Краткосрочный план по химии на тему: Периодический закон и периодическая система в свете учения о строении атома (10 класс)
Дата Предмет химия Класс 10 (ог) Урок 1
Название занятияПериодический закон и периодическая система в свете учения о строении атома. Демонстрация №1
Общие цели Цель
Дать представление учащимся о Периодическом законе и Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева.
Закрепить знания учащихся о взаимосвязи между положением элемента в периодической системе и строением атома.
Знать определение периодического закона химических элементов.
Знать структуру периодической системы химических элементов.
Уметь составлять характеристику химическим элементам
Способствовать развитию навыков работы в составе малых групп.
Способствовать развитию познавательного интереса.
Создавать условия для развития логического мышления, творческих способностей, фантазии.
Ознакомить с правилами ТБ в кабинете химии и неукоснительно их выполнять.
Результат обученияАктуализация ЗУН
Будут знать, что такое химический элемент. Классификация элементов по электронным структурам их атомов. Период. Группа. Периодичности в периодической системе. Электронная структура атомов. Уметь использовать полученные понятия для выполнения упражнений. Знают и понимают основные понятия темы. Уметь сравнивать, анализировать, сопоставлять, делать выводы. Применяют полученные знания при решении упражнений. Умеют аргументировать свое понимание. Умеют отстаивать свою точку зрения в диалоге, во время мозгового штурма. Приобретают навыки работы в составе малых групп. Применят свои творческие способности при выполнении заданий.
Ключевые идеиОсобенности строения периодической системы химических элементов. Периодический закон химических элементов. Состав и строение атомов.
Источники Учебник химии 10 класса § 1
К.М. Джексембина. Н.Н. Нурахметов методическое руководство
10 класс, стр. 6-8
Материалы и оборудование ИКТ. Компьютер, проектор, экран, презентация.
Электронный учебник «Химия 10 класса». Опорные схемы.
Раздаточный материал: маркеры, стикеры, ватман, фломастеры.
Периодическая система химических элементов.
Ход занятия
Этапы проведения занятия Время –
Действия учителя и действия учеников
1. Организационный момент.
2. Мотивация.
3 мин.
3 мин. Подготовка к уроку. Приветствие. Краткое, сообщение плана урока. Формирование групп. Распределение ролей в группах.
Начинаем изучать тему. Периодический закон и периодическая система химических элементов (8 часов).
3. Актуализация
Прием КМЛогические цепочки «Верно - неверно"
2мин. Стадия вызова.
Мозговой штурм. Логические цепочки «Верно - неверно"
Раскрыть понятия: что такое атом, протон, электрон, нейтрон, электронное облако (орбиталь), электронный слой, период, группа, подгруппа, металлы, неметаллы, доля, относительная молекулярная масса, массовая доля. 1. Назвать количество групп и периодов в ПСХЭ.
2. Назвать элементы IА и IVА группы и количество электронов на внешнем слое.
3. Назвать элементы начинающие и заканчивающие 2 период, 3 период.
4. Формирование новых знаний и способов действия
Использование ИКТ
презентация
20 мин. Стадия осмысления: Ознакомиться с презентацией.
До Д. И. Менделеева было предпринято около 50 попыток классифицировать химические элементы. Большинство ученых пытались выявить связь между химическими свойствами элементов и их соединений и атомной массой.
Д. И. Менделеев выделил периоды, в которых свойства химических элементов и образованных ими веществ закономерно изменяются
1. Металлические свойства простых веществ, наиболее ярко выраженные у щелочных металлов, ослабевают и сменяются не металлическими, которые наиболее ярко выражены у галогенов.
2. Значение степени окисления атомов элементов в высших оксидах возрастает от +1 до +7 (+8 только для Os и Ru).
3. Значение степени окисления атомов элементов в гидридах (соединениях металлов с водородом) и в летучих водородных соединениях возрастает сначала от +1 до +3 и затем от –4 до –1. Например:
+1 +2 +3 –4 –3 –2 –1
LiH → BeH2 → BH3 → CH4 → NH3 → H2O → HF
4. Основные оксиды элементов начала периода сменяет амфотерный оксид и далее – кислотные, свойства которых усиливаются:
Na2O → MgO→ Al2O3 → SiO2→ P2O5 → SO3→ Cl2O7 →
основные оксиды амфотерный оксид кислотные оксиды
5. Гидроксиды-основания через амфотерный гидроксид сменяются все более сильными кислотами. Например:
NaOH → Mg(OH)2 → Al(OH)3 → Н2SiO3 → Н3РО4 → H2SO4 → HClO4
щелочь основание амфотерный гидроксид слабая кислота кислота средней силы сильная кислота очень сильная кислота
Периодическая система Менделеева – это естественная классификация элементов по электронным структурам их атомов.
Современная формулировка периодического закона гласит: «Свойства элементов находятся в периодической зависимости от зарядов ядер их атомов». Это обстоятельство отражено в периодической системе в виде горизонтальных и вертикальных рядов – периодов и групп. Электронная модель легко позволяет выделить группы и периоды. Структура электронной оболочки атомов элемента изменяется периодически с ростом порядкового номера элемента.
Периодические изменения свойств химических элементов обусловлены правильным повторением электронной конфигурации внешнего энергетического уровня (валентных электронов) их атомов с увеличением заряда ядра.
Период – горизонтальные ряды элементов с одинаковым максимальным значением главного квантового числа валентных электронов. Номер периода обозначает число энергетических уровней в атоме элемента. Периоды могут состоять из 2 (первый), 8 (второй и третий), 18 (четвертый и пятый) или 32 (шестой) элементов, Графическим изображением периодического закона является периодическая таблица. Она содержит 7 периодов и 8 групп.
Графическим изображением периодического закона является периодическая таблица. Она содержит 7 периодов и 8 групп.
В зависимости от количества электронов на внешнем энергетическом уровне. Последний, седьмой период незавершен. Все периоды (кроме первого) начинаются щелочным металлом (s-элементом), а заканчиваются благородным газом (ns2 np6).
Первый период (n = 1, l = 0) состоит из двух элементов H (1s1) и He (1s2).
Во втором периоде (n = 2, l = 0, 1) заполняются s- и p-орбитали от Li до Ne. Элементы называются соответсвенно s- и p-элементами.
В третьем периоде появляются пять d-орбиталей (n = 3, l = 0, 1, 2). Пока они вакантны, и третий период, как и второй, содержит восемь p-элементов от Na до Ar.
В четвертом периоде после десяти d-элементов появляются p-элементы от Ga (4s24p1) до Kr (4s24p6).
Пятый период повторяет четвертый – в нем также 18 элементов, и 4d-элементы, как и 3d, образуют вставную декаду (4d1–105s0–2).
В шестом периоде после лантана (5d16s2) – аналога скандия и иттрия, следуют 14 4f-элементов – лантаноидов.
Седьмой период отчасти повторяет шестой. 5f-элементов называются актиноидами. Их общая формула 5f2–146d0–17s2. Далее следуют еще 6 искусственно полученных 6d-элементов незавершенного седьмого периода.
5.Физкультминутка
6. Применение. Формирование умений и навыков.
Тест
ОдО2 мин.
10 мин. Придает учащимся позитивный настрой и снимает напряжение.
Электронный тест – по завершению теста самопроверка.
Совместная работа в группе, с последующим обсуждением.
1. Система Д. И. Менделеева позволила не только предсказать существование неизвестных элементов, но и предугадать их свойства, исправить неверно определенные атомные массы уже известных элементов. Приведите примеры данных фактов.
2. Чем отличаются друг от друга различные формулировки периодического закона?
3. Какова современная формулировка периодического закона?
4. Какие закономерности изменения свойств элементов и их соединений наблюдаются в зависимости от положения элемента в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева?
тест
Какое свойство химических элементов Д. И. Менделеев положил в основу их классификации?
a.Относительную атомную массу.b. Строение внешних электронных слоевc. Величину заряда ядра атомаd. Валентность элемента
Свойства химического элемента определяются в первую очередь:
a. числом электронных уровней;b. относительной атомной массой;c. строением валентных энергетических уровней;d. числом нейтронов в ядре.
Каждый период, кроме первого, начинается:
a. со щелочно-земельного металла;b. с инертного газа;c. с галогена;d. со щелочного металла.
Каждый период завершается:
a. щелочным металлом;b. щелочноземельным металлом;c. галогеном;d. инертным газом.
Как по периодической системе определить, в главной или побочной подгруппе находится элемент? Элемент находится в главной подгруппе, если:
a. он расположен в одной подгруппе с элементом второго периода;b. это s- или p-элемент;c. в этой подгруппе больше элементов, чем в другой подгруппе этой группы;d. все предыдущие ответы верны.
Какое из перечисленных свойств элемента изменяется периодически с увеличением заряда ядра атома?
a. Относительная атомная масса.b. Строение внешних электронных слоев.c. Число протонов в ядре.d. Число энергетических уровней.
С возрастанием порядкового номера элемента периодически повторяется:
a. заряд ядра атома;b. химические свойства элемента;c. общее число электронов;d. число энергетических уровней.
Какое утверждение из общей характеристики подгруппы галогенов неверно?
a. У атомов галогенов с увеличением порядкового номера возрастают радиус, восстановительные свойства и уменьшаются значения электроотрицательности.b. Молекулы простых веществ, образованных галогенами, двухатомны и в ряду фтор – хлор – бром – иод возрастают плотность, интенсивность окраски, температура кипения и металлические свойства веществ.c. Окислительные свойства галогенов с увеличением порядкового номера элементов возрастают, а восстановительные – убывают.d. В ряду галогеноводородов фтороводород – хлороводород – бромоводород – иодоводород прочность молекул уменьшается, а кислотные свойства их растворов возрастают.
Высшая степень окисления атомов в главной подгруппе с увеличением порядкового номера элемента (сверху вниз):
a. увеличивается;b. уменьшается;c. не изменяется;d. изменяется периодически.
Для элементов главных подгрупп номер группы в периодической системе равен числу:
a. энергетических уровней в атоме;b. электронов на внешнем энергетическом уровне;c. подуровней на внешнем энергетическом уровне;d. электронов в атоме.
ОдО и СО 2 мин. Свод оценок по листу оценивания. Подведение итогов по уроку.
Объявление результатов формативного оценивания.
7. Информация о домашнем задании. 1мин. Учитель информирует о домашнем задании, дает консультацию.
Учебник § 1
Упр. 1-3 к § 1
Рефлексия.
Подведение итогов урока. 2 мин. Что нового вы узнали на уроке?
Что вызвало затруднение?
Как вы оцениваете работу своей группы. На стикерах напишите свои пожелания и поместите в «Корзину идей».
Секретарь даст оценку работе каждого в группе по оценочному листу.
Учитель дает оценку работе класса. Отмечает лучшие ответы.