Исследование причин формирования характера и поведения детей из неблагополучных семей









Исследование причин формирования характера и поведения детей из неблагополучных семей






автор
учитель МБОУ «Гимназия»
г Александровск Пермский край
Баханова Антонина Андреева

Исследование причин формирования характера и поведения детей из неблагополучных семей.
Цель исследования:
Изучение причин формирования характера и поведения детей из неблагополучных семей.
Задачи:
1 Изучить проблемы неблагополучных семей и определить их виды.
2 Проанализировать причины неадекватного поведения детей из неблагополучных детей.
4 Выявить отношение горожан к проблеме неблагополучных семей.
3 Предложить возможные пути решения неблагополучных семей.
Обетом исследования стали неблагополучные семьи г. Александровска.
Предметом исследования является поведение детей, а так же причин, которые способствовали формированию их характера.
В ходе работы использовались различные методы, а конкретно; исторический, статистический, сравнительный, культурологический, которые позволили глубже изучить проблему и возможные пути решения.
Актуальность исследования:
Коренные социально-экономические изменения в стране, переход к рыночной экономике, падение уровня жизни многих россиян, безработица, разделение общества на «богатых» и «бедных», ослабление влияния социальных институтов, призванных заниматься воспитанием детей, прежде всего института семьи, породили криминальную революцию, привели к значительному увеличению числа неблагополучных семей и, как следствие, росту числа детей с девиантным (отклоняющимся) поведением.
   Нарушение семейных отношений и отклонения в воспитании приводят к возникновению и развитию отклонений в психике детей. На сегодняшний день такое печальное явление нашей действительности, как социально-неблагополучная семья, стало явлением весьма распространенным.

Содержание:
I Введение. Семья начало мудрости.
II Виды неблагополучных семей
1)Алкогольная семья
2) Криминально - аморальная семья
3) Аморально - ассоциативная семья
4) Конфликтная семья
5) Педагогически несостоятельная семья
III Ошибки воспитания детей
IV Психологическая помощь детям из неблагополучных семей

Глава 1 Семья – начало мудрости.
Уже давно наиболее распространенной формой воспитания является семья.
В России еще и в начале 20 века семья играла более значительную роль, чем сейчас. В семье ребенок постигал азбуку нравственности. В семейных беседах, в совместном труде старшие предавали разнообразные жизненные навыки, определенные моральные обязанности. Долгими зимними вечерами, когда за пряжей и вязанием собиралась вся женская половина семьи, размеренно лилась речь старшей в доме женщины – шли уроки построения семьи, быта, отношений.
Большую роль в духовном развитии семьи, в укреплении моральных принципов играла церковь. Исповедь, таинство покаяния заставляли оценивать свои поступки, говорить о них, тем самым приобретать нравственный опыт. Церковь цементировала семью, воспитывала её, закрепляла нравственность не только в семье, но и в обществе в целом.
В поэме В.Федорова « Женитьба Дон- Жуана» есть такие строки:
Очаг семейный-
Добрый костерок,
В потемках жизни разведенный впрок,
Заблудшему дающий направленье.
В прошлом нравственное поведение в большей степени было необходимым условием существования: большое количество детей требовало от мужа и жены, а так же всех детей выполнение своих обязанностей; обычаи, традиции, имели большое значение, и их нарушение вело к исключению из общества и часто даже к смерти.
Крестьянин не мог жить вне общины, дворянин, нарушивший кодекс чести, вынужден был покинуть общество.
А.С.Пушкин высказался о семье так : «Зависимость жизни семейной делает человека более нравственным».
Сейчас люди стали более свободными. Женщина одна может вырастить детей, человек без коллектива может существовать и, следовательно, моральные принципы семьи, общества не столь довлеют над человеком. Известный философ Б.В. Раушенбах говорит: « Сегодня можно жить и вне семьи, вне общины, а, следовательно, вне морали, регулировавшей в свое время поведение людей в этих условиях. Сами условия жизни способствуют отходу людей от морального поведения».

Мы привыкли рассматривать семью как очаг мира и любви, где человека окружают самые близкие и дорогие люди. Однако при более пристальном рассмотрении оказывается, что это не так. В настоящее время задушевные беседы вытеснены, в лучшем случае – совместным сидением перед телевизором.
Семья все чаще напоминает театр военных действий, арену ожесточенных споров, взаимных обвинений и угроз, нередко доходит и до применения физической силы. Долгое время считалось: все это дела деликатные, внутри - семейные... Но слишком тягостны и обширны последствия такого насилия. Слишком широко и глубоко они отзываются на судьбах взрослых и детей, чтобы это могло оставаться «частным делом»...
Непосильная нагрузка для психики ребенка семейные конфликты, тяжелые сцены раздора между родителями, людьми самыми близкими и дорогими для него. В книге С. Т. Шацкого «Годы исканий» приводится незабываемое описание такой семейной трагедии: «Просыпаешься ночью. За стеной громкие, раздраженные голоса. Замираешь, прислушиваешься; делается жаль сразу обоих, жаль всей жизни, зарываешься головой в подушки, начинаешь шуршать, чтобы не было слышно. Приостановишься опять, Я потрясен, испуган, становлюсь на колени, горько плачу и шепчу, заливаясь слезами соленый вкус их во рту: «Господи, помири папу и маму!». Твержу свою молитву чаще и чаще, до исступления, пока, измученный, не засыпаю под утихающий говор оканчивающейся ссоры».
Число детей, живущих в неблагополучных семьях неизвестно, однако есть основания полагать, что оно велико. Вследствие увеличения числа разводов более полумиллиона ребятишек ежегодно остаются без одного из родителей. Постоянно растет число исков о лишении родительских прав. На учете в милиции сегодня состоит 15000 родителей, оказывающих отрицательное влияние на своих детей. Результаты выборочных исследований показывают, что в последнее время большое распространение получило внутрисемейное насилие, в том числе и сексуальное.
По данным центра социальной и судебной психиатрии имени Арбского, особенно часто страдают дети в возрасте 6 - 7 лет. Из них 70% отстают в умственном и физическом развитии, страдают разными психоэмоциональными расстройствами. Ежегодно в стране от травм, отравлений погибают десять тысяч детей в возрасте до 14 лет. У детей из неблагоприятных семей было обнаружено:
детей из таких семей в 7 раз больше суицидных попыток,
в 3 раза больше вероятность помещения в детский дом или сходные государственные учреждения,
в 2 раза больше вероятность раннего брака,
в 2 раза больше вероятность психических заболеваний,
в 2 раза больше вероятность делинкветного поведения.
Многие дети уходят из дома и становятся беспризорниками.
Одно дело, когда беспризорнику 16 - 18 лет, т.е. он в состоянии сам принимать решения и оценивать свои поступки. И совсем другое, когда родители пьют беспробудно, сами бродяжничают и ребенок предоставлен сам себе.
Хочет ли он жить на улице, ночевать, где придется, воровать или попрошайничать, чтобы не умереть с голоду? По-моему ответ ясен. Очевидно, часть проблем может объясняться системой воспитания в семье. И мне кажется, что сегодня нужна государственная программа, которая позволила бы спасать ребятишек. Мы говорим о детях из неблагополучных
семей, т.е. о детях, о неблагополучных семьях, о том, что случается с ребенком, если он окажется в неблагополучной семье. А что такое неблагополучная семья?
Односложно ответить невозможно. Ведь все в мире относительно - и благополучие и неблагополучие по отношению к ребенку. Но ведь дети все разные: одни более выносливые, другие нет, одни ранимые, но все реагирующие, а другим все трын-трава, ничем их не проймёшь.
Стало быть, говорить о ребенке из неблагополучной семьи - значит говорить:
1) Какие бывают неблагополучные семьи?
2) Какие бывают дети со своими психологическими и психопатологическими проблемами, подверженные чрезмерному регулированию на семейное неблагополучие.
3) Как отражается семейное неблагополучие на ребенке, склонном к
обостренному реагированию на всевозможные неблагоприятные факторы.
4) Как больной ребенок может нарушать спокойствие семьи, вызывать у родителей раздражение, злость, нетерпеливость и т.д. т.е. превращать семью в неблагополучную, а последняя в свою очередь может еще больше усугублять психическое состояние ребенка.
5) Что должны предпринять педагоги, чтобы помочь ребенку, - ведь он не виноват, что живет в неблагополучной семье.

Глава 2 Какая семья считается неблагополучной?
Виды неблагополучных детей.

Неблагополучная семья для ребенка - это не синоним антисоциальной или асоциальной семьи.
Существует великое множество семей, о которых ничего плохого не скажешь с формальной точки зрения, но тем не менее для данного ребенка эта семья является неблагополучной. Конечно, семья пьяницы или хулигана для любого ребенка будет неблагоприятной, однако в большинстве случаев понятие неблагоприятной семьи может возникнуть лишь в соотношении с конкретным ребенком, на кого это неблагополучие действует. Разные бывают семьи, разные встречаются дети, так что только система отношений «семья - ребенок» имеет право рассматриваться как благополучная или неблагополучная.
Семья может быть неполной. Может быть полной, но с противоречивым воспитанием или с воспитанием, подавляющим ребенка, или с оранпиренными условиями и т.д. Порой неполная семья более полезна для ребенка, чем полная. Хотя и полная (скажем, отец пьяница, терроризирующий семью, потом наконец-то он уходит из семьи, семья вздыхает с облегчением, в нее воцаряется мир). При этом семья становится более полноценной.
Встречаются внешне хорошие отношения в семье, но родители, чрезмерно занятые своими производственными делами, мало внимания уделяют ребенку, - это тоже может приводить к дурным последствиям для ранимой души маленького человека.
Разводы также влияют на ребенка. Родители разводятся и не задумываются над судьбой детей, над их исковерканным детством и исковерканной душевной жизнью. Вырастут дети и, помня, как вели себя родители, продолжат их путь. Или станут циниками, или одинокими, или еще какими-нибудь, но в любом случае - несчастливыми. Дефекты воспитания - это есть первейший и главнейший показатель неблагополучной семьи. Ни материальные, ни бытовые, ни престижные показатели не характеризуют степень благополучия семьи или неблагополучия - только отношение к ребенку.
Неблагополучие в семье в том или иной степени практически всегда ведет к неблагополучию психического развития ребенка. Не в смысле поглупения или каких-то иных нарушений, допустим, интеллекта, а в смысле дисгармонии созревания эмоционально-волевой сферы, т.е. преимущественно характера человека. А каков характер, таковы и взаимоотношения человека с другими людьми, таково и его счастье. Одним из самых мощных неблагоприятных факторов разрушающих не только семью, но и душевное равновесие ребенка является пьянство родителей. Оно может оказаться раковым для малыша не только в момент зачатия плода и во время беременности, но и на протяжении всей жизни ребенка.
Какой бы аспект проблемы отклонений от нормального психофизического развития ребенка мы не затронули, почти всегда вынуждены говорить о пагубном влиянии пьянства родителей. Из-за этого зловещего явления ребенок усваивает скверные примеры, из-за этого возникает вообще отсутствие всякого воспитания, из-за этого дети лишаются родителей и попадают в детские дома и т.д.
Подавляющее большинство отрицательных примеров, которые мы приводим, так или иначе, имеют своей причиной пьянство взрослых людей. Когда рассказывают о вреде, приносимом пьяницами своим детям, тут вроде бы трудно удивить: к этому безобразному явлению люди как будто уж привыкли. Только напрасно привыкли, напрасно смирились с этим. Всем миром нужно бороться с пьянством, неминуемо калечащим детей. Пьяницы не только уподобляют себе детей и подростков, которые в силу своей незрелости не могут противостоять пагубным традициям. Пьянство - причина многих неврозов и нарушений поведения у членов семей пьяниц. В подавляющем числе случаев различные психические расстройства у детей вызываются пьянством родителей, их социальной деградацией, хулиганством, плохим самоконтролем. Если из-за пьяниц - отцов дети становятся невротиками, то от пьяниц - матерей часто рождаются умственно-неполноценные дети. Но пока ученые спорят о том, кто больше виноват - пьяные отцы или пьяные матери, либо все вместе, нужно всеми способами бороться с бытовым пьянством и его следствием - алкогольной болезнью.
Обратимся к статистическим данным г. Александровска. Что показывают по данному вопросу сотрудники КДН, работающие по семьям группы СОП, где на 98 % превалирует проблема алкоголизма.

Годы
2005
2006
2007
2008

Число семей
33
43
56
61

В них детей
47
59
73
87


Обратившись к горожанам с социологическим опросом, нам было важно выяснить каково отношение людей к пьющим семьям. Для представления более полной картины мы обращались к различным слоям населения; пенсионерам, работникам ЖКХ, медицинским работникам, педагогам, работникам администрации города, обращались к прохожим различных возрастов. Возрастная категория представляла 4 группы; от 18-25 лет, 25-45лет, 45-55 лет и пенсионеры.
На вопрос, ваше отношение к людям, злоупотребляющими спиртными напитками, горожане ответили.
95% негативно, не хотят работать, но деньги на спиртное находят. Таким обстоятельством больше были возмущены пенсионеры.
3% слабые, безвольные люди, но без негативной окраски.
2% нейтрально, т.к. они сами сделали выбор. Такие ответы давали молодые люди 18-25 лет.
Какие вас охватывают чувства, когда видите детей-попрошаек и что вы предпринимаете?
97%Жалость, даю мелочь на расходы.
1% Сострадание, пытаюсь поговорить о причинах с ребенком.
1% Негодование, в мирное время беспризорные дети.
1% Боль в душе, до какого состояния доведен народ.
При этом важно отметить на проблему детей реагируют жители Александровска в возрастной категории после 45 лет.
Чем можно помочь таким семьям, чтобы вывести из критической ситуации.
55% не знают
32% окружающие не решат проблему, если сам человек этого не хочет.
9% считают, нельзя бросать детей, нужна помощь государства
4% духовное возрождение (осознание греха, покаяние)
Интересная статистика показала следующую картину: что горожане видят существующую проблему алкоголизма в семьях, отрицательно относятся к этому явлению, но не знают, как помочь.



Глава 3 Психологические особенности детей.

Дети знают, что люди осуждают пьянство, винят их в том, что те - плохие родители. Поэтому дети стремятся всеми силами скрыть позор семьи. Дети не могут откровенно говорить о своей семье ни с друзьями, ни с учителями. Привычка к сокрытию обуславливает необходимость игнорировать реальность. Секретность, увертки, обман становится обычными компонентами жизни. В результате каждый становится подозрительным и злобным. Уроки, выученные в детстве, подкрепляются тем, что члены семьи никогда не обсуждают честно, что не происходит. И открытые коммуникации перестают существовать. Секреты неизменно дают толчок зависти, ревности. Чем больше секретности, тем больше запутанности вины, борьбы, драк, разъединения членов семьи и изоляции, одиночества.
В алкогольной семье очень часты смертные случаи. Подобно
тому как надо скрывать пьянство, необходимо и ссоры держать в секретности, потому что произошла по их вине. Ссоры, как на вербальном уровне, так и сопровождаемые физической агрессией оказывают не только психотравмирующее действие на ребенка. Постоянные наблюдения над тем, как родители провоцируют друг друга, спорят, шумят, приводят к тому, что
дети усваивают подобный стиль взаимоотношений между людьми вообще.
В алкогольных семьях как больной, так и не больной родитель часто не выполняет своих обещаний. Одно разочарование, другое. Все это угнетает ребенка. И верные семейным традициям все держать в секрете, дети никогда не рассказывают родителям о своих тяжелых чувствах. И будучи взрослыми, они продолжают предчувствовать разочарования, не доверяют как в случайных, так и в интимных взаимоотношениях.
Страстное желание иметь постоянную заботу о себе со стороны родителей остается надолго с детьми из таких семей. Они могут оставаться инфантильными, незрелыми в отношениях со сверстниками. В то же время дети в таких семьях вынуждены быстро становиться взрослыми. Дети чувствуют себя ответственными за младших братьев и сестер.
Пьющие родители нуждаются в их физической и эмоциональной поддержке. Детям приходится выслушивать, одобрять родителей, делать их жизнь более или менее удобной, комфортной. Воистину дети становятся родителями своих родителей. Дети прикрывают дезорганизацию семейной жизни. А позднее у них появляется смутное чувство того, что они упустили
что-то такое, что им причиталось, что они заслужили, и они продолжают бороться за то, чтобы вернуть причитающую им долю внимания, детских радостей. Они не понимают легкомыслия, привольности. Такие люди не умеют наслаждаться жизнью.
Отсутствие заботы и внимания к ребенку также может быть стилем воспитания в алкогольной семье. Такое отношение к ребенку лишь часть царящих в семье правил. Пьяный отец, валяющийся на полу, дети переступают через него, как бы не замечая. Или мать может сама страдать алкоголизмом, либо быть поглощенной алкогольными проблемами своего мужа, тратит всю энергию на них, а в это время дети живут без ее внимания. Дети не моются, не чистят зубы. Недостаток заботы лишь начало общей запущенности ребенка.
Если дети постоянно слышат в семье, что отец должен зарабатывать деньги, а не пропивать, они могут начать путать деньги с любовью и вниманием. Когда друзья нуждаются во внимании, такие дети могут отделаться от них подарками.
Эмоциональным потребностям детей в алкогольных семьях тоже не уделяется должного внимания. И дети не научатся, как можно входить в состояние другого человека. Они не усваивают и элементарных обязанностей родителей, что затрудняет их адаптацию в будущей своей собственной семье. Словесные оскорбления детей становятся нормой жизни, их прогрессивное развитие может перерасти в «Сексуальное оскорбление».
Итак, если девочка вынуждена все чаще заменять свою больную алкоголизмом мать в выполнении хозяйственных дел, в заботе о младших детях, то однажды может так случиться, что она заменит мать своему отцу в его сексуальных домогательствах. Часто мужья больных алкоголизмом женщин также алкоголики. В том случае, если отец не болен алкоголизмом, его мысли и чувства обращаются к «женской половине дома», к дочерям, если мать больна и отсутствует физически и эмоционально. Тогда отец ищет дружбы и признания у дочерей. Тесные отношения с дочерьми могут незаметно соскользнуть в область сексуальных отношений. Под сексуальными оскорблением понимают не только физические телесные прикосновения, но и половую жизнь, когда девочка становится девушкой.



Влияние неправильного воспитания в неблаполучных семьях на поведение и характер ребенка

Типы неправильного воспитания
Словесная характеристика
Способ обращения с детьми
Последствия

1. Гиперпротекция
"Делаю все для ребенка, всего себя посвящаю ему"
Ограничение его самостоятельности
Замедленная социализация, неспособность проявить самостоятельность, инфантильность.

2. Условия повышенной моральной ответственности
"Не хочу иметь такого ребенка"
Никогда не хвалят, отсутствие системы поощрения, часто ругают
Подавление желаний, неуверенность в себе, страх

3. Условия эмоционального отвержения
"Ненавижу всех детей", "Не стану из-за них расстраиваться"
Отчуждение, избежание контактов, жесткие поступки
Агрессивность, замкнутость, замедленное эмоциональное развитие.

4. Гипопротекция
"Делай, что хочешь, только оставь меня в покое"
Отсутствие внимания и интереса к увлечениям и переживаниям детей
Агрессия, асоциальное поведение

5. Условия жестких взаимоотношений
"Ты мне надоел, от тебя все мои несчастья"
Частые наказания, побои
Высокий уровень агрессивности, серьезные нарушения межличностных отношений



Глава 4
Основные типы воспитания в семьях с алкогольной зависимостью и необходимое педагогическое воздействие.
Тип воспитания
Характеристика
Возможная помощь педагогов и семьи

"Герой семьи"
Сверхответственность, контроль за ситуацией в семье, заниженная самооценка, чувство одиночества.
Убеждать, что не стоит приносит в жертву семье свои занятия в кружке, общение с друзьями. Учить радовать себя, развивать психическую гибкость, помогать распознавать добрые чувства. Поощрять успехи, быть рядом после неудач.

"Возмутитель спокойствия" ("козел отпущения")
Непоседа, синдром детской гиперактивности, неосознанно вбирает в себя все несчастья семьи и показывает их миру. В психологическом портрете чувство отверженности.
Напоминать ребенку, что вы недовольны определенными моментами его поведения, внутреннему переживанию. Четко и ясно называйте ему правила поведения, объясняйте, почему поступать надо так, а не иначе. Хвалите его за любой поступок. Попробуйте поставить его в позицию лидера. Помогайте ему выразить свои чувства.

"Талисман"
Юморист вжился в роль шута горохового, раздвоенный психопатический портрет: клоун и страх, гнев, стыд. Неуверенность в себе.
Надо учить открыто, выражать свои чувства, помочь найти друга, индивидуальное внимание, доверие, объяснить ребенку, что нормально испытывать гнев, печаль, негодование.

"Потерянный ребенок" ("девочка - сущий ангел")
Любит помогать оказавшимся в беде. Не по годам самостоятельна, не жалуется, не рассказывает о проблемах. Чересчур тихая и положительная. Когда ситуация дома накаляется, - преображается, появляется ярость. Хочется родительской любви.
Необходимо дать почувствовать, что она принадлежит к группе, классу и не занимает важного места в коллективе. Нельзя принуждать ребенка жить в "куче". Поощряйте ребенка. Побеспокойтесь, чтобы были занятия по душе: работа или игра для ребенка; рассказывайте об успехах другим, показывайте рисунки, поделки..


Заключение
Безжалостная статистика утверждает, что 40% российских семей вообще не в состоянии воспитывать детей, а 15% - формируют правонарушителей. В связи с этим координировать работу с неблагополучными семьями будет комиссия по делам несовершеннолетних. Ну а большую часть профилактической работы возьмут на себя педагоги. Кроме того, обсуждалась на совещании и проблема подросткового суицида. Специалисты говорят о том, что именно в подростковом возрасте наиболее вероятны попытки самоубийства. Реалии современности таковы, что отношение родителей к воспитанию детей стало более формальным. А значит, необходима помощь специалистов. С этой целью в городе начал работать «Телефон доверия», на который в числе других поступают звонки от подростков, когда у них возникают суицидальные мысли. От общего количества такие звонки составляют 5%. Однако, радует тот момент, что на этой стадии кризиса специалист еще может помочь подростку и вывести его из состояния навязчивых мыслей о самоубийстве. Хотя, в первую, очередь помощь ребенок должен искать в своей семье. Однако, как утверждает статистика, около 30% детей находятся в конфликте с собственными родителями, которые не понимают своих чад по разным причинам.
Какие - бы не предлагали меры по искоренению этой проблемы, они малоэффективны. Педагоги, работники милиции, специалисты по работе с семьей, психологи будут помогать детям из неблагополучных семей.
Выход в данной ситуации только один – духовное пробуждение народа после многолетней «спячки». Понятие стыда, греха как-то ушли из нашей жизни. Больше одиночества, безразличия, предательства, обмана - взяли верх над человеком.
Обращение человека к Богу, укрепление его истинных человеческих качеств изменят полностью его сознание. Духовное пробуждение и его развитие изменят не только самого человека, но и все близкое окружение. А самым близким окружением является семья, дети.
Не случайно в дореволюционной России в школах изучалось Божье слово. Закладывалась духовная основа не только в семье, но и в образовательных учреждениях; гимназиях, лицеях, школах. В интервью с патриархом Московским и Всея Руси Алексей 2 был задан вопрос:
- Министр образования Российской Федерации Андрей Фурсенко прямо заявил, что является противником курса “Основы православной культуры”. Как Вы прокомментируете это заявление?
 - Подобные высказывания говорят только об одном: нам нужно продолжать вести диалог с властью и обществом для того, чтобы сложившаяся в советское время монополия атеистического видения мира наконец прекратилась в российской образовательной системе.
Если об особой роли Православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры упоминает преамбула Закона “O свободе совести и  о религиозных организациях”, то почему об этой роли молчит школьная программа? Почему наши молодые соотечественники не имеют возможности получить в школе компетентные и достоверные знания о вере, которая легла в основу великих свершений их предков? Неужели несколько десятилетий богоборчества и атеистического мировоззренческого диктата не убедили власть и общество в том, что путь отторжения людей от их духовных корней губителен для государства и народа?
Возрождение русских воскресных школ для детей – это лишь первый небольшой шаг в духовном воспитании детей. Из 3 школ г. Александровска, где обучается 1500 человек, воскресную школу посещают лишь 30 человек. Интересно отметить, что большинство детей из верующих семей. Духовное пробуждение необходимо вести и с взрослым население, которое отдалилось от сильных русских духовных корней.





Список литературы:

1. БеличеваС. А. Основы превинтивной психодлогии./ C.А.Беличева - М.: Просвещение , 1993- 241с.
2. Буянов М. И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатара./М.И.Буянова- М.: Просвещение, 1988- 154с.
3. Варга А. Я. Системная семейная психотерапия. Курс лекций./А.Я.Варга - СПбю:АРГУС, 2001- 252с.
4. Гилинский Я.И. Стадии социализации индивида / Я.И.Гилинский // Человек и общество.- Вып.9.- 2002.- С.67
5. Головей Л. А. Практикум по возрастной психологии/ Л.А.Головей, Е.Ф.Рыбалко.- СПб.: Питер, 2001 - 148с.
6. Гончарова Т. Неблагополучные семьи и работа с ними/ Т.Гончарова // Народное образование. 2002.- № 6- С.98
7. Дивицына Н.Ф. Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками. Конспект лекций. / Н.Ф.Дивицына - Ростов на Дону.: Бином , 2005- 274с.
8. Дубрович А.Б. Кто в семье психотерапевт?/ А.Б.Дубрович - М.: Просвещение, 1985 - 373с.
9. Макаренкова И.В.. Социальная дезадаптация детей и подростков (психолого - педагогические основы коррекционно - профилактической работы)/ И.В.Макаренкова, А.В.Мисько - М.:АРГУС, 2004- 267с.
10. Макеев Г. А. Семейная жизнь и дети./ Г.А.Макеев.- Волгоград.: Просвещение, 1987- 253с.
11. Методика диагностики и профилактики психологического неблагополучия в семье подростка (Методическое пособие для специалистов муниципальных служб) // Журавлева Е.А, Филиппова Е.Б., Анипович З.Н., Бойкова О.В., Кассий В.Ю. Кротова С.И., Козлова О.В., Беляева А.А. - М.: МГУ, 2003- 195с.
12. Митина Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях/ Л.М.Митина // Вопросы психологии. 1997- . №4 - С.36
13. Мудрик А.В.Социальная педагогика./ А.В.Мудрик - М. , 2002- 378c.
14. Новикова Е .В. О некоторых характеристиках общения между супругами /Е.В. Новикова // Семья и формирование личности. М.: Просвещение, 1981- 301с.
15. Очарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства./ Р.В.Овчарова - М.: Мысль 2003- 268с.
16. Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия: семья как терапевт./.Н. Пезешкиан.: М.: Просвещение, 1993 - 306С.
17. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. - М.: Просвещение, 1994.- 345с.
18. Практикум по возрастной психологии / Под ред. Головей Л.А. - СПб, 2001
19. Психодиагностика: Конспект лекций/Сост. Посохова С. Т. - М., 2004- 278с.
20. Смирнова Е. О.. Структура и динамика родительского отношения/ Е.О. Смирнова Е. О..// Вопросы психологии.- 2000 - № 3- С.67
21. Социальная педагогика: Курс лекций/под общей ред. М.А. Галагузовой. - М., 2000- 276с.
22. Социальная психология // под ред Петровского А.В. - М.:Просвещение, 1987.- С.364с
23. Шеффер Ч., Керри Л. Игровая семейная психотерапия. / Ч.Шеффер, Л.Керри - Спб.: Питер, 2000 - 286с.
24. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. - М., 2000.
25. Эйдемиллер Э.Г. и др.. Семейный диагноз и семейная психотерапия. Учебное пособие для врачей и психологов./ Э.Г. Эйдемиллер И.В. Добряков, И.Н.Никольская. - СПб.: Питер, 2003 - 275с.
26. Эйдемиллер Э.Г.Психология и психотерапия семьи. / Э.Г. Эйдемиллер , В.Юстицкий - СПб.: Питер, 1999 - 307с.









13PAGE 15


13PAGE 141315




Заголовок 215