Конспект урока по литературному чтению А.П.Платонов Цветок на земле

Открытый урок по литературному чтению по произведению
А.П. Платонова «Цветок на земле».

Цель урока: способствовать становлению, развитию и воспитанию ребенка путем раскрытия его личностных качеств.

Задачи урока:
1.Продолжить работу над техникой чтения, развитием речи.
2.Формировать личностные качества: доброту, чуткость, внимательность, сопереживание, отзывчивость.
3.Воспитывать любознательность.
Тип урока: урок совершенствования знаний.
Методы обучения: словесные, наглядные, проблемно – поисковый.
Формы организации учебной деятельности: групповая, коллективная, самостоятельная, индивидуальная.
Средства обучения: рассказ, беседа, дискуссия, учебник.
Оборудование: портрет А. Платонова, эпиграф записан на доске, карточки – опоры, мультимедийное оборудование, презентация.
Учебно-методический комплекс: курс «Литературное чтение».Родная речь: Учебник для 3 кл.: В 2 кн. Ч. 1 – 2/Сост. Л.Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М.В. Голованова и др. / М.: Просвещение, 2012.

Ход урока.
1.Организация класса. (слайд 1)
1 мин.
Психологический настрой на работу, на коллективное творчество.
(дети заходят в класс, рассаживаются по группам)
- Здравствуйте! Здравствуйте, это не только приветствие, но и пожелание здоровья.

«Улыбнитесь, повернитесь,
И друг к другу прикоснитесь!
Поприветствуйте гостей,
Ощутив тепло друзей.
А теперь, садись, дружок,
Впереди нас ждет урок!»
(дети садятся)
2.Актуализация.
1. Чтение эпиграфа урока.
«Детство, как почва, в которую падают семена Некоторые становятся чистыми и яркими цветами, некоторые – злым чертополохом». (Владимир Солоухин) . (слайд 1)

- Повторим, что известно о рассказе.
Работа над кроссвордом.

· Название рассказа;

· Как зовут деда?

· Имя внука.

· Фамилия автора.
(дети выходят к доске и записывают ответы)
Рассказ о личности писателя. (на доске портрет А.Платонова)
- Мы говорили, что Андрей Платонов – необыкновенный писатель. Своими произведениями он учит читателей быть добрыми и деятельными в жизни. Жизнь человеку дается одна, и книги, как считал Платонов, тоже следует писать - каждую, как единственную.
- Послушаем, что ещё ребята узнали об авторе - Андрее Платонове.
Выступление учащихся.

· Андрей Платонович Платонов (Климентов) родился 28 августа 1899 года недалеко от города Воронежа в рабочей семье. Отец его, Платон Фирсович, – был машинистом паровоза, а мать – дочь «часового мастера». В семье было 11 детей, Андрей – самый старший.

· Учился в церковно-приходской школе, а затем в железнодорожном техникуме. Как самый старший из детей в семье, чтобы помочь родителям, начал работать с 14 лет. Сменил много специальностей. От отца унаследовал любовь к технике и «потной работе».

· Еще подростком начал писать стихи, рассказы, которые печатались в газетах и журналах. Его герои – люди труда, а природа и человек одно целое. В 40 лет появились рассказы для детей. В сборник «Июльская гроза» вошли: «Еще мама», «Сухой хлеб», «Железная старуха», «Неизвестный цветок», «Цветок на земле».

· Во время Великой Отечественной войны был фронтовым корреспондентом газеты «Красная звезда». До конца жизни Андрей Платонов не переставал работать: писал сценарии, рассказы, обрабатывал народные сказки.

· В Воронеже, установлен памятник удивительному писателю Андрею Платонову.

3.Целеполагание и мотивация урока.
1 мин.
-Итак, сегодня заключительный урок по рассказу Андрея Платоновича Платонова «Цветок на земле». Мы должны понять, о каком цветке говорит автор, каков замысел рассказа, почему маленький человек интересен писателю, как он почувствовал душу ребенка, чему может научить нас Афоня.
4.Анализ текста.
1.Выборочное чтение
3 мин.
а)Найдите слова доказывающие, что Афоня имел добрую душу.
Стр. 130 1 абзац.(Афоня встал на лавку)Стр. 135(В аптеке Афоне дали...)
- Доброе отношение к кому проявлял Афоня?
б) Прочитайте, каким видел деда Афоня.
Стр.129 1 абзац.(Афоня осмотрел деда)
– Как вы думаете, почему «глаза его смотрели равнодушно, не видя ничего?»
(Он был стар, в каждом глазу светилась большая капля)
Как об этом пишет автор?

5.Чтение по ролям.
2 мин.
а)Стр. 129-130
-Итак,«глаза деда смотрели равнодушно»,«скучно Афоне жить на свете»...
б) Определите, одинакова ли причина скуки в жизни Афони, деда.
6.Выборочное чтение с элементами обобщения.
4 мин.
а)стр. 131 первый абзац до слов - . Все Афоня, я все знаю
б) На наборное полотно выставляются карточки –опоры:
молодость, мудрость.
- Скука Афони от молодости, деда от мудрости житейской.
7. Самостоятельная работа.
2 мин.
а)Найдите этому подтверждение, выраженное в тексте однимпредложением.
Стр.131(Я все обдумал)

-Почему надо думать смолоду?
б) Докажите, что в Афоне проснулась любознательность.
в) Краткий пересказ
-Сколько усилий он прилагает, чтобы понять хоть частичку того, что уже знает дед.
Чтение диалога.
3 мин.Стр. 131 от «А что это все?» до слов – «Ты вспомни!»
Зачем Афоня будил деда?
Что же это все, что знает дед?
8. Физминутка
.Аутотренинг - релаксация
Учитель читает текст «Волшебный цветок добра»
(звучит музыка П.И.Чайковского «Вальс цветов»)
«Закройте глаза. Протяните руки. Положите цветок Добра на обе ладони. Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки, тело, вашу душу. От него исходит удивительный запах и приятная музыка. Мысленно поместите всё добро этого цветка внутрь, в своё сердце.
Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость. Как приятно вашему лицу, как хорошо и радостно становится вашей душе
Вас обвевает теплый, ласковый ветерок. У вас доброе, согревающее душу настроение. Пусть теплые чувства и хорошее настроение будут с вами.

Читает учитель
«Старый Тит испил квасу»до слов «... белый свет пытать»
Весь настоян на меду.
-Итак, мы будем вместе с Афоней и его дедом «белый свет пытать».
9.Фронтальная беседа с выборочным чтением и анализом иллюстрации учебника.
5 мин.
а)Найдите диалог к иллюстрации.
- О каком удивительном чуде узнал Афоня от своего деда?
Что хотел узнать Афоня?- Что показал ему дед?
б) Прочитайте эти главные слова в тексте.

Стр. 130 до слов
«Цветок этот – самый труженик, он из смерти работает жизнь»
- Почему он сказал, что это главное?
10. Лексическая работа по толковому словарю С.И.Ожегова
3 мин.
Стр. 132 (Ты спи, а когда умрешь)Прах – 1) мелкие, сухие частицы земли, чего – нибудь высохшего, распавшегося,сгоревшего.2) останки, то, что осталось от умершего тела3)переносное – то, что тленно, ничтожно, недолговечно, суета.
(переносное значение связать с нетленностью души).
- Скажите, понял ли внук своего деда? Что главное? (слайд 3)
-А может ли человек из смерти работать жизнь?
(Люди пахари, хлебу помогают расти)
Труд делает жизнь, создаёт её.
-Узнал ли Афоня все?
«Самое главное не знает никто,но каждый человек должен стараться допытаться до ответа».
Назовите героев рассказа? ( внук, цветок,дедушка Тит)
Кого вы можете назвать главным героем?
(Цветок , так как автор вынес его на заголовок.
11. Рефлексия.
Понятие труд-одно из ключевых в рассказе.
Вывод: Труд помогает преодолеть препятствия, выжить в этом мире и цветку и людям. Труд превращает мертвое в живое.
Кто помог понять эту истину Афоне? (дед)
А нам, читателям? (автор)
Значит, старшее поколение передает новому поколению свои знания, свой опыт, свою мудрость взращивает семена. Молодое поколение впитывает всё, набирается мудрости. А чтобы семена дали крепкие ростки необходим труд.
Какую главную мысль хочет донести до читателей автор?
Внук-продолжение жизни. Человек остаётся в поколениях в своих детях, внуках, правнуках.

- Сегодня мы ещё раз перечитывали рассказ Андрея Платонова.
- Как вы поняли, что же является самым удивительным чудом на земле? (жизнь)
- Почему рассказ назван именно так - «Цветок на земле»? (Цветок – символ жизни)
«Цветы, как люди, на добро щедры,
И, щедро нежность людям отдавая,
Они цветут, сердца отогревая,
Как маленькие теплые костры».
- Какой же цветок имел ввиду А.Платонов? (дети высказываются)
(Цветок – растение, которое тянется к солнцу, к жизни;
Цветок – ребенок, который тянется к жизни, знаниям.)
- Прочитайте предложение, в котором выражена главная мысль.

12.Чтение домашних сочинений- миниатюр «Мой дедушка, Мой папа».
5 мин.
- Я прочитала ваши творческие работы на тему «Мой дедушка, Мой папа» и пришла к выводу, что ваши дедушки, папы немало прилагают усилий, чтобы вы выросли настоящими людьми.
(чтение сочинений)

13. Работа над эпиграфом. (фронтально)
- К рассказу подобран эпиграф – слова писателя В. Солоухина
Учитель читает: «Детство, как почва, в которую падают семена Некоторые становятся чистыми и яркими цветами, некоторые – злым чертополохом». (Владимир Солоухин)
- Какое слово нужно объяснить?
Работа со словарем.
Ученик находит и читает значение слова: «Чертополох - сорное колючее растение».
- Про какого человека можно сказать, что он похож на «злой чертополох»?
- Объясните, как понимаете эпиграф? (Характер формируется с детства)
14. Проблемный диалог.
- Обсудите в группах: «Каким вырастет Афоня»?
Социализация: Афоня вырастет настоящим человеком, у него крепкие здоровые корни. Афоня, как цветок от солнца, зарядился от деда любовью к земле, работе, жизни.)

Афоня узнал о бессмертии человеческой жизни. Жизнь человека сложна и есть в ней болезни и разочарования.
Но жизнь бессмертна, т.к. цветок умирает, но оставляет семена: человек умирая, оставляет после себя детей, след на земле.
Мальчик понял, что нужно жить так, чтобы оставить хороший добрый след.
Давайте и мы всегда будем делать добрые дела

Вывод. Жизнь человека есть напряженный труд души и тела во имя будущих поколений. (слайд 6)

15. Итог.
Благодарю ребята вас за активную работу и желаю вам не забывать уроков А.Платонова.



15