Программа внеурочной деятельности Занимательный русский язык


ПРИНЯТА УТВЕРЖДЕНА:
Педсовет ГБОУ №39 Директор ГБОУ № 39
Протокол № от 2015г. Щепихина Л.Н.
Приказ № от 2015г.
Программа внеурочной деятельности
«Занимательный русский язык»
4 класс

Разработана учителем
начальных классов
Банакова А.А.

2015-2016
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Для осуществления развивающих целей обучения необходимо активизировать познавательную деятельность, создать ситуацию заинтересованности.
Программа «Занимательный русский язык» предназначена для внеурочной деятельности с учащимися начальных классов. Данная программа является наиболее актуальной на сегодняшний момент, так как обеспечивает развитие самостоятельности, познавательной деятельности, грамотности, учитывая индивидуальные способности каждого учащегося.
Программа составлена с учетом требований ФГОС второго поколения и соответствует возрастным особенностям младшего школьника. С этой целью в программе предусмотрено увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамическую деятельность. Занятия по данной программе имеют четко разработанную структуру и состоят из 3-х частей:
1 часть – вводная. Цель этой части занятий настроить группу детей на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками. Эта часть занятия включает в себя приветствие, игры, направленные на создание эмоционального настроя.
2 часть – рабочая. На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. Дети выполняют различные занимательные упражнения, принимают участие в дидактических играх, которые способствуют развитию речи, различных видов мышления, памяти, внимания, мелкой моторики руки. Дети учатся работать в группах, парах, учитывать настроение и желание других.
3 часть – завершающая. Цель этой части занятий – создание у детей чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятии. Это подвижные игры, ритуалы прощания, рефлексия.
Основной целью педагога является через игру, занимательные упражнения прививать любовь к русскому языку, сформировать коммуникативные компетенции учащихся, навык грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
ЗАДАЧИ КУРСА
- овладение знаниями и умениями для успешного решения учебных и практических задач и продолжения образования;
- развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения;
- овладение умениями правильно писать и читать, находить «ошибкоопасные» места; составлять логические высказывания разной степени сложности;
- освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;
- воспитание эмоционально-целостного отношения к родному языку, побуждение познавательного интереса к родному слову, стремление совершенствовать свою речь;
углубить представления детей об основных разделах русского языка: фонетике, орфографии, словообразовании, лексике;
дать представление о морфологии;
использовать словари русского языка;
научить составлять рассказы с использованием пиктограмм, сочинять загадки;
воспитывать аккуратность, трудолюбие, взаимопомощь;

развить интерес к изучению тайн русского языка;
воспитать умение видеть в самом обычном явлении русского языка удивительное и необычное;
углубить уже имеющиеся знания о лексике;
изучить и исследовать конкретные лексические понятия;
способствовать развитию творчества и обогащению словарного запаса у обучающихся;
научить овладеть нормами речевого этикета в ситуациях повседневного общения;
создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы в форме повествования и описания;
научить обобщать, делать выводы;
стимулировать стремление уч-ся к самостоятельной деятельности;
воспитывать ответственность, самостоятельность.
Ожидаемые результаты обучения по программе:
углубить знания об основных разделах русского языка: фонетике, орфографии, словообразовании, лексике;
получить представление о морфологии;
научиться пользоваться словарями русского языка;
научиться составлять рассказы с использованием пиктограмм, сочинять загадки;
научиться уважительному отношению к товарищам, умению слушать друг друга
знать об основных терминах, связанных с лексикой;
знать откуда пришли к нам некоторые слова и выражения, пословицы, поговорки, загадки;
уметь правильно употреблять изученные слова в речи;
уметь подбирать синонимы и антонимы;
уметь различать слова- паронимы, омоформы, архаизмы и неологизмы.
Формы и методы работы.
Процесс обучения должен быть занимательным по форме. Это обусловлено возрастными особенностями обучаемых. Основной принцип моей программы: «От игры к знаниям». Обучение реализуется через игровые приемы работы – как известные, так и малоизвестные. Например: интеллектуальные (логические) игры на поиск связей, закономерностей, задания на кодирование и декодирование информации, сказки, конкурсы, игры на движение с использованием терминологии предмета.
Игра – особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения – как поступить, что сказать, как выиграть.
Виды игр:
на развитие внимания и закрепления терминологии;
игры-тренинги;
игры-конкурсы (с делением на команды);
сюжетные игры на закрепление пройденного материала;
интеллектуально-познавательные игры;
интеллектуально-творческие игры.
Дети быстро утомляются, необходимо переключать их внимание. Поэтому на уроке должны сменяться виды деятельности: игра, гимнастика ума, логика и многое другое.
Использование сказки всегда обогащает урок и делает его понятнее это:
сказочные сюжеты уроков;
сочинение своих сказок
Учебно-тематический план.
№ Наименование разделов, блоков, тем Всего часов Теория Практика Дата
теорфакт
В мире фонетики Загадки согласных. 2 1 1 Удивительные гласные. 2 1 1 Забавные игры со слогами. 1 1 Уроки речевого творчества. Рисование и составление рассказа на тему: «Я люблю…» 2 1 Эмоции и творчество. Моя любимая игрушка. 2 1 Сочинение и рисование на тему: «Мой друг» 2 1 В мире орфографии Зоркий глаз. Орфограммы в словах. 2 1 1 В мире словообразования Как разобрать и «собрать»слово? 3 1 2 Как откопать древний корень, или этимологический разбор. 2 1 1 В мире морфологии Колонны слов, или что такое морфология 1 В гостях у существительного! 1 Здравствуй, имя прилагательное! 1 Его величество – Глагол! 1 Универсальные заменители: поговорим о местоимении 1 Слова-помощники 1 Урок-игра: «Части речи все нужны! Части речи все важны!» 1 В мире слов, или что такое лексика? В стране синонимов. 1 В стране антонимов. 1 В стране омонимов. 1 Многозначность слова. 2 1 1 КВН «В мире слов». 1 Игры в слова и со словами 2 1 1 Урок-игра «Мой любимый русский язык» 1 «К тайнам слова» Лексическое значение слова. 1 Прямое и переносное значение слова. 1 Ударение меняет значение. 2 Пестрое семейство синонимов 2 Великое противостояние антонимов. 2 Слова-двойники. Омонимы. 1 Омоформы, омофоны, омографы – виды омонимов. 1 Похожи, но не одинаковы. Паронимы. 1 Из глубины веков. Архаизмы. 1 Устойчивые сравнения. 1 Фразеологические сочетания. 3 Шарада Поиграем в слова 2 Откуда ты, имя? 1 Отчество и фамилия 2 Времена года 3 Крутится-вертится шар голубой1 В гостях у сказки. Сочиняем свою сказку. Играем в сказку. 2 Что нужно школьнику 1 Скатерть-самобранка 1 Растения- почему их так называют? Составление словарика на тему: «Растения» 2 Птицы и звери - почему их так называют? 1 О том, что мы носим. 1 Итоговое занятие. Игра «Счастливый случай». 1 Итого: 68
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
В мире фонетики – 5 ч
Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твердых согласных звуков, определение парных и непарных по твердости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласны звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный – согласный; гласный ударный- безударный; согласный твердый- мягкий; парный- непарный; согласный звонкий- глухой; парный- непарный. Деление слов на слоги. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический разбор слова. Углубление знаний по фонетике, полученных в течение 2 года обучения. Забавные игры со слогами.
Уроки речевого творчества – 6ч
Рисование и составление рассказа на тему «Я люблю…» (Разговор о том, кого и что любят дети. Работа с фразеологизмами. Составление рассказа с пиктограммами на тему «Я люблю…», «Что я люблю?».
Рисование на тему «Я люблю…»). Эмоции и творчество. Моя любимая игрушка (Разговор с детьми о любимых игрушках. Игры с игрушками и загадки об игрушках. Рассказ учителя «Из истории матрешки», составление словарика, выполнение рисунков к словам. Составление рассказа и рисование любимой игрушки.). Сочинение и рисование на тему «Мой друг» (Разговор о дружбе, о важности умения дружить, быть хорошим другом. Пословицы о дружбе, стихи. Сочинение-миниатюра на тему «Мой друг». Рисование друга, подруги).В мире орфографии – 2ч
Углубление знаний по фонетике, полученных в течение 2 года обучения. Формирование орфографической зоркости. Использование орфографического словаря. Игры на применение правил правописания:
сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу в положении под ударением;
сочетания чк-чн, чт, щн;
перенос слов;
правописание гласных и согласных в корне слова;
разделительные Ь и Ъ
В мире словообразования- 5ч
Совершенствование умения различать однокоренные слова и различные формы одного и того же слова. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу. Этимологический разбор.
В мире морфологии – 7ч
Части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлог, союз, частица. Значение частей речи и употребление их в речи.
В мире слов, или что такое лексика? – 9ч
Наблюдение за использованием в речи синонимов и антонимов. Знакомство с омонимами. Однозначные и многозначные слова, прямое и переносное значение слов. Применение словарей.
7.Лексическое значение слова.-1ч.
Углубление знаний о лексическом значении слов. Знакомство с толковыми словарями русского языка.
8Прямое и переносное значение слова.-1ч.
Особенности прямого и переносного значения слов.
8.Ударение меняет значение. -2ч.
Особенности русского ударения.
10 .Пестрое семейство синонимов.-2ч.
Особенности синонимического ряда слов. Правильное употребление слов- синонимов в речи.
9.Великое противостояние антонимов.-2ч.
Особенности антонимического ряда слов. Правильное употребление слов- антонимов в речи.
10.Слова-двойники. Омонимы. -1ч.
Расширение знаний и представлений детей об омонимах. Правильное употребление слов- омонимов в речи.
11.Омоформы, омофоны, омографы – виды омонимов.-1ч.
Разновидности омонимов: омоформы, омофоны, омографы. Их употребление в речи.
12. Похожи, но не одинаковы. Паронимы. -1ч.
Особенности слов- паронимов. Их употребление в речи.
13.Из глубины веков. Архаизмы.-1ч.
Особенности устаревших слов- архаизмов. Правильное употребление и понимание архаизмов в речи.
14.Устойчивые сравнения.-1ч
Особенность устойчивых сравнений русского языка. Правильное употребление сравнения в речи.
15 .Фразеологические сочетания-3ч.
Особенность фразеологических сочетаний, правильное употребление фразеологизмов в речи. Обогащение словарного запаса образными выражениями.
16.Шарада -3ч.
Знакомство с особой загадкой-шарадой. Составление собственных шарад.
Поиграем в слова-2ч.
Знакомство с особыми филологическими загадками- метаграммами, логогрифами, перевертышами.
Откуда ты, имя?-1ч.
Откуда пришли названия имен. Какие имена носили люди в Древней Руси?
17.Отчество и фамилия-2ч.
Откуда пришли отчество и фамилия в русский язык (историческая справка).
18 .Времена года -3ч.
Откуда пришли названия месяцев, как назывались месяцы в Древней Руси.
19.Крутится-вертится шар голубой-1ч.
Что означают названия материков, частей света.
20.В гостях у сказки.-2ч.
Откуда пришли названия, которые встречаются в русских сказках.
21.Что нужно школьнику.-1ч.
Откуда пришли названия некоторых ученических принадлежностей, учебных предметов.
22.Скатерть-самобранка.-1ч.
Откуда пришли названия блюд и продуктов, которыми пользуется человек.
23.Растения- почему их так называют? Составление словарика на тему: «Растения» -2ч.
Откуда пришли названия некоторых растений.
24.Птицы и звери - почему их так называют?-2ч.
Откуда пришли названия животных.
25. О том, что мы носим.-1ч.
Что означают названия некоторых предметов одежды.
26.Итоговое занятие. Игра «Счастливый случай».-1ч.
Ресурсное обеспечение.
Информационно- методические ресурсы.
Для того, чтобы дети шли в ногу со временем и овладели информационно-коммуникационными технологиями, запланированы занятия в компьютерном классе. Школа располагает достаточными техническими средствами: есть телевизор, музыкальный центр, экран, проектор, компьютер.
Научно-методические ресурсы.
Для того, чтобы качественно подготовить занятия, будут использоваться научные и методические издания, обозначенные в конце программы.
Организационные ресурсы.
Для воплощения данной программы в жизнь существует достаточно благоприятное культурно-образовательное пространство.
В школе имеется библиотека, где дети могут найти дополнительную литературу. Это поможет раскрыть их интеллект, будет способствовать познавательной и творческой активности.
Наглядность.
В процессе реализации программы будут использоваться картинки, фотографии, презентации, словари.
Литература для учителя.
Аржакаева Т. Психологическая азбука для первоклашек. Развивающие уроки./Школьный психолог № 13,2000
Субботина Л. Ю. Развитие воображения детей. Пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997
Орехова О. А. Цветовая диагностика эмоций ребенка.- СПБ: «Речь»,2002
Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка . Т 1-4 – М: Русский язык,1981
Ожегов С. И., Швецова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. – М, 2000
Александрова З. Е. Словарь синонимов русского языка. М: Рус. Язык, 1986
Львов М. Р. Школьный словарь антонимов рус. Языка. – М, 1987
Лапатухина М. С., Школьный толковый словарь рус. Языка. – М: Просвещение,1981
Иванова В. А. Занимательно о русском языке. Л: Просвещение,1990
Люстрова З. Н. Друзьям русского языка. – Ш: Знание,1982
Винокурова Н. К. Подумаем вместе. М.: Рост,1998
Ломакин П. И. В мире слов. Ч. 3. М.:Издат-школа,1998
Львова С. И. Люби и знай родной язык. М. : Русское слово,2000
Тарабарина Т. И., Соколова Е. И. И учеба, и отдых: русский язык. Ярославль: Академия развития, 1997
Елизарова Е. М. К тайнам слова: занимательная лексика. Кружковая работа по русскому языку, занятия в группе продленного дня. – Волгоград: Учитель, 2008
Каландарова Н. Н. Уроки речевого творчества: 2 класс. – М.:ВАКО,2009
Ладыженская Т. А.Речевые уроки: книга для учителя нач. классов. – М.:Просвещение,1995
Литература для детей.
Чуковский К. И.Стихи и сказки. От двух до пяти/Предисловие В. Смирновой. – М.: Дет.лит, 1981
Сказки, загадки. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка . Т 1-4 – М: Русский язык,1981
Ожегов С. И., Швецова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. – М, 2000
Александрова З. Е. Словарь синонимов русского языка. М: Рус. Язык, 1986
Львов М. Р. Школьный словарь антонимов рус. Языка. – М, 1987
Лапатухина М. С., Школьный толковый словарь рус. Языка. – М: Просвещение,1981
Полякова А. В. Превращения слов: книга для уч-ся нач. классов. – М.: Просвещение ,1991