Технологическая карта урока географии по теме Повторение темы Вещества в природе.
Технологическая карта
Автор разработки: Т.А. Шешукова. Учитель географии МБОУ «СОШ №33», п. Яйва, Пермский край
Тема
Повторение темы «Вещества в природе», география 5 класс.
Цели
Учебно-познавательные: определить уровень усвоения учащимися основных понятий и терминов по теме «Вещества». Проверить знания свойств веществ, умения различать группы веществ.
Учебно-практические: через индивидуальную, парную и групповую формы работы развивать устную речь учащихся, отрабатывать умения работать с различными веществами; развивать умения классифицировать вещества по признакам.
Учебно-развивающие: развитие умений применять полученные знания в практической деятельности; развитие творческих способностей учащихся при выполнении заданий.
Развивать умение работать в паре, в группе; формировать чувство товарищества, дружбы; умение выдвигать гипотезу, аргументировано представлять свою точку зрения и принимать чужую; умение осмысленно работать с текстом; произвольно строить речевое высказывание.
Научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.
Основное содержание темы
Тела и вещества; природные, искусственные, синтетические вещества; вещества живой и неживой природы; органические и неорганические вещества; растворимые и нерастворимые вещества; превращение одних веществ в другие.
Термины и понятия
Вещества, газ, жидкость, растворимые и нерастворимые вещества, белки, жиры, углеводы, крахмал, нитраты, состояние, твердые тела.
Планируемый результат
Личностные умения
Проявлять:
- интерес к изучению темы;
- желание совершить путешествие по стране «Вещества»;
- желание помочь сказочному герою Колобку остаться в конце сказки живым.
Развивать:
-способности обучающихся к самообразованию,
- способность вести диалог и достигать в нем взаимопонимания.
Осознание собственных достижений при освоении темы.
Метапредметные умения
Познавательные умения:
- раскрывать значение понятий «тело», «вещество», «растворимость», «состояние», «жиры, белки, углеводы», «крахмал» и использовать их в активном словаре;
- различать тела и вещества, обосновывать их использование;
- определять состояние воды и обосновывать свое мнение;
- различать твердые, жидкие газообразные состояния тел и обосновывать свое мнение;
- уметь определять растворимость веществ;
- использовать приобретенные знания для оказания помощи сказочному герою.
Регулятивные умения:
- выполнять учебное задание в соответствии с целью;
- выполнять учебное действие в соответствии с планом;
- выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания.
Коммуникативные умения:
- формулировать высказывание, мнение, используя термины, в рамках учебного диалога;
- согласовывать позиции с партнером и находить общее решение;
- адекватно использовать речевые средства для представления результата.
Предметные умения
- различать тела и вещества;
- выделять объекты живой и неживой природы;
- выделять твердые, жидкие и газообразные тела;
- проводить исследование по определению свойства растворимости веществ;
- определять химические и физические свойства веществ;
- применять правила использования различных веществ.
Организация образовательного пространства
Форма урока
Ресурсы
Формы работы
Обобщающее повторение в форме сказочного путешествия по стране «Вещества» с героями сказки «Колобок».
Информационный материал
Учебник «Природоведение» 5 класс, Авторы Т.С.Сухова, А.Г. Драгомилов, 2009 г.
Демонстрационный материал
Электронная презентация по теме: «Вещества в природе».
Раздаточный материал
Карточки с учебными заданиями.
Фронтальная.
индивидуальная –
парная -
групповая -
ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ
I этап. Самоопределение к деятельности
Цели деятельности
Ситуативное задание
Планируемый результат
Мотивировать учащихся к изучению темы.
Стимулировать эмоционально-ценностное отношение к проблеме Колобка.
Жили-были старик со старухой. Вот и просит старик:
- Испеки мне, старая, колобок.
- Да из чего испечь-то? Муки нет.
- Эх, старуха, по амбару помети, по сусекам поскреби - вот и наберется.
Старуха так и сделала: намела, наскребла горсти две муки, замесила тесто на сметане, скатала колобок, изжарила его в масле и положила на окно простынуть.
Надоело колобку лежать, он и покатился с окна на завалинку, с завалинки - на травку, с травки на дорожку и покатился по дорожке
Что же произошло с Колобком дальше? А вам не жалко этого героя? Может, мы попробуем изменить конец сказки? Тогда, давайте поможем Колобку!
Личностные умения:
- проявлять интерес к ситуации;
- желание помочь Колобку остаться в живых.
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Формируемые УУД
1. Мотивация
(3 мин)
Приветствует детей.
Демонстрирует (слайд №2) и читает стихотворение:
Сегодня у нас необычный урок!
Надеюсь, на пользу пойдет он вам, впрок!
Все тайны по теме раскроются вам,
И знанья свои вы покажете нам!
Если будете дружно работать и ответы полные давать,
Непременно, в конце урока получите оценку – пять!
Задает вопрос: А по какой теме должны раскрыться нам тайны?
Демонстрирует (Слайд №3).
Учитель: Жили-были старик со старухой. Вот и просит старик:
- Испеки мне, старая, колобок.
- Да из чего испечь-то? Муки нет.
- Эх, старуха, по амбару помети, по сусекам поскреби - вот и наберется.
Старуха так и сделала: намела, наскребла горсти две муки, замесила тесто на сметане, скатала колобок, изжарила его в масле и положила на окно простынуть.
Надоело колобку лежать, он и покатился с окна на завалинку, с завалинки - на травку, с травки на дорожку и покатился по дорожке. Катился, катился и попал в загадочную страну «Вещества»
(Слайд № 4)
Задает вопросы: А что произошло с Колобком дальше? А вам не жалко этого героя? Может, мы попробуем изменить конец сказки? Тогда, давайте поможем Колобку!
Слушают учителя
Называют тему, которую изучили.
Отвечают на вопросы.
Личностные умения:
- проявлять интерес к уроку, ситуации;
- желание помочь Колобку остаться в живых.
2. Целеполагание
(4 мин)
Задает вопрос: Как вы думаете, а как можно помочь Колобку?
После ответа демонстрирует (Слайд № 5).
Итак, мы должны дружно работать, правильно
отвечать на вопросы, помогать товарищам.
По этой теме мы рассмотрели много вопросов. Скажите, пожалуйста, а что мы изучили в этой теме?
Вопрос: Проверим, правильно ли вы перечислили рассмотренные нами вопросы? (демонстрирует слайд № 6), сравнивают ответы с эталоном.
Как вы думаете, если все вопросы нами изучены, чем же мы займемся на этом уроке?
Да, мы отправляемся в путешествие по интересной и загадочной стране «ВЕЩЕСТВА».
Давайте наметим цели нашего путешествия:
После ответов учащихся, демонстрируется слайд №7 – цели урока.
Объясняет, что каждый этап урока дети будут оценивать сами, занося оценки в оценочный лист (Приложение 1).
Предлагают варианты деятельности
Называют темы, которые изучили.
Отвечают на вопрос
Смотрят слайд, сравнивают свои ответы с эталоном.
Отвечают на вопрос, определяют виды своей деятельности на уроке.
Определяют цели урока.
Слушают, по необходимости задают организационные вопросы.
Личностные:
-умение самостоятельно определять цели своей деятельности;
-умение самостоятельно планировать пути достижения целей.
II. Учебно-познавательная деятельность.
3.
ТЕЛО-ВЕЩЕСТВО
(8 мин)
Итак, ребята наш герой Колобок попал в загадочную страну «Вещества». Катится он по дорожке, а навстречу ему Зайчик: (Слайд №8)
- Колобок, колобок, я тебя съем!
- Нет, не ешь меня, косой, может я тебе пригожусь.
Заяц уши поднял, удивился: ну, ладно, если справишься с моим заданием, отпущу тебя.
Ставит проблемный вопрос: у вас на партах лежат разные предметы, что это? Как вы думаете, какой вопрос мы сейчас повторим? Сможете ли вы распределить все эти предметы по группам.
(ручка, карандаш, тетрадь, сахар, соль, вода, кружка, брелок, свеча, бусы).
Дает задание:
Установите соответствие: вещество, тела, состоящие из одного или нескольких веществ.
Проверим, смогли мы помочь Колобку?
Демонстрирует (Слайд №9)
Предлагает оценить работу в парах: поставьте оценки в оценочных листах друг другу.
Слушают.
Дают ответы на проблемный вопрос.
Называют основные понятия: тела и вещества. Дают объяснение этим терминам.
Выполняют задание:
Выходят по очереди к доске и распределяют по группам: тела, состоящие из одного вещества, тела, состоящие из нескольких веществ,
вещества.
Дети проверяют правильность выполнения задания, оценивают работу в парах.
Коммуникативное умение
- адекватно использовать речевые средства для представления результата деятельности.
Личностные умения:
- оценивать результат собственной деятельности.
Регулятивные умения:
- соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.
Познавательные умения:
- раскрывать значение понятий и использовать их в активном словаре;
- определять из каких веществ состоят тела.
4.
ГРУППЫ ВЕЩЕСТВ
(7 мин)
Создает проблемную ситуацию:
Отпустил Зайчик Колобка. И покатился колобок дальше - только заяц его и видел.
Вот катится колобок по тропинке, а навстречу ему серый волк: (слайд №10)
- Колобок, колобок, я тебя съем!
- Не ешь меня, может, я тебе пригожусь.
- Так и быть, отпущу, если поможешь мне разобраться с этим заданием.
Задает проблемный вопрос: на какие группы делятся вещества?
Давайте проверим! (Слайд №11)
Задание
У вас на партах лежат чайнворды, как вы думаете, что спряталось в наборе букв этого чайнворда? (Приложение 2). Значит, что мы сейчас будем делать?
Итак, задание: определить названия веществ и поместить их (на доске) в соответствующую группу:
растворимые и нерастворимые, органические и неорганические, природные и искусственные, канцерогенные.
Вопрос: Какие чувства вы испытывали при выполнении этого задания? Вам понравилось? Есть ли у вас какие-либо пожелания или предложения?
Поставьте себе оценки в оценочный лист.
Отпустил волк Колобка и покатился тот дальше по сказочной стране. (Слайд №12).
Отвечают на вопрос.
(растворимые и нерастворимые, органические и неорганические, природные и искусственные, канцерогенные)
Отвечают на вопрос.
Выполняют задание.
При распределении веществ по группам, объясняют, почему отнесли к данной группе, исправляют и дополняют друг друга.
Отвечают на вопросы.
Регулятивные:
- осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе работы;
–- выполнять учебное задание в соответствии с целью.
5.
ФИЗМИНУТКА
(Три состояния воды)
(2 мин)
Только его волк и видел.
А навстречу ему медведь идёт, кусты к земле гнёт, большой бочонок несет.
- Колобок, колобок, я тебя съем!
-Не ешь меня, мне так нравится ваша удивительная страна.
-Ну, ладно, тогда угадай, что в моем бочонке.
Задает вопрос: Ребята, а как вы думаете, что в бочонке? (Достает бочонок с загадками).
А сейчас мы немного отдохнем. Поиграем.
Читает загадки.
1. Он пушистый, серебристый,
Но рукой его не тронь.
Станет капелькою чистой,
Как поймаешь на ладонь. (Снег)
2. Без досок и топоров
Через речку мост готов.
Мост - как синее стекло:
Скользко, весело, светло. (Лед)
3. Зимнее стекло
Весной потекло. (Лед)
4. И не снег, и не лед,
А серебром деревья уберет. (Иней)
5. Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали,
А пошли искать их днем,
Ищем-ищем - не найдем. (Роса)
6. Висит за окном кулек ледяной,
Он полон капели и пахнет весной. (Сосулька)
7. Утром падаю всегда -
Не дождинка, не звезда.
И сверкаю в лопухах,
На опушках и лугах. (Роса)
8. Серебристой бахромой
На ветвях висит зимой.
А весною на весу -
Превращается в росу. (Иней)
9. Он длиннющий, он большущий,
Он от тучи до земли...
Пусть идет он пуще, пуще,
Чтоб грибы скорей росли. (Дождь)
10. Это кто такой садовник?
Полил вишню и крыжовник,
Полил сливу и цветы,
Вымыл травы и кусты.
А как сумерки настали,
Нам по радио сказали,
Что и завтра он придет
И польет наш огород. (Дождь)
11. Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
Я летаю и бегу,
И стеклянной быть могу. (Вода)
Задает проблемный вопрос: о каком веществе были эти загадки? Почему вы так решили?
О каких состояниях воды говорилось в загадках?
Дают предположительные ответы.
Внимательно слушают загадки. Если знают отгадку, хлопают в ладоши, встают и дают ответ (можно коллективный).
Отвечают на вопросы, объясняют, что вода бывает в трех состояниях.
Регулятивные:
–- выполнять учебное задание в соответствии с целью.
III. Учебно-практическая деятельность.
5.
СВОЙСТВА ВЕЩЕСТВ
(10 мин)
Демонстрирует (Слайд №13) и читает сказку:
Катится колобок, а навстречу ему лиса:
- Здравствуй, колобок! Какой же ты пригоженький, румяненький!
- Колобок рад, что его похвалили, хотел запеть свою песенку, а лиса ближе подкрадывается и говорит:
- Колобок, колобок, я тебя съем!
- Не ешь меня, я от бабушки с дедушкой ушел, но уже так соскучился, что очень хочу домой.
- Так и быть, отведу тебя домой, если ты определишь, какие вещества растворимые, а какие нет.
Задает вопрос: ребята, а что мы сейчас должны будем сделать?
Верно, с помощью опытов, узнать растворимое это вещество или нет. Чтобы выполнить задание от лисички, мы разделимся на группы.
Организует работу по повторению вопроса «Растворимость веществ». Нацеливает учащихся на активную работу.
Задание:
Каждой группе выяснить какое вещество растворимое, а какое нерастворимое, объяснить, как это определили.
А теперь поставьте друг другу оценки, занесите их в свои оценочные листы.
Задает рефлексивные вопросы: как вам работалось в группах? Понравилось ли самим ставить опыты? Можете ли вы дома самостоятельно провести опыты? Какие?
Показывает (Слайд №14): Молодцы, справились с заданием, помогли Колобку. Лиса сдержала свое слово и отнесла Колобка к бабушке и деду.
Слушают учителя.
Дают свои ответы.
Выполняют работу в группах. Ставят опыты, делают соответствующие выводы, отчитываются перед остальными группами.
Оценивают друг друга.
Отвечают на поставленные вопросы. Рефлексируют.
Регулятивные умения:
–- выполнять учебное задание в соответствии с целью.
Предметные умения:
- определять свойства, веществ.
Познавательные умения: - построение логических рассуждений, включающее установление причинно-следственных связей.
Коммуникативное умение
- адекватно использовать речевые средства для представления результата деятельности в группе.
6.
Рефлексия
(3 мин)
Обеспечить усвоение учащимися принципов саморегуляции и сотрудничества
Предлагает ответить на вопросы: как чувствовал себя на уроке, с каким настроением работал, доволен ли собой?
Комфортно ли работать в малой группе, какие затруднения были в общении?
Достиг ли цели учения, какие затруднения возникли, как преодолеть свои учебные проблемы (вопросы: все ли мы знаем о веществах? над какими вопросами тебе надо поработать дополнительно?)
Предлагает выбрать соответствующий его настроению, оценке урока значок и занести результат в оценочную таблицу. (Слайд №15)
Реализация рефлексивного алгоритма:
«Я»
«Мы»
«Дело»
Личностные умения:
- оценивать результат собственной деятельности.
Регулятивные умения:
- соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.
7.
Итог урока. Оценка результатов
(1 мин).
Ставит вопрос: чего мы сегодня добились на уроке?
Какую оценку за работу на уроке вы бы поставили себе? Зафиксируйте это в оценочной таблице.
Все ваши результаты я посмотрю и на следующем уроке объявлю вам оценки. А пока вам всем Колобок говорит (Слайд № 16) «Огромное спасибо, ребята!»
Я благодарю вас за плодотворную работу и желаю в дальнейшем хороших успехов вам в изучении природоведения. Большое всем спасибо. Урок закончен.
13PAGE 15
13PAGE 141215
15