Урок литературы в 8 классе с региональным компонентом Исторические песни. Анализ песен «Ермак готовится к походу на Сибирь» и «Песня о Таймуразе Козырева».
Урок литературы в 8 классе.
Тема: «РК. Исторические песни. Анализ песен «Ермак готовится к походу на Сибирь» и «Песня о Таймуразе Козырева».
Цели урока: Цели урока: ознакомление с особенностями жанра исторической песни; обучение аналитическому чтению, развитие связной речи; воспитание любви к родине, к её истории. научить определять жанровые особенности, роль художественных средств, знать содержание и сравнительную характеристику песен «Ермак готовится к походу на Сибирь» и «Песни о Таймуразе Козыреве»; уметь отвечать на вопросы по содержанию песни, выразить своё впечатление.
Оборудование: учебники литературы, компьютер, проектор, экран, презентация, аудиозаписи песен.
Ход урока.
I. Оргонизационный момент. Целеполагание.
2. Проверка д/з. Фронтальная беседа.
- Что такое песня?
( Небольшое стихотворное произведение, предназначенное или используемое для пения. В фольклоре текст песни возникает одновременно с мелодией; литературная песня создаётся как стихотворение, которое может быть положено на музыку.)- На какие группы делятся народные песни?
(Различают исторические, обрядовые, лирические народные песни. В песнях нашли отражения реальные события прошлого, уклад народной жизни, обычаи народа, его традиции.)- Что сближает народные песни с другими произведениями фольклора?
( С другими произведениями фольклора народные песни сближают их языковые особенности: народный стих, повторы, сравнения, постоянные эпитеты, использование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами)
- Назовите виды лирических песен.
(В любовных песнях говорилось о первых встречах влюбленных, их любовной радости и тоске, верности и измене. Были песни разбойничьи, тюремные, солдатские, ямщицкие, бурлацкие, песни о крепостной неволе – они помогали переносить тяготы жизни, облегчить душевные муки. Такие песни врачевали душу человека. Поющий чувствовал, что он не одинок в своем горе, что такое горе переживалось многими и многими людьми)-Какая тема объединяет русские и осетинские любовные песни?
(Они отражают любовные переживания, размышления о нелёгкой доле.)
-Приведите примеры русских и осетинских лирических песен.
(Чтение или исполнение учащимися понравившихся лирических песен)
3. Новая тема.
III. Изучение новой темы.
1. Сообщение темы и целей урока.
2. Вступительное слово учителя по новой теме.
Сегодня мы будем говорить о песнях, героями которых являются цари, герои – войны, народные вожди. Скажите, пожалуйста, о каких песнях пойдёт речь?
(Исторических)
Исторические песни – это эпические и лиро-эпические устные произведения о конкретных событиях отечественной истории. Для них характерен живой интерес к реальным эпизодам и героям. Именно в народной песне воплотилась жизнь во всем ее многообразии.Наиболее ранние исторические песни относятся к середине XIV века.
Мы проведём анализ не только русских исторических песен, но и осетинских.
В исторических песнях, как русских, так и осетинских раскрываются две основные темы: а) военно-героическая – борьба с врагами за свою независимость, описание военных действий: это песни о воинах и полководцах; б) повстанческая – песни посвящены народным восстаниям под предводительством Степана Разина, Емельяна Пугачева; в осетинских песнях об Антоне Дряеве, Хазби, Таймуразе Козыреве.Отличительные черты жанра:а) исторические песни отличались от былин меньшим размером и более достоверной передачей исторических фактов. Сказители не выделяли исторических песен, называя их также старинами;б) в ранних исторических песнях присутствует поэтика былин: былинные эпитеты, сравнения, гиперболы;в) создание циклов произведений (цикл – ряд, совокупность, группа песен, посвященных какому-либо историческому деятелю, например: циклы песен об Иване Грозном, о Степане Разине, Петре I, Емельяне Пугачеве, Александре Суворове и другие).Существует несколько крупных тематических циклов народных песен:- события второй половины XIV века ("Взятие Казани", "Гнев Грозного на сына" и др.);- эпизоды восстания Степана Разина, войны против турок и татар ("Взятие Азова", "Оплошность казаков");- жизнь Петра I ("Казнь стрельцов", "Полтава", песни о кончине Петра I);- восстания К. Булавина и Е. Пугачёва ("Судил тут граф Панин вора Пугачева...", "Емельян ты наш, родной батюшка!"); - события Отечественной войны 1812 года.
Одним из любимых героев исторических песен был Ермак, открывший для России путь в Сибирь. Песня «Ермак готовится к походу на Сибирь» отражает события правления Ивана Грозного, который прогневался на Ермака и его казаков за разбои, которые те чинили на Волге. Купцы Строгановы приняли к себе на службу Ермака и послали его дружину против сибирских грабителей. Под начальством Ермака было 840 человек, несколько пушек, что очень помогло им, так как сибирские татары боялись пушек и ружей. По пути к столичному городу Сибири Искер, Ермак побил татар, но и его дружина была значительно уменьшена: некоторые были убиты, другие ранены, казаки стали говорить о возвращении домой, и тогда Ермак сказал им: «Нет, братья, наш путь только вперед. Мы долго жили худой славой, умрем же с доброю. Нас мало, но Бог даст победу, кому захочет!» Казаки его послушали и криками «С нами Бог!» напали на татар. Был страшный бой, погибло 107 казаков и до сих пор их поминают в сибирских церквах. Татары бежали, Ермак завладел Искером и после еще некоторых боев с татарами, завладел Сибирским царством.
В песне Ермак представлен истинным атаманом, за которым готовы пойти казаки, вера в царя и его правоту движет атаманом:
Покоримтесь мы царю белому,
Царю белому православному.
Мы снесем к нему свои головы,
Свои головы повинные!
2) Послушаем сообщение о Ермаке. ( Подготовленный ученик выступает с презентацией).
3) Беседа с учащимися по прослушанному сообщению, сопровождаемому презентацией.
- Каким вы представляете народного героя?
4) - Рассмотрим слайд с картиной В. А. Сурикова « Покорение Сибири Ермаком».
- Каким изобразил художник Суриков Ермака?
- Соответствует ли это изображение вашим представлениям о народном герое?
- Что служит фоном картины?
- Какое чувство вызывает картина?
Послушайте, что И.Е. Репин писал по поводу Ермака: "Впечатление от картины так неожиданно и могуче, что даже не приходит на ум разбирать эту копошащуюся массу со стороны техники, красок, рисунка. Все это уходит, как никчемное: и зритель ошеломлен этой невидальщиной. Воображение его потрясено, и чем дальше, тем подвижнее становится живая каша существ, давящих друг друга...".
Ермак - личность неординарная и в русской истории оставила заметный след. Народ сложил о нем песню «Ермак готовится к походу на Сибирь», с которой мы познакомимся сегодня на уроке.
4) Чтение песни учителем, затем прослушивание аудиозаписи.
Как на Волге, да на Камышинке,Казаки живут, люди вольные,У казаков был атаманушка,Ермаком звали Тимофеичем.Не злата труба вострубила им,Не она громко взговорила речь –Взговорил Ермак Тимофеевич:"Казаки, братцы, вы послушайте,Да мне думушку попридумайте!Как проходит уж лето теплое,Наступает зима холодная,Куда ж, братцы, мы зимовать пойдем?Нам на Волге жить – все ворами слыть,На Яик идти – переход велик,На Казань идти – Грозен царь стоит,Грозен царь Иван сын Васильевич.Он на нас послал рать великую,Рать великую – в сорок тысячей.Так пойдем же мы – да возьмем Сибирь,Покоримся мы царю белому,Царю белому православному.Мы снесем к нему свои головы,Свои головы все повинные!"
Ответы на вопросы.
- О каких событиях идет речь в историческом произведении? Как эти события передаются в песне?
- Каким перед вами предстает Ермак? (Реальные и былинные черты героя).
- Какие эпитеты использованы авторами, какую роль они играют?
- Найдите в песне постоянные и непостоянные эпитеты.
- Какой жанр устного народного творчества напоминает народная песня?
- Чем заслужил Ермак добрую народную память о себе?
Релаксация
5) Жанр осетинской героической песни на протяжении многих веков является одним из самых ярких составляющих народного творчества. В старину, когда не было ни орденов, ни премий, ни почётных званий, в знак всенародного уважения, почёта и благодарности о героях слагали песни, которые жили веками, переходя из поколения в поколение.
Песней осетины украшали свою повседневную жизнь. Она сопутствовала им в труде, в радости и печали. Песней народ задабривал своих божеств, прославлял ратные подвиги героев, утверждал высокие нравственные качества - любовь к Родине, уважение к старшим, трудолюбие, чувство ненависти к внешним врагам и внутренним угнетателям. С песней народ провожал в дорогу путников, с песней встречал их возвращение. Народ песней не только возвеличивал за совершенные подвиги, за храбрость, за мужество, он мог ею заклеймить навеки позором за трусость, жадность, лень, низкопоклонство и т.д.
Из большого числа осетинских исторических песен можно выделить несколько групп:
- песни о погибших смертью храбрых («Песня о Чермене», «Песня о Хазби», «Песня о Таймуразе Козыреве»);
-песни об удальцах («Песня о Дзиго», «Песня о Мураце Озыраты»);
-песни о боевых укреплениях («Песня о Рокских укреплениях и песня о башне «Маккоты»);
- песни нового хорового стиля о погибших во время революции («Песня об Антоне Дриаты», «Песня о Исаке Харебове») и т.д. Безусловно, перечень далеко не полный. Отдельным рядом стоят абреческие песни, которые отображают борьбу отдельных героев за социальную справедливость, а также песни об охотник
Сегодня мы будем говорить о песне, которую народ сложил о Таймуразе Козыреве.
6) Послушаем сообщение о Таймуразе. ( Подготовленный ученик выступает с сообщением).
«Таймураз Козырев, уроженец горного селения Саниба, вступил в бой с кабардинским отрядом, приехавшим в осетинское селение силой получить дань. Таймураз убил князя и несколько его воинов и выдворил из села отряд, а собранную дань обратно вернул хозяевам. Кабардинские князья решили отомстить Таймуразу. Они с помощью предателей из числа осетинских алдаров выследили его на охоте и смертельно ранили».
Чтение песни учителем, затем прослушивание аудиозаписи песни в исполнении нашего земляка Мити Касабиева.
Песня о ТаймуразеОй, дзицца, на краю селения,
Из ружья застрелил оленя я.
Застрелил я оленя рогатого —
Кабардинского князя проклятого.
К нам князья кабардинские прибыли,
Дань взимать и считать свои прибыли.
Закричала мне знать полупьяная:
«Не уйдешь ты, дзигло поганое!»
Я сказал им: «Князья благородные,
Вы с дороги, поди, голодные.
Заходите пока, пообедайте,
Моего шашлыка отведайте!»
Рассердились князья кабардинские:
«Нам противны слова твои свинские.
Все здесь наше: бараны, быки твои,
Шашлыки твои и кишки твои!»
Я сказал им: «Князья благородные,
Вы загнали нас в горы бесплодные,
Но и здесь вы житья не даете нам,
Не с добром, князья, вы идете к нам».
Еще утром надел непробитую
Я черкеску, матерью сшитую,
И ружье свое взял кремневое,
Ненадежное и не новое.
И подумал я: «Ой, упрямая,
Пожалела корову родня моя.
Я бы продал ее, незадешево,
Взял ружье у купца хорошего.
Не скотину родня пожалела бы,
Сиротину меня пожалела бы.
Все равно, ведь придется забить ее,
На поминках моих сварить ее».
Так подумал я и прицелился,
Быть в живых уже не надеялся.
Но в то утро ружье кремневое
Било, старое, словно новое.
Вдоль Кобани, где волны белые,
Горько ехать князьям-грабителям.
Едут, плачут они, несмелые,
Над убитым своим предводителем.
Ответы на вопросы.
- О каких событиях идет речь в героической песне? Как эти события передаются в произведении?
- Какими характерными для горца чертами наделен Таймураз?
- Какие эпитеты использованы авторами, какую роль они играют?
- Чем заслужил Таймураз добрую народную память о себе?
7. Обобщение изученного материала.
В текстах песен мы видим и гиперболическое сравнение через отрицательный прием (отрицательный параллелизм) – излюбленный прием былин: "Не злата труба вострубила им, Не она громко взговорила речь – Взговорил Ермак Тимофеевич..." («Ермак готовится к походу на Сибирь»); «Но и здесь вы житья не даете нам, Не с добром, князья, вы идете к нам» («Песня о Таймуразе Козыреве») , и постоянные эпитеты: злата труба, зима холодная, царь белый, православный («Ермак готовится к походу на Сибирь»);. ружье кремневое, волны белые ( «Песня о Таймуразе…») Отсутствие рифмы в исторической песне «Ермак готовится к походу на Сибирь», повторы придают напевность и делают её похожей на былину… Песни властно переносят нас в эпоху 16 века, раскрывают тайны жизни Ермака и Таймураза. В исторических песнях живёт само время, породившее их.
8. Рефлексия
Продолжите фразы: Исторические песни – это…
Исторические песни нужны, чтобы…
В моей семье исторические песни….
5. Выставление и комментирование оценок.
6. Домашнее задание.
Прочитать предание « О покорении Сибири Ермаком», провести сравнительный анализ исторической песни «Ермак готовится к походу на Сибирь» и предания.