Урок химии на тему Атомы химических элементов (8 класс)

Атомы химических элементов (разработка урока химии, 8 класс)

Цели урока:
повторить, обобщить, систематизировать знания учащихся по данной теме
выявить степень усвоения материала
совершенствовать умение составлять электронные формулы атомов, схемы видов химической связи, решать творческие задания
формировать умение работать над выполнением задания в группе, в паре, оказывать помощь своим одноклассникам в выполнении заданий
продолжить развитие навыков самостоятельной работы


Тип урока:
урок обобщения и систематизации знаний


Применяемая технология:
технология модульного обучения


Оборудование:
учебник «Химия 8», Габриелян О.С.
периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева
модульная карта «Атомы химических элементов»
карточки выходного контроля
лист контроля
компьютер
мультимедийный проетор
интерактивная доска




Атомы химических элементов

№ УЭ
Учебный материал с указанием заданий
Управление деятельностью

УЭ 0
В ходе обобщения темы, вы должны:
закрепить и углубить знания о строении атомов химических элементов и умения составлять электронные схемы строения атомов;
закрепить знания о типах химической связи и умения составлять схемы образования химической связи;
продолжить развитие навыков самостоятельной работы;
уметь работать над выполнением задания в группе, в паре;
уметь оказывать помощь своим одноклассникам в выполнении заданий;
уметь выслушивать мнения одноклассников.
Внимательно прочитайте цель урока. Тему урока запишите в тетрадь.

УЭ 1
Цель: знать строение атомов
Тестирование
Вариант 1
1. Атомы какого химического элемента имеют в своем составе 5 протонов, 6 нейтронов, 5 электронов? Выберите правильный ответ:
а) углерода, б) натрия, в) бора, г) неона.
2. Четыре энергетических уровня содержат электронные оболочки атомов:
а) калия, б) серебра, в) бериллия, г) меди.
3. Шесть электронов находится на внешних энергетических уровнях атомов:
а) углерода, б) кислорода, в) серы, г) хрома, д) золота.
Вариант 2
1. Атомы какого химического элемента имеют в своем составе 9 протонов, 10 нейтронов, 9 электронов? Выберите правильный ответ:
а) неона, б) калия, в) аргона, г) фтора.
2. Три энергетических уровня содержат электронные оболочки атомов:
а) кремния, б) бора, в) алюминия, г) азота.
3. Пять электронов находится на внешних энергетических уровнях атомов:
а) хлора, б) фосфора, в) фтора, г) азота, д) серебра.
Работайте индивидуально. Выберите верный вариант ответа, запишите его рядом с номером ответа в тетрадь.

Самопроверка по ключу.
Правильный ответ – 3 б.
Внесите в лист контроля.





УЭ 2
Цель: уметь определять положение химического элемента в периодической системе
Познавательная игра «Найди лишнее»
В каждой строчке вычеркните символ химического элемента, принадлежащего не к той группе или периоду, к которым принадлежат остальные
а) Na, Ca, Si, Cl;
б) O, C, B, Al;
в) Zn, Ag, Au, Cu;
г) F, O, Cl, Br.
Дополнительное задание (по желанию):
Определите положение в периодической системе следующих элементов: литий, кислород, алюминий, цинк.
Работайте индивидуально в тетради.
Взаимопроверка по ключу. Правильный ответ – 4 балла.
Внесите в лист контроля.






Работайте индивидуально в тетради.

УЭ 3
Цель: знать строение атома, определять строение атома по положению в периодической системе
Заполните таблицу «Состав изотопов хлора»
Элементарные частицы
Изотопы


35Cl
37Сl

p+



n0




·



Дополнительное задание (по желанию):
Дайте определения терминам: атом, изотоп, электрон, протон, нейтрон.
Работайте в парах. Ответы занесите в таблицу.
Самопроверка по ключу.
Правильный ответ – 3 б.
Внесите в лист контроля.



Работайте индивидуально в тетради.

УЭ 4
Физкультминутка « Периодическая система»

Внимательно слушайте задание. Выполняйте движения.

УЭ 5
Цель: знать типы химической связи, определять типы химической связи
Запишите рядом с названием типа химической связи формулу соответствующего вещества.
Ионная связь
Cl2, Аl

Ковалентная неполярная связь
Cu, HCl

Ковалентная полярная связь
MgF2, NaCl

Металлическая связь
H2O, H2

*Дополнительное задание (по желанию): определите тип химической связи в следующих соединениях: SO2, H2SO4, KNO3
Работайте индивидуально в тетради. Самопроверка по ключу.
Правильный ответ – 4 б.
Внесите в лист контроля.



Работайте индивидуально в тетради.

УЭ 6
Цель: знать особенности образования типов химической связи
Ответьте на вопросы кроссворда
 
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]   
 
 
 
 
 
 

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]   
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]   
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


По горизонтали

3.
Как называется связь, при которой образуются общие электронные пары?

4.
Какие частицы участвуют в образовании связи?

5.
Как называется связь, образованная между атомами металла и неметалла?

6.
Какой элемент, из известных вам, обладает самой низкой электроотрицательностью?


По вертикали

1.
Какой элемент обладает самой высокой электроотрицательностью?

2.
Какие элементы образуют ковалентную связь?




Работайте группой по 4 человека. Самопроверка по ключу. Правильный ответ – 6 баллов. Внесите в лист контроля.

УЭ 7
Выходной контроль (задание на карточке)
Выбери для себя задание самостоятельно

Работайте индивидуально. Выберите верный вариант ответа, запишите его рядом с номером ответа в тетрадь.
Проверка учителем.

УЭ 8
Резюме
Человек рождается на свет, Чтоб творить, дерзать – и не иначе, Чтоб оставить в жизни добрый след И решить все трудные задачи. Человек рождается на свет... Для чего? Ищите свой ответ
Вернитесь к УЭ 0
1. Отметь в листе контроля УЭ, который тебе был больше всего интересен.
2. Отметь в листе контроля УЭ, при повторении которого ты испытывал затруднения.
2. Оцените свою работу:
Если вы набрали 18 – 20 баллов, то ваша оценка «5»
14 – 17 баллов, то ваша оценка «4»
7 – 13 баллов, то ваша оценка «3»
6 и менее баллов, то ваша оценка «2»
Проводится индивидуально.







В листе контроля

В листе контроля

Вашу оценку занесите в лист контроля.




УЭ 9
1. Домашнее задание (творческое): составить кроссворд, ребус по теме «Атомы химических элементов».
2. Рефлексия.
Задание запишите в дневник.

Заполните схему в листе контроля.


Благодарю за работу на уроке!




Приложение

Лист контроля
Фамилия, имя учащегося
УЭ 1
УЭ 2
УЭ 3
УЭ 5
УЭ 6
Сумма баллов
Оценка












1. Отметь в листе контроля УЭ, который тебе был больше всего интересен.
УЭ 1
УЭ 2
УЭ 3
УЭ 4
УЭ 5
УЭ 6
УЭ 7
УЭ 8


2. Отметь в листе контроля УЭ, при повторении которого ты испытывал затруднения.
УЭ 1
УЭ 2
УЭ 3
УЭ 4
УЭ 5
УЭ 6
УЭ 7
УЭ 8



13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415




«Состав изотопов хлора»
Элементарные частицы
Изотопы


35Cl
37Сl

p+



n0




·





 
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]   
 
 
 
 
 
 

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]   
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]   
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


Выходной контроль Вариант 1
1-й уровень
Задание 1
Определите тип связи для веществ с формулами: Ca, CaI2, I2, HI. Запишите схему образования связи для какого-либо одного из соединений.
Задание 2
Заполните таблицу
Элементарные частицы
Изотопы


12 6C
13 6С

p+



n0




·



2-й уровень
Задание 1
Определите тип связи для веществ с формулами: Ca, CaI2, I2, HI. Запишите схему образования связи для двух любых соединений.
Задание 2
Заполните таблицу
Элементарные частицы
Изотопы


12C
13С

p+



n0




·



3-й уровень
Задание 1
Определите тип связи и запишите схемы образования для веществ, формулы которых Ca, CaI2, I2, HI.
Задание 2.
Определите число p+, n0,
· для изотопов магния.
Выходной контроль Вариант 2
1-й уровень
Задание 1
Определите тип связи для веществ с формулами: Mg, MgF2, F2, HF. Запишите схему образования связи для какого-либо одного из соединений.
Задание 2
Заполните таблицу
Элементарные частицы
Изотопы


42 20Ca
43 20Сa

p+



n0




·



2-й уровень
Задание 1
Определите тип связи для веществ с формулами: Mg, MgF2, F2, HF. Запишите схему образования связи для двух любых соединений.
Задание 2
Заполните таблицу
Элементарные частицы
Изотопы


42 Ca
43 Сa

p+



n0




·



3-й уровень
Задание 1
Определите тип связи и запишите схемы образования для веществ, формулы которых Mg, MgF2, F2, HF.
Задание 2.
Определите число p+, n0,
· для изотопов фосфора.
Физкультминутка « Периодическая система»

Слоганы
Упражнения

Раз – два – руки в горизонтали
Обе руки в горизонтальной плоскости одновременно вправо – влево

Три – четыре – руки по вертикали
Обе руки одновременно резким движением поднимаются вверх и опускаются вниз

Помни, период – это горизонталь
Руки на пояс, наклоны туловища вправо и влево

Ну а группа – это вертикаль
Руки на пояс, прыжки на месте


















































Я

Мы

Дело



Заголовок 2 Заголовок 315