Программа по внеурочной деятельности по литературе Наш земляк — Сергей Есенин(7 класс)
Примерная программа организации внеурочной деятельности старших подростков(7класс)
Введение
Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности старших подростков. Предусмотренные данной программой занятия проводятся в группе из одного класса 1 раз в неделю, рассчитаны на 34 занятия.
«Поэзия С.А.Есенина удивительно проникновенно и ярко выражает главное в характере национального гения нашего народа – огромную душевную широту и любовь к родной земле, его активный патриотизм», - так писал С.Михалков. Редчайший художественный дар С.Есенина нашел признание у читателей самых разных возрастов, профессий, уровней образования, культуры. Кому же как не нам, его землякам, нужно в первую очередь изучать, любить творчество поэта, быть такими же патриотами, каким был С.Есенин.
Цели и задачи программы:
Обучающие:
расширение знаний о создании проектов как методе формирования и развития самостоятельной деятельности учащихся;
знакомство учащихся с основными этапами жизни поэта, с особенностями его духовного мира, поэтического мастерства.
формирование у учащихся представления о важнейших составляющих поэтики С.Есенина (национальный образ дома, национальный идеал, национальный характер, общечеловеческие ценности)
формирование представления о поэте как национальном феномене
овладеть знаниями, которые помогут глубокой и доказательной оценке произведений С.Есенина
Развивающий эффект:
Развитие памяти, мышления, творческих способностей учащихся;
Формирование и развитие умений грамотного владения устной и письменной речью;
Развитие умения разрабатывать поставленную проблему коллективно;
Развитие умения сравнивать, сопоставлять, действовать по аналогии;
Развитие познавательного интереса к творчеству С.Есенина, пополнение круга знаний школьников.
Воспитательный эффект:
Воспитание чувств патриотизма;
Формирование эстетического вкуса учащихся как ориентира в художественном мире;
Воспитание культуры чтения, потребности в чтении;
Формирование и воспитание вдумчивого читателя, готового к самостоятельному общению с поэзией С.Есенина.
Основные принципы, положенные в основу программы:
принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития;
принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;
принцип систематичности и последовательности - знания даются в определенной системе, дети могут применять их на практике.
Методы работы:
словесные: рассказ, беседа, сообщения – эти методы способствуют обогащению теоретических знаний;
наглядные методы: демонстрация рисунков, фильмов, изучение экспонатов в музее С. Есенина;
практические: декламация стихотворений, дидактические игры, музыкально-литературные композиции;
исследовательские и проектные: исследование тестов С.Есенина, выполнение проектов о жизни и творчестве С.Есенина.
Формы контроля:
литературные композиции;
отчеты по экскурсиям;
защита проектов.
Планируемые результаты изучения курса
Познавательные УУД:
- овладение системой знаний о жизни и творчестве С.Есенина;
- развитие умения самостоятельно находить и отбирать информацию, перерабатывать ее;
- умение строить речевое высказывание;
- умение классифицировать объекты;
Личностные:
- знание основных исторических событий родного края;
- выработка ценностных ориентаций, формирование гражданской идентичности.
Регулятивные:
-умение планировать, ставить цель своей работы;
- умение корректировать , вносить необходимые дополнения в работу;
- умение оценивать результаты работы.
Коммуникативные:
- умение слушать и вступать в разговор;
- умение взаимодействовать с товарищами, учителем.
Содержание программы
Программа предполагает расширение знаний по проектной, исследовательской деятельности; изучение теоретического материала по жизни и творчеству Сергея Есенина, изучение и декламацию стихов Есенина, встречи с научными сотрудниками музея С.Есенина, экскурсии в музей Сергея Есенина, создание собственных проектов по жизни и творчеству поэта, проведение музыкально – литературных композиций по творчеству нашего земляка, выступления на конференциях, праздниках по творчеству Сергея Есенина.Тема 1. Мы живем на родине С.Есенина.
Интерактивная экскурсия в музей Есенина с рассказом об основных этапах жизни поэта.
Тема 2. Детские годы поэта. Забавы детей села Константиново
Знакомство с рождением, условиями воспитания Сергея. Учеба в земской школе, первые поэтические увлечения, забавы и игры детей.
Тема 3. Природа родного края. Мир растений в поэзии С.Есенина
Красота родного края. Анализ стихотворений С.Есенина «Береза», «Сыплет черемуха снегом», «Задремали звезды золотые» и др.
Тема 4. Братья наши меньшие. Тема любви к животным в произведениях С.Есенина
Любовь С.А.Есенина к животным. Занимательные случаи из жизни из воспоминаний В. Качалова, В.Рождественского и др. Анимализм в творчестве С.Есенина.
Тема 5. Школьные годы поэта.
Учеба в Спас-Клепиках. Роль Е.М.Хитрова, учителя словесности, в становлении будущего поэта. Настоящие друзья. Григорий Панфилов.
Тема 6. Работа творческих групп.
Индивидуальная работа с творческими группами. Консультации по выполнению проектов.
Тема 7. Мир крестьянской избы в поэзии Сергея Есенина
Рассказ о 2-х этажном доме, в котором родился поэт, о пожаре в Константинове. Изба – времянка на усадьбе Есениных. Восстановление избы по подобию утраченной во время пожара.
Тема 8. Экскурсия в музей Сергея Есенина в Константиново
Экскурсия по мемориальной усадьбе Есениных. Просмотр дома, построек на усадьбе.
Тема 9. Обрядовая поэзия в творчестве С.Есенина
Анализ стихотворений, отражающих христианские праздники. «Микола», «Гой ты, Русь, моя родная», «Инония» и др.
Тема 10. Дружба и друзья в жизни и творчестве С.Есенина
Друзья детства. Соратники по творчеству: Н.Клюев, А.Мариенгоф и др.
Тема 11. Родные и близкие С.Есенина
Знакомство с родными и близкими С.Есенина, их ролью в его становлении.
Тема 12. Жанр послания родным в творчестве С.Есенина
Знакомство с лирическими адресатами поэзии С.Есенина. Анализ стихотворений – посланий, посвящений. «Письмо матери», «Письмо деду», «Письмо к сестре», «Я красивых таких не видел», «Ах, как много на свете кошек» и др.
Тема 13. Работа творческих групп
Индивидуальная работа с творческими группами. Консультации по выполнению проектов.
Тема 14. Тема добра, гуманизма в произведениях Сергея Есенина
Национальные черты русского человека. Идеал нравственности Есенина.
Анализ стихотворений. «Шел господь пытать людей в любови», «Микола», отрывки из поэмы «Анна Снегина» и др.
Тема 15. Литературно-музыкальная композиция «Я снова здесь в семье родной»
Проведение литературного праздника на тему: «Казаться улыбчивым и простым – самое высшее в мире искусство», отражающего тему нравственных представлений поэта.
Тема 16. Изображение времен года в лирике С.Есенина
Анализ поэзии, относящейся к разным временам года. «Закружилась листва золотая», «Закружилась пряжа снежистого льна», «Выткался на озере алый свет зари», «Дымом половодье» и др.
Тема 17. Образы и герои русской истории в поэзии Сергея Есенина
Анализ произведений, отражающих исторические моменты в истории России, исторических героев. «Песнь о великом походе», «Пугачев».
Тема 18. Интеллектуальный марафон по творчеству Сергея Есенина
Контроль знаний по изученному материалу
Тема 19. Игра-путешествие «Я живу на родине Есенина»
Игра предполагает показ полученных знаний на практике.
Тема 20. Эволюция темы родины. Образ народа. Русский характер в произведениях Сергея Есенина
Рассматривается центральная тема в творчестве С. Есенина – тема родины.
Анализ стихотворений «Русь», «Запели тесаные дроги», «Гой ты, Русь, моя родная…» и др.
Тема 21. Нравственно-философские уроки поэзии Сергея Есенина
Анализ стихотворений «Отговорила роща золотая», «Мой путь», «В этом мире я только прохожий» и др.
Тема 22. Работа творческих групп
Индивидуальная работа с творческими группами. Консультации по выполнению проектов.
Тема 23.Экскурсия в музей С.Есенина.
Обобщающая экскурсия по творчеству поэта по «Литературному музею»
Тема 24. Защита проектов по творчеству С.Есенина
Представление проектов по жизни и творчеству Сергея Есенина
Календарно – тематическое планирование
№п/пНазвание темы Количество часов Дата проведения
1. Введение. Мы живем на родине Сергея Есенина 1 2-3. Детские годы поэта. Забавы детей села Константиново 2 4. Природа родного края. Мир растений в поэзии С.Есенина 1 5-6. Братья наши меньшие. Тема любви к животным в произведениях С.Есенина
2 7-8. Школьные годы поэта. 2 9-10 Работа творческих групп. 2 11. Мир крестьянской избы в поэзии Сергея Есенина 1 12 Экскурсия в музей Сергея Есенина в Константиново 1 13-14 Обрядовая поэзия в творчестве С.Есенина 2 15 Дружба и друзья в жизни и творчестве С.Есенина 1 16 Родные и близкие С.Есенина 1 16-17 Жанр послания родным в творчестве С.Есенина 2 18 Работа творческих групп 1 19-20 Тема добра, гуманизма в произведениях Сергея Есенина 2 21 Литературно-музыкальная композиция «Казаться улыбчивым и простым – самое высшее в мире искусство» 1 22-23 Изображение времен года в лирике С.Есенина 2 24-25 Образы и герои русской истории в поэзии Сергея Есенина 2 26 Интеллектуальный марафон по творчеству Сергея Есенина 1 27 Игра-путешествие
«Я живу на родине Есенина» 1 28-29 Эволюция темы родины. Образ народа. Русский характер в произведениях Сергея Есенина 2 30 Нравственно-философские уроки поэзии Сергея Есенина 1 31 Работа творческих групп 1 32 Экскурсия в музей С.Есенина 1 33-34 Защита проектов по творчеству С.Есенина 2