Конспект урока по технологии Сервировка стола. Элементы этикета
Открытый урок по технологии, 6 класс
Тема урока: Сервировка стола к ужину. Элементы этикета.
Цель урока: систематизировать знания по элементам этикета и сервировки стола.
Задачи:
совершенствовать умения и навыки сервировки стола к ужину.
воспитывать эстетический вкус, внимательность; прививать навыки культуры труда и аккуратности;
развивать трудовые навыки и исполнительские умения;
прививать чувство коллективизма, толерантности;
ответственность за порученное дело, развивать творческие способности.
Методическое оснащение урока:
Материально-техническая база: скатерть, тарелки, вилки, ножи, стаканы, салфетки полотняные, салфетки бумажные, памятки, иллюстрации. Дидактическое обеспечение: учебник.
Учебно-техническая документация: материал для контроля знаний учащихся.
Вид урока: урок новых знаний и применения полученных знаний на практике.
Методы обучения: иллюстративный, словесный.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.
Ход урока.
1.Организационный момент.
- Здравствуйте дети, здравствуйте уважаемые гости. Начинаем наш урок. Я предлагаю вам работать сегодня под таким девизом «Работаю старательно, всё слушаю внимательно». Вы согласны со мной?
2.Мотивация. Создание проблемной ситуации.
Прежде чем объявить тему сегодняшнего урока послушайте, пожалуйста, небольшой рассказ.
Однажды девочке Маше пришлось остаться дома одной, т.к. ее родители отправились на вокзал встречать родственников. Они обещали вернуться скоро, но задерживались. И Маша решила сделать маме сюрприз – накрыть стол к приходу гостей. Она приготовила всю необходимую посуду и скатерть с салфетками. И принялась накрывать стол. Время было позднее. Вдруг распахнулась дверь, и на пороге появились родители с родственниками. А Маша все растерянно ходила вокруг стола, переставляя посуду с места на место.
Выявление точек зрения детей
Учитель Дети
Как вы считаете, почему девочка не сумела накрыть на стол?
А в какое время суток встречали гостей?
Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня с вами на уроке, чтобы не попасть в подобную ситуацию? Потому что не знала правила сервировки стола
Вечером.
Будем учиться сервировать стол к ужину.
Таким образом, тема сегодняшнего урока – сервировка стола к ужину. Элементы этикета.
Прежде чем говорить о сервировке стола к ужину, необходимо вспомнить, что означает слово «сервировка» и для чего она необходима.
(ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)
Сервировка стола – это подготовка и оформление стола для приема пищи. Красиво убранный стол вызывает приятное чувство, повышает аппетит и, вообще создает приятную обстановку.
Сервировать стол надо не только в праздничные дни, но и ежедневно. Это поможет вам выработать в себе определенные привычки, правила поведения за столом.
- Давайте откроем с вами тетради, запишем число, тему урока. Далее запишем термин «Сервировка» и что она обозначает. Сервировка стола – это подготовка и оформление стола для приема пищи.
- А вы сможете сами составить план нашего урока? Что вы должны узнать и уметь сегодня на уроке?
(Дети составляют план)
ПЛАН РАБОТЫ:
1.Узнать последовательность сервировки стола.
2.Узнать правила этикета и поведение за столом.
3. Усвоение новых знаний. Поиск решения.
Беседа
Основная цель сервировки – удобство.
- Как вы думаете, в каком месте комнаты должен стоять стол к приходу гостей?
(в центре комнаты под люстрой)
Почему стол нужно ставить в центре комнаты под люстрой?
(чтобы пища и лица сидящих, не были в тени)
Целью сервировки также является опрятность.
Что служит предметом опрятности?
(скатерти, салфетки)
У меня есть две скатерти: цветная и белая.
- Какой скатертью лучше накрыть стол к обычному ужину, а какой к праздничному?
(цветной к обычному ужину, белой - к праздничному ужину.)
Мы с вами будем накрывать стол к обычному семейному ужину. Для этого нам понадобится цветная скатерть.
(Дети расстилают перед собой цветные «салфетки»)
2. Практическое применение знаний
Неотъемлемой спутницей сервировки стола является салфетка. Салфетки – это одно из самых эффектных украшений стола.
Существуют несколько способов складывания салфеток. Рассмотрим с вами несколько способов:
веер» - сложить салфетку по диагонали, свернуть веером к углу, придерживая серединку, скрутить концы салфетки. В центре полученной салфетки кладется вилка для устойчивости салфетки;
«треугольники» - развернуть салфетку, последовательно сложить ее 3 раза;
«трубочки» - развернуть салфетку и начиная с угла свернуть трубочкой, для того, чтобы салфетка не разворачивалась, концы салфетки слегка смочить водой.
- Девочки, кто из вас знает другие способы складывания салфеток?
(демонстрация учениц.)
Сложенные салфетки пока отставим в сторону, они нам пригодятся при сервировке стола.
3. Расстановка приборов
А сейчас давайте накроем стол. Я буду рассказывать, как правильно сервировать стол, а вы будете мне помогать. Вначале расставляются тарелки. Тарелка появилась в12-13 в.в. в Европе до этого вместо тарелок использовали большие куски хлеба. Глубокая тарелка стала индивидуальной в 17 в. до этого несколько человек использовали одну общую тарелку
Сколько тарелок мы должны поставить на стол, если мы накрываем стол на семью из 6 человек? (шесть) Правильно. Но мы сегодня будем сервировать стол каждая для себя.
Ближе к краю стола ставят мелкие большие тарелки. На мелкую тарелку ставят большую суповую.
(Девочки расставляют тарелки у себя на столах).
Теперь надо разложить приборы. Давайте подумаем, что же мы отнесём к столовым приборам? (вилка, нож, ложка). СЕРЕБРЯНАЯ ЛОЖКА на Руси впервые появилась на столе князя Владимира в Киеве в Х веке. В дореволюционной России деревянная ложка была главным атрибутом деревенского стола и являлась предметом народного промысла.
НОЖ стал столовым прибором в ХV веке. Нож был остроконечным- нередко им ковыряли в зубах. По распоряжению кардинала Ришелье концы ножа стали закруглять.
ВИЛКА появилась в 11 веке и имела двузубый вид, которой брали большие куски мяса. Современной вилкой человек пользуется сравнительно недавно:700-800 лет. Долгое время вилка считалась прихотью богатых людей.
Молодцы.
Давайте разложим вилки, ножи и ложки. (Девочки сами раскладывают, как считают нужным, а потом учитель их поправляет.) А почему вы разложили приборы именно так, по какому принципу.
- Сейчас проверим, кто правильно разложил приборы, а кто нет.
Справа от мелкой тарелки кладут нож (отточенной стороной лезвия к тарелке) и ложку, с левой стороны – вилку. Ложки и вилки должны лежать вогнутой стороной кверху.
Хорошо поставить у каждого прибора отдельную, маленькую солонку или одну солонку на два прибора.
- У нас ещё остались стаканы. Куда же их положить?
Бокалы, стаканы и рюмки расставляют в последнюю очередь. Стакан (фужер), который ставится первым, называется основным. Обычно это стакан для воды (сока) и ставится он приблизительно в 1 см. кверху от кончика ножа. Затем расставляются остальные рюмки, если они нужны. Но так как у нас обычный ужин, то мы поставим только стакан для сока.
(Расставляют стаканы).
Вернемся к сложенным вами салфеткам. Бумажные салфетки для гостей ставят в специальные приспособления. А мы с вами выберем наиболее понравившуюся вашу сложенную салфетку и положим её рядом с тарелкой.
- Молодцы, справились с заданием. Красивый стол у нас получился? Приятно будет поужинать за таким столом? (Ответы детей). Но мне кажется, что чего-то ещё не хватает? Правильно, не хватает украшения из цветов. Давайте завершим нашу сервировку и поставим корзиночки с цветами на наш стол. Эти корзиночки вы делали своими руками в группе продлённого дня.
4.Физкультминутка.
- Ребята, в наверное уже устали. Давайте чуть-чуть отдохнём и продолжим нашу работу.
(Дежурная из класса показывает упражнения)
Продолжение изучения темы.
- О чём мы ещё с вами не поговорили? Посмотрите план. Правильно. Мы забыли про ЭТИКЕТ.
Хорошая хозяйка должна уметь не только сервировать стол, но и знать основные правила этикета. А вы знаете, что означает слово «этикет»? Слово «этикет» - французское, толкуется оно как «установленный порядок поведения где-либо». (Запись в тетрадь). От того, как мы себя ведем, во многом зависит и наш успех, и отношение окружающих к нам.
Существуют правила этикета, как принимать гостей. Приглашая гостей к себе на ужин, постарайтесь сообщить им об этом заранее и в одно и тоже время. Иначе, тот, кто получит приглашение позже, может подумать: «Не потому ли меня позвали, что кто-то не смог прийти?»
- Давайте подумаем, когда и как лучше пригласить друзей на обычный вечер, чашку чая. (На обычный вечер, чашку чая приглашают устно или по телефону за один-три дня.)
- А на дни рождения? (На дни рождения или семейные праздники – за неделю.)
- А на особо торжественные мероприятия? (За месяц посылают письменное приглашение)
Самых первых гостей принимают хозяин и хозяйка, последних – один хозяин или взрослые дети. Гости садятся за стол только после того, как села хозяйка, поэтому, если еще что-то осталось недоделанным, все-таки сначала надо сесть за стол, чтобы гости последовали твоему примеру. Все правила надлежащей сервировки не имели бы никакого смысла, если бы своим поведением за столом мы портили хорошее настроение, которое хотим при этом создать. Это значит, что нужно вести себя так, чтобы не мешать окружающим спокойно принимать пищу.
Есть люди, которые не знают правила этикета и не знают как правильно вести себя в гостях.
Однажды Даша пошла в лес и заблудилась. Вышла к незнакомой деревне и постучалась в домик. Дверь открыла старушка и пригласила Дашу войти. В доме за столом обедали внуки. Ваня, пытаясь остудить горячий суп, набирал в рот побольше воздуха и дул на тарелку так, что брызги летели во все стороны. Люба наколола на вилку большую котлету и, откусывая от нее, перепачкала все щеки. Галя пила вишневый компот, а косточки выплевывала прямо на стол.
Старушка пригласила Дашу за стол, налила чаю и уселась рядом. Потом взяла свою чашку и стала пить из нее, громко прихлебывая.
Даша смотрела на всех с удивлением. Пить чай в такой компании ей не хотелось.
Вопрос: Каких правил не знали обитатели домика?
-На горячий суп дуть нельзя. Его надо помешивать ложкой, чтобы остыл.
- От котлеты надо отламывать кусочки вилкой.
- Косточки от компота надо класть в блюдечко ложкой
- За столом не прихлебывают. Чай пьют беззвучно.
Сегодня мы попытались разобраться в ситуациях, которые могут возникнуть за столом и можно подвести итог.
Когда ешь, не откусывай больших кусков - это некрасиво.
Не разговаривай с полным ртом. Сначала проглоти, потом скажи.
Во время еды не прихлебывай и не дуй на горячее.
Из общего блюда бери кусочек, не выбирая.
Когда пьешь чай, не оставляй ложку в стакане.
Окончив еду, нож и вилку на стол не клади.
5. Работа с текстом
А теперь я раздам вам памятки, где перечислены правила этикета, которые должны сопровождать человека всю жизнь. Прочтите вслух эти правила по одному
(чтение правил цепочкой).
Памятка
Правила этикета
За стол следует садиться в опрятном виде, вымыв руки
На стуле сидеть надо прямо, не горбиться, не наклоняться низко к тарелке, не класть локти на стол, на столе могут находиться только кисти рук.
Салфетку берут с тарелки тогда, когда подают блюдо. О верхний край салфетки вытирают пальцы и промокают губы. Салфетку кладут на колени, а по окончании еды – на стол слева от тарелки.
Во время еды ложку держат в правой руке, черпают от себя, ко рту подносят слегка наискось.
Нож держат в правой руке, вилку – в левой. Если едят одной вилкой, ее держат в правой руке. С ножом едят блюда, которые нужно резать из-за твердой консистенции. Горячее мясо отрезают понемногу, холодное нарезают на небольшие кусочки сразу всю порцию.
Хлеб, булочки, фрукты, пироги берут руками.
Если нож или вилка упали на пол, их не поднимают, а просят подать новые.
8. Окончив есть, приборы кладут крест-накрест.
Прервав еду, приборы кладут параллельно друг другу.
Есть надо спокойно, не торопясь, бесшумно и обязательно с закрытым ртом.
Не принято тянуться через чужую тарелку, нужно попросить передать то, что сам достать на столе не можешь.
Масло, икру, паштет сначала кладут к себе на тарелку, а уже потом намазывают на хлеб.
Неприлично трогать все на блюде или вазе, выбирая себе, что получше. Берут то, что лежит с края.
Если подают к столу какое-либо блюдо в небольшом количестве, надо взять себе столько, чтобы хватило и другим, сидящим за столом.
Размешивая сахар, нельзя очень громко звенеть ложкой о чашку.
Чтобы вы запомнили правила этикета, эти памятки я оставляю вам, чтобы вы их периодически читали.
5. Закрепление изученногоРабота в парах
А сейчас я раздам вам по 1 рисунку на парту. По выбранному рисунку составьте небольшие рассказы (3 рисунка)
Найдите к своим рисункам следующие строки:
нет, не похвалим мы парнишку, что за едой глотает книжку;
едва взглянув, мы скажем грустно: «Так за столом сидеть не нужно!»
такое видим мы нередко: ведь есть рукав, к чему салфетка?..
- Молодцы, вы хорошо справились с заданием.
Продолжим работу. Используя знания, полученные на уроке, разработайте правила поведения в школьной столовой.
Мы рассмотрели с вами только некоторые правила этикета. Но чтобы почувствовать себя действительно наследником веками отработанных традиций, необходимо знать гораздо более перечисленных общепринятых правил.
Для закрепления изученной темы выполним тестовые задания
К столовым приборам относятся:а) кружка;б) нож;в) молочник;г) вилка;д) салатник;е) ложка. Ответ: б; г; е.
При сервировке стола ложку кладут:а) в тарелку;б) перед тарелкой;в) слева от тарелки;г) справа от тарелки;д) в специальную укладку. Ответ: г.
При сервировке стола к обеду вилку кладут:а) справа от тарелки зубцами вверх;б) слева от тарелки зубцами вверх;в) справа от тарелки зубцами вниз;г) слева от тарелки зубцами вниз;д) в специальную укладку.Ответ: б.
При сервировке стола салфетки кладут:а) в кольцо;б) в стакан;в) на закусочную тарелку;г) слева от тарелки;д) справа от тарелки. Ответ: а; б; в.
Праздничный стол накрывают:а) белой скатертью;б) белой скатертью с прозрачной клеенкой;в) цветной клеенкой;г) цветной скатертью;д) цветной скатертью с прозрачной клеенкой. Ответ: а,г.
Проанализировать допущенные ошибки, сделать необходимые замечания.
Оценить практическую работу и устные ответы, тест.
6. Подведение итогов
- Скажите, пожалуйста, а для чего мы с вами все это сегодня изучали? (Нам это нужно знать. Потому что, мы будущие хозяйки). Правильно, эти знания очень пригодятся нам в быту. Мы сможет сами сервировать стол, написать приглашение, подобрать посуду и столовое белье, красиво сложить салфетки. Мы учимся, вести дом, становимся его маленькой и аккуратной хозяйкой.
7. Домашнее задание
Придумать небольшой юмористический рассказ о поведении учащихся в школьной столовой.
8.Рефлексия
На столах у вас лежат смайлики. Если вам урок понравился, то нарисуйте весёлого смайлика. Если не очень, то равнодушного смайлика. А если урок совсем не понравился, то нарисуйте грустного смайлика.
Вот и подошел к концу наш урок. Я очень благодарна вам за понимание, поддержку, активное участие. Я хочу, чтобы знания, которые вы сегодня получили, пригодились вам в жизни и чтобы вы никогда не попадали в неловкую ситуацию, а были всегда на высоте.
РЕЗЕРВНОЕ ЗАДАНИЕ.
- Послушайте стихотворные строчки и скажите, в чём ошибка ребят.
1.Придумал Антон, как друзей удивить,
Решил повести он на речку гостей
На свой день рождения - рыбу ловить.
Червей накопал. Заготовил снастей.
Про планы свои не сказал никому,
А гости явились на праздник к нему
Одетые так, что до слез было жалко
Наряды испачкать во время рыбалки.
2.Тимофей к Егору в гости
Шел в отличном настроенье,
По дороге встретил Костю,
Петю и Максима с Женей,
Гришу, Игоря с Мухтаром:
Всех с собою он позвал,
Хоть Егор им приглашений,
Вроде, не передавал.
Дверь гостям открыл Егор
И ужасно растерялся:
На пороге целый двор,
А Мухтара он боялся: