Конспект урока по литературному чтению А.Платонов Цветок на земле.
Конспект урока литературного чтения в 3 классе. Учитель Лихачева Екатерина Александровна.
Тема урока: А. Платонова «Цветок на земле». Анализ рассказа.
Оборудование к уроку:
Учебник «Литературное чтение. 3 класс. Часть 2»,
Карточки с заданиями для каждой группы.
Портрет писателя.
Цель урока: учиться делить текст на смысловые части, выделять микротему каждой части; находить в тексте описания , определять их роль; вырабатывать вдумчивое чтение, находить необычные обороты речи главных героев, толковать их в соответствии с замыслом автора; понимать значение незнакомых слов из контекста произведения.
Ход урока
Проверка домашнего задания. Подготовка к восприятию рассказа А. Платонова «Цветок на земле».
Учитель:
К сегодняшнему уроку у вас, ребята, кроме общего задания у каждой группы было своё задание. Задание первой группы представлено на доске (На доске развешены рисунки детей «Портрет мой бабушки, портрет моего дедушки»). Посмотрите с какой любовью, как трогательно они нарисованы. Сразу видно у наших художников очень тёплые, дружеские отношения со своими бабушками и дедушками. Молодцы, ребята.
Послушаем задание второй группы: Прочитайте свой ответ на вопрос «За что я люблю своего дедушку, свою бабушку». (Зачитывается 2-3 ответа).
А как вы думаете, почему у вас было такое индивидуальное задание, как это может быть связано с рассказом нашего известного писателя-соотечественника Андрея Платонова (обращается внимание детей на портрет писателя) «Цветок на земле»? (Дети высказывают свои предположения)
Формулирование учебной задачи урока.
Ребята, вы мыслите правильно. Действительно, речь в рассказе идет о взаимоотношениях деда и внука, о том, какую главную тайну на земле открыл для своего внука дедушка.
- Как вы думаете, что будет главным для нас на сегодняшнем уроке? (Вместе с героями произведения открыть главную тайну на земле и постараться её понять).
Сегодня на уроке мы и постараемся открывать тайну дедушки Тита. А для этого мы превратимся с вами мудрых исследователей.
- Кто знает, что обозначает слово исследователь?
(Словарная работа. Определение значения слова исследовать, исследователь)
- Теперь мы знаем, что значит исследовать и кто они - исследователи. От того, насколько качественно вы исследуете произведение Андрея Платонова, будет зависеть, сможете ли вы ответить на главный вопрос урока «Какую тайну открыл дедушка Тит Афоне?» (Вопрос записывается на доске).
3.Беседа на эмоциональное восприятие и по содержанию. Дома вы прочитали рассказ А. Платонова «Цветок на земле». - Понравилось ли вам это произведение? - Что особенно понравилось? - О каких событиях рассказал нам автор? - Что особенно поразило вас в рассказе? - Какой эпизод особенно заинтересовал? Почему? - Что можете сказать об отношениях деда и внука?
4. Работа в группах. Выполнение исследовательских заданий.
Учитель:
Сейчас нам нужно разделиться на микрогруппы. Для этого каждый из вас возьмёт у меня карточку, на которой будет написано предложение из текста. Одинаковое содержание и будет критерием формирования групп.
«Скучно Афоне жить на свете».
«Но дедушка уже спал».
«Афоня тогда сам залез на печь к дедушке и начал будить его, чтобы он проснулся»
«Там солнце высоко стояло на небе и освещало зреющий хлеб на полях и цветы на дорожной меже»
«Теперь я сам знаю про всё!»
Правила работы в группах.
Итак, группы сформированы, вспомним правила работы в группах. - Каждая группа получит карточку с заданием и алгоритмом его выполнения. На каждой карточке будет указано, на какой главный вопрос должна ответить группа. Также вы должны выделить в тексте доказательства своей точки зрения. - Не забудьте, вам нужно будет представить результаты работы интересно, доступно, так, чтобы другим группам было понятно, к каким выводам вы пришли. - И самое главное, о чём вы должны помнить, что у нас есть главный вопрос урока. Он записан на доске. Перечитывайте его, это поможет вам быстрее выполнить задания в группах.
Карточки для работы в группах. Карточка 1. Задание: Прочитайте эпизод рассказа от слов «Скучно Афоне жить на свете» с. 129 до слов «Не спи, дедушка!- попросил Афоня» с. 130.
Ответьте на вопросы, найдите доказательства в тексте: - Почему дедушка Тит всё время спит? - Как к этому относится Афоня? - Можно ли сказать, что дедушка ко всему равнодушен? - Найдите слова и выражения, с помощью которых автор описывает старость дедушки. Главный вопрос: Как складывались отношения Афонии и дедушки Тита? Сформулируйте вывод и приведите доказательства.
Карточка 2
Задание: Прочитайте эпизод рассказа от слов «Но дедушка уже спал» с. 130 до слов «Но дед уже умолк, он опять уснул в покое на русской печи» с. 131.
Ответьте на вопросы, найдите доказательства в тексте: - Как относится мама Афонии к дедушке, в чём это проявляется? - Почему Афоня всё время подходил к спящему деду и слушал, как он дышит? - Как реагировал дедушка на вопросы внука? -- Найдите слова и выражения, с помощью которых автор описывает старость дедушки. Главный вопрос: Как складывались отношения Афонии и дедушки Тита. Сформулируйте вывод и приведите доказательства.
Карточка 3
Задание: Прочитайте эпизод рассказа от слов «Афоня тогда сам залез на печь к дедушке и начал будить его, чтобы он проснулся» с. 131 до слов «Старый Тит испил квасу, взял Афоню за руку, и они пошли из избы наружу» с. 132.
Ответьте на вопросы, найдите доказательства в тексте: - Почему Афоня решил остановить маятник у часов? - От чего дедушка проснулся? - Почему старый дед «опомнился» и пошёл с Афоней «белый свет пытать»? - Найдите слова и выражения, с помощью которых автор описывает то, как Афоня уснул на груди у деда; подумайте, почему автор пишет, что грудь дедушки пахла «тёплой землёю». Главный вопрос: Какие чувства испытывал Афоня по отношению к своему дедушке. Сформулируйте вывод и приведите доказательства.
Карточка 4
Задание: Прочитайте эпизод рассказа от слов «Там солнце высоко стояло на небе и освещало зреющий хлеб на полях и цветы на дорожной меже» с. 133 до слов «Теперь я сам знаю про всё!» с. 134.
Ответьте на вопросы, найдите доказательства в тексте: - Почему дедушка повёл Афоню полевой дорогой на пастбище? - Почему дедушка «осерчал» на внука? - Как вы понимаете слова «цветок этот – самый святой труженик, он из смерти работает жизнь»? Объясните. - Найдите слова и выражения, с помощью которых автор описывает мысли Афонии, когда Афоня «как цветок, тоже захотел теперь делать из смерти жизнь». Что вы поняли из размышлений Афони? Главный вопрос: Какая тайна открылась Афоне? Сформулируйте вывод и приведите доказательства.
Карточка 5 Задание: Прочитайте эпизод рассказа от слов «Теперь я сам знаю про всё!» с. 134 до конца рассказа с. 135. Ответьте на вопросы, найдите доказательства в тексте:
- Почему Афоня просил дедушку теперь не бояться смерти? - Почему дедушка «невидимо улыбнулся своему доброму внуку»? - Почему Афоня принёс гребешок дедушке? Как это характеризует его отношение к дедушке? - Почему дедушка посмотрел на внука «как на цветок, растущий на земле»? Объясните. - Найдите слова и выражения, с помощью которых автор описывает то, как Афоня относится к своему дедушке. Главный вопрос: Почему Афоня любил своего дедушку? Сформулируйте вывод и приведите доказательства.
5. Подведение итогов работы в группах. - Ответы групп на главный вопрос. - Оценивание ответов.
6. Коллективная работа. А) Чтение эпизодов-описаний 1) Описание внешности дедушки Тита. (с. 129-130): 2) Описание действий Афони, когда он слушал, как дышит спящий дед. (с. 130): 3) Как Афоня заснул рядом с дедом. (с. 131-132): 4) Дедушка повёл Афоню полевой дорогой на пастбище. (с. 133) 5)Описание мыслей Афони, когда он задумался среди трав и цветов. (с. 134:) 6) Описание дедушки Тита. (с. 135: последний абзац рассказа) Б) Беседа по прочитанному. Ответы на вопросы доказывать текстом. 1) Для чего в начале рассказа даётся подробное описание дедушки? Как через данное описание проявляется отношение автора к старому человеку? 2) Зачем автор так подробно описывает состояние Афони в тот момент, когда дедушка уже в который раз уснул? 3) Для чего автор обращает внимание читателя на то, что внук невзначай уснул рядом с дедушкой? 4)Почему, когда дедушка опомнился и повёл Афоню полевой дорогой к пастбищу, описание природы становится радостным, солнечным, ярким? Как это связано с состоянием главных героев – дедушки и Афони? 5) О чём задумался Афоня среди трав и цветов? Соответствует ли его настроению описание его мыслей? Какими красками пронизано описание мыслей Афони? 6) Для чего даётся описание дедушки в конце рассказа? Отличается ли это описание от того, каким было описание дедушки в начале рассказа? Что стремится показать этим автор? (Дедушка, как и цветок, набрался сил от общения с природой и с внуком, он как бы расцвёл, поэтому стал чаще улыбаться и гладить Афоню по голове).Сделаем вывод: Для чего автор вставляет в рассказ эпизоды описательного характера? Приведите доказательства.
7.Ответ на главный вопрос урока о тайне, открытой Афоне его дедушкой.
(Очень важно отметить мудрость дедушки, приобретённую им с годами, и что эту мудрость он вместе с тайной передал своему внуку. После путешествия в природу Афоня задумался над очень серьёзными вопросами. Дедушка ненавязчиво передал ему понимание сложнейших проблем экзистенциального характера: каждый на земле смертен, но умирать не страшно, если ты смог передать другим свою мудрость понимания жизни.)8. Итог урока. Рефлексия.
Итак, сегодня был очень сложный урок. Вам пришлось о многом подумать, поразмышлять об очень сложных понятиях, отношениях между людьми. Не каждый взрослый способен задуматься над теми проблемами, которые осветил Андрей Платонов в своём произведении, а мы с вами рискнули благодаря такому чудесному рассказу. - Понравилось ли вам размышлять над серьёзными вопросами, искать ответы на них в литературных произведениях?
9.Домашнее задание. 1) Перечитайте рассказ вместе с родителями, попробуйте вместе с ними ещё раз окунуться в тайну, хранимую дедушкой Афони. 2) Выполнить задание № 8 на с. 136 учебника.