Урок по географии на тему Южная Африка (7 класс)
Разработка урока
Предмет – география
7 класс
Тема урока: «Южная Африка».
Учитель географии – Ермакова Марина Сергеевна
Цель урока: продолжать формировать у учащихся умение характеризовать субрегионы Африки, описывать географическое положение, природу, население и виды хозяйственной деятельности и давать характеристику ЮАР по плану.
Задачи:
Предметные результаты:
Формировать умения объяснять особенности географического положения, природы. Населения и его хозяйственной деятельности изучаемого региона
Формировать умения понимать смысл географических терминов: географическое положение, виды хозяйственной деятельности населения.
Метапредметные и личностные результаты:
Регулятивные УУД:
Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.
Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Сформировать умение работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
Познавательные УУД:
Сформировать умения осуществлять сравнение, анализ, описание географических объектов, климатических показателей, видов хозяйственной деятельности по картам атласа, учебнику, дополнительным источникам информации.
Коммуникативные УУД:
Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.
Оборудование урока: мультимедийное оборудование – Интерактивная доска, учебник , атласы по географии 7 класса, контурные карты, раздаточный материал- карточки «Отметить цифрами расположение географических объектов», план описание страны; выступление учащегося (опережающее задание) о народах Химба, видео сюжет из фильма телевизионной программы Дмитрия Крылова «Непутевые заметки» «САФАРИ В НАМИБИИ»
Ход урока:
Опрос домашнего задания.
РАБОТА У ДОСКИ:
1 уч.-к Собрать пазл изученных Регионов Африки (подписав государства в каждом регионе) проверить и поставить оценку)
Для всего класса – раздать карточки (выполнить задания «Отметить цифрами расположение географических объектов»)
-655955158750Отметьте цифрами расположение следующих географических объектов:
Драконовы горы
Эфиопское нагорье
Горы Атлас
Восточно-Африканское нагорье
вулкан Килиманджаро
Капские горы
о. Мадагаскар
территорию большими залежами алмазов.
Красное море
Средиземное море
Мозамбикский пролив
полуостров Сомали
Учитель: ВЗАИМОПРОВЕРКА (меняемся карточками проверяем правильность выполнения, можно использовать атлас)
На слайде - (правильные ответы- оценивание)
Учитель: Сегодня эпиграфом к нашему уроку будут слова современного эфиопского поэта Аяльнэха Мулату
Слайд
« Не так названье важно для страны
И очертания не так важны,
Как важно то, кто в том краю живет,
Зачем живет и чем живет народ,
Узнать любой страны особый нрав
Мы можем, лишь людей её узнать»
Учитель: Чтобы определить тему урока, давайте ответим на вопросы:
Слайд
Сколько государств на материке?...
Чем различаются страны Африки?...
Где находятся Драконовые горы?...
Как называется пустыня находящаяся на юге материка?...
Регион где находятся крупнейшие запасы алмазов?
Учитель: Так какая тема урока ……….!!!!
2. Изучение нового материала.
ТЕМА УРОКА : «Южная Африка».
Учитель: Один из последних уроков по изучению регионов Африки. Давайте попробуем сформулировать цель нашего урока (Чем мы будем заниматься на уроке!)
ОТВЕТЫ УЧАЩИХСЯ.
ЦЕЛЬ НАШЕГО УРОКА : продолжать изучать регионы Африки; описывать географическое положение, природу, население и виды хозяйственной деятельности, характеризовать одно из государств региона по плану.
Слайд
Учитель: « Где находятся страны Южной Африки»? Обратимся к картам Африки и ответим на вопросы!
Какой мыс является крайней южной оконечностью Африки?
Перечислите страны Южной Африки?
(Обозначим на контурной карте- государства и их столицы)
Намибия-Виндхук
Ботсвана- Габороне
Зимбабве – Хараре
Мозамбик- Мапуту
ЮАР – Претория
Лесото- Масеру
Свазиленд-Мбабане
Слайд : «Каковы особенности природы этих стран?»
Учитель:
1.Назовите основные формы рельефа Южной Африки (подписать на карте).
2. Какие океаны омывают Южную Африку.
Работа с картой учебника на стр. 224 рис. 174 вопросы - 4,5,7,9
3.Какие теплые течения и холодные проходят у её берегов?
Как они влияют на климат?
ОТВЕТИТЬ НА ЭТОТ ВОПРОС НАМ ПОМОГУТ КАРТЫ
(Работа с картой)
Слайд: «Климатическая карта Африки» «Карта природных зон»
Вопросы:
Определите ср.температуру лета на западе Юж. Африки, в центральной части, на востоке побережья Южной Африки.
Определить ср. температуру зимы
Определить годовое количество осадков (объяснить)
В каких климатических поясах и природных зонах лежит территория Южной Африки.
Учитель: Молодцы! С заданиями справились! Проведение Физминутки (под песню Шакиры – Waka Waka 2010 гимн чемпионата мира в ЮАР)
Учитель: Разнообразие климата Южной Африки формирует особенные красивейшие пейзажи региона.
Слайды: « Пейзажи Южной Африки»
–в ходе демонстрации комментарии учителя (Драконовые горы; пустяня Намиб – долина Смерти, образована на дне высохшего озера, солнце убила деревья, оставив только скелеты; Капские горы ; река Замбези; вдп. Виктория- на реке Замбезе, вода падает с высоты 108 м, а ширина 1800 м, открыл вдп. Давид Ливингстон первым увидевшим водопад; пустыня Калахари )
Учитель: Так как Южная Африка находится в зоне саванн, полупустынь и пустынь, климат здесь значительно мягче отсюда и разнообразие растительного и животного мира:
Учитель: Познакомимся с обитателями Южной Африки
Слайды: «Растения»Насчитывается около 24 тыс.видов
в ходе демонстрации комментарии учителя
Баобаб (размеры, засущлевый период, цветы, плоды баобаба, самый большой баобаб растет в Южной Африки.)
Вельвичия –эндемик, растение пустыни ( найдите в учебнике на стр. 224 описание этого растения)
Акация- саваннах
Слайды: «Животный мир»
Учитель: Визитной карточкой Южной Африки считается «большая пятёрка – лев, леопард, буйвол, носорог, слон». Многие из обитателей истреблены населением, чтобы сохранить их в Южной Африки создано много национальных парков, один из национальных парков находится в Намибии. Чтобы оживить ваше воображение
Предлагаю посмотреть отрывок из телевизионной программы Дмитрия Крылова «Непутевые заметки» «САФАРИ В НАМИБИИ» (10 мин.)
Слайд: «Население Южной Африки»
Учитель: Коренные народы – бушмены, банту, готтентоты, химба (МОНГОЛОИДНАЯ раса). Все эти народы живут бедно, продолжительность жизни не превышает 40 лет.Пришлое население (англичане, голландцы, французы) из других территорий.
Учитель: Послушаем выступление ученика о народах Химба (2-3мин.) о их традициях и обычаях.
Учитель: Сегодня мы завершаем путешествие по странам Африки и заканчиваем его в ЮАР.
Слайд: Государства Южной Африки (ЮАР)
Учитель: «В желтой, желтой Африке, в самой южной её части на реке Лимпопо, расположилось Южно – Африканская Республика. Страна контрастов, которую часто называют «Радужной страной». Радужной потому что можно увидеть многое: пустыни, субтропики, богатый и разнообразный животный мир, уникальные растения, интересные национальные парки.
Используя план характеристики страны дадим описание государства.
(на столах план описания страны работа в парах) 2мин.
(Учащиеся готовят ответы устно)
Слайд: «Претория-столица ЮАР»
Учитель: Рассказ учителя о столице государства – Претория.
3.Закрепление материала:
Что мы узнали на уроке сегодня ?
Цели урока мы достигли? (можно напомнить о целях на уроке).
Рефлексия: выйти к доске и поставить свой смайлик над одной из хижин народов Химба
1 домик « Было интересно, мне все понравилась на уроке»
2 домик «Мне кое – что, было не понятно»
3 домик «Мне не понравился урок, было скучно»
Домашнее задание: параграф, работа в паре (подготовить описание ЮАР используя план Описания страны)
Оценки: Работа у доски( контурная карта); работа с карточками, работа на уроке…
ПЛАН ОПИСАНИЯ СТРАНЫ
Назовите столицу страны.
Определите физико-географическое положение страны.
Основные формы рельефа страны
Ответы на вопросы 4,5,6 подготовить дома (см. стр.336 учебник)