, которое содержит (показывает на Х) неизвестное число.
«Уравнение – это равенство, которое содержит неизвестное число».
Б) - Что нужно сделать с неизвестным числом ,чтобы решить уравнение?
«Решить уравнение – значит найти неизвестное число, чтобы равенство было верным»).
- Молодцы! Ребята, ваша работа достойна похвалы.
1). - Сейчас откройте в учебнике страницу 80 и прочтите правило. Совпадает ли оно с нашим правилом?
Удалось ли нам выяснить, что такое уравнение?
Прочтите вслух, что же такое уравнение.
Попробуйте рассказать теперь мне, что же такое уравнение и что значит - решить уравнение? Расскажите друг другу в своих парах.
2). А теперь научимся записывать решение уравнения письменно:
Х + 4 = 12
Х = 8
Проверка: 8 + 4 = 12
12 = 12
(Да)
(На пример с окошком, на буквенное выражение)
(что это равенства)
(равенством)
(первое слагаемое)
(буквой)
(икс)
(узнать, найти это неизвестное число)
(8)
(к 4 + 8), (из 12 - 4)
(Найти такое неизвестное число , чтобы равенство было верным).
(Да)
(Да)
(Читают).
(Дети рассказывают, что такое уравнение и что значит - решить уравнение).
, Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.
Познавательные: моделирование, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений ,выдвижение гипотез и их обоснование.
. Регулятивные: - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;
- составление плана и последовательности действий
7. Первичное закрепление.
Контроль со стороны учителя. Работа по учебнику:
Решение уравнений, с. 80, №1.
А) 1 столбик выполняются с записью и объяснением на доске.
Б) 2 столбик выполняется учениками у доски, остальными - самостоятельно в тетрадях, с последующей взаимопроверкой с доски.

(решают)
(проверяют) Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить высказывания.
Коммуникативные: управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера.
Регулятивные: Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
8.Решение задачи
Проводит разбор задачи. Работа над задачей № 6, с. 81.
Коллективный устный разбор задачи, краткая запись на доске.
Самостоятельная запись решения в тетради. Один ученик у доски.
Проверка и объяснение решения вслух.
Коммуникативные: управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера.
9.Рефлексия учебной деятельности.
Учитель проводит рефлексию. - Ребята, вот и близится к концу наш урок
- Помните ли вы, какую цель мы ставили перед собой в начале урока?
- Как вы думаете, достигли мы этой цели?
- Тогда скажите, что же такое уравнение?
- А что значит решить уравнение?
- Как вы думаете, научились ли вы решать уравнение?
- Выберите и оцените свою работу знаками:
«Я молодец, активно работал, все понял, могу помочь товарищу» - (!)
«Я работал хорошо, старался, быстро находил свои ошибки, сам исправлял их» - (.)
«Мне было трудно работать, я еще не все понял, но у меня все получится - (?)
(Узнать, что такое уравнение и как его решать).
(Да).
(Равенство, которое содержит неизвестное число).
(Решить уравнение – значит найти неизвестное число, чтобы равенство было верным).
(Ответы детей).
Работают на полях в тетради.
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Познавательные: рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка; критичность
Личностные: установление учащимся значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов.
Регулятивные: оценка - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения
10. Оценка работ учащихся учителем.
- Ребята, я благодарна вам за ваше огромное трудолюбие, старание и стремление к знаниям, которые помогли вам сегодня вновь совершить новое открытие в математике.
Не беда, что у кого-то из вас сегодня не все получалось. Ведь не зря говорится в пословице: «Не стыдно не знать, а стыдно не учиться».
На последующих уроках мы с вами опять продолжим учиться и тренироваться решать уравнения. Я уверена, все у вас получится!
11. Домашнее задание.
Стр.81 №5, №7.