Урок по литературному чтению на тему А.П.Платонов Цветок на земле (3 класс)
Тема: А.П. Платонов “Цветок на земле”.
Цели урока: познакомить с новым произведением и его автором, формировать умение составлять характеристику герою с опорой на текст, развивать навык грамотной устной речи, способствовать её обогащению, развивать навыки смыслового и беглого чтения при работе с текстом, развивать эстетический вкус, творческое воображение, внимание, память, воспитывать чувства доброты и сострадания.
Используемое оборудование: презентация, учебники, рабочие тетради, листы с деформированным планом для групповой работы.
Ход урока
Этапы урока Действия учителя и учащихся Время
1. Организационный момент. Доброе утро, ребята! Улыбнитесь, потянитесь и, как солнышко, подарите лучики тепла друг другу. 2 минуты
2. Проверка домашнего задания. Подготовьтесь к проверке домашнего задания. (Ответ на 6 и 7 вопросы на стр. 128)
(Дети читают диалог мастера и Мити, объясняют выражение «Комар носа не подточит») 5
минут
3. Речевая разминка. Слайд 1
1. Работа над пословицами и поговорками.
Прочитайте пословицы и поговорки. Объясните их смысл.
1) И старость не страшна, коли молодые помогут.
2) Молодость летает пташкой, а старость ползает черепашкой.
3) Не обижай малого, уважай старого – сам в почёте будешь. 3
минуты
4. Работа с текстом до чтения.
Слайд 2
Слайд 3 - Сегодня мы познакомимся с рассказом А.П. Платонова “Цветок на земле”. Как вы понимаете название?
- О чём, по-вашему, рассказ?
- Кто герои рассказа?
- Какие могут быть события в рассказе с таким названием?
-Над чем мы будем работать на уроке, какие цели поставим?
Биография (Сообщение делает ученик)
Родился Андрей Климентов 1899 года в Воронеже в рабочей семье, в которой, кроме Андрея, родилось еще 10 детей. Будучи старшим сыном, Андрей Платонович помогает родителям в воспитании братьев и сестер, а позже начинает обеспечивать материально.
Образование в биографии Платонова (фамилию сменил в 1920 году) было получено вначале в церковно-приходской школе, затем – в 4х-классной городской школе. С 1918 года стал учиться в техническом училище Воронежа. Из-за трудного материального положения в семье рано начал работать. Сменил он много профессий: был помощником машиниста, литейщиком труб на заводе, работал в страховой сфере, в производстве мельничных жерновов.
Писать стал во время гражданской войны, поскольку работал военным корреспондентом. За этим последовала активная творческая деятельность. Затем в жизни Платонова наступает переломный момент. После печати повести «Впрок», которая была резко раскритикована Иосифом Сталиным, произведения писателя отказываются публиковать.
Во время Великой Отечественной войны Платонов, как и во время гражданской войны, работает военным корреспондентом. Повести и военные рассказы Платонова снова печатаются. Андрей Платонович Платонов проявил себя как талантливый писатель. Он скончался 5 января 1951 года в Москве.
В память о писателе в Воронеже его именем названы улица, библиотека, гимназия, литературная премия, а также в его честь установлен памятник в центре города.Подробнее: http://all-biography.ru/alpha/p/platonov-andrej-platonov-andrei#ixzz4df5TVVPE5
минут
Физкультминутка. 2
минуты
5. Знакомство с произведением.
(Читает учитель и хорошо читающие дети). А) Работа с текстом во время чтения.
- “Глаза жмурятся”. Как вы это понимаете? (Сужаются веки)
- А “глаза смежать”. Как это? (Закрывать)
1) - Почему Афоне стало “скучно жить на свете”?
- Сколько лет было деду Титу? (87, без 3-х 90)
- Сколько лет было Афоне?
- От чего у деда глаза слабые стали?
2) - Как вы понимаете выражение “глаза смотрели равнодушно”? (Без интереса)
- Расскажите: “Какой он есть” – дед Тит.
3) - Почему Афоне опять стало скучно жить на свете? (Ходил, не зная, что делать)
4) - Посмотрите внимательно на текст на следующей странице. Как называется такой вид текста? (Диалог)
- Как вы думаете, кто с кем там говорит? Давайте прочитаем диалог по ролям.
- Что же хотел узнать Афоня у деда, когда тот проснулся ненадолго?
- А какие вопросы вы задаёте своим дедушкам?
- Будет ли Афоня будить деда дальше?
5) - Как заснул Афоня возле деда?
- Перечитайте ещё раз последнее предложение первого абзаца. Почему автор пишет, что грудь деда пахла тёплой землёю.
- Как вы думаете, удастся ли Афоне разбудить деда?
6) - Зачем Афоня остановил часы? (Они баюкали деда)
- Зачем же пошли дед с внуком наружу из избы? (“Белый свет пытать”)
- Как вы это понимаете? (Изучать).
Пытать – быть пытливым, любознательным.
- Как вы думаете, узнает сейчас Афоня от своего деда “про всё”?
7) - Что значит осерчал?
- О каком удивительном чуде узнал Афоня от своего деда?
- Прочитайте эти главные слова в тексте.
- Скажите, понял ли внук своего деда. Что главное?
- А как это дедушка будет жить опять из своего праха?
- Как вы думаете, чем займётся Афоня в поле?
8) - Что мы узнали о мальчике из этой части. Каков он?
- Прочитайте первое предложение последнего абзаца. Как вы понимаете смысл таких слов? О чём подумал дед?
Б) Работа с текстом после чтения. Определение главной мысли рассказа.
- Определите, какая же главная мысль рассказа.
(Цветок этот – самый труженик, он из смерти работает жизнь. Люди – пахари, хлебу помогают расти. Труд делает жизнь, создаёт её.)
В) Работа в группах. Восстановление содержания рассказа по деформированному плану. (У каждого на листе записан план)
- Прочитайте. Как вы думаете, что это? (План)
- Совпадает ли он с событиями в тексте? (Нет)
-Поработайте в группах. Сделайте план правильным.
3 Проснулся ненадолго.
7 Цветок-труженик.
5 На печи рядом с дедом.
1 Скучно Афоне жить на свете.
8 Гребешок для деда.
2 Дед Тит.
4 Опять скучно стало.
6 Пошли гулять
Г) Беседа по содержанию текста в целом.
- Понравился ли вам рассказ? Чем? 22
минуты
6. Итог урока. Рефлексия.
- Почему рассказ назван “Цветок на земле”?
- Чему научил вас этот рассказ?
- Почему этот рассказ отнесли к этой теме “Собирай по ягодке – наберешь кузовок”?
- Оцените свою работу на уроке.
Все ли цели, которые ставили перед собой, мы достигли? 3
минуты
7. Домашнее задание.
А) В рабочей тетради записать вопросы по содержанию для своих друзей
Б) Подготовить текст – описание своего дедушки и записать в тетрадь 3
минуты