Презентация к творческому отчету Формирование коммуникативных компетенций обучающихся через предметную деятельность
Приложение Проектная часть Введение Список литературы Заключение Аналитическая частьСТРУКТУРА ТВОРЧЕСКОГО ОТЧЕТА
Актуальность выбранной темы связана прежде всего с наличием объективных противоречий. Задания ЕГЭ проверяют подготовку учащихся по всем основным разделам и аспектам школьного курса. Но особое внимание уделено проверке сформированности речевых умений выпускников: чтению и пониманию текста, оценке его содержания и языкового воплощения, а также созданию собственного высказывания, в котором требуется ясно, правильно, последовательно и убедительно выразить свою позицию, точно и уместно используя разнообразные языковые средства. В связи с этим необходима разработка новых подходов в обучении родному языку и системного курса с ярко выраженной речевой направленностью. АКТУАЛЬНОСТЬ
ПРОТИВОРЕЧИЕмежду объективно возрастающими требованиями, предъявляемыми обществом к решению проблем использования коммуникативной компетенции обучающихся, с одной стороны, и недостаточной теоретической и практической разработанностью принципов и методов коммуникативного образования средствами русского языка, литературы – с другой стороны.
ПРОБЛЕМЫснижение речевой культуры и грамотности населения в современном обществе;невысокий уровень сформированности у школьников умений самостоятельной работы;падение интереса школьников к изучению родного языка и литературы;анализ выполнения части С показывает отсутствие целостного коммуникативного замысла в работах выпускников, непонимание ими цели собственного высказывания
Предметом самоанализа являются условия формирования коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы как средства повышения качества знаний обучающихсяПРЕДМЕТ САМОАНАЛИЗА
Приоритетной целью педагогической деятельности считаю создание условий для формирования у обучающихся коммуникативной компетентности на уроках русского языка и литературы.Для достижения этой цели предусматривается решение следующих задач: повысить интерес к русскому языку и литературе и развивать мотивацию учебной деятельности;учить самостоятельно искать, перерабатывать информацию и обмениваться ею;включать обучающихся в исследовательскую и проектную работу;активизировать творческую деятельность - желание участвовать в различных творческих конкурсах.ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ
Аналитическая частьАнализ результатов деятельности
Качество знаний учащихся по русскому языку и литературе за 3 года
Результаты государственной (итоговой) аттестации2008 - 2009 учебный год2009 - 2010 учебный годВыше среднеокружныхуспеваемостькачествоуспеваемостькачествоГИА95%61%----------------------10%ЕГЭ100%63%100%69%12% , 18%
Результаты ГИА
Результаты ЕГЭ
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ УЧАСТИЯ В ОЛИМПИАДАХ РАЗЛИЧНЫХ УРОВНЕЙГодУровеньПредмет, классРезультат2009Муниципальный этап всероссийской олимпиадыЛитература, 9 классПризер – Посадская Я.2010Муниципальный этап всероссийской олимпиадыРусский язык, 10 классПризер – Посадская Я. 2010Муниципальный этап всероссийской олимпиадыЛитература, 10 классПризер – Посадская Я.2010Международный этап VI Олимпиады по основам наук в Уральском федеральном округеРусский язык, 10 классДипломант (высшая лига) - Гачинская Оксана 10 класс2011Международный этап VII Олимпиады по основам наук в Уральском федеральном округеРусский язык, 10 классДипломант (высшая лига) - Боталова Ю.10 класс2011Международный этап VII Олимпиады по основам наук в Уральском федеральном округеРусский язык, 6 классДипломант III (высшая лига) - Рогов А. 6 кл.2011Международный этап VII Олимпиады по основам наук в Уральском федеральном округеРусский язык, 10 классДипломант (высшая лига) – Посадская Я. 10 кл.
Результативность участия в олимпиадах различных уровней
Уч. годУровеньУчащийсяТемаРезультат2008-2009XIIIгородская НПКПосадская Я.7 класс«Фантастика и реальность в произведениях Н.В.Гоголя»Диплом2010-2011XVI городская НПКБруско Д.10 класс«SMS-сообщение»Диплом IIIстепениРезультативность участия в научно – практической конференции
Результативность участия в НПК
Уч.годУровеньУчащийсяТемаРезультат2008Всероссийский конкурс «Познание и творчество»Сучилова М.Номанация «Я знаю русский язык»Лауреат2009Всероссийский открытый заочный конкурс «Интеллект – экспресс»Катаргина Д.Номинация «Тайны русского языка»Лауреат2009Всероссийский открытый заочный конкурс «Интеллект – экспресс»Потапов В.Номинация «Тайны русского языка»Лауреат2009Международный конкурс «Золотое руно»Боталова Ю.Диплом I степени2009Десятый (юбилейный ) турнир им. М.В.ЛомоносоваБоталова Ю. Сертификат участника2010 Международный конкурс «Золотое руно»Боталова Ю.ПризерРезультативность в предметных конкурсах
2010 Международный конкурс «Русский медвежонок –языкознание для всех»Посадская Я.4 результат в ЯНАО2010Всероссийский конкурс «Познание и творчество»Заболотняя К.Авдеев Н.Рогов А.Боталова ЮЗаболотняя К.Номинация «Я знаю русский язык»Номинация «Лингвистическая археология»ЛауреатЛауреатЛауреатЛауреатЛауреат2011Всероссийский конкурс «Познание и творчество»Заболотняя К.Болычева А.Авдеев Н.Рогов А.Буказов А.Заболотняя К.Номинация «Я знаю русский язык»ЛауреатЛауреатЛауреатЛауреатЛауреатЛауреат2011Всероссийский конкурс «Познание и творчество»Азанова А.Номинация «Я знаю русский язык»Диплом III степени2011XII турнир им. М.В.Ломоносова Шипилова Т.ЛауреатРезультативность в предметных конкурсах
Публикация творческой работы учащейся 10 класса Лысенко Е. в окружном литературно – поэтическом сборнике «Мы этой памяти верны»
2008- 2009г.2009-2010г. 2008- 2010г.Учащиеся, получившие медали, похвальные грамоты по предметуПохвальные грамоты за особые успехив изучении русского языкаБоталова ЮлияПосадская Яна Похвальные грамоты за особые успехив изучении литературыЛогоня ТамараДесяткова ТатьянаПосадская Яна СеребрянаямедальКатаргина Дарья
2009г2008г. 2011г.Учащиеся, получившие гранты Главы городаБоталова Юлия–победитель конкурсного отбора лучших учащихся на грант Главы городав номинации« УЧЕБНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»Боталова Юлия –победитель конкурсного отбора лучших учащихся на грант Главы городав номинации« УЧЕБНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» Посадская Яна –победитель конкурсного отбора лучших учащихся на грант Главы городав номинации« УЧЕБНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
Обладатели гранта Главы города
Участие в профессиональных конкурсах 2008 год – участник городского конкурса материалов передового педагогического опыта «Фестиваль педагогических инноваций» 2009 год – дипломант Всероссийского фестиваля «Открытый урок»2010 год – участник Окружного конкурса методических разработок для проведения ГИА по русскому языку в 9 классе (КИМов)2011 год – лауреат VII Всероссийского конкурса педагогов «Образование: взгляд в будущее»; грамота за лучшую работу в номинации «Технология формирования коммуникативных навыков» 2011год – лауреат II степени Всероссийского открытого конкурса «Педагогические инновации»
Участие в профессиональных конкурсах
Участие в профессиональных конкурсах
Участие в профессиональных конкурсах
Результат ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ2007 год«Содержание и воспитательные технологии в системе учреждений основного и дополнительного образования», 104 ч. ЯНОИПКРО2009 годпо теме "Современные подходы и актуальные проблемы в преподавании русского языка, литературы и дисциплин НРК в условиях модернизации образования (72 ч.), ГОУ ДРО ЯНОИПКРО2009 годпо программе «Методика организации и проведения учебных занятий в классах с углубленным изучением русского языка», 72ч., ГОУВПО ОГУ им. Д.М.Достоевского, г.Омск2011 год2011 годпо теме «Технология аттестации педагогических кадров» (дистанционное обучение), ГАОУ ДПО ЯНАО «РИРО»эксперт ЕГЭ, сертификат № 260 (дистанционное обучение).
Коммуникативная компетентностьTEXT 1 компонент 2компонент 3 компонент 4 компонентграмматическая компетенция – способность распознавать лексические, морфологические, синтаксические и фонологические особенности языка и свободно манипулировать ими на уровне слова, словосочетания, предложениясоциолингвистическая компетенция – социальные правила использования языка (понимание роли каждого участника общения, информации, функций их взаимодействия)компетенция высказывания способность воспринимать и продуцировать не отдельное предложение, а сверхфразовое единствокомпетенция речевой стратегии знание правил общения
П ПАРНАЯ ГРУППОВАЯ КОЛЛЕКТИВНАЯФормы организации учебно – познавательной деятельности
Коммуникативная компетентность предполагает способность к полноценному речевому общению во всех сферах человеческой деятельности, с соблюдением социальных норм речевого поведения. Основное же умение, формируемое в рамках коммуникативной компетенции, – это умение создавать и воспринимать тексты - продукты речевой деятельности.Она включает в себя знание основных понятий лингвистики речи – стили, типы речи, строение описания, повествования, рассуждения, способы связи предложений в тексте и т.д., умения и навыки анализа текста.
Коммуника-тивныеуменияУмение раскрывать тему и основную мысль текстаУмение адекватно воспринимать устную иписьменную речьУмение собиратьи систематизировать материал на отдельную темуУмение пересказыватьподробно, выборочносжато исходный текстУмение создаватьтексты различныхтипов и стилейречиУмение совершенствоватьи редактировать написание
Обучение в сотрудничествеМетод проектовИнформационно-коммуникативныеИсследовательский методПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИКоммуникативныекомпетенции
Инновационные образовательные технологии Метод проектовРазработка проектовИсследовательский методИсследовательские работы, мини-исследования на урокахОбучение в сотрудничествеРабота в команде, выполнение общего заданияИнформационно – коммуникативныетехнологии1. Использование материалов виртуальной школы Кирилла и Мефодия на уроках русского языка и литературы; 2. Использование цифровых образовательных ресурсов ( в том числе ресурсов Интернет)3. Использование электронной программы по русскому языку для 5 класса4. Разработка презентаций к урокам русского языка и литературы, лекции-презентации5. Осуществление тестового контроля знаний обучающихсяиспользование медиапроектора на уроках русского языка и литературы
Учебные исследованияУчебныепроектыЗащитаисследовательскихработВсе формы учебного диалогаДокладыисообщенияРолевыеи деловыеигрыМЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯМетоды формирования коммуникативных компетенций
. Педагогическиесредства1.Речевая гимнастика2.Риторический анализ3.Включение детей в активное восприятие речи одноклассников4.Конструирование текстов монологических выступлений5.Включение воображения6.«Диалог с текстом»7. Театрализация8. Включение воображения9. Словесное рисование10.Прогнозирование11. Работа над сочинением12. «Шпаргалка для друга»
Приём речевой гимнастикиОрфоэпические разминкиРабота со скороговоркамиЧтение предложений с разными логическими ударениями и интонацией (Смягчите категоричность высказываний. Я не буду этого делать. Мне эта вещь не нравится.)Игра «Конкретизируй фразу» (На цветок опустилась бабочка. На какой цветок? Какая бабочка? Как опустилась?)
Приём риторического анализаРиторический анализ позволяет определить не только что и как сказал ритор, но и в какой мере ему удалось реализовать свою коммуникативную задачу , т.е. насколько его речь была эффективной. Можно рекомендовать ученикам при проведении риторического анализа использовать примерные схемы:План – рецензия «5 П»:Правильно?Последовательно?Полно?Поэтично?Понравилось?
Приём включения детей в активное восприятие речи одноклассниковОцени ответ Вовы.Кто сможет поспорить с Димой?Дополни то, что сказала Юля.Как ты понял, о чем говорил Серёжа?Повтори самое главное, что сказала Лена.
Приём конструирования текстовмонологических выступленийПридумайте варианты начала выступления на тему…Подумайте, удачны ли такие концовки выступлений…Придумайте свои варианты концовок выступлений…Подберите аргументы в пользу своего мнения и выскажите их…
Приём включения воображенияЧитай текст и воображай, что ты смотришь мультфильм. Какими сценами тебе хотелось бы дополнить этот текст, если бы пришлось создать мультфильм?Постарайся увидеть картину, описанную в тексте. Какие вопросы у тебя возникли? Подумай, где находился человек, который изобразил эту картину.(тексты о природе)Что вас взволновало в данном стихотворении? Попробуй нарисовать её. Придумай свою историю на эту тему. Преврати одно предложение в целый рассказЗакончи рассказ, сказку.
Приём «Диалог с текстом»Побеседуй с текстом. После чтения каждого предложения делай остановку, чтобы задать тексту вопрос и придумать ответ. Прочитай текст целиком.Автор дал этому тексту название в форме вопроса. Прочитай текст и скажи, какое это может быть название. С кем из героев ты согласен или у тебя есть свое мнение.В этом тексте спрятался один, но очень важный вопрос. Важный, потому что весь текст отвечает на этот вопрос. Прочитай текст и найди самый главный вопрос.Прочитай текст. Какие вопросы возникают при чтении текста? На какие из них можно найти ответы в тексте, а на какие нет?
Метод театрализацииЦенность приёма театрализации определяется тем, что он помогает зрительно увидеть содержание литературного произведения, развивает воображение, без которого невозможно полноценное восприятие художественной литературы.1. Ролевое чтение2. Ролевые диалоги3. Работа в парах (инсценирование отрывка, разговор двух героев)4. Придумать разговор героев произведения по телефону 5. Инсценирование произведения (сказки, рассказа, басни и т. д.) 6. Чтение реплик литературных персонажей, передавая интонацией и тоном душевное состояние героя, отмеченное автором
Приём воображения и словесного рисованияОдним из методических приёмов, побуждающих учеников проникнуть в текст произведения, является создание воображаемых мизансцен и запечатление их в рисунках. Словесное рисование, создание слайдов позволяют вообразить, дополнить картины, образы.Шагая в ногу со временем, я стараюсь активно использовать информационно- коммуникативные технологии, которые делают урок современным, занимательным.
Прогнозирование{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}5-6 класс.1. Восстановите исчезнувшие из текста слова, заполните пропуски в тексте:Я люблю весну с ручьями, … (лето) с яркими цветами, … (осень) с ласковым дождем, … (зиму) с горкой и катком. 2. Придумайте и напишите стихотворение о зиме, используя предлагаемые слова для рифмовки:… снежинки … на тропинке … у реки … уголки … дома … зима. 3. В каких словах живет – рак?… рак; рак … В каких словах спрятались ноты?…ми…; ре…; до… Напишите слова, где спрятались числаНапример: Родина, сорока … В каких словах растет ель?Например: картофель, учитель, понедельник. 4. Собери рассыпанные части предложений:Уже вполне сформировавшиеся кенгурята при малейшей опасности направляются к маминой сумке; где Балтийское море; когда защищается; плывущие по ледовитому океану голары хорошо знают; куда и прячутся; ядовитая змея кусает человека только тогда. 5. Предлагается несколько коротких рассказов. Закончите рассказы, проявив находчивость и остроумие.Первый шаг к усвоению идеи автора – мысленная обработка заголовка. Сопоставление известного с темой заголовка рождает догадку о круге выдвигаемых автором проблем, вызывает вопросы гипотезы. Заголовок настраивает на последующий диалог с текстом, в ходе которого происходит постижение содержания и его главной мысли. Работая с заголовком, дети учатся «прогнозировать» события, описываемые в тексте. Учитель задает вопрос:- Как вы думаете, о чем пойдет речь, судя по названию текста? Таким образом, заголовок дает возможность понять авторскую мысль, смысл текста и авторский замысел.Вспомните заголовки:- выражающие главную мысль произведения; - сформулированные в виде вопроса; - передающие эмоциональное состояние автора; - обозначающие место, время действия или имя автора. Определите, о какой книге пойдет речь:история о том, как хозяин собаки по приказу барыни утопил ее. Сказочная история о девочке из цветочного горшка, которой ласточка помогла найти счастье. Приведите примеры известных вам литературных произведений и объясните, почему автор именно так назвал свое произведение.
Работа над сочинениемРабота над сочинениемТворческое сочинение по картинке Свободное сочинение Сочинения на темы художественных произведений Учащимся демонстрируется картинка с любым изображением, в том числе сюжетным. Предлагается представить себе и рассказать классу данную ситуацию. В качестве объекта выбирается любой герой, животное и даже предмет. Нужно придумать развитие сюжета, а также его финал.Заключается в том, что ребенку предоставляется полная свобода сочинять рассказ или возможную ситуацию, этому не учат специально, но способствовать свободному (самостоятельному) сочинению необходимо. Подготовкой является упражнение на пересказ.Известно, что дети с большим удовольствием воображают себя в ситуациях, в которые попадают их любимые герои, приписывают себе их действия, творчески переосмысливая приключения. Методика обучения сочинению – такому сочинению предельно проста: ребенку предлагается пересказать определенный эпизод сказки или рассказа от своего лица, будто все это произошло с ним.
Игра «Шпаргалка для друга»Подготовьте опорные слова для пересказа параграфа учебника. Передайте этот список своему товарищу, пусть он расскажет материал параграфа по вашему списку опорных слов.Такова моя система работы по развитию коммуникативных умений и навыков с опорой на идеи современных ученых, методистов. Моя задача - научить ребенка чувствовать собеседника, понимать ситуацию общения, строить свою речь соответственно этой конкретной ситуации. А в идеале – воспитать творца
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ высокий уровень сформированности коммуникативной компетенцииповышение интереса к русскому языку и литературе и развитие мотивов учебной деятельности;прочное и неформальное усвоение знаний, повышение результативности обучения;умение создавать обучающимися исследовательские и проектные работы, презентации;активизация творческой деятельности – желание участвовать в различных творческих конкурсах
Таким образом, готовность к самостоятельному решению задач на основе приобретенных знаний, умений, навыков формирует креативные способности ученика и коммуникативную культуру. Овладение коммуникативной компетентностью вооружает школьников языковым инструментарием, который поможет школьнику быть успешным и социально адаптированным членом социума. В целом - это одно из важнейших условий самореализации, социализации молодых людей и востребованности на рынке труда, а в широком смысле – важнейшее условие общения в диалоге культур и цивилизации современного мира.ЗАКЛЮЧЕНИЕ
2009 - Почетная грамота УО2009 -Благодарственное письмо Главы города 2010 – Почетная грамота УО за многолетний добросовестный труд2011 – Грамота РАО за лучшую работу в номинации «Технологии формирования коммуникативных навыков»2011 – Благодарственное письмо УО НАГРАДЫ УЧИТЕЛЯ