Конспект открытого урока литературного чтения во 2 классе на тему: «Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Зима»
Областное государственное казённое образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья – Cпециальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат III-IV видов
Конспект открытого урока литературного чтения во 2 классе
на тему:
«Обобщение по разделу
«Люблю природу русскую. Зима»
Учитель: Сонина И.Н.
Ульяновск, 2012
Цели:
1. Повторить и обобщить знания учащихся по теме: «Люблю природу русскую. Зима»
2. Развивать память, внимание, воображение, мышление.
3. Развивать умение читать по ролям.
4. Прививать интерес к чтению.
Оборудование: карточки с отрывками произведений, иллюстрации «Зима», презентация, портреты поэтов и писателей, карточки с заданиями.
Ход урока.
1. Организационный момент (эмоциональный настрой на урок)
- Прозвенел уже звонок,
Начинаем наш урок.
- Сегодня на уроке много гостей, а гости – это всегда радость, это хорошее настроение. Поприветствуем улыбкой гостей, пожелаем мысленно себе удачи.
Чтобы в классе было тихо,
Чтоб запомнился урок,
Сядьте, дети, так, как будто
Тихо падает снежок.
- Ребята, мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности. Я чувствую, что вы готовы меня слушать и слышать.
- Мне хочется вам пожелать, чтобы это радостное и творческое состояние не покидало вас в течение всего урока.
2.Постановка цели урока.
Учитель. Чтобы определить тему урока послушайте загадку
Назовите-ка, ребятки,
Кто хозяюшка загадки?
Щиплет уши, щиплет нос,
Лезет в валенки мороз.
Брызнешь воду – упадёт,
Не вода уже, а лёд.
Даже птице не летится,
От мороза стынет птица.
Снег мешками валит с неба
И вокруг сугробы снега.
(Зима)
-Попробуйте сформулировать тему нашего урока, используя отгадку.
- Мы закончили изучение раздела «Люблю природу русскую. Зима». В этом разделе мы познакомились со многими поэтами, писателями и их произведениями, мы учились распознавать выразительные средства стихотворной речи, определять жанр произведений и выделять главную мысль в каждом произведении. Я считаю, что мы проделали огромную работу и стали настоящими знатоками. Хочу вам сообщить и поздравить: вы вышли в финал игры «Что? Где? Когда?».
3. Работа по теме урока.
- - Знаете ли, вы что это за игра?
Это - интеллектуальная игра, в которой участвуют команды знатоков. Сегодня мы определим, кто из вас самый умный, сообразительный, выберем лучшего знатока. Вы готовы! В течение игры вас ждут трудные вопросы и задания, подготовленные учащимися и учителями начальных классов.
- Уважаемые знатоки, обратите внимание на игровое поле. На нём несколько секторов. В каждом секторе конверты с вопросами или заданиями. В центре стола стоит волчок. Вы по очереди его вращаете. Остановившаяся стрелка волчка укажет на номер вопроса или задания. Если стрелка волчка укажет на пустой сектор с уже разыгранным вопросом, то играет следующий по часовой стрелке вопрос. На выполнение задания вам даётся 1 минута. За каждое правильно выполненное задание или вопрос вы получаете жетон. В конце игры тот игрок, который наберет больше всех жетонов, станет победителем игры.
Задание 1.
Соедини стрелочками фамилию автора и название произведения.
С. Есенин
С. Михалков
А. Барто
Ф. Тютчев
И. Бунин
К. Бальмонт
Я. Аким
«Светло – пушистая снежинка белая»
«Дело было в январе»
«Чародейкою зимою»
«Зимним холодом пахнуло»
«Берёза»
«Утром кот принёс на лапах»
«Новогодняя быль»
Прочитай ответы Ребята, проверяйте, если есть ошибки, отметьте их точкой. Проверка по слайду. Кто выполнил задание без ошибок, поднимите сигнал. Получайте жетон.
Задание 2.
Красота, волшебство зимы вдохновляли и вдохновляют многих русских поэтов на творчество. Расскажите выразительно стихи, заученные на уроках чтения. Один ученик рассказывает, остальные игроки должны определить, из какого произведения эти строки.
Жетон получает ученик за выразительное чтение и за правильно отгаданное произведение.
С. Есенин «Берёза» - Кириллов Андрей
Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит берёза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
Новым сребром.
Ф. Тютчев «Чародейкою Зимою» - Ахмеров Николай
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит –
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован, -
Не мертвец и не живой –
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Лёгкой цепью пуховой...
Солнце зимнее ли мещет
На него свой луч косой –
В нём ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.
И. Бунин “Зимним холодом пахнуло” – Якупов Олег
Зимним холодом пахнуло
На поля и на леса.
Ярким пурпуром зажглися
Пред закатом небеса.
Ночью буря бушевала,
А с рассветом на село,
На поля, на сад пустынный
Первым снегом понесло...
И сегодня над широкой
Белой скатертью полей
Мы простились с запоздалой
Вереницею гусей.
Я. Аким “Первый снег” – Соколов Иван
Утром кот принёс на лапах
Первый снег! Первый снег!
Он имеет вкус и запах,
Первый снег! Первый снег!
Он кружится, лёгкий, новый,
У ребят над головой,
Он успел платок пуховый
Расстелить на мостовой,
Он белеет вдоль забора,
Прикорнул на фонаре –
Значит, скоро полетят салазки с горок,
Значит, можно будет снова
Строить крепость во дворе!
Задание 3.
Каждому знатоку даётся один предмет.
Определите в каком произведении встречается данный предмет:
колокольчик ( Два Мороза),
ёлочная игрушка ( С.В. Михалков “Новогодняя быль”),
заяц (А.Л.Барто “Дело было в январе”, С.В. Михалков “Новогодняя быль”),
кот (Я. Л. Аким “Утром кот принёс на лапах...”),
снежинка ( К.Д. Бальмонт “Светло- пушистая снежинка белая...”).
Проверка по слайду, прочитай...
Кто ответил правильно, просигнальте. Получает жетон ...
4. Музыкальная пауза – физминутка.
Мы снежинки, мы пушинки,Покружиться мы не прочь.Мы снежинки - балеринки, Мы танцуем день и ночь.Встанем вместе все в кружок – Получается снежок.Мы деревья побелили,Крыши пухом замели.Землю бархатом укрыли И от стужи сберегли.
Задание 4.
Вопрос из чёрного ящика. Определите, что лежит в чёрном ящике.
С данным предметом Яков Лазаревич Аким сравнивал первый снег.
Ваши ответы, отвечает каждый. Проверим. Получают жетон...
Задание 5.
Прочитайте вопрос из данного конверта.
Перед вами портрет поэта или писателя, с произведениями которого вы познакомились в разделе “Люблю природу русскую. Зима.” Определите кто есть кто. Выберите правильный вариант из трёх предложенных ответов и отметьте галочкой.
Коле -
1. Соедини имя и фамилию автора
1) Сергей
2) Агния
3) Фёдор
4) Иван
5) Константин
А) Тютчев
Б) Бальмонт
В) Бунин
Г) Есенин
Д) Барто
Прочитайте свои ответы. Проверка по слайду.
Коля прочитает свои ответы.
Получают жетоны
Задание 6.
Уважаемые знатоки, перед вами карточки с иллюстрациями к произведениям данного раздела и строчками из них. Определите, какое это произведение. Подберите одну строку наиболее подходящую к представленной иллюстрации. Минута пошла.
Проверяем. Покажи свою иллюстрацию, прочитай строки, назови выбранную.
Проверка по слайду. Получают жетоны...
Задание 7.
Блиц – вопрос.
1. Определите жанр произведения “Два Мороза”.
2. Прочитайте по ролям отрывок из сказки “Два Мороза”.
3. Какой пословицей выражена главная мысль сказки “Два Мороза”? Как вы её понимаете?
5. Подведение итогов игры.
- Итак, знатоки, наша игра подходит к своему завершению. Переходим к церемонии награждения. Подсчитайте свои жетоны
Итак, лучшим знатоком объявляется... Вручение медали.
Хочется верить, что когда – нибудь вы примете участие в настоящей игре «Что? Где? Когда?» и заработаете хрустальную сову.
- Какой вид работы понравился вам больше всего?
- Мне понравилось, как вы работали на уроке, а теперь вы покажите своё отношение к уроку. Какое впечатление произвёл на вас урок?
Красный сигнал – « Мне очень понравилось, было интересно, у меня хорошее настроение»
Зелёный сигнал – « Мне понравились некоторые задания, я бы ещё что-нибудь добавил»
- До новых встреч в нашем интеллектуальном клубе знатоков.
До свидания, юные друзья и уважаемые гости.