Другие типы изменчивости (9 биология)
Урок: Модификационная и онтогенетическая изменчивости
9 класс
Цель: сформировать знания по модификационной и онтогенетической изменчивости.
Задачи:
Образовательные:
Рассмотреть особенности модификационной (ненаследственной) изменчивости; выявить статистический характер закономерностей модификационной изменчивости;выработать умение строить вариационный ряд и график изменчивости изучаемого признака; рассмотреть особенности онтогенетической (возрастной) изменчивости. Дать понятия «модификационная изменчивость», «адаптация», «норма реакции», «модификация», «возрастная изменчивость», «вариационный ряд».
Развивающие:
Развитие навыков систематизации данных; развитие речи; развитие понятия «изменчивость».
Воспитательные:
Формирование научного мировоззрения, экологическое воспитание.
Тип урока: комбинированный
Методы:
Словесные:рассказ, объяснение, инструктаж.
Наглядные:демонстрация изобразительных пособий
Практические:лабораторная работа «Построение вариационного ряда и вариационной кривой. Определение нормы реакции».
Оборудование: компьютер
Ход урока
I. Организационный момент – приветствие учащихся, постановка перед ними цели занятия.
II. Опрос – терминологический диктант
Дополните предложения, используя термины из предложенного списка.
Генетика
Наследственность
Изменчивость
Генотип
Фенотип
Гомозиготная
Гетерозиготная
Доминантный ген
Рецессивный ген
Аллельные гены
В идентичных участках гомологичных хромосом расположены ___ гены.
Аллельные гены только одного типа содержит _____ особь.
Особь с разными наследственными задатками называется _____.
Свойство организмов, противоположное наследственности называется ____.
Благодаря свойству ____ все живые организмы сохраняют у своих потомков характерные черты своего вида.
Наука, изучающая закономерности наследственности, наследования и изменчивости носит название ____.
Индивидуальное сочетание всех генов, в хромосомах клеток отдельной особи называют _____.
Ген, который выражен в фенотипе независимо от присутствия в геноме другой аллели этого гена называется ____.
В процессе взаимодействия генотипа и окружающей среды формируется _____ .Ген, который при скрещивании с доминантной аллелью не проявляется в фенотипе, носит название _____.
III. Изучение нового материала – объяснение с элементами беседы.
Этап 1. Понятие «Изменчивость». Виды изменчивости.
Ребята, давайте вспомним, что же такое изменчивость.
(Предполагаемые ответы: изменчивость – это свойство организмов приобретать новые признаки под воздействием различных факторов). Если учащиеся затруднились с ответом, учитель сам дает ответ на свой вопрос.
Изменчивость заключается в изменении наследственных задатков, то есть генов. Изменчивость противоположна наследственности. Если наследственность стремиться закрепить признаки и свойства организма, то изменчивость обеспечивает появление новых признаков и свойств организма. Благодаря изменчивости организмы приспосабливаются к изменяющимся условиям окружающей среды.
Различают два типа изменчивости: наследственную, или генотипическую, и ненаследственную, или фенотипическую, - изменчивость, при которой изменения генотипа не происходит.
На доске появляется схема, которую дети переносят в тетрадь.
С генотипической изменчивостью мы познакомились на предыдущем уроке. Сегодня же предстоит изучить второй тип.
Понятие «модификационная изменчивость»
Большую роль в формировании признаков организма играет среда его обитания. Каждый организм развивается и обитает в определённой среде, испытывая на себе действие её факторов, способных изменять морфологические и физиологические свойства организмов, т. е. их фенотип.
Изменчивость организмов, возникающая под влиянием факторов внешней среды и не затрагивающая генотипа, называется модификационной. (Запись в тетрадь.)
Модификационная изменчивость называется фенотипической, так как под влиянием внешней среды происходит изменение фенотипа, генотип остаётся неизменным. Классическим примером изменчивости признаков под действием факторов внешней среды является разнолистность у стрелолиста (на доске таблица с изображением строения стрелолиста): погружённые в воду листья имеют лентовидную форму, листья, плавающие на поверхности воды, - округлую, а находящиеся в воздушной среде – стреловидную форму. Если же всё растение оказывается полностью погружённым в воду, его листья только лентовидные.
Этап 2. Характеристики модификационной изменчивости
Модификационная изменчивость носит групповой характер, то есть все особи одного вида, помещённые в одинаковые условия, приобретают сходные признаки. Например, если сосуд с эвгленами зелёными поместить в темноту, то все они утратят зелёную окраску, если же вновь поставить на свет – все опять станут зелёными.
Модификационная изменчивость является определённой, то есть всегда соответствует факторам, которые её вызывают. Так, ультрафиолетовые лучи изменяют окраску кожи человека (усиливает синтез пигмента), но не изменяет пропорции тела человека, а усиленные физической нагрузки влияют на степень развития мышц, но не на цвет кожи.
Под влиянием условий среды признаки могут изменяться, но эта изменчивость не беспредельна. Даже в случае нормального развития признака степень его выраженности различна. Так, на поле пшеницы можно обнаружить растения с крупными колосьями (20 см и более) и очень мелкими (3-4 см). Это объясняется тем, что генотип определяет границы, в пределах которого может происходить изменение признака.Степень варьирования признака, или пределы модификационной изменчивости, называют нормой реакции. (Определение учащиеся записывают в тетрадь со слов учителя, либо с учебника). Как правило, количественные признаки (урожайность, размер листьев, удойность коров, яйценоскость кур) имеют более широкую норму реакции. Качественные признаки (цвет шерсти, жирность молока, строение цветка, группа крови) более узкую норму реакции.
Модификационная изменчивость многих признаков растений, животных и человека подчиняется общим закономерностям. Эти закономерности выявляются на основании анализа проявления признака у группы особей.
Этап 3. Работа по электронному учебнику (1 группа) и по дистанту ( 2группа).
Закрепление материала: повторение терминологии темы (раздаточные листы).