Конспект интегрированного занятия в старшей группе по теме Наш дом — Южный Урал- Башкирское жилище
Конспект интегрированного занятия в старшей группе по теме :
« Наш дом- Южный Урал»
«Башкирское жилище».
Программное содержание:
Формировать знания детей о башкирском народе, познакомить их с устройством юрты (решётки, орнаментированный войлок, два типа купола юрт: полусферическая (тюркская) и коническая (монгольская);
Спецификой оформления жилья.
Познакомить детей с художественным оформлением юрты (цветовое решение: серый или белый войлок; элементы орнамента: зигзагообразные линии, ромбы).
Закреплять умение создавать композицию из заготовок геометрической формы.
Активизация словаря: башкиры, юрта.
Обогащение словаря: седло, уздечка, сбруя, зипун, очаг, котёл, войлок.
Литературный ряд: загадки о юрте: «Голову в небо уставила, сама синим зипуном накрылась», «Из синей травы стог поставила, верхушку открытой оставила», «Поперёк палка и вдоль палка, соберёшь – целая охапка» (обрешётка).
Зрительный ряд:
1 макет башкирской юрты
2 презентация « Жилища народов Южного Урала» ( русская изба, хата, башкирская юрта, устройство юрты, оформление юры- орнаменты)
Материалы и пособия: геометрические фигуры (ромбы, зигзагообразные линии- синего и зелёного цветов) для оформления юрты, узорного войлока.
Задание: оформить юрту геометрическим орнаментом по своему желанию юрты и узорного войлока для гостей.
Ход занятия.
Вос-ль: Ребята, мы продолжаем с вами знакомиться с народами, населяющих с давних пор Южный Урал, их особенностями быта, занятиями, которыми они занимались. Давайте вспомним, какие народы населяют территорию Южного Урала с давних времён (русские, татары, башкиры, казахи)? Чем они занимались?( земледелием, скотоводством, рыболовством, охотились на диких зверей, собирали мёд диких пчёл). Сегодня мы познакомимся с жилищем башкир, но прежде вспомним, в чём жили в те времена люди? ( в избах, юртах).
Давайте посмотрим на экран - из чего строились избы? (из брёвен сосны).
Угадайте загадку «Из синей травы стог поставила, верхушку открытой оставила». Что это такое (Юрта) . а для чего она нужна была? (чтобы в ней жить). Давайте более подробно познакомимся с этим жилищем .( рассматривание на слайде).
Башкиры был народ кочевой, ведь они занимались разведением животных- коров, лошадей. Им приходилось часто переезжать с места на место, избы они не строили, они обустраивали для жилья юрту- свой переносной дом. Давайте рассмотрим , как же она выглядела.
Какой была форма юрты? (круглая). Стены юрты состояли из решёток вытянутой прямоугольной формы, которые скреплялись друг с другом ремешками последовательно по кругу.. в верхней части тонкие жерди башкиры стягивали верёвкой и устанавливали деревянный обод. Крыша юрты остроконечной или круглой . в центре крыши оставалось круглое отверстие. Как вы думаете для чего оставляли отверстие в верхней части купола юрты? ( для освещения) . Сверху юрта покрывалась войлоком- материал, который изготавливался из шерсти овец. (демонстрация войлока и шерсти)
Ребята, а есть ли в юрте окна и двери ? ( окон не было, а дверь одна) . Действительно, дверь в юрту была одна, она устанавливалась с южной стороны. Посмотрите, как башкиры старательно украшали дверь в юрту. Как вы думаете- почему? Чтобы злые духи не проникали в жилище, так же как и у русских орнамент на наличниках и дверях). Обратите внимание, какую форму использовали башкиры в орнаменте для украшения своего жилища. (ромбы, линии- геометрическую форму).
Давайте посмотрим, что же внутри юрты находится. (рассматривание слайдов). Самым главным местом в юрте был очаг- вызнаете, что это такое? Да, это как бы костёр. Как вы думаете для чего? ( Для тепла, света и приготовлении пищи). Да, над очагом устраивали котёл, в котором готовили пищу, от очага по всей юрте расходились свет и тепло. Об очаге даже существовали пословицы: « Каков очаг, таков и огонь», «Сядет у огня, перейдёт во главу силы». А как вы думаете, куда же выходит дым от костра- очага? Конечно же в дверь и в круглое отверстие на верху юрты.
Налево от двери развешивалось богато украшенное оружие, лук, стрелы в колчане, конская сбруя- уздечка, седло. Ведь башкиры отличные наездники – они осёдлывали лошадей и на них пасли свой скот. Справа размещались посуда, пищевые припасы в сундуках, одежда, узорчатые ковры из войлока, которыми застилали полы в юрте.
Сегодня мы с вами окажемся в роли кочевников башкир, которые прибыли на новое место. Им необходимо обустроить свою юру. Каркас юрты уже собран- обратите внимание на каркас- жерди стянуты друг с другом, наверху есть отверстие для света и выхода дыма. Наша с вами задачи состоит в следующем: мы обтягиваем с вами юрту войлоком который будет необходимо украсить орнаментом в башкирских традициях. Кроме этого, украсить орнаментом необходимо и узорный войлок для гостей. Для этого мы разделимся на три группы и приступим к работе.
Дети выполняют задания- воспитатель контролирует и осуществляет помощь в выполнении задания. ( звуковое сопровождение- игра на курае).
Демонстрация своих работ.
Словарная работа.
- что такое очаг?
- для чего он использовался?
- что такое сбруя и для чего она была нужна?
- какой узор использовали башкиры для украшения своего жилища?
После такой тяжёлой работы я предлагаю вам сыграть в башкирскую национальную игру под названием «Юрта». Помощниками в этой игре будут наши мамы, которые пришли к нам на сегодняшнее занятие. ( игра детей с мамами)- объяснить правила игры.
Пока вы с мамами так задорно играли к нам в зал доставили посылку с национальным башкирским угощением, которое называется «Чак-чак». Его делали из муки и яиц, затем обжаривали в масле и готовый чак-чак поливали мёдом. Я предлагаю угостить наших гостей- воспитателей, а затем вернуться к себе в группу и отведать это прекрасное угощение.