Конспект урока по литературному чтению. А. Платонов Цветок на земле 2 часа

А. Платонов «Цветок на земле»
Цели: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством писатели; воспитывать уважение к пожилым людям; учить детей анализировать текст, делить его на части; продолжить формирование навыков беглого чтения и правильной речи; воспитывать любовь и уважение к матери.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание раздела; читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя; увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста; воспринимать на слух художественное произведение.
Ход урока 1
Организационный момент
Проверка домашнего задания
Работа по теме урока
Чтение текста учителем и учащимися
- Понравился ли вам рассказ? Чем?
- Автор называет Афоню добрым внуком. А вы как считаете?
- Расскажите о своих бабушке или дедушке. Какие они? (Рассказы детей.)
Знакомство с биографией писателя
Андрей Платонович Платонов (18991951) к своим литературным произведениям относился чрезвычайно требовательно и взыскательно: «Искусство дело не менее серьезное, чем жизнь, но кто живет в виде попытки? Если жизнь не удастся, ее невозможно исправить, прожив заново, вторично. Книги тоже следует писать каждую как единственную, не оставляя надежды в читателе, что новую, будущую книгу автор напишет лучше». Поэтому герои всех его произведений живут «по-настоящему», «набело».
Рефлексия
Подведение итогов урока
- Ребята, как вы поняли, о чем этот рассказ?
Домашнее задание
Прочитать рассказ еще раз.
Ход урока 2
Организационный момент
Речевая разминка
- Прочитайте пословицы и поговорки, объясните их смысл.
1. До шестнадцати лет кровь греет, до семидесяти шуба, а дальше-то уж и не знаю что.
И старость не страшна, коли молодые помогут.
Молодость летает пташкой, а старость ползает черепашкой.
Не обижай малого, уважай старого сам в почете будешь.
- Прочитайте пословицы и поговорки выразительно и без ошибок.
Выборочное чтение
- Почему Афоне стало «скучно жить на свете»?
- На прошлом уроке вы сказали, что Афоня очень хорошо относился к деду. Прочитайте отрывки об этом.
- Прочитайте выразительно диалог Афонии и деда на с. 131.
- Какие вопросы вы задаете взрослым, о чем хотите узнать?
- О каком удивительном чуде узнал Афоня от своего деда? Прочитайте эпизоды, в которых дед рассказывает о цветке маленькому внуку.
Характеристика героя
- Давайте составим характеристику Афони. Вспомните план характеристики героя.
План характеристики героя
- Имя героя, его место жительства.
- Действия и поступки, совершаемые героем.
- Внешность и характер героя.
- Отношение автора к герою.
- Ваше отношение к герою.
- С чего начнем? (Афоня жил в деревне с мамой и дедушкой. Его папа был на войне.)
- В какой части рассказа мы найдем больше всего сведений о поступках Афони? Перечислите его поступки.
- Что можете сказать о внешности мальчика?
- А каким вы его себе представляете?
- Как вы думаете, что ценил автор в людях, если не придавал значения их внешности?
- Что вы можете сказать о характере Афони? (Мальчик добрый, понятливый, вдумчивый, упрямый, упорный, настойчивый, любознательный.)
- Как вы считаете, как относился автор к герою? (С симпатией, называл его «маленький Афоня», «добрый внук».)
- Выскажите словесно свое отношение к герою рассказа.
Проверка домашнего задания
- Покажите, какой цветок вы нарисовали. Как вы его представляете?
- Почему у вас получились такие разные цветы?
-Как вы думаете, почему автор не дал точного описания цветка? (Он считал главным не его внешний вид, а то, что он делает: из праха делает жизнь.)
- Объясните, как вы понимаете смысл таких слов: «Дед... погладил головку внука и посмотрел на него, как на цветок, растущий в земле». О чем подумал дед?
Физкультминутка
Продолжение работы по теме урока
1. Деление текста на части
(Работа в парах.)
- Сейчас просмотрите текст глазками еще раз и разделите его на части. Подумайте, как озаглавить каждую часть.
- Итак, что же у вас получилось? Посмотрите на план, данный на доске, восстановите его.
План
Скучно Афоне жить на свете.
Дед Тит.
Опять скучно жить на свете.
Проснулся ненадолго.
На печи рядом с дедом.
Пошли гулять.
Цветок труженик, он из смерти работает жизнь...
Гребешок для деда.
Краткий пересказ текста
- У нас получился подробный план. Подумайте и составьте краткий пересказ текста. Как бы вы его рассказали тем, кто еще его не читал?
9. Рефлексия
I. Подведение итогов урока
- Что произошло с мальчиком, что он так изменился за не сколько мгновенийОпределите главную мысль рассказа.
Домашнее задание