Рабочая программа ученой дисциплины Статистика для 3 курса СПО 2016-2017 уч.год


АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
среднего профессионального образования
«Колледж экономики, страхового дела и информационных технологий (КЭСИ)»УТВЕРЖДАЮ
Директор Автономной
некоммерческой организации СПО
«Колледж экономики, страхового дела
и информационных технологий КЭСИ»
М.Я.Садияева « » 2016 г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Статистика»
РАССМОТРЕН
на заседании ПЦК (кафедры)
Протокол № __
от «__» _________ 2015г.
Председатель ПЦК

2016.г.
Рабочая программа учебной дисциплины. « Статистика» разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования 38.02.07 «Банковское дело»
Организация-разработчик:АНО СПО «колледж КЭСИ»
Разработчики:
_Дегтярева Мария Владиславовна преподаватель по математике
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ 4
ДИСЦИПЛИНЫ
СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ 6
ДИСЦИПЛИНЫ
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ 12
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 14
1.ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Статистика»
1.1.Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.11«Статистика» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности среднего профессионального образования 38.02.07 «Банковское дело»
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина ОП.11«Статистика» относится к профессиональному циклу, дисциплина общепрофессиональная.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
уметь:
собирать и обрабатывать информацию, необходимую для ориентации в своей профессиональной деятельности;
оформлять в виде таблиц, графиков и диаграмм статистическую информацию; исчислять основные статистические показатели;
проводить анализ статистической информации и делать соответствующие выводы;
знать:
законодательную базу организации государственной статистической отчетности и ответственности за нарушение порядка ее представления; современную структуру органов государственной статистики;
источники учета статистической информации; экономико-статистические методы обработки учетно-статистической информации;
статистические закономерности и динамику социальноэкономических процессов, происходящих в стране;
-использовать основные методы и приемы статистики для решения практических задач профессиональной деятельности;
- собирать и регистрировать статистическую информацию;
- проводить первичную обработку и контроль материалов наблюдения;
- выполнять расчеты статистических показателей и формулировать основные выводы.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:
Максимальной учебной нагрузки обучающегося 105 часов, в том числе:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 70 час;
- самостоятельной работы обучающегося 35 час
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 105
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 70
в том числе: Теоретические занятия 50
Практические занятия 20
Самостоятельная работа обучающегося (всего) 35
в том числе: домашняя работа (выполнение упражнений с целью закрепления пройденного материала) 20
работа с документацией (конспектирование). 15
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины
«Статистика»
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихсяОбъем часов Уровень
освоения
1 2 3 4
Раздел 1. Описательная статистика. 41 Тема 1.1
Предмет, метод, задачи и организация статистики. Информационные (лекционные) занятия
1.Понятие о статистике как науке. История возникновения статистики. Предмет статистической науки. Место статистики в системе наук. Метод статистики. Задачи статистики. Закон больших чисел и его роль в изучении статистических закономерностей. Разделы статистики. Связь статистики с другими науками. Основные категории и понятия статистики: статистическая совокупность, единица совокупности, признак, вариация, статистический показатель 2 1
2.Система показателей. Виды и типы показателей, используемых при статистических измерениях. Правила построения статистических показателей. Современная организация и задачи статистики в Российской Федерации 2 Самостоятельная работа обучающихся:
Изучение литературы по теме «Понятия статистики». Дайте характеристику основных видов показателей статистики: совокупность, единица совокупности и признак.
Приведите примеры качественных и количественных признаков, первичных и вторичных, альтернативных, дискретных и непрерывных, прямых и косвенных, моментных и интервальных. 4 Тема 1.2 Статистическое измерение и наблюдение социально – экономических явлений. Информационные (лекционные) занятия
1.Понятие и основные этапы статистического исследования. Статистическое наблюдение - первый этап статистического исследования. Объект наблюдения, единица наблюдения. Организационные формы и виды статистического наблюдения. План статистического наблюдения и его составные части. Программа статистического наблюдения.
2 2
2.Статистические формуляры и принципы их разработки. Проблемы организации статистического наблюдения в современных условиях и его роль в информационном обеспечении заинтересованных пользователей 2 Самостоятельная работа обучающихся:
Изучение литературы по теме «Статистическое наблюдение».
Выбрав социально-экономическое явление, приведите примеры целей и объекта наблюдения, программ наблюдения и статистических формуляров, для их изучения. 4 Тема 1.3.
Статистические группировки. Методы обработки и анализа статистической информации. Информационные (лекционные) занятия
:
1.Сводка - второй этап статистического исследования. Основное содержание сводки и ее задачи. Проблемы агрегирования и обеспечения однородности статистической информации. Использование результатов сводки для решения аналитических задач.
2 2
2.Задачи группировок и их значение в статистическом исследовании. Виды группировок. Выбор группировочных признаков, определение числа групп. Вторичная группировка данных. Классификация как разновидность группировок в статистике.
2 3.Статистическая таблица и ее элементы. Принципы, правила построения и виды статистических таблиц. Разработка сказуемого статистической таблицы. Виды графиков и принципы их построения. Современные технологии графического изображения. 2 Практическое занятие
Статистические группировки. Методы обработки и анализа статистической информации.
Проведение дискретного и интервального вариационного ряда; структурной, аналитической и типологической группировок. 4
3
Самостоятельная работа обучающихся:
Построение вторичной и комбинационной группировки. 4 Тема 1.4. Табличное и графическое представление статистических данных. Информационные (лекционные) занятия
:
Статистическая таблица и ее элементы. Виды графиков и принципы их построения. Современные технологии графического изображения. 2 3
Разработка сказуемого статистической таблицы. Биржевые графики.
2 Самостоятельная работа обучающихся:
Составления конспектов: Принципы, правила построения и виды статистических таблиц.
Построение графиков на основе предыдущих задач. 4 Тема 1.5Статистические показатели Информационные (лекционные) занятия
:
1.Виды величин, используемые в статистике. Значение абсолютных и относительных величин для статистического анализа данных. Абсолютные величины как непосредственный результат статистической сводки. Методы преобразования абсолютных величин из частных в сводные и наоборот. Относительные величины, их виды и способы выражения. Взаимосвязь абсолютных и относительных величин.
2 3
2. Средняя величина и ее сущность. Метод средних как один из важнейших приемов научного обобщения. Виды средних и способы их вычисления. Выбор формы средней. Выбор веса средней. Средняя из абсолютных и относительных величин. Средняя арифметическая (простая и взвешенная). Свойства средней арифметической
2 3.Понятие момента 1-го порядка и его использование для вычисления средней арифметической. Средняя гармоническая (простая и взвешенная). Структурные средние, их виды, назначение и способы расчета. Использование средних показателей в статистическом анализе. 2 Структурные средние: определение моды и медианы графическим методом и методом интерполяции. 2 Практическое занятие:
Расчет и анализ различных видов относительных величин. Степенные средние: расчет различных степенных величин, обоснование выбора средней при расчетах.
Структурные средние: определение моды и медианы графическим методом и методом интерполяции. 4 3
Самостоятельная работа обучающихся:
Изучение литературы по теме «Абсолютные величины».
Роль и применение абсолютных величин в статистике и в экономических дисциплинах. 6 Раздел 2. Аналитическая статистика. 36 Информационные (лекционные) занятия
:
Понятие вариации. Задачи статистического изучения вариации. Абсолютные показатели вариации (размах вариации, среднее линейное отклонение, дисперсия, среднее квадратическое отклонение). Математические свойства дисперсии. 2 2
Относительные показатели вариации (коэффициент вариации, коэффициент осцилляции, линейный коэффициент вариации) и их практическое применение. 2 Дисперсия альтернативного признака. Правило сложения дисперсий. Эмпирическое корреляционное отношение. Использование показателей вариации в статистическом анализе. 2 Расчет и анализ эмпирического корреляционного отношения и коэффициента детерминации.
2 Практическое занятие.
.
Расчет дисперсии альтернативного признака. 4 3
Самостоятельная работа обучающихсяВозможности применения показателей вариации в экономике. 6 Тема 2.2Ряды динамики
Информационные (лекционные) занятия
:
Понятие о рядах динамики. Основные правила их построения и использования для анализа динамических процессов в экономике. Абсолютные, относительные и средние показатели рядов динамики. Основная тенденция ряда динамики (тренд) и способы ее выявления. 2 2
Метод укрупнения интервалов 2 Метод скользящей средней 2 Аналитическое выравнивание. Определение параметров уравнения тренда. Изучение и измерение сезонных колебаний. Индексы сезонности. Сопоставление рядов динамики, приведение рядов динамики к одному основанию. Интерполяция и экстраполяция рядов динамики. 2 Практическое занятие:
Вычисление и анализ цепных, базисных и средних показателей динамики. Выравнивание ряда динамики различными методами. 4 3
Самостоятельная работа обучающихся:
Вычисление и анализ цепных, базисных и средних показателей динамики. Выравнивание ряда динамики различными методами. 4 Тема 2.3Индексы. Индексный метод анализа.
Информационные (лекционные) занятия
:
1.Понятие об индексах. Сфера их применения и классификация. Индивидуальные и общие индексы. Агрегатный индекс как основная форма общего индекса. Индексируемые величины. 2 2
2.Соизмеримость индексируемых величин. Веса индексов. Взаимосвязи важнейших индексов. Средний арифметический и гармонический индексы 2 3. Ряды индексов с постоянной и переменной базой сравнения, их взаимосвязь. Индексный метод анализа динамики среднего уровня. Индексы переменного состава, индексы постоянного состава, индексы структурных сдвигов. Территориальные индексы. 2 Практическое занятие:
Расчет и анализ индексов в агрегатной и средней форме.
Индексный анализ на примере разложения индексов: товарооборота, средней цены, средних затрат на рубль товарной продукции. 4 3
Самостоятельная работа обучающихся:
Расчет и анализ индексов в агрегатной и средней форме.
Индексный анализ на примере разложения индексов: товарооборота, средней цены, средних затрат на рубль товарной продукции. 3 Дифференцированный зачетВсего: 2
Всего 70 часов
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1.- ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2.- репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3.- продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета статистики или матемтикиТехнические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением;
- мультимедиа проектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Основная литература.
Мхитарян В.С., Дурова Т.А., Минашкин В.Г. Статистика ОИЦ «Академия», 2013.
Статистика: учебник / под ред. С.А. Орехова. М.: ЭКСМО, 2010.
Гладун И.В. Статистика (СПО) М.: «КноРус», 2013.
Салин В.Н. , Чурилова Э.Ю. , Шпаковская Е.П. Статистика. М: «КноРус», 2009.
Интернет-ресурсы
1.www.qks.ru – Федеральная служба государственной статистики.
2.www.statsoft.ru –Официальный сайт компания StatSoftRussia.
3.www.infostat.ru – Информационно-издательский центр «Статистика России».
4. www.cbr.ru. – Сайт Центрального банка Российской Федерации.
5. www.rbc.ru – Росбизнесконсалтинг.
6. www1.minfin.ru - Министерство финансов Российской Федерации.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) Основные показатели оценки результата
-
уметь:
собирать и обрабатывать информацию, необходимую для ориентации в своей профессиональной деятельности;
оформлять в виде таблиц, графиков и диаграмм статистическую информацию; исчислять основные статистические показатели;
проводить анализ статистической информации и делать соответствующие выводы;
знать:
законодательную базу организации государственной статистической отчетности и ответственности за нарушение порядка ее представления; современную структуру органов государственной статистики;
источники учета статистической информации; экономико-статистические методы обработки учетно-статистической информации;
статистические закономерности и динамику социальноэкономических процессов, происходящих в стране;
-использовать основные методы и приемы статистики для решения практических задач профессиональной деятельности;
оформление в виде таблиц, графиков и диаграмм статистической информации;
вычислением сновных статистических показателей;
анализирование статистической информации и формулирование соответствующих выводов;

Развитие представлений о
законодательной базе организации государственной статистической отчетности и ответственности за нарушение порядка ее представления;
Развитие представлений о современной структуре органов государственной статистики;
Изучение
источников учета статистической информации; экономико-статистических методов обработки учетно-статистической информации;
Выявление статистических закономерностей и динамики социальноэкономических процессов, происходящих в стране;

Вопросы к дифференцированному зачету
Теоретические вопросы:
1.Понятие статистики и ее задачи.
2.История возникновения статистики.
3.Предмет, объект и метод статистического исследования.
4.Понятие о статистическом наблюдении. Программно-методические и организационные вопросы управления.
5.Виды наблюдения.
6.Формы наблюдения.
7.Понятия, содержание и задачи сводки.
8.Понятия и задачи группировки.
9.Виды группировок.
10.Элементы техники выполнения группировок.
11.Табличное и графическое представление данных.
12.Основные характеристики статистических показателей. Абсолютные величины.
13.Относительные величины.
14.Понятие о средней величине. Виды средних величин.
15.Степенные средние.
16.Структурные средние.
17.Общая характеристика вариации признака.
18.Показатели вариации.
19.Свойства дисперсии. Дисперсия альтернативного признака.
20. Коэффициент детерминации и эмпирическое корреляционное отношение.
21. Теорема сложения дисперсий.
22. Понятие о рядах динамики и их виды.
23. Показатели анализа рядов динамики.
24. Методы выравнивания рядов динамики.
25. Анализ сезонных колебаний.
26. Анализ колеблемости в рядах динамики.
27. Экстраполяция и прогнозирование.
28. Классификация индексов.
29. Индивидуальные индексы.
30. Агрегатные и средние индексы.
Задачи.
1.По приведенным условным данным построить дискретный вариационный ряд и изобразить его графически в виде полигона и кумуляты.
2.По исходным данным произвести структурную группировку образовав группы (определить число интервалов по формуле Стерджесса) с равными интервалами.
3.По исходным данным произвести структурную группировку образовав группы с интервалами, возрастающими в арифметической прогрессии.
4.По исходным данным произвести структурную группировку образовав группы с равнонаполненными интервалами.
5.По условным исходным данным определить средние значения.
6.По имеющимся данным вычислить относительные показатели динамики с переменной базой сравнения (предыдущий год) и постоянной базой сравнения (первый год).
7.По условным исходным данным определите средний показатель уровня.
8.По исходным данным рассчитать показатели анализа рядов динамики.
9. По исходным данным рассчитать показатели вариации.
10. По исходным данным рассчитать индексы.