НРЭО в коррекционной школе


«Маленькая родина всё равно большая,
ведь она единственная»
Ж. РенарМоя малая Родина…. У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет многое, если не сказать - всё!
Современная педагогика твёрдо определила, что музыкальное искусство является важной составляющей в разностороннем развитии подрастающего поколения. Интерес к музыке, увлечённость музыкой, любовь к ней - обязательные условия для того, чтобы она раскрыла и подарила детям свою красоту, могла выполнить свою воспитательную и познавательную роль, служила формированию духовной культуры.
В организации педагогической деятельности с детьми коррекционных школ, приходится сталкиваться с рядом трудностей и проблем.
Дело в том, что многими психологами и педагогами-дефектологами (В.В. Воронковой. В.М.Мачихина. Д.Г. Митрофанова и др) разработаны теоретические положения и особенности воспитании и обучении детей, имеющих недостатки в интеллектуальном развитии, в разделе науки олигофренопедагогики, которая в настоящее время выходит на новый качественный уровень.
Что значит, новый, качественный уровень?
Новый качественный уровень, это, разработка и совершенствование теоретических и практических вопросов олигофренопедагогики с акцентом на аспектах нравственно – духовного, нравственно - патриотического, художественно – эстетического (музыкального), просвещения.
В Законе РФ «Об образовании» и в инструктивных материалах Министерства образования РФ говорится о «защите и развитии системой образования национальных культур… в условиях многонационального государства», об «интеграции личности в национальную и мировую культуру».
Решая эти задачи, надо опираться в своей практике на национально-региональные этнокультурные особенности (НРЭО), целью которого является воспитание любви школьников к «малой родине», патриотических чувств, обеспечивающих становление подлинной гражданственности.
НРЭО – часть Федерального государственного образовательного стандарта и введение его в курс предметов школьной программы не должно и не может быть искусственным или принудительным.
Эта работа будет более результативной и задачи духовно - нравственного (патриотического) развития и воспитания будут решаться эффективнее, если освоение содержания НРЭО начинать с первых дней обучения детей в школе, давая с малых лет детям представление о месте и роли их региона в мире. Без любви к Отечеству и уважения к его истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота, сформировать у ребенка чувство собственного достоинства, привить ему положительные качества.
Однако прежде чем стать патриотом России, надо знать традиции Родины, своего края, жить их интересами и заботами. По словам С.В.Михалкова, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом.
О важности того, чтобы ребёнок с раннего детства приобщался к культуре своего народа, написано много, ибо обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за эту землю, на которой живёшь. Поэтому детям необходимо знать уклад жизни, быт, обряды, верования, искусство, историю предков. Именно акцент на знание истории народа, его родной культуры, поможет в дальнейшем с большим вниманием и интересом отнестись к истории и культуре других народов.
Наш современник, академик Д.С. Сахаров отмечал, что чувство любви к Родине нужно заботливо взращивать, прививая «духовную оседлость», так как если не будет корней в родной местности, в родной стороне – будет много людей, похожих на иссушенное растение «перекати - поле».
Уроки музыки в коррекционной школе, благотворно сказываются на развитии учащихся с нарушениями моторики и эмоционально - волевой сферы. В процессе занятий на уроках музыке у детей формируется важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре.
У детей формируются первые представления об окружающем мире, и происходит это, прежде всего через ознакомление с традициями «своей» социокультурной среды – местными историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями региона. Родная культура, как отец и мать должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом продолжающим личность.